Тасаввуф. Гата 2. 9. Благочестие. Инайят Хан

ТАСАВВУФ: МЕТАФИЗИКА. ГАТА 2.9. Благочестие. ХАЗРАТ ИНАЙЯТ ХАН

Люди очень часто подразумевают под благочестием ортодоксальность, религиозную внешностью или великую добродетель. На самом деле благочестие означает чистоту. Благочестие – это здоровое состояние ума, человек в здравом уме действительно набожен. Благочестив тот ум, который не боится, который находится за пределами жизненных тревог и забот, который безупречен, который своей сокровенной радостью заставляет даже тело чувствовать легкость. Благочестивый чувствует себя возвышенным, ибо благочестие есть чистота от всех вещей и условий земной жизни, которые тянут человека к земле. Когда человек чувствует легкость в теле и радость в сердце, его душа возвышается, и это есть признак благочестия. Если в человеке нет этого чувства, сколько бы добра ни было в нем, оно бесполезно, его учение не имеет никакой ценности, его религия, его молитвы — все напрасно.

Религия, молитва или медитация — все это методы, с помощью которых радость, находящаяся внутри человека, являющаяся его божественным наследием, может быть вынесена на поверхность. Суфии использовали отличные от ортодоксальных терминов слова,  для выражения своих духовных идей. Поэтому вместо того, чтобы называть человека благочестивым, его называют Кханда Пешани, улыбающийся лоб. Это значит, что если его губы не улыбаются, то улыбается его лоб. Насколько верно то, что прежде чем человек заплачет или засмеется, его брови предупреждают о том, что произойдет. Именно это и означает слово «выражение» в английском языке. Есть внутренняя радость, божественное чувство, которое поднимается, как вода из источника, и проявляется во многих формах: в улыбках, слезах, словах, молчании. Человек выражает это в танце, в пении. Его голос, его слово, его жест — все выражает благочестие. Хафиз с сарказмом сказал набожным правоверным с вытянутыми лицами, которые смотрят на пение и танцы с презрением: «Если бы главы набожных услышали мои слова, они бы встали и начали танцевать». .' Затем он продолжает: «Иногда Хафиз в состоянии алкогольного опьянения говорит то, чего ему не следовало говорить. О благочестивый, я молюсь, чтобы ты не обратил на это внимания». Набожность суфия — это божественная радость, настоящее сокровище души, и не имеет значения, каким способом она достигается, религиозным или нерелигиозным, лишь бы она была достигнута. Это то, что суфий ценит больше всего.

Перевод: Ладомир Родумилов


Рецензии