Трудная судьба жизнерадостного Кустодиева

 
 31 октября 1903 года Кустодиев закончил Академию художеств, получив за дипломную
 картину «Базар в деревне» золотую медаль и право на годовую пенсионерскую
  поездку за границу и по России.

В декабре 1903 вместе с женой и двухмесячным сыном Кириллом он отправился в Париж.

 Там он успел присмотреться  к французской живописи и с толком использовать эти впечатления  в одной из своих самых лирических картин «Утро» (1904).

 Картина пронизана светом и воздухом, полотно воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям.

 Найдите в интернете, очень необычная работа для творчества Кустодиева.

Его первая жизнерадостная картина  "Утро"  1904 год, молодая мать купает ребенка.

В комнате вокруг яркое солнце и радость во всей работе.

 Работа вся наполнена внутренним светом, он внутри полотна, он направлен на тебя.

  Картина полна  жизни,   радостных  красок,  в  дом  входи утренняя  свежесть,  теплое   солнце  освещает комнату, наполняя  ее  фантастическим  светом.   Он  счастлив  с   молодой  женой,   и   в  Париже, мечты  сбываются.

 Думаю  эта  картина  «Утро», дань  импрессионизму, он тогда еще не  обрел  свой   собственный  стиль. 
 Именно  с  этой  работы  началась  его  известность  и  слава, а  впереди  ждало  много  творческих  успехов.

Я довольно  часто копировал яркие "Ярмарки" и радостные "Осенние" работы Бориса Кустодиева, пока не выработал свой стиль.

 Это я про мой " Наив".
  Переварив в себе для начала любимого Брейгеля, Лаковую  миниатюру и Бориса  Кустодиева.
Я пришел  к своему  стилю "Наив", как его называют  французы, а позже попал  на аукцион Дрюо париж.
 И еще через  2 года оказался  в ценовом  каталоге  "Akoun"  почти рядом  с  великими мастерами.   Ладно  то была лирика.   

Пять счастливых  месяцев  провел художник  за  границей, массу  времени  отдав посещению  в Париже  и  Мадриде музеев  и конечно музей Прадо  с работами Веласкеса  и  Гойи.
 Надо  сказать,  что  без  влияния  Парижа тогда  не обошелся  ни один великий  и  не  очень великий   русский  художнику.

  В 1904 году в Париже он написал знаменитое "Утро", изображающее молодую жену с маленьким сыном.
                               
  Продолжаю  о  Кустодиеве.

 Кустодиев начал свой творческий путь как портретист, но на втором курсе Академии
  художеств Борис Кустодиев перешел в мастерскую Репина, который предложил своему
 ученику писать большей групповой портрет "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года".

 В портретах-этюдах к картине молодой художник должен был достигнуть полного сходства с творческой манерой Репина, что ему и удалось.

 Кроме того, в 1901-1903 гг Кустодиев самостоятельно пишет несколько портретов художников - своих учителей и товарищей.
   Во всех этих работах чувствуется рука талантливого живописца.
 
  Например, портрет художника Билибина  был отмечен медалью Международной Мюнхенской выставки 1901 г.
  Все это давало основание предположить, что Кустодиев посвятит себя в основном портретному жанру.

 И в том числе портрет молодого  царя  Николая.
 Есть в интернете, стоит найти.

  Почему портрет  царя, а вот почему,  Борис  Кустодиев начал свой творческий путь как портретист. 

   Все это давало основание предположить, что Кустодиев посвятит себя в основном портретному жанру.
 Однако для своей дипломной работы молодой художник выбирает совсем другую тему - " На базаре" (картина не сохранилась).

Он будет продолжать эту тему довольно долго.

Сразу же после возвращения из заграницы Кустодиев едет в провинцию, в Костромскую губернию, и там проводит несколько месяцев за работой.

Он пишет этюды, которые впоследствии использует для создания цикла картин про деревенские праздники и ярмарки (1906-1910 гг).

 Период творческих исканий закончился.

Художник нашел себя в бытовом жанре, связанном с русской темой, с темой русского народного характера.
Жизнь крестьян в этих картинах Кустодиева предстает перед нами как беспечный, бесконечно длящийся праздник.

Художника интересует лишь одна, зрелищная, декоративная сторона жизни русской деревни.
 Это идиллический мир, сказка.
 Мастер всячески подчеркивает нереальность изображенного. Пространство картин замкнуто, уподоблено сценической площадке.

Объем на картинах не выражен, они плоские.

Так в картине "Ярмарка" 1906 года базар изображен как праздничное торжественное зрелище.
Перед  зрителем степенно проходят нарядные крестьяне: беседующие старцы, румяные бабы, парни с гармоникой. Это просто камерная сцена из жизни, взят один момент (работа написана гуашью и темперой)

На заднем плане тянутся ряды прилавков, чуть поодаль виднеются церкви - неотделимая деталь русского пейзажа.

 Стремление трактовать изображенное пространство наподобие сцены, а движение персонажей как процессию актеров, проходящую перед зрителем,  что   еще сказывается в картине "Ярмарка" 1908 года.

 Для наблюдения за сценой базара выбрана внутренность ларька. Затененный передний план выполняет функцию занавеса.
 Крестьяне не столько покупают-продают, сколько демонстрируют себя. На их лицах сияет улыбка.
 1907 года, выполненной темперой, художник как бы любуется деревенским гуляньем.

Со временем "Гулянья" станут его основной темой в творчестве.

 Вот сидит мужик на телеге, собирается пуститься в пляс подвыпивший старик,
проплывают в хороводе девки в цветных одеждах, с ними перемигиваются парни.

 Среди золотистой листвы деревьев ярко горят красные гроздья рябины.

 На картине "Праздник в деревне" 1907 года, выполненной темперой, художник как бы любуется деревенским гуляньем.
 Вот сидит мужик на телеге, собирается пуститься в пляс подвыпивший старик, проплывают в хороводе девки в цветных одеждах, с ними перемигиваются парни.

Среди золотистой листвы деревьев ярко горят красные гроздья рябины.

 Еще дальше разрабатывает Кустодиев принцип декоративного панно в картине "Деревенский праздник" 1910 года, где действие происходит за золотой ажурной сеткой листвы, закрывающей весь передний план, лишающей пространство глубины.

Картина передает то общее светлое ощущение, которое остается у человека, прошедшего праздничным днем по деревенской улице.

 Он не разглядел ни лиц, ни домов.

 Лишь отдельные, особенно характерные сценки запали ему в память: важно сидят старики на завалинке, парень в красной рубахе затесался в девичий хоровод, мальчишки, лежа на нагретой за день земле, играют в какую-то игру.

 Но самое главное - это радостное цветение красок, яркие одежды, золото и багрянец листвы.
 Художник работает мощно, почти эскизно, видимо для него важно прежде всего пердать  радость от цвета осени, ее необычное состояние.

 Все ярко светло и радостно, но мы знаем, что жизнь на самом деле была не столь радостна.
 Это светлая  мечта Бориса Кустодиева, как  истинно русского художника.

Здесь  в  рабртах  Кучстодиева  сказалось  увлечение живописца локальным цветом, яркостью и декоративностью в живописи.

Живопись  плоскостная  нет  свето-воздушной   перспективы, т.е. все на одном плане, как в  Миниатюре Палеха  или Мстеры  и  Холуя, их тогда еще не было и в помине, появятся они, когда запретят писать иконы году в 1922.

  Цвет в сближенной гамме.
    Немного  напоминает  Билибина, но все-же  свое, это начало  к реализму он более не вернется.

 Картину "Праздник в деревне" , Кустодиев написал всего за пять дней - именно такое количествотакое количество времени провел художник в своем загородном имении.
В картине "Деревенский праздник" художник передает веселье и широту русского праздничного гулянья на фоне простых деревенских изб  крытых  щепой или соломой,  и яркой осенней листвы.

 Как всегда у Кустодиева, колорит картины очень декоративен, он построен на сближенных цветах,  красных,  желтых,  оранжевых,  охристых  и   белых, как единство  всех цветов.

Собирая материал для программной картины, Кустодиев летом 1903 года предпринял  большую поездку по Волге  от Рыбинска до Астрахани.

 Пестрые картины волжских базаров, тихие провинциальные  улочки и шумные пристани теперь занимали художника.

Многие волжские впечатления он использовал впоследствии  в  картине "Праздник в деревне".
В  обыденности простого сюжета, в кажущейся случайности изображаемого  глубокая продуманность, композиционная четкость.

  Смелые сочетания ярких красок придают картине декоративность,  сближая  ее  с  лубком.( раскрашенных цветом печатных  картинок).

 Картина "Праздник в деревне" имела большой успех на выставках,  как в России, так и за рубежом.
До самого  наступления болезни  Кустодиев был великим ходоком,  ежегодно   отправлялся   либо  по родным просторам,  набираясь   впечатлений,  либо за границу, чтобы смотреть  картины  старых мастеров  и  конечно   быть  в курсе современной художественной жизни.

 В 1907 году  Кустодиев  стал членом Союза   русских художников, а когда в 1910 году бывшие "мир искусники",  не согласные с выставочной  политикой Союза, вышли из него, оформив  "вторую серию" "Мира искусства", он вошел в это новое  художественное объединение.

В 1909 году его избрали академиком живописи.

 Все  было,  казалось бы, хорошо,  но художника  подстерегала тяжелейшая болезнь. Первые ее признаки дали о себе знать в 1909 году.

 В 1911 году с диагнозом "костный туберкулез"

 Когда  врачи  поставили жену  художника   Ю.Е. Кустодиеву   перед выбором,  что сохранять: руки или ноги? 
  Она тут же ответила: "Конечно, руки.

 Он - художник,  и без рук жить не сможет".
 Борис  Михайлович Кустодиев,  создавший яркий  мир мечты и  грез о  счастливой России.
 Но мало кто знает, что пятнадцать  лет своей жизни  живописец  страдал от тяжёлой болезни и не имел возможности передвигаться.

Он писал Россию, которая  уже  исчезла,  а  скорее по большей  части  была  просто  его личной  фантазией,  его  мечтой.
 
 Однако  новую Россию  он не успел узнать,  так как весь мир  его был ограничен видом из окон его квартиры.

Невзирая на  адскую боль, Борис  писал  свои  картины, иногда  лежа в постели  практически до  последних своих дней.

 И именно в этот тяжёлый период художник пишет наиболее яркие, темпераментные, жизнерадостные картины.

 Друзьям художник говорил: «Картины в моей голове сменяются, как кино».

 Возможно поэтому,  иногда в кресле-каталке, а когда лёжа, превозмогая страшные боли, рисовал
 он на холстах пышущих здоровьем, ярко одетых купчих,  развесёлые масленицы, шумные трактиры…..
 Это идиллический мир, сказка.

Мастер всячески подчеркивает нереальность изображенного.

 Пространство картин замкнуто, уподоблено сценической площадке.

 Объем на картинах не выражен, они плоские.

Так в картине "Ярмарка" 1906 года базар изображен как праздничное торжественное зрелище.
 Перед  зрителем степенно проходят нарядные крестьяне: беседующие старцы, румяные бабы, парни с гармоникой.

На заднем плане тянутся ряды прилавков, чуть поодаль виднеются церкви - неотделимая деталь русского пейзажа.

  Восторгается  он и красотой  провинциальных  городков, где жизнь течет медленно,   чинно, без суеты.

  Неспешная  жизнь и тихий уют провинции располагают  к  покою и величию, восхищению красотой природы.
 Думаю некоторые  городки  такими остались  и по ныне.

  Неспешная  жизнь и тихий уют провинции располагают  к  покою и величию, восхищению красотой природы.
  На  волге в Романове,  Кустодиев в 1906-1909 года жил в гостинице «Эрмитаж»,  что на волжском бульваре   из окна этой гостиницы  написал свою  картину «Гулянье на Волге».

Картина  написана со второго этажа гостиницы, бульвар мы видим как бы сверху.  На той стороне Волги  красавец Воскресенский собор.

 Видна пристань пароходного общества «Самолет».

 Каждое пароходное общество,  а их было несколько: «Русь», «Надежда», «Братья Любимовы», «Кашин»,  имело собственную пристань и свои пароходы.
 
   Некоторые приходили по расписанию почти одновременно и  от поворота  реки  на Ярославль устраивали гонки.
Горожане знали и приходили сюда на бульвар смотреть, кто нынче обгонит.

Сейчас Борис Кустодиев еще и певец русского провинциального быта, с иронией и любовью  изображает персонажей того времени: купцов и купчих, нарядных мещанок, чиновников и крестьян.

  И даже  появился термин  «кустодиевский персонаж».

 Но по большей  части  это  была  его  мечта о  счастливой  жизни  в России,  ибо Россия  не  была  именно  такой,  иначе,  откуда  взяться  вдруг  Революции.

 Да  и прикованный  к  креслу, а  иногда  работая  вообще в  кровати  (вот почему  появилась  гуашь  и  темпера)  и  жизнь он  видел в основном   из окна своей комнаты.
 Но однако работы светлые и радостные.

 Но после Революции он ничего Лучше чем прежде не написал.

 Видимо то была не та Россия о которой он так мечтал раньше.


Рецензии