Арман-Эммануэль де Виньеро дю Плесси де Ришелье

Одесский Дюк, более известный как пятый герцог де Ришельё, был праправнучатым племянником знаменитого кардинала и всесильного министра Людовика XIII. Полученные им от короля титулы кардинала он завещал своему внуку, который был его прямым потомком. Де Ришельё родился в Париже в 1766 году и, благодаря своему происхождению, получил должность камергера в 17 лет. В 1790 году он находился в Вене, когда услышал о планах русского командования на штурм Измаила. Возможно, он решил поступить на русскую службу и принять участие в этом событии. В то время французские аристократы искали возможности для карьеры за границей, и де Ришельё не был исключением, выбравшись в Черноморскую гребную флотилию.
Во время второй русско-турецкой войны большинство французов не поддерживало турецкую сторону. К концу XVIII века во Франции была популярна мода на Россию, которую пропагандировали влиятельные люди думы, Вольтер и Дидро, благодаря их переписке с русской императрицей. Также был определенный параллелизм в политических интересах: Франция поддерживала Америку в войне за независимость против Англии, в то время как Англия расчитывала на поддержку России, но Екатерина отказалась нарушать нейтралитет. Существовало мнение, что Россия была настоящим Эльдорадо для тех, кто знает свое дело. Поэтому для Ришельо было необычным решением присоединиться к русской армии во время штурма Измаила во время войны, учитывая его родословную и французское происхождение. Однако его приятель граф Ланжерон уже сражался под русскими знаменами, что, возможно, повлияло на решение Ришелье. Как результат, они были награждены за храбрость при штурме крепости и Ришелье получил чин генерал-лейтенанта русской армии. После войны он вернулся в Париж, но его семейное финансовое положение сильно пошатнулось. Ришелье пытался помочь французским эмигрантам, предложив проект переселения их в Крым, но это предложение не было принято со всем энтузиазмом. Возросшее враждебное отношение к эмигрантам в Европе также сказалось на поддержке их идеи.
В 1799 году император Павел I, который принял престол после Екатерины II, предложил убежавшему королю Людовику XVI свою гостеприимность, превзошедшую щедрость прусского правительства. Павел предоставил Людовику дворец в Митаве (ныне Елгава, Латвия) и разрешил ему содержать свой двор с 100 дворянами. Вскоре Людовика в Митаву приехала и его дочь, принцесса Мария-Тереза, единственный член семьи короля, переживший террор во Франции.

Пятый герцог Ришелье имел полное право находиться при особе короля, но он предпочел остаться в Петербурге. В начале он был на действующей службе, но служить при Павле было непросто из-за его нервной неустойчивости. Император массово увольнял офицеров и чиновников, отправляя их даже в Сибирь, что вызывало большую текучесть персонала. Ришелье также был уволен и жил как гражданский человек в Петербурге, сталкиваясь с материальными трудностями. Однако в 1803 году, на третьем году правления Александра I, его снова вызвали на русскую службу.

По словам Александры Осиповны Россет, крестницы Ришелье, когда он вернулся на службу, император Александр выразил угрызения совести и поручил ему важные задачи в ЎОдесской области. Ришелье согласился, при условии, что его шпага никогда не будет направлена против французов. Таким образом, он был назначен градоначальником Одессы и генерал-губернатором Новороссийского края. Возможно, рассказ Александры не во всех деталях соответствует историческим фактам, но отражает мнение об общественном восприятии герцога Ришелье.


Рецензии