Царицынская переволока, где ты? 2

Прочитав научную работу "Средневековая переволока и строительство Волго-Донского судоходного канала при Петре Великом" (Вестник СПбГУ. История. 2023. Т. 68. Вып. 3), опубликованную на сайте «Международная электронная библиотека «КиберЛенинка»» 3 мая 2023 года, я воспринял её как заявление на моё имя с просьбой установить место Царицынской переволоки между притоками Волги и Дона. Суть научного труда в том, что проведена масштабная работа по изучению исторических документов и карт, были осуществлены в район Волго-Донского канала несколько экспедиций, но найти переволоку так и не удалось. Хотя были обнаружены места двух попыток Петра Первого прорыть канал, опередив Сталина на два с половиной столетия. Проект канала назывался «Новая и правдивая карта о перекопе, чтоб из Дона или Танаиса кораблям Иловлей рекой до Камышенки и Камышенкою рекой в Волгу или Астраханскую реку в Каспийское море входить». На реке Камышенке должны были построить в первую очередь четыре плотины и четыре шлюза, вторая очередь включала в себя еще шесть шлюзов. Длина канала достигала две с половиной версты. Судя по публикации – Пётр оба раза нанимал европейских инженеров и оба раза неудачно. Первый «мастер» по масштабным работам в этой области сделал неверные расчёты и использовал не прочные материалы, отчего шлюзовую дамбу смыло вместе со шлюзом и работа тридцати тысяч зелекопов «пошла коту под хвост». Сам заморский инженер бежал без оглядки до самой Европы и «залёг на дно», полагая, что Пётр будет им «немножко недоволен». Второй европейский мастер, как и предыдущий, был из «Туманного Альбиона» и так же бодро начал, правда, для шлюзовых плотин использовал камень, а не песок. Из официальных источников известно, что строительство продолжалось с 1696 года по 1701-й, когда началась война со шведами, но на тот период работы были далеко не завершены, а английский инженер так разошёлся, что требовал для работ не тридцать тысяч землекопов, а сто. Тогда император махнул рукой и вплотную занялся шведами. Он понял, что и второй англичанин ничего не сможет. Читать чужие бумаги может каждый мало-мальски грамотный человек, но вы гляньте на карту. Исследователи ведь опираются на городок Петров вал, как на место рытья канала. Там Иловля берёт свои истоки и впадает в Дон в районе города Калач-на-Дону.  А рядом с истоком Иловли истоки речки Камышинки, впадающей в Волгу. От Калача до Петрова вала, по прямой, двести три километра, а по изгибам реки все двести пятьдесят, а от истоков Камышинки до Волги пятнадцать километров. Это же ручей! Как и в истоках Иловли, там «воробью по колено»! Какие корабли там пройдут? Но, даже если бы всё получилось идеально - путь из Волги в Дон по этим речкам составил бы  реальных двести семьдесят километров. А между Калачём и Царицыным семьдесят! Значит,  Пётр Первый дурак? Нет, Петр великий конспиратор! Он и не собирался строить канал в разрекламированном месте. Он там построил капитальные оборонительные сооружения, сдерживающие кочевников от похода вверх по течению Волги на Саратов, Самару и Казань. А канал он строил в другом месте: «Как пишет современник: «… и на Царицыне хотели перекапывать реку, а посошных людей было всех городов 35 000, и ничего они не сделали, все простояли напрасно»». То есть - перекапывали Царицынскую переволоку. После этого, давайте глянем на название вышеуказанной работы, а там не указано что переволока была Царицынской, она «средневековая», иначе, как привязать Иловлю с Камышинкой к названию, конкретно указывающему на реку Царицу? И по тому, что я увидел из космоса – канал был построен! И длина его чуть более двух километров. А может быть, его прокопали под руководством инженеров турецкого султана? В 1569 году он пошел войной на Ивана Грозного, желая отбить Астрахань. Ключевым моментом в плане султана по захвату города было построение канала между двумя великими реками, по которому смог бы пройти турецкий флот. Видимо, планировалось завершить строительство канала за пару недель, иначе сколько могла ждать флот крымско-турецкая армия из семидесяти тысяч воинов? Уже турецкие войска осадили Астрахань в то время как тридцать тысяч землекопов пытались вымучить канал на Волго-Донском перешейке. По ходу встречи с реальностью, руководители работ поняли, что морским кораблям канал не поможет – истоки рек Карповка и Волжская Царица так мелководны, что по ним могут свободно передвигаться только речные челны. То есть – канал мог обеспечить перевозку продовольствия, оружия, обмундирования, боеприпасов, личного состава, амуниции и т.д., но чтобы построить водную артерию для крупных морских судов, султану не хватит и десяти жизней и всей казны Османской империи. Но, судя по всему,  он этого и не планировал – корабли поставили на колеса, по примеру вещего Олега, прибившего щит на врата Царь-града! При такой тактике передвижения флотилии посуху, сломались колёса на нескольких кораблях. Эти ДТП развернули флотилию обратно, и корабли проследовали к порту приписки. А из этого следует, что и Пётр Первый блефовал, понимая, что мечтать легко, а реализовать мечту такого масштаба ещё не пришло время. Но, пока шло строительство ничего не значащего канала,  попугать своих потенциальных противников ему удалось. А секретность вокруг этой мечты нагнеталась не шуточная. Вот и фрагмент карты над текстом этому свидетель. Это «Карта губерний Саратовской, Самарской, Астраханской и южной части Оренбургской» за 1837 год. На предыдущей карте вы видели реку Карповку, а здесь её нет, а Волжской Царицы тем более. Зато Донская Царица написана калиграфическим почерком и полным названием, в отличии от карты Донского казачества, где она просто Царица. Не смотря на то, что рек нет, дорога повторяет изгиб Карповки и, минуя Волжскую Царицу, идет вверх к Царицыну по прямой от станицы Яблоновской, которая до этого называлась Яблоневая лочь. И «на глаз» от Яблоновской до Царицына километров двадцать пять-тридцать. Только это не протяжённость волока – это расстояние между устьями речек, одна из которых впадает в Карповку, другая в Волгу. А длина волока-канала, как и планировал царь Пётр, что-то вроде двух вёрст. Раз место волока на карте засекречено, значит в 1837 году, этот волок ещё имел стратегическое значение и по нему перемещались люди, товары и грузы. В моей публикации карты стали свидетелями давно минувших дней. Для историков они несут гораздо больше информации, чем изложил я. Но я заострил внимание читателей на предшественнице Волго-Донского канала - Царицынской переволоке. Следующая карта опять будет иметь отношение к донским казакам, которые отпишут Донскую Царицу полным именем, изобразят Карповку с мельчайшими подробностями, правда, не изобразят на ней приток, начинающийся в непосредственной близости от истока Волжской Царицы. Да и самой Царицы, там как будто и не было никогда. Продолжение следует.


Рецензии