Царицынская переволока, где ты? 3

Это карта Войска Донского за 1871-й год.  Над речкой Карповкой отчётливо видны три крупных поселения Мариновка, Карповка и станица Яблоновская. А как следует из первой публикации о Царицынской переволоке – в 1782 году она называлась Яблоневая влочь. Значит, волок простирался от станицы Яблоновской, до истоков реки Волжская Царица, которой на карте традиционно нет по соображениям секретности. По этой причине нельзя понять, где конкретно находится волок и какова его протяжённость. Это наводит на мысль о том, что волок в 1871 году эксплуатировался на полную мощность, хотя до Октябрьской революции оставалось всего сорок шесть лет. Но, обратите внимание на то, что от Калача до Царицына проложено две параллельные дороги. Это показатель интенсивного дорожно-транспортного движения. Полагаю, что движение по каждой из дорог было односторонним, но  двухполосным – то есть, двигаясь в повозке в одном направлении, можно было обогнать медленную телегу, не выезжая на встречку. Что стоило бы перенять современным российским чиновникам и сократить количество смертей на автострадах в разы. Но, если приглядеться, то окажется, что это железная дорога "двухпутка", что подтверждается документально в книге "Чистая вода от чистого сердца" (Издательство "Панорама" 2010г.). Вот цитата из книги: "В крае была построена третья в России Волго-Донская железная дорога. Через шесть лет, в 1868 г., было начато и в том же году закончено строительство Грязе-Царицынской железной дороги". То есть - Волго-Донская железная дорога была построена в 1862 году, а карта над текстом за 1871-й. Всё внимание на карте уделено железной дороге, но это не значит, что грунтовая  столбовая дорога исчезла и все извозчики вместе с пассажирами пересели в вагоны поездов. Простой люд, как и сотни лет назад, передвигался на гужевой тяге - на лошадках и конных повозках. Стоит отметить, что строительство Волго-Донского канала не сильно изменило местоположение сухопутного транспортного движения между Волгой и Доном. Но кроме новенькой железной дороги на этой карте можно разглядеть просёлочную дорогу от волжского порта в районе населённого пункта Сарепта.  Эта дорога, от Волги ведёт к переправе на речке Сарпа, пересекает её и упирается в исток реки Карповки. А ведь этот наземный путь стал предшественником водного канала Волга-Дон, который соединил Карповку, через Сарпу с Волгой. Кстати, Сарепта – это одно из первых поселений немцев на Волге. На родине они были в немилости по причине своей протестантской веры. А русской императрице Екатерине Второй, такие немцы подошли в самый раз – культурный, ремесленный, богобоязненный народ должен был стать примером для жителей утопающего то в пыли, то в грязи Царицына. И немцы «не ударили в грязь лицом», превратив своё поселение в город-сад. Протестанты построили каменные дома в саксонском стиле, озеленили окрестности и сам город садовыми деревьями и кустами, украсили посёлок цветочными клумбами и зажили, как в раю на зависть местным жителям, с которыми на контакт не очень то шли. Даже воду пили из отдельного источника. В первой публикации из этой серии, на карте донских казаков поселение саксонцев называется Сарепа, и там ему всего семнадцать лет. Поселение сохранилось и до наших дней. На карте, что помещена над этим текстом, как уже сказано выше, нет реки Волжская Царица. Но на ней ясно обозначена Донская Царица. Я уже упоминал в предыдущем тесте о том, что Пётр Первый возвёл Царицынскую сторожевую линию укреплений для защиты от внешних врагов. Я обнаружил только Древний Вал чуть выше аэропорта. Возможно, остальные фортификации исчезли в водах канала. Да ещё остались укрепления в районе городка Петров Вал, которые там, вроде бы, ни к чему. Что там охранять? На этой почве выдвигается версия о строительстве канала между Иловлей и Камышинкой. Да и сам Пётр документально подтвердил эту версию «Новой и правдивой картой…». Здесь главное слово «правдивой» - оно здесь явно лишнее, не может же царь писать на карте, что она обманная. Значит, обманывал царь батюшка кого-то. Но зачем капитальные укрепления на месте, где не существует того, что нужно охранять вооружённой силою? Тут надо знать о том, что за десять лет до вступления Петра на престол, Стенька Разин пошёл с Дона на Волгу и далее, пограбив Астрахань спустился к Каспийскому морю, унизил персидский флот, нанеся сокрушительное поражение речными судёнышками морским судам втрое превосходящим челны по количеству. Так и попала персидская княжна ему в руки. Она была уж больно хороша, настолько, что пришлось утопить, чтобы товарищи думали о военном походе, а не о ней. Вот и бросил он красавицу за борт челна. А  чёлн - это речное одномачтовое парусное судно длиной до 40 м,  ширина - до 8 м, высота борта - 3-5 м, осадкой - до 1,5 м и грузоподъёмностью - до 400 тонн. Вес пустого речного кораблика нигде не указан, но десять тонн я вам гарантирую. Это надо нанимать КамАЗ! А казачки тащили его на пупе... И, если глубина водоёма, в который чёлн был перетащен, менее  метра, то это тоже не вариант - всё равно придётся тащить на пупе до нужной глубины. И опять я остался недоволен научной работой «Средневековая переволока и строительство Волго-Донского судоходного канала при Петре Великом». Где указано, что Разин воспользовался Иловлинско-Камышинской переволокой  «когда 15 (25) мая 1667 г. он во главе отряда из 800 человек, волоком вышел на Волгу из своего стана «выше Паншина городка меж Тишины и Ловлы рек», а затем спустился к Царицыну и захватил город. После этого разинцы отправились в поход на Каспий «за зипунами», а воеводы по приказу царя наспех отремонтировали Царицынскую крепость и построили в 1668 г. крепость Камышинка в устье реки Камышинка». А там в истоке речки Камышинки, представлявшей из себя ручей "по колено воробью", были такие глубины? А, ведь, судя по задумке Петра Великого - канал строился для прохода из Иловли в Камышинку и обратно, морских кораблей, размеры которых речным челнам не чета. Это при том, что её  ширина не превышает 40 метров, а глубина потока доходит до 3 метров - это на плёсах в устье. А плёсы находятся между перекатами, где глубина сантиметров десять (ну не более полуметра в самом глубоком месте).  И что, Паншин городок был  на этой переволоке? Может Петров Вал раньше так и назывался? Так как я не местный, то обратился на Википедию с целью узнать - где этот Паншин городок. И вот ответ: «Паншин городок — казачий городок, построенный на острове ближе к правой стороне Дона и окруженный деревянным тыном. Располагался на переволоке с Волги на Дон (от Царицына до Паншина было 3 дня перехода на запад), выше (севернее) станицы Голубинская и южнее города Иловля». Тут, тоже, «чёрт ногу сломит». Но станица Голубинская есть на карте перед предыдущим текстом. Она на Дону, а Петров Вал в пятнадцати километрах западнее Волги. И ещё у меня возникает наивный вопрос: «Зачем Пётр через двадцать восемь лет строил оборонительные укрепления на том месте, где они уже были?». Похоже, что возведённая впопыхах цитадель была сделана «тяп-ляп», а Пётр уже предчувствовал мятеж Емельяна Пугачёва, который, как и Разин, мог пойти в обход Царицынской переволоки и так же спуститься по Волге к Царицыну. То есть – Иловлево-Камышенский волок был альтернативным при невозможности воспользоваться официальным волоком между Карповкой и Волжской Царицей. Вы представляете себе - тащить бичевой челны двести пятьдесят километров против течения? От Зимы до Иркутска на скоростной электричке за четыре часа покрывается 230 километров и то «изведёшся весь» - ноги затекают и на ягодицах «живого места нет».  А тут, если покрывать в день десять километров от Дона в сторону Петрова Вала, то понадобится двадцать пять дней. А потом, «от конечной» надо ещё лодочку волоком пять с половиной километров по земле тащить, и восемнадцать километров «хлюпать» вниз по течению мелководной заболоченной Камышинки? Это ж какая должна быть нужда, чтобы так над собою издеваться. Но из этого следует, что не могли разинцы протащить челны через Иловлю и Камышинку. Захватить челны на Дону можно было. Там существовало бойкое судоходство, связывающее русские земли с портами на Керченском полуострове и в Крыму. Но тащить их на Волгу через "лягушатник" - это дурь. А, из этого следует, что по Иловле, Разин велел тащить легкие лодки, а основное войско шло пешком, охраняя их транспортировку. Начальство сопровождало процессию на лошадях, высылая на разведку  конные дозоры. Ну может быть - была ещё кавалерия сабель двести. Обойдя Царицын с тыла, разинцы кавалерийским наскоком и внезапным пехотным штурмом отвлекли гарнизон крепости на себя, а пираты на лёгких лодках захватили портовую пристань и стоящую там волжскую флотилию, а затем и астраханскую. После чего, они с наслаждением пошалили на Каспии, но обидели персидского шаха, подписав себе смертный приговор. А в Астрахани и Царицыне их уже ожидала регулярная армия русского царя. Пришлось сдаться своим, вернуть угнанный флот, захваченные несколько корабликов персов, их пушки и часть добычи. И им простили по формуле "победителей не судят", ведь такой победы над флотом персов не одерживала даже эскадра русского самодержца. Так почти удачно закончился первый поход Стеньки Разина. На Дон разинцы ушли опять на малых лодках через волоки. А что же такое устроил Пётр Первый? Он сознательно дурачил персидского шаха, турецкого султана и генуэзцев "присосавшихся" к Керченскому полуострову и Крыму. Он же официально заявил, что сможет проводить свою эскадру из Каспийского моря в Чёрное и обратно. Проверить его никто не мог. Но потенциальные военные противники знали, что пять лет чего-то там копали десятки тысяч землекопов. Значит, они чего-то там нарыли, что Пётр от всех скрывает и лучше с ним не связываться. Если у вас есть факты, способные опровергнуть мои версии происходившего возле Иловлевско-Камышинского волока, то не скрывайте от меня свои секреты.  А по моей программе, дальше будем работать со спутниковой картой. Вся инфраструктура Царицынской переволоки, так чтобы проявлялись названия местности, в кадр не входит. Поэтому разложу её по частям. Первым делом покажу весь приток Карповки, от истока которого проходил волок к истоку Волжской Царицы. Продолжение следует.


Рецензии