Николай Губенко. Война, родившая сирот...

НИКОЛАЙ ГУБЕНКО. Я РОДОМ ИЗ ВОЙНЫ. 
 (1941-1920г.г.)

  Любимый мною замечательный фильм Николая Николаевича Губенко «Подранки» - учебник жизни для каждого из нас. Прошло почти 80 лет после войны, а сиротство не убавляется. Почему до сих пор сохраняются детские дома? Почему в благополучной стране родители бросают своих детей? Кто виновен в сиротстве детей?
     Картина советской эпохи «Подранки» - редкий гость на наших экранах, - не вписывается в формат развлекательных шоу и пустых фильмов - однодневок, которыми пичкают одуревших от катаклизмов россиян. В чём значимость этого фильма?  Зачем он нам, детям и взрослым?
     Вышедший в 1976 году фильм о послевоенных детях – сиротах тщательно готовили к показу в Каннах. Приглашённые гости пришли в вечерних нарядах и дорогих костюмах, после просмотра фильма их ожидал вкусный вечер с блинами, икрой и деликатесной рыбой. Перед показом нарядная публика прогуливалась по залам с бокалами шампанского и недоумевала: почему неизвестный миру режиссёр Губенко привёз фильм с непонятным названием «Подранки». Вероятно, про какого-то недобитого зверя. И приняли приглашение холодно. Но ужин! 
   После просмотра, когда в зале зажгли свет, - все увидели, как модная публика прячет за веерами и программками заплаканные лица. На самом деле, - это ничего не значило: война давно прошла, переживания стёрлись, да   Европа и не знала масштабов трагедии, как наша страна, зачем напоминать? На пресс-конференции непонятливая публика задавала вопросы не по содержанию фильма, а про политику Советского Союза, не будет ли у режиссёра проблем оттого, что купил джинсы за рубежом, и почему русские через тридцать лет после войны делают фильмы про войну. Вам не надоело? – спрашивали гости. На что Губенко жёстко ответил:
    - А про что я должен делать кино, если я родом из этой войны?
И в самом деле, сценарий «Подранков» Николай Николаевич писал с себя, - про мальчишку, который родился в катакомбах Одессы в августе 41-го, его   отец погиб в боях за Одессу, когда ребёнок еще не появился на свет, а мать умерла, когда ему было 11 месяцев. Про голод, страх он знает лучше других, как и про интернат для сирот. Так Николай Губенко высказался об ответственности взрослых, которые вершат судьбами мира. Он и артистов подобрал, рождённых в войну: Будрайтис - 1940 год, Калягин 42-й, Болотова, как и сам Губенко, - 41-й.
    Фильм посвящён детям войны, оставшимся без родителей, погибших на войне, и переданным на попечение воспитателей детского дома. Испытавшие на себе бомбёжки, голод, ранения, разделившие непомерные тяготы со всей страной, «подранки» получили самое тяжёлое ранение – душевное одиночество. Николаю Николаевичу Губенко повезло – его сердце отогрелось возле любимой супруги, актрисы Жанны Болотовой, ей он всю жизнь был благодарен за поддержку и понимание. Но многие из них так и останутся «подранками» с замороженными душами, - это «увечье» не отпустит их никогда.
    Изломанные войной детство рождало озлобленное сиротство, но не только – и много талантливых людей. Среди них герой фильма - мальчик Алексей Барсенев, в будущем – писатель. Алексею повезло: он не бродяжничал, как его брат и сестра, отец погиб на фронте, мать, не выдержав испытаний, повесилась. Воспитатели пытаются заменить родителей, но сами они - участники войны – не имеющие педагогических способностей, тоже «подранки». Но только бы это: они не могут дать самое главное – родительскую любовь. Герой Николая Губенко – учитель физкультуры, участник войны, многократно раненый, потерявший семью, отличался особой жестокостью, - из-за ранения руки - всегда в кожаных перчатках, - он готов ударить любого. Как он, озлобленный на жизнь, может воспитывать сирот? Учитель не понимает, что его подопечные – не узники тюрьмы, а дети войны. Душа его самого – «подранка», кровоточит от собственной горя, безысходности и тоски, и он прикрывает незаживающую рану сердца беспощадной грубостью. Оскорблённый мальчик называет учителя фашистом, и вдруг большой и сильный дядя начинает плакать навзрыд, в голос, как ребёнок. 
    За кадром проникновенно и к месту звучит стихотворение Геннадия Шпаликова «По несчастью или к счастью» в исполнении самого режиссёра под звуки бессмертного Adagio Марчелло. С поэтом и сценаристом Шпаликовым Николай Николаевич подружился на съёмках фильма «Застава Ильича». Фильм «Подранки» посвящён и Шпаликову в том числе, потому, что тот в раннем детстве остался без отца, погибшего на фронте, Геннадий погиб незадолго до начала съёмок фильма:   

…Путешествие в обратно
Я бы запретил,
Я прошу тебя, как брата,
Душу не мути.
А не то рвану по следу —
Кто меня вернёт? —
И на валенках уеду
В сорок пятый год.
В сорок пятом угадаю,
Там, где — боже мой! —
Будет мама молодая
И отец живой.
 
 Где искали юных актёров? В детских домах! Дети - сироты, сами пережившие немало страданий, успешно вписались в образы своих героев. Посмотрите эмоции погибающего от взрыва мальчика Вальки! Это измученное лицо ребёнка, растерянного, обиженного несправедливостью, как бы вопрошающего – почему за забором интерната пленные немцы мирно живут, сытно едят, громко хохочут, поют свои гимны, весело играют на губной гармошке, а он, недокормленный ребёнок, прошедший муки ада в устроенном фашистами концлагере, где была расстреляла его семья, должен им завидовать? Роль сына героя войны - Вальки, с лагерным номером на руке, погибшего от взрывного устройства в детском доме, сыграла девочка Зоя Евсеева! На роль Алексея Бартенева нашли мальчика в московском интернате для сирот, его имя Алексей Черствов. Тысячи детей детских домов прошли тщательный отбор. Режиссёр искал глаза – пронзительное, настрадавшееся, - и нашёл.
    Главный герой фильма, писатель Алексей Бартенев, возвращается в город, где в детском доме прошло его детство, он предаётся воспоминаниям и   разыскивает родных. Судьба разбросала всех. Один брат умер в младенчестве, другой был усыновлён состоятельными людьми, стал успешным архитектором, третий – вор – рецидивист. Сестра, после гибели на фронте отца и самоубийства матери, заботилась о самом младшем - о рассказчике. Они вместе голодали и воровали пропитание. Потом она умерла. Мальчику повезло - он попал в детский дом, расположенный в разрушенном старинном особняке. И там, в окружении искалеченных войной детей и не менее искалеченных педагогов, формировалась его личность. Братья нашлись, но встречи никому из них не принесли радости: родные по крови, они остались чужими, - им не о чем было говорить, нечего вспоминать - у них не было общего детства, общих игр и забав, они не помнили родителей. Своих родных братьев Николай Николаевич Губенко разыскал через 20 и 30 лет. И эти встречи с близкими людьми оказались невыносимо тяжелыми. 
     Фильм поднимает вопросы детского одиночества. Через годы после войны сиротства стало меньше, но потребность в детских домах не исчезла. В советское время, когда вся страна была коммуной – большой коммунальной квартирой, было больше коллективизма, сострадания, понимания, что помогало решать проблему сиротства. С распадом СССР, с разрушением духовной - культурной среды в России, разбежались не только страны, но и родственные связи, в душах поселилась разобщённость, нетерпимость, безответственность за стариков и детей, - что привело к росту числа «ненужных» людей, которые не вписываются в стандарты сытого    благополучия. Когда в скудеющих душах мало места для любви, освобождается место для бездушия.
    Пока живы наши много повидавшие родители, умудрённые огромным жизненным опытом, потомки могут быть спокойны, - у них есть будущее. В раннем детстве родители прокладывают тропки, по которым пойдёт ребёнок  в большую жизнь, своим примером формируют его личность, учат нести   ответственность за себя и за семью, понимать радость труда и счастье творчества. Бабушка вяжет чулок, дедушка читает книгу, внучка заботится о стариках, родители усердно трудятся, кошка ластится к ногам, огонь пылает в печи, - вот оно счастье! Никакие шторма не страшны семье, где правит бал душевное тепло, забота о ближнем, ответственность за каждое своё дело и за общее дело в своём Отечестве. На семье крепится устойчивость страны, преемственность поколений. Обруби корни семейного уклада, и засохнет родовое дерево, облетят пожухлые листочки на ветру, и останутся потомки неприкаянными сиротами, словно былинки в непаханом поле бытия.
     Вот и сейчас, через 80 лет от войны, детские приюты не пустеют. И какие бы хорошие воспитатели ни окружали детей в детском доме, и какие бы интересные события не происходили в их жизни - влюбленность в красивую учительницу, радость детской дружбы, совместные игры - ничто не сможет сокрушить бетонную стену душевного одиночества. 
    Пронзительный фильм Губенко, честный, рвущий душу своей искренностью, достоверностью, заставляет задуматься о многом отвратительном в мире взрослых. Кажется, живут сироты обособленно, нас не беспокоят, что ещё надо? И вдруг осознаёшь трагедию ни в чём не повинного ребенка, выдернутого из родового корневища, с оборванной родовой нитью, соединяющей в единый поток прошлое, настоящее и будущее, посаженного в одиночную камеру души на пожизненный срок, из которой никогда не вырвешься. Растерянные, не понимающие жизни сироты, ощущают себя ненужными, лишними на этой земле, ущербность прячется в складках их искалеченных душ. Лишённые семейной любви и ласки «подранки», не умеют любить, благодарить, заботиться. Что станет с ними? Какими вырастут? Чем заполнят душу взамен любви? Сумеют ли прервать нить сиротства на своих детях?
Вот почему фильм Николая Николаевича Губенко «Подранки» - учебник жизни для каждого из нас.





 





 


Рецензии
Ой, недавно читал повесть свердловского писателя, фамилию не помню, о детдомовцах от имени учительницы.
А вообще, многого, что снял Губенко, я не видел.
был на Таганке, на спектакле Пугачев по поэме Есенина. Там Хлопушу играл В. Высоцкий. Раньше эту роль играл Губенко, но режиссёр предпочел Высоцкого. Но мне его игра там не понравилась, хотя до сих пор эту его игру хвалят.
Однако монолог Хлопуши я позже слушал по радио в исполнении Губенко. Это было неподражаемо гениально.
Театр Губенко приезжал в Новочеркасск. Мы пошли на один спектакль и еле досидели. Пьеса была бездарная.
Хотя мой знакомый сказал, что нужно было пойти на другой, где играл сам Губенко.

Недавно пересмотрел фильм Губенко "Из жизни отдыхающих" с Адомайтисом, Жанной болотовой, Бурковым и другими прекрасными артистами.
Об этом я написал на странице:
http://proza.ru/2024/02/23/543

Владимир Иноземцев   25.02.2024 13:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир.Посмотрела Ваше замечательное эссе - размышления о наших прибалтийских кумирах кино. Столько любви благодарных российских зрителей они получали, ими восхищались. Собственно, всё это я о них знала, но приятно было вспомнить. Что делать - вмешалась политика - быть другом России сегодня опасно. Ну, хотя бы помалкивали. И все же они давали интервью, видимо, тайные, нашим журналистам несколько лет назад, Адомайтис - перед самой смертью, - сидит один в полутьме на даче, в какой-то избушке...
О фильмах Губенко, который и Вы упоминаете, говорю с придыханием, могу смотреть и смотреть, особенно "Подранки". Вы, наверное, видели его, это его сильнейшая работа. Если нет, то посмотрите в ин-те.
А я посмотрела с удовольствием в эти дни кусочки любимых фильмов "Ликвидация","Шит и меч". Любшин был прекрасен, а потом стал изображать не то попа, не то философа,волосы висят по плечам...
Как всё быстро улетает в прошлое. Хорошо, что есть любимые советские фильмы, их теперь по понятным причинам стали часто показывать, поняли,что создать лучшее не могут.
Владимир, Вы пишете замечательно, стройный слог, уверенная строка. Успехов Вам!

Наталья Морсова   26.02.2024 21:02   Заявить о нарушении
Спасибо, Наталья!
Я, к сожалению, мало видел фильмов Губенко.
Вот "Из жизни отдыхающих" дважды, где снялись звёзды.
Адомайтис та, конечно, мэтр. Лучше его не сыграл бы ни кто.
И Жанна Болотова, которую я больше нигде не видел, уважать себя заставила,

Любшин мне не нравился. Не нравилось, что он мямлил. Но вот пересмотрел ещё раз "Пять вечеров" и зауважал его.
Но и партнёры у него были: Гурченко, Теличкина, Адабашьян. Триумф Володина.

Этих фильмов наснимали тысячи, о многих не слышал.
Постоянно показывают на "Мосфильм. Золотая коллекция"
Ещё ТВ 1000. там современные, ну и на других каналах.

Конечно таких фильмов на 100 лет, как "Белое солнце пустыни" сейчас не снимают, но очень редко что-то смотрю.

Причина, я думаю в том, что нет подходящего литературного материала. По каждой теме что-то написано и современному автору очень трудно вклиниться в темы, по которым уже что-то написал Чехов или Симонов.
Но будем смотреть. А вдруг?

Владимир Иноземцев   26.02.2024 21:39   Заявить о нарушении