Окно Джохари способ самооценки. Узнай себя

Как подружиться с самооценкой и начать здраво оценивать собственные навыки?

Франсуа Вийон. Villon Francois французский поэт (1431-1463)

Я знаю мир - он стар и полон дряни,
Я знаю птиц, летящих на манок,
Я знаю, как звенит экю в кармане
И как звенит отточенный клинок.
Я знаю, как поют на эшафоте,
Я знаю, как целуют, не любя,
Я знаю тех, кто "за", и тех, кто "против",
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю шлюх - они горды, как дамы,
Я знаю дам - они дешевле шлюх,
Я знаю то, о чем молчат годами,
Я знаю то, что произносят вслух.
Я знаю, как зерно клюют павлины,
И как вороны трупы теребят,
Я знаю жизнь - она не будет длинной,
Я знаю все, но только не себя.
Я знаю мир - его судить легко нам,
Ведь всем до совершенства далеко,
Я знаю, как молчат перед законом,
И знаю, как порой молчит закон.
Я знаю, как за хвост ловить удачу,
Всех растолкав и каждому грубя,
Я знаю - только так, а не иначе...
Я знаю все, но только не себя.

Я, Франсуа Вийон, школяр,
     В сем пятьдесят шестом году,
     Поостудив сердечный жар,
     И наложив на мысль узду,
     И зная, что к концу иду,
     Нашел, что время приглядеться
     К себе и своему труду,
     Как учит римлянин Вегеций.


Эта модель самопознания, которую сейчас называют «Окно Джохари», была создана двумя американскими психологами: Джозефом Лифтом и Харрингтоном Инхамом в 1955 году.
От первых букв их имен  образовано название.  Джохари.
Они определили, что у каждого человека есть часть «Я знаю», где находится информация , которая ему самому про него известна. И есть часть «Я не знаю», где то, что он знал, но забыл, или та информация про него, которую он сам не осознает.

Схематическое изображение состоит из четырёх зон и действительно напоминает окно.
Это один из методов, который может помочь в адекватной оценке навыков . Он состоит из четырех зон:
Открытая — ваши очевидные качества.
Слепая — качества, которые видят в вас другие, но не видите вы.
Скрытая — качества, известные вам, но неизвестные другим.
Неизвестная — особенности, скрытые ото всех.


Каждая зона показывает характеристики, которыми обладает человек. Выбор зоны зависит от того, кто признаёт за человеком те или иные характеристики.

Открытая зона — это все, что мы открыто говорим и показываем другим людям. Это наша публичная сторона, которую мы активно представляем в обществе. Открытая зона
Описывает всё, что человеку и всем другим известно о нём. Например, все ваши знакомые говорят о том, что вы надёжный человек. И вы сами признаёте за собой это качество. Почти все черты нашего характера можно внести в открытую зону.

Слепая зона — то, что другие люди видят и знают о нас, но мы сами этого не осознаем. Это могут быть наши недостатки, которые другие замечают, но мы — нет. Слепая зона описывает качества человека, которые известны другим, но неизвестны ему самому. Человек может не знать или не признавать некоторые черты своего характера. Но именно они могут стать помехой на пути к достижению цели. Поэтому изучению слепой зоны нужно уделить особое внимание. Многим из нас сложно признать существование качеств слепой зоны. Просто примите их как данность. Важно честно определить для себя, какие же черты вашего характера находятся в этой зоне «окна Джохари». Что не даёт вам двигаться вперёд? Что разрушает ваши взаимоотношения?

Скрытая зона — то, что мы знаем о себе, но не делаем явно видимым для других. Мы можем хранить эту информацию только для себя. Спрятанная зона-(Скрытая зона)— то, что мы знаем о себе, но не делаем явно видимым для других. Мы можем хранить эту информацию только для себя. Описывает, прямо говоря, секреты человека. Вы знаете о том, что вы, например, пугливый. А другие могут об этом и не догадываться. Вы не делитесь своими страхами со всеми знакомыми. Хотим мы этого или нет, но у каждого из нас есть качества, которые можно записать в эту зону.

Неизвестная зона — это все, что никто не знает о нас, ни мы сами, ни другие люди. Это та часть нашей личности, которую мы еще не разработали или не обнаружили.  Неизвестная зона описывает черты характера, неизвестные ни самому человеку, ни другим людям. Эти качества могут проявиться в определённой ситуации.

После тщательного анализа своих личных качеств вы сможете понять свои слабые и сильные стороны.
Цель модели окна заключается в том, чтобы помочь расширить область, которая относится к открытой информации о нас самих и других людях.
Когда большая часть данных находится в открытом секторе, возникает ясность и понимание взаимоотношений. Если большая часть в слепом секторе, возможно, человек относится к себе слишком самокритично или, напротив, обладает завышенной самооценкой. Таким образом, вы можете считать себя первоклассным специалистом или компанейской личностью, а окружение будет иметь противоположное мнение. В случае если преобладает информация тайного сектора, то человек будет вынужден постоянно подстраиваться под обстоятельства, людей, играть какую-то роль. Он будет испытывать постоянное внутреннее напряжение. Слепой сектор включает в себя все, что видят окружающие, но не замечаете вы.
Переход информации в открытый сектор проводится разным способами: от признания совершения дурных поступков до смены работодателя.

Чтобы воспользоваться этим методом, составьте опросник для коллег, с которыми работали над последним проектом. Пусть они ответят на такие вопросы о вас, как, например:
Можно ли спокойно обратиться к вам за обратной связью?
Устраивает ли коллег качество выполняемой вами работы?
Насколько тщательно вы решаете проблемы в случае их появления?
Вы можете скорректировать вопросы так, чтобы они описывали интересующий вас навык. Чем более четкими и конкретными они будут, тем выше детализация тестирования.

Следующий этап — самоанализ. Анализируя законченный проект или конкретный промежуток времени, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
Какие результаты я получил?
Что помогло мне их достичь?
Какие задачи выполнялись легко?
С какими трудностями я столкнулся?
Довольны ли клиенты, партнеры и коллеги выполненной работой?
Какую обратную связь я получал?
С чем я не справился?
Что можно было бы сделать лучше, быстрее?
Какие навыки мне нужно развить для того, чтобы улучшить этот проект?
Что в этом проекте стало лучше или хуже, чем в предыдущем? Или что на протяжении этого месяца у меня получается лучше по сравнению с предыдущим?

Здесь важно понимать, что вы понимаете под категорией «лучше». Помогут конкретные KPI -key performance indicators.
Ключевые показатели эффективности - это метрики, которые измеряют прогресс конкретного проекта в достижении поставленных вами целей. Ключевые показатели эффективности должны поддаваться количественной оценке и быть релевантными, а также предоставлять конкретные доказательства для принятия решений по проекту в будущем.

Несколько рекомендаций для оценки работы:
-не забывайте о внутренних победах (например, поборол страх публичных выступлений),
-сверяйтесь с мнением коллег из разных подразделений,
-конкретизируйте свои достижения,
старайтесь посмотреть на свою работу глазами коллеги или начальника,
оценивайте проекты через время — когда вы восстановите силы, а эмоции уже не помешают.

Аудит дня
Каждый раз, когда вы сомневаетесь в своих способностях и квалификации, попробуйте задать себе вопросы:
Правдивы ли мои мысли?
Отвечая на него, постарайтесь опираться не на страхи и сложившиеся представления о себе, а на конкретные факты. Например, вспомните не только ситуации, в которых допускали ошибки, но и те, когда вы вели себя профессионально. Это поможет реалистичнее оценить свои навыки.

Какие эмоции у меня вызывают эти мысли?

Перечислите их и подумайте о реакции: они заставляют тревожиться, вгоняют в тоску или, наоборот, делают вас полными сил?
Ответы на эти вопросы помогут разобраться, как негативные — и не всегда справедливые — представления о себе влияют на вас и вашу жизнь.

Окно Джохари способствует эффективному разрешению конфликтов для лидеров, способствуя открытому общению и пониманию различных точек зрения. Эта модель поощряет сопереживание и активное слушание, позволяя лидерам находить точки соприкосновения, способствовать достижению компромисса и способствовать укреплению отношений внутри своих команд.


Перед началом работы с Окном Джохари нужно задать себе несколько вопросов:
Как я отношусь к критике?
Какой отклик возникает, если я вижу непонятную реакцию окружения на мое поведение?
Насколько часто я прошу окружающих людей дать оценку моим поступкам, достижениям?
Чем я руководствуюсь, когда интерпретирую свою реакцию на поведение других?

Работу над слепой зоной можно назвать наиболее сложной — иногда очень трудно признать свои недостатки и начать работать над ними. Что касается неизвестного сектора, то точно определить, что к нему относится, невозможно. К примеру, вы имеете нераскрытый талант к рисованию, или способны прекрасно водить машину, или хорошо танцуете, но пока не знаете об этом. Путем самопознания, получения новых знаний и опыта происходит выход из этой зоны.


Многие компании в России применяют технику Окна Джохари в своих во внутрикорпоративных тестированиях и тренингах, а также бизнес-процессах — для повышения качества обслуживания. Например, Сбербанк проводит фокус-группы и интервью с клиентами, чтобы получить обратную связь и предложения по улучшению банковских услуг. Яндекс применяет Окна Джохари при разработке новых продуктов и улучшении существующих: специалисты проводят исследования рынка и тестирование среди пользователей, чтобы понять, какие функции и улучшения наиболее востребованы


Рецензии