Концепция роста научного знания К. Поппера

* Путеводитель по профилю. МираНаука
* http://proza.ru/2023/08/28/1528
________________________________

Концепция роста научного знания К. Поппера.
________________________________

Карл Поппер (1902—1994) рассматривает знание (в любой его форме) не только как готовую, ставшую систему, но также и как систему изменяющуюся, развивающуюся.

Этот аспект анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Отвергая агенетизм, антиисторизм логических позитивистов в этом вопросе, он считает, что метод построения искусственных модельных языков не в силах решить проблемы, связанные с ростом нашего знания. Но в своих пределах этот метод правомерен и необходим.

Поппер отчетливо осознает, что выдвижение на первый план изменения научного знания, его роста и прогресса может в некоторой степени противоречить распространенному идеалу науки как систематизированный дедуктивной системы. Этот идеал доминирует в европейской эпистемологии
начиная с Евклида.

Однако при всей несомненной важности и притягательности указанного идеала к нему недопустимо уводить науку в ее целостности, элиминировать такую существенную ее черту, как эволюция изменение, развитие. Но не всякая эволюция означает рост знания а по последний не может быть отождествлен с какой-либо одной (например, количественной) характеристикой эволюции.

Для Поппера рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, «дарвиновский отбор». Говоря о росте знания, он имеет в виду не простое накопление наблюдений, а повторяющееся ниспровержение научных теорий и их замену лучшими и более удовлетворительными теориями.

Согласно Попперу, «рост знаний идет от старых проблем к новым проблемам, посредством предположений и опровержений». При этом «основным механизмом роста знаний остается именно механизм предположений и опровержений».

Таким образом, рост научного знания состоит в выдвижении смелых гипотез и наилучших (из возможных) теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы.

Для обоснования своих логико-методологических концепций Поппер использовал идеи неодарвинизма и принцип эмерджентного развития: рост научного знания рассматривается им как частный случай общих мировых эволюционных процессов.

Рост научного знания осуществляется, по его мнению, методом проб и устранения ошибок и есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации - вот что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс.

Поппер указывает на некоторые сложности, трудности и даже реальные опасности для этого процесса. Среди них такие факторы, как, например, отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и тонность, авторитаризм.

К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты, как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии («Метод науки - это критический метод).

В своей концепции Поппер формулирует три основных требования к росту знания.

Во-первых, новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.
Во-вторых, она должна быть независимо проверяемой, т. е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. Иначе говоря, новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования.
В-третьих, хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

Свою модель роста научного познания Поппер изображает схемой:
Р1 — ТТ — ЕЕ — Р2, где Р1 — некоторая исходная проблема, ТТ — предположительная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой она решается, ЕЕ — процесс устранения ошибок в теории путем критики и экспериментальных
проверок, Р2 —- новая, более глубокая проблема, для решения которой необходимо построить новую, более глубокую и более информативную теорию.

P.S.:

* Поппер, Карл Раймунд (1902-1994) - австрийский и британский философ и социолог
* http://yadi.sk/d/kQaBDnlLKzZJAw
* Концепция роста научного знания К. Поппера
* http://proza.ru/2024/02/23/1066

* ЕВКЛИД (300 года до н. э.) - древнегреческий математик. Отец геометрии
* http://disk.yandex.ru/d/0xJHMSsHZgpLKg
:-)


Рецензии