карнавал в...

                Карнавал в Древнем Риме

 (По страницам немецких газет. Сокр. пер. с нем. Е.Дроздова)

                Theodor  Kissel

   Каждый год проходят веселые карнавалы. С различными безобидными шутками выставляют начальство на смех. Карнавалы продолжаются несколько дней. Этот обычай уходит в глубину веков. Еще в Древнем Вавилоне были известны праздники, во время которых общественные отношения ставились с ног на голову. Письмена, относящиеся к концу 3-его тысячелетия до н.э., рассказывают о том, что свадьба Бога Мардук праздновалась целую неделю. В течение этого времени простые люди поднимались на одну ступень со своими господами.

   Намного более известный праздник ежегодно проходил в декабре в античном Риме. Тогда праздновался Сатурн, Бог урожая. Люди переодевались, тянули по улицам повозки, бросали розы и праздновали возвращение "Золотых времен". Так люди называли время, когда Сатурн правил итальянской областью Лациум (Latium) и учил крестьян, живших в окрестностях Рима, высокому искусству земледелия и виноделия. В те времена, как описывает римский поэт Гораций (65-8 до н.э.), люди жили в стране, где текли молочные реки в медовых берегах, могли наслаждаться сладким ничегонеделаньем, потому что "зерно и виноград росли без плуга и подрезания виноградных лоз".

   Когда Юпитер взошел на Олимп, где, по преданию, обитали Боги, он заточил Сатурна в скалах. Позже, когда Рим стал республикой, его граждане воздвигли Богу урожая храм. Его освящение произошло 17-ого декабря 497г. до н.э. С тех пор этот день празднуется карнавалом. Сначала это был лишь один день, позже целая неделя.

   Тысячами тянулись после урожая крестьяне с окрестных мест в Рим, чтобы отблагодарить Сатурна. Началу праздника всегда предшествовал один и тот же ритуал. Утром 17-ого декабря пристер служил молебен. Его так описывает римский философ Macrobius: в то время, как священник в храме приносил жертву, другие шерстяными нитками опутывали ноги статуи Бога. Потом ее вносили на Форум, где "Божественная еда" была готова для участников карнавала.

   Там уже собралась толпа народу, чтобы праздновать. Улицы Рима содрогались от криков: "Даздравствует карнавал!" Бог сам командовал праздником. Рим стоял на голове. Его высший свет, обычно соблюдавший строгую мораль и чинопочетание, не только снисходительно смотрели на беззаботное веселье, но и сами участвовали в нем. "Живи сам и дай жить другим" - был дивиз праздника и даже: "Свобода и равенство для всех". Так как, согласно преданию, Лациум во времена Сатурна на короткое время  не признавал расслоение общества.

   Итак, во время карнавала никто не работал, никто не учил, как жить, и не занимался политикой. Исчезала разница между патрициями и рабами. Сенаторы сбрасывали тогу и носили одежду, в которой они выходили дома к столу. Своим маскарадом патриции и рабы менялись ролями. Этот перевернутый с ног на голову мир описал греческий сатирик Lukian von Samosata (120-180 н.э.): "Мне не разрешено делать что-нибудь серьезное или важное, а только пить, шуметь, шутить, выбирать короля праздника, угощать рабов, петь голым и вымазанным сажей нырять в холодный фонтан."

   В некоторых домах рабы позволяли себе разлечься в столовой на диванах, а их хозяева разносили еду и напитки. Вместе с социальными рамками в пьяном пиршестве исчезали и моральные. Об этом заботился (избранный) карнавальный принц, который руководил потешными полками.

   Карнавалы, которые с середины 1-ого века до н.э. всякий раз кончались аккурат 24-ого декабря, для клерикалов поздней античности были занозой в глазу. Недаром тогда Рождество было приурочено ко времени карнавала. Папа Римский Liberius (352-366 н.э.) постановил праздновать Рождество 25-ого декабря. В конце концов Господь Бог снова заточил Сатурна в скалах.


Рецензии