Москва

  (ст."Москва!" - боевой клич русских воинов",Историк Античности,2024) "Это восьмая книга из цикла «Легенды Русского севера». Бессмертный был послан служить Близнецам,а затем хранить Дельфы.Затем он вернулся на Аркону,в обитель Святовит-овой дружины.Тучи сгустились над островом,и Евпатий,попытался найти путь спасения. но вместо этого попадает в узилище. Евпатий Коловрат, волей судьбы попадает на Русь.Он один из бессмертных,тем «кому в бою смерть не писана».Но в трудный час рискнул поднять Мертвую Рать,что бы спасти Русь от орд Батыя.Кроме стяга для того, чтобы отличить своих от чужих в ходе боя использовались и другие средства. Из западноевропейских источников известен такой способ, как девиз, или боевой клич. У каждой из воюющих сторон клич был, разумеется, своим.В летописях до XV в. нет упоминаний о каких-то специальных боевых девизах на Руси,однако иногда упомина-ется, что воины идут в атаку с кличем. Так, например, во время Липицкой битвы, новгородцы, атакуя противника, «оудариша на Ярославлих пешцев, и кликноуша», т.е. что-то выкрикивая.В 1471 г. в ходе Шелонской битвы впервые упоминается конкретный военный клич (ясак), который использовали русские воины,в данном случае московские полки: "установлен беаше глаголитися ясак полков князя великого "Москва"".Скорее всего использование боевого клича в ходе боя в древней Руси было делом обычным и о очевидным для современников.Поэтому летописцы не считали нужным специально упоми-нать об этом явлении. Именно этим можно объяснить то, что у нас нет более ранних летописных упоминаний о боевых девизах русских воинов. На данный момент "Москва!" - первый достоверно известный из источников боевой клич русских.По материалам: Быков А.В. Новгородское войско XI - XV веков."
  (ст."24 февраля Власьев день, Коровий праздник. С кем связаны обряды и традиции дня?",Снегирь,2024) "Значимой датой в русском народном календаре счи-тается Власьев день или Коровий праздник, отмечаемый 24 февраля. Все его обряды так или иначе были связаны с домашней скотиной. Существовала даже присказка «Власий— скотий бог».Отсюда вопрос— не идут ли все эти обряды еще из дохристиан-ской древности,ведь один из ключевых богов славянского пантеона Велес,чье имя близко созвучно Власию,также иносказательно именовался «скотьим богом»?*Все ниженаписанное – это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные – просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель – обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.Христианская история праздника.Священномученик Власий,епис-коп Севастии в Армении, получил известность благодаря своей бескорыстной помощи людям и животным.Он жил в III–IV вв.н.э.и,согласно преданиям,славился способно-стью исцелять заболевания при помощи молитв. Одна из самых известных легенд рассказывает о спасении им ребенка, чудом выжившего после того, как в его горле застряла рыбья кость.Также в его житии немало эпизодов, связанных с животными. Например,известно,что Власий долгое время жил в уединении в пещере,куда нередко приходили дикие звери,привлеченные его святостью.Они не только не причиняли ему зла,но и как говорят сказания желали получить от него благословение.Еще один эпизод из жития святого рассказывает о вдове, которая пожаловалась Власию на то, что волк унес ее поросенка. Святой успокоил вдову, сказав, что скоро пропажа будет возвращена и — действительно — волк принес свою добычу хозяйке целой и невредимой.Дохристианские корни и образ Велеса.Некоторые исследователи предпо-лагают, что популярные представления Святого Власия частично могут найти свои корни в мифологии славян— в частности,в образе Волоса или Велеса,скотьего бога. Сонорное созвучие имен языческого божества и христианского мученика,возможно, сыграло ключевую роль в слиянии этих фигур в умах людей.Этому есть реальные подтверждения— так,замечено,что с приходом христианства на Русь места,которые ранее ассоциировались с почитанием Волоса,зачастую выбирались для постройки храмов,освященных именно в честь святого Власия.В этом контексте интересно подробнее остановится на Велесе (Волосе) и том кем он являлся в представлении людей (по сохранившимся этнографическим данным). Известно, что культ Велеса существовал еще со времен неолита,а на землях славян был распространен повсеме-стно.Этот бог почитался наравне с солнечным богом-громовержцем Перуном и по сути их пара и вечный круговорот противостояния,совпадающий с солнечной активностью, является центральной темой во всем славянской пантеоне.Косвенные свидетельства тому есть в византийских летописях,где сказано,что при заключении договоров сла-вяне давали клятвы именем Перуна и Велеса— в этом случае они считались нерушимы-ми.То есть именно эти два имени и образа были наиболее важны.Черты свойственные Велесу и Перуну говорят о том, что они буквально делят мироздание пополам, где каждому принадлежит одна половина некой целостности, а другому — вторая, часто являющаяся ее противоположностью. Так, Перун ассоциируется с солнцем, днем, грозой, победой, любыми активными энергичными энергиями и действиями, поэтому пик его могущества приходится на 21 июня (Купало) — день летнего солнцестояния. Кстати, тот самый мифический цветок папоротника, который по легендам, расцветает лишь в эту ночь— это также образ стрелы Перуна.А Велес— бог,господствующий в тот период года,когда день укорачивается с наивысшей точкой 21 декабря(Карачун).Он покровительствует ночи,луне,звездам,морозу,лесу,всему тайному,непроявленному, магическому, обладающему пассивной энергией.Исходя из вышесказанного Перун чаще всего представлялся в образе Воина,а Велес— в образе Мудреца,при этом культ пер-вого в некоторой степени ближе воинам/дружине(и возможно пришел вместе с воинс-кими традициями Арконы),а культ второго— скорее удел крестьян-земледельцев,ко-торые по характеру своей жизни больше взаимодействуют с лесом и скрытыми силами
природы(земли,воды и проч.)В то же время Велес является не только повелителем подземных вод, луны, звезд, ночи, но и хранителем Калинового моста — то есть перехода в мир мертвых. Отождествлялся Велес и с морозом — отсюда кстати интересная версия, озвученная советским историком-этнографом В. В. Ивановым, по которой наш традиционный Дед Мороз — это не кто иной как Велес. Кстати, сравните слова «мороз» и «смерть», «морена» — ведь по сути умереть равносильно понятию замерзнуть. Вспомним также, что наш «традиционный» Дед Мороз — каким он показан еще в старых детских сказках — облачен не в красную шубу, а в синюю, расписанную узорами наподобие тех что мороз рисует на окнах… Традиция же одаривания детей подарками — согласно некоторым версиям — идет от того, что волхвы Велеса в очередные дни его почитания, приходящиеся на конец декабря, ходили по домам и награждали хороших детей небольшими подарками…Но почему Велес— «скотий бог»? Это также довольно логично— ведь бог-Мудрец олицетворяет вселенскую мудрость и силы природы(лес,животные,подземные воды),кроме того помогает накапливать богатства (=аккумулирование сил/энергии/потенциала/знаний в пассивный зимний Отсюда, кстати, и еще одно его наименование — Рогатый бог (такое божество, кстати, прослеживается в культуре практически всех индоевропейских народов). А главными животными ипостасями Велеса являются бык (олицетворение домашнего богатства) и медведь (олицетворение диких сил леса и природы). Впрочем, на признак рогатости можно посмотреть и с другой стороны — это не что иное, как символическое изображение луны (то есть Ночи), в противоположность символическому изображению Солнца-нимба-круга — оба вокруг головы, т. е. прямо указывают на место того или иного божества в координатах День/Ночь. Кстати, в этом, вполне возможно, кроется ответ почему с принятием новой религиозной системы вся нечисть стала изобража-ться рогатой— хотя,это явное искажение изначальных смыслов,ведь для наших пред-ков Ночь,Луна и Зима никогда не были синонимами зла,а лишь представляли вторую равнозначимую и неотъемлемую половину реальности.А что же святой Власий? В почи-тании этого христианского великомученика явно видно частичное продолжение прош-лых традиций: так,святому Власию возносили молитвы о защите семейного благосо-стояния,успехе в бытовых и хозяйственных делах,а также об охране и здоровье ско-та.«Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали».Праздничные традиции и ритуалы на Власия
На Руси праздник отмечали очень широко и массово.Вся большая родня собиралась за торжественным столом,где главным блюдом было жаркое.Гуляли три дня и более.Кре-стьяне водили рогатый скот к храму на «Власьевский молебен»,где животных благос-ловляли,окропляли освященной водой и угощали выпечкой с молочной кашей.Считало-сь,что такие ритуалы способствовали хорошему надою молока и здоровому приплоду. В божью обитель также приносили сливочное масло,размещали его перед образом святого Власия,приговаривая:«У Власия и борода в масле».В скотий праздник люди пекли блины,сладкую сдобу на молоке и булки в виде копытец,после чего освящали их,а потом ели сами и давали домашнему скоту.В северных областях коровушек в этот день потчевали ржаными караваями и баловали лучшим сеном.Для защиты дома от нечисти, которая могла проникнуть внутрь и испортить торжество, прикрывали печную трубу блинами или окуривали веточками чертополоха. Дабы не прогневить скотьего бога и не накликать бедность, на Власа нельзя было резать коров, а также запрещалось детям смотреть на маленьких телят: считалось, что после этого телок может быстро околеть.Чтобы уберечь домашних животных от худого,24-го фе-враля избегали любой работы.А чтобы домовой не заездил лошадей,к ним привязывали варежки, хлыст и онучи.Для хорошего ягнения овец выходили ночью на улицу и просили у звезд народить побольше белых ярок.Кстати,любопытно,что стойкую связь между звездами и овцами можно проследить в огромном количестве загадок.Связу-ющим звеном здесь также подразумевается Велес,который одновременно является и звездным пастухом и покровителем домашних стад:Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат (небосвод, звезды и месяц).Один пастух тысячи овец пасет (месяц и звезды).Хозяин спит — овцы на выгоне,Хозяин выглянет — овец не видно,Хозяин спрячется— овцы опять обозначатся (солнце и звезды).Бессмертная овечка черная вся в огне горит (звездная ночь).Еще интересный момент — одно из самых ярких и необычных звездных скоплений— Плеяды, носило во многих регионах наименование Волосожары /Власичи /Власожельцы и, вероятно, также было связано с Велесом. То есть на небосводе славян ему было отведено, можно сказать, центральное место. Кстати, созвездие Большой Медведицы, чаще всего называлось в русской традиции Лось— а,согласно некоторым версиям,этот зверь также является ипостасью Рогатого бога.Традиционно во Власьев день совершали сделки со скотом. Выгодной считали, как покупку, так и продажу животных. Любопытно, что во время торга часто клялись именем святого, поскольку верили, что тот, кто совершит обман на Власа, будет наказан судьбой— здесь,очевидно,узнаем клятвы славян именем Велеса в Византии…Также имел место обычай улучшать урожайность семян.Он заключался в том,чтобы на рассвете после праздника Власия на три дня выносить их на стужу для «закалки» и будущего здорового роста.Подобное ритуальное действие проводили и с пряжей,в надежде на то,что в будущем она получится крепче и белее.Обряд опахивания дере-вни от «Коровьей смерти».Важным ритуалом на Власия было опахивание села от«Коро-вьей Смерти». По народным поверьям,это мифическое создание начинало бродить по заснеженным просторам сразу после праздника Сретения,охотясь за своей жертвой. Обряд проводила группа женщин в темное время суток. Участвовали обязательно 2 вдовы и 9 незамужних непорочных девушек. Они распускали волосы и облачались в длинные одеяния. Помолившись перед образом святого Власия и взяв соху, женщины выходили за пределы села.В соху «впрягалась» старшая по возрасту вдова, вторая несла икону. Самая бойкая и ловкая девушка занимала место пахаря.Остальные уча-стницы обряда следили,чтобы отлетавшие от сохи земляные комья «отворачивалась» от деревни,и сыпали («сажали»)в борозды песок.Во время действа напевали:«Две бабы да восемь девок пахали,а девятая— песок рассевала.Когда песок взойдет,тог-да и Коровья Смерть придет!»— что фактически означало никогда.Процессия трижды обходила деревню,а девушки,которые не пели,создавали шум и гремели сковородами для отпугивания нечисти.Считалось,что эта ночь таила в себе большую опасность, поэтому крестьяне прятали свой скот в хлеву и запирали ворота.Мужчинам также следовало возвратиться домой до наступления темноты и более не «показывать носа» на улицу — справиться с Коровьей Смертью могли только женские силы.Приметы и поговорки на Власия.Наконец,связан день и с последними сильными морозами,кото-рые в народе именовались «власьевскими» (вспомним, что и дохристианский Велес— покровитель мороза,причем довольно скоро— в день весеннего равноденствия— его силы сравняются с Перуном,то есть он постепенно уступает свои права).Власьевские морозы считались самыми крепкими, но после них зима уступала место долгожданной весне. В народе существовало убеждение, что вокруг этой даты вертится 7 зимних холодов: три дня предшествуют празднику, один приходится на сам Власий день и еще три вереницей следуют за ним.Зачастую в последние дни поднималась вьюга.Про нее говорили:«Зима дитя ищет».Также, как и в другие знаковые дни, на Власия люди наблюдали за погодой, примечая различные закономерности в природе:Деревья в лесу в мороз начали шуметь— жди оттепели.Гром на Власа— к ураганным ветрам.Обилие снега вокруг— значит,скоро весна наступит и в мае много зелени нарастет.Ветви на деревьях плотно покрылись инеем— грядут морозы.На Власа свиньи жмутся друг к дружке— к предстоящим холодам.Оттепель пришлась на Власия— студеных дней больше не будет.На крышах много длинных сосулек— к запоздалой весне.Власий днем коровам бока греет,а ночью рога морозит.Разлил Влас масло на дороги— пора зиме уносить ноги.Пришел Власьев день,наступили и Власьевские морозы.Имели смысл и сновидения .Считалось,что сон,привидевшийся в ночь на 23 февраля,может сбыться в течение 12 дней.А вот сновидения в сам праздник ни о чем не говорили.При написании статьи использовалась следующая литература:1.О.Г.Баранова,Т.А.Зимина,Е.Л.Мадлевская и др.«Русский праздник.Праздники и обряды народного земледельческого календаря», 2001 г.2.А.А.Коринфский «Власьев день.Народная Русь: Круглый год сказаний,пове-рий,обычаев и пословиц русского народа»,1901 г.3.С.В.Максимов «Власьев день.Неч-истая,неведомая и крестная сила»,1903 г."
  (ст."Астрономы рассказали,где может находиться загадочная Планета X",Кирил-лица,2024) "В поисках загадочной девятой планеты Солнечной системы астрономы продолжают вглядываться в дальние уголки Солнечной системы. Новое исследование, опубликованное в The Astronomical Journal,предоставляет новые данные о местопо-ложении и массе этой загадочной планеты.Девятая планета,также известная как Пла-нета X,— гипотетическая планета,которая,как полагают,вращается далеко за преде-лами орбиты Плутона.Целью этого исследования было сузить области,где могла нахо-диться эта загадочная планета.Ведущий автор исследования, профессор Майк Браун из Калифорнийского технологического института,заявил:«Мы продолжаем систематиче-ски охватывать все области неба,где,по нашим прогнозам,может скрываться Планета 9».Используя данные Pan-STARRS,исследователи смогли охватить самый большой на сегодняшний день регион.Панорамный обзорный телескоп и система быстрого реаги-рования Pan-STARRS— это передовая система астрономических наблюдений,финанси-руемая ВВС США и управляемая Институтом астрономии Гавайского университета.Испо-льзуя данные из Data Release 2(DR2),ученые смогли значительно сузить поиск поте-нциального местоположения девятой планеты,исключив около 78% предыдущих расчетов .По новым оценкам,приблизительная большая полуось и масса девятой планеты соста-вляют 500 а.е.и 6,6 массы Земли соответственно.Хотя девятая планета до сих пор не открыта,исследователи продолжают ее поиски."
  (ст."Неудобные родичи славян: Древние балты и современные прибалтийцы это совершенно разные понятия…",Это было и с этим не поспоришь,2024) "Балты– народ с необычайно сложной историей.И знайте,что его уже давно нет! Южные прибалтийские этносы(литовцы и латыши)имеют в своих генах лишь частицу тех племен.А северные прибалты(эстонцы)вообще никак с ними не связаны,являясь ветвью финноугров…В обз-оре,который вы прочитаете ниже,получила продолжение тема «Представляете,это род-ственники славян.Но лишь по языку и по R1a».Там было именно о т.н.«древних бал-тах»…Балты в отличие от прибалтов не были связаны с берегом Балтики,так как сфо-рмировались на границе нынешних Латвии,Литвы и Беларуси.А вот на море изначально жили венеды(венеты).Их история словно загадка, полная тайн и удивительных фактов
Когда речь заходит именно о балтах,а не о прибалтах,надо понимать,что их исто-рия началась в седой древности(еще с 7 в.до н.э.).Многим исследователям не нра-вится сам термин, привязывающий их к Балтике. Тем более, и появился он не ранее 1845 г.– в трудах Нессельмана.Поэтому куда правильнее называть тот массив «носи-телем материальных традиций культуры РШК (Ранней Штрихованной Керамики)».Именно «ранней».Потому что поздняя уже включала в себя элементы культуры Зарубинецкой.А также испытывала кое-какое влияние(чисто генетическое и все!)финноугров с севе-ро-востока…Некоторые ученые полагают,что первые поселения «балтских» племен поя-вились уже в неолите.Так как сформировалась материальная традиция сразу из трех компонентов.Доиндоевропейского неолитического.Пришлого индоевропейского (двух «локалок» Бронзового Века, выделившихся из культуры Боевых Топоров и Шнуровой Керамики).А также самого позднего(Зарубинецкого)компонента,принявшего участие в создании уже не классической ШК,а в генезисе поздней ШК…Половина из указанных компонентов формировала и праславян…Протоэтническое объединение, о котором идет речь, родственно всем славянским народам, так как самый «сильный компонент» праславян(венеты)также вышел из недр комплекса Боевых Топоров и Шнуровой Керам-ики(первые венеты– носители одной из его «дочек»: Лужицкой культуры).Вероятно, еще с того времени существовали лексические корни,которые ныне объединяют слав-янские языки с литовским и латышским.Мало того,часть праславян взаимодействовала (тесно!)с иными «правнуками» Штрихованной Керамики позже.В 3 в.до н.э.(было ука-зано о Зарубинецкой культуре,оказавшей воздействие на северо-восточную соседку). И на уровне популяционной генетики родство праславян и прабалтов того этапа было замечено.В материальной культуре имеются связи с теми,кого Геродот именовал «не-врами»(возможно,уже в Раннем Средневековье все еще существовали такие их потомки как кривичи и полочане).Что было дальше: в кого же превратились «штриховики»?
Удивительно, что среди тех, кого половина исследователей осмеливается называть «балтами», в древности были развиты навыки обработки земли, что подтверждают археологические находки. Развито у них было и мелкое скотоводство. Ни в коей мере их нельзя назвать «примитивными кланами». Хотя и более традиционные формы добычи пропитания (охоту и рыбную ловлю) они тоже активно практиковали. Даже в качестве тотема поначалу имели исключительно Медведя.В ранней культуре тех, кого я тоже решилась звать «балтами», важное место занимали бронзовые ножи и кинжалы, которые изначально поставлялись из других регионов, включая Польшу.В то время, когда многие европейские народы уже использовали бронзовые орудия,неолитическая часть предков балтов только начинала осваивать бронзу.Отсталость была лишь в металлургии. Строительство же у них наиболее солидное в регионе.Но параллельно с развитием ремесел……Протекала и своеобразная духовная жизнь этой древней «нации»! Свидетельством этого являются найденные археологами курганы упомянутого «квази-народа»,в которых были погребены его представители.Обнаружены урны с прахом уме-рших.Это свидетельствует о появлении тех обычаев,что характерны самым поздним потомкам БТиШК: прибалтийским,раннеслаянским и раннегерманским «этносам».«Индо-европейство» давлело над этим миром.Иордан упоминает некие племена, главными среди которых были «боруски» – они стали федератами многонациональной империи Ойум во времена, когда там правил гот Германарих Названный выше византийский хронист даже утверждает, что «боруски» ходили в совместные походы с готами.В зону расселения «национальности» носителей Именьковской культуры– на Волгу.Было это то ли в 3 веке,то ли в 4-м– так как период жизни Германариха остается спор-ным.Этноним «боруски» больше всего напоминает название прибалтийских родов с общим названием «пруссы».Пруссы известны раннесредневековым источникам с 9 века, но,скорее всего,существовали и ранее.Скорее,под ними подразумевались как раз те ветви рассматриваемого древнего супер рода,которые первыми добрались до Балтики. Вторые проживали юго-восточнее.Одно «колено»– галинды– колонизировало даже бас-сейн реки Протвы,будучи известным как «голядь».Растворилось в населении городов Черниговского и Смоленского княжеств (которые в «голядском» месте граничили). Третьи– ятвяги– оказались в мини-государствах,которых раньше всех заграбастало Великое Княжество Литовское.Часть их приняло участие в рождении литовцев и латы-шей,а другая часть– будущих белоруссов. Все три массива наследников древнебалт-ской идентичности успели поучаствовать в сложении множества племен,ставших позже (уже в период существования небольшой империи «Ливония»)литовцами и латышами. До появления той самой «Ливонии» никаких племенных союзов в среде 12 племен(прев-ратившихся в литовцев и латышей)еще не было.Племена оставались разобщенными.При-чем,разобщение стартовало с 5 в.– времени вторжения потомков «гуннов»,разметав-ших имеющиеся союзы опять на племена.Часть слов от обсуждаемого тут «массива родов» заимствовали и предки финноугров-эстонцев…"
  (ст."Наш предок– ровесник первых праславян,германцев и прабалтов,часть кото-рого– отцы и англосаксов…",Это было и с этим не поспоришь,2024) "Лишь самый лен-ивый исторический блогер не писал об этих людях! Появились герои на миллениуме 6-5 вв до нашей эры.Часть была ровесниками Геродота.Исчезли не ранее начала 3 века до н.э.,став частью генезиса более поздних народов(а кому-то и имя переда-ли).Разумеется,в античную старину не было лингвистики,археологии и этнологии. Поэтому тогдашние хронисты понятия не имели,к каким племенам приписывать обита-телей междуречья верховьев Вистулы(ныне Вислы)и Варно(ныне Варнов).2-я река наз-вана по ним.В общем,речь,как вы поняли, пойдет о варинах– альянсе племен,живу-щих между мирами праславян,ранних германцев и древних людей,половина которых позже станет «балтами»…Это предтеча около 9 современных наций.Совершенно не пра-вильно варинов относить к предкам одних только современных германских народов (начиная немцами,и,заканчивая, британцами),праславян или прабалтов.Это квазин-арод,подаривший гены и обычаи русским,украинцам,белорусам,полякам,чехам,британ-цам(англичанам и корнцам),восточным немцам и датчанам.Странно? Читайте!Сначала о предках этого народа.История варинов начинается с момента появления культуры Подклёшевых Погребений(КПП).Связанные с ней нордиды– ассимилянт носителей Помор-ской культуры(по Геродоту– «агафирсы»,появившиеся еще в 7 в.до н.э.)и Лужицкой культуры(большинство историков убеждены,что это «лугии»– «древнейшие венеты» или прямые предки классических венетов).Поморцы.Первый «родитель» людей КПП(«помор-цы» или агафирсы)занимал северные две трети нынешней Польши,а также ближайшие к ней земли сегодняшней Беларуси.Геродот звал агафирсов «изнеженным племенем»,по обычаям ближе стоящим к фракийцам.Но это еще ни о чем не говорит.Подразумеваю-щиеся Геродотом «обычаи» намекали,скорее,на высокое развитие ремесла(на тот мом-ент агафирсы владели всеми Карпатами и всем,что внутри Карпатской скобы).То есть на юге действительно граничили с фракийскими племенами – тоже очень развитыми в плане ремесла и культуры во времена Отца Истории.Отсюда «изнеженность».Нас же интересует самая северная часть зоны расселения агафирсов– северокарпатская. Далее ее ареал продвинулся на север– к самой Балтике.Так,собственно,и образова-лась Поморская культура.Но то движение зацепило в исторической прикарпатской Польше еще и землю… лугиев.Лугии– друзья пракельтов и кельтов.Второй предок КПП располагался западнее(когда-то это место звали ГДР).И одновременно южнее(прост-ранство от Эльбы до только что указанного ареала,но также южная треть Польши,и прилегающая к ним Чехия).«Лугии» прямые предки венетов– люди Лужицкой культуры. По археологическим данным, известны еще с XII столетия до н.э.Гранича с Богемией (Землей Бойев),лугии взаимодействовали с кельтами-бойями,но ходили в походы и с их предками: это указано у Тацита,который ошибочно принимал их за германцев…Сло-жение варинов.Следовательно, именно в Силезском, Малопольском и Подкарпатском воеводствах сегодняшней Польши (где пути северных колонистов из мира агафирсов пересеклись с ареалом этнического объединения Лужицкой культуры) появились ТЕ САМЫЕ роды.Их в будущем разбросает аж на три «большие воды»– Балтику(с тех пор она станет Венедским морем),Северное море и Днепр.Но это в момент разделения, а что характеризовало людей КПП в момент появления? Оказывается,горшки! Дело в том,что остальные потомки «кордидов»(носителей комплекса культур Боевых Топоров и Шнуровой Керамики– Лужицкая культура отсюда)практиковали кремацию покойных по-разному.В смысле,по-разному потом обходились с пеплом.А вот эти кланы урны еще и горшками накрывали(клош или клёш по-польски это– «горшок»).А что привнесли в зону кордидов именно агафирсы(до того,как стали «поморцами»,а их потомки– носит-елями КПП)? Разумеется,развитую карпатскую металлургию.Тацит,не зная,что варины – отдельное население,именовал их германцами.Также как античные авторы приписы-вали 1 их предка(агафирсов)то к скифам,то к фракийцам,то вообще именовали поме-сью скифов с фракийцами (повторюсь, что никакого научного метода в исторической науке античных времен еще не было).На самом деле,ни к раннегерманскому,ни к ски-фскому,ни к фракийскому миру варины не принадлежали.Учитывая все сказанное,прав-ильнее сказать,что это и были классические(уже Геродотовские)венеты(ведь люди Лужицкой культуры с 12 в.до н.э.это все-таки их предки)!Разделение.В 3 столетии до н.э. часть варинов ушла на юго-восток, смешалась там с 3 другими народами (меланхленами, сарматами, частью кельтов),а еще начала взаимодействовать с теми, кого Геродот звал «неврами».В итоге по всей нынешней Украине образовались коло-нии Зарубинецкой культуры,продолжившие взаимодействие с указанными соседними народами.И лишь часть зарубинецкого мира изолируется на Сейме,Десне и в между-речье Среднего Поднепровья и Подонья.У Иордана эти люди получат название «спалы» ,у Плиния Старшего– «спалеи»,у Страбона– «спалирии».Эти люди с трех сторон были окружены поздними сарматами и роксоланами(именно в их среде звались чаще «бора-нами»,принимая участие в Скифской или Готской войне 3в.)и только на севере сопр-икасались с остальным венетским миром(о нем далее).Кстати,не только на эту куль-туру влияли,но и она сама оказывала влияние.На людей поздней Штрихованной Кера-мики(древнейшей основы двух будущих южноприбалтийских этносов)!Оставшиеся на родине «локалки» Лужицкой культуры и последние «подклешевцы» сохраняли свою идентичность, контролируя территории Восточной Германии, Польши и Силезии даже в сложный раннесредневековый период, больше известный как Великое Переселение Народов!Если до этих «темных веков» они известны археологам как носители Пшево-рской культуры,то во время «Переселения» по вполне понятным причинам и им прихо-дится разлететься по сторонам.А,точнее,на три стороны.Часть закрепится на Бал-тике(топоним «поМЕРания» то же что и общеславянская поМОРяния– «Поморье»).К зоне ,судя по топонимам,относились еще современные Мекленбург и Шлезвиг.Та часть,кот-орая на Эльбе,в 6 веке примет участие в генезисе славян(причем,ее историческое ядро укажут как «склавинов-ругов-богемов»,а веками позже,в учебниках– как «пола-бскую» часть славян).Впрочем,совсем скоро к ней присоединится и померанская час-ть(по ряду объективных причин саксам,данам,франкам или аварам «поморцы» так и не достались).Вместе родят племена прославленной Суковско-Дзедзицкой культуры(«лю-тичей/ободритов»).Не все ее роды перейдут «в ляхи»: часть продвинется к озеру Ильмень (словене),а часть образует несколько племен,которые войдут в состав при-балтийских народов,полностью истребленных немецкоговорящими рыцарями.Но самое дальнее путешествие их представителей описано ниже.Ведь были еще и роды, которые вместе с упомянутыми уже саксами (а также англами, частью белгов и данов) направится покорять Туманный Альбион. Вэринги держались ближе к англам… Просто тогдашняя Ютландия на востоке попросту уже граничила с указанными «поморянцами». К примеру,те «поморяне»,что останутся на родине в будущем будут жутко кошмарить уже данов.В общем,все три группировки варинов иностранные документы продолжали называть старым наименованием– т.е.«варингами»,«ваграми»,«вэрингами».Почему? Живет одна версия…Часть этнического массива издревле была склонна к авантюрному (походному)образу жизни (некие «варинии» известны даже в легионах Pax Romana: всегда старались себя как-то метить).И как раз из-за вечной готовности к битве все прочие венеты как раз и звали их ВАРинами.Откуда взялся топоним «варины»?
Корень ВАР у всех «кордидов» означал «круг обороны» или «круг верности».А ВАРга – клятва защитника.И уже не надо как-то особо «тужиться»,чтобы определить этимо-логию слова ВАРяг.ВАР/ВАРГ/ВОР/БОР/ВЕР– у славян,немцев,норманнских народностей и южных прибалтов этот корень всегда связан исключительно с обороной,оборони-тельными силами,оружием,борьбой.БОРаны на языке южных венетов,видимо– «БОРцы», защитники.В то время,как ВОРаны или ВАРины(ВАРены)– то же самое,но уже на языке балтийских венетов.ВРАта/ВАРта/ВОРота– преграда(в том числе и круговая,так как ВАтРой первые славяне сразу окрестили огненный круг).Что касается круга,то у казаков ВАР это как раз «круг боевых испытаний».Обычай еще из Ойума!"

  (ст."Первая крепость на Земле– в Сибири: Городище Амня",Цитадель адеквата, 2024) "Есть мнение,что первые на планете крепости были построены в Сибири.Прич-ём,не в южной,где и до этого происходили разные интересные антропологам,истори-кам и археологам события.Скорее,в северной.Река Амня,на которой ведутся раскопки стоянки Амня-1,течёт в Ханты-Мансийском округе.Но Амня-1, собственно, только самое северное из городищ построенных населявшей север Западно-Сибирской равнины ранненеолитической культурой 8000 лет назад.Проблема,однако,в том, что культура эта изучена плохо.Невелико и количество найденных артефактов.Известно,что жители Амни умели уже обжигать глину,но не знали металлов.Экономика поселения была осн-ована на рыбной ловле,охоте и собирательстве.Проще говоря,это тот случай,когда за броским заголовком начинается пустота. «Городище»– деревня на берегу реки, укреплённая земляным валом и частоколом.Амня– не город неизвестной цивилизации. И на картинке,кстати, не её реконструкция.Амня была застроена полуземлянками. Сразу несколькими.Ещё за 4000 лет до Амни на Ближнем Востоке стали появляться куда более многолюдные поселения (также, впрочем, не являющиеся городами) и даже первые мегалитические святилища. Именно оттуда, открыв производящее хозяйство, переселенцы двинулись по всей катушке компаса… Причём, некоторых в итоге заносило в суровые края, где невозможными становились не только земледелие, но и скотоводство. Так появлялись культуры «лесного неолита». В западной Сибири в том числе.О чём речь? О том,что само по себе,– в отрыве от датировки,– «городище» на Амне ничего из себя не представляет.Также примерно в историческое время жили тлинкиты– индейцы,населявшее северо-восточное побережье Тихого океана.Оседлые рыболовы базировались в многолюдных(до 2000 жителей)укреплённых поселках.Амня, как минимум,в десять раз меньше.Но там и океана,а значит,изобилия идущих на нер-ест лососёвых нет.Однако,если смотреть на поселение в контексте эпохи,возникает вопрос,почему первые крепости появились именно там? А не у тех же тлинкитов,или у ближневосточных натуфилийцев,посёлки которых 8-10 тысяч лет назад оставались не укреплёнными? И это хороший,правильный вопрос.Именно в эту эпоху люди неолита быстро расселялись. И, как правило, не строили укреплений. Поскольку занимались преимущественно скотоводством и вели кочевой или полукочевой образ жизни.С дру-гой стороны,и осевшие в особо благоприятных для земледелия условиях племена не слишком беспокоились о безопасности,полагая что сама их численность,– 1000 чело-век,держащихся сообща,это неодолимая сила,– удержит врагов на дистанции.Нехара-ктерно было строительство укреплений и для представителей культур лесного нео-лита.Кроме рыболовов,нередко строивших свайные поселения.Небольшая группа земле-дельцев или скотоводов не надеялась на укрепления,не способные защитить поля и стада.Рыбакам же оборонять требовалось только улов.Собственно,в Амне и найдены прежде всего «ямы»– прокопанные до вечной мерзлоты «холодильники» для хранения рыбы и дичи.Позже смысл строительства укреплённых деревень пропадает, поскольку возникновение крупных общностей– племенных союзов,– предполагает,что отражать придётся уже не десятки,а сотни врагов.Соответственно,и обороняющимся из многих мелких поселений приходится объединяться в одном убежище.Кроме того,в Сибири начинают доминировать,тесня рыболовов дальше на север, племена переходящие от охоты к оленеводству.Но,всё-таки,вопрос,зачем жителям Амни требовался частокол, совершенно напрасно никем не задан.Ибо полезность укреплений для малого поселе-ния отнюдь не очевидна.Например,из романов Фенимора Купера(а самому Куперу от людей в вопросе компетентных)известно,что индейцы даже не выставляли часовых ночами.А смысл? Что увидит часовой в окружающем деревню или лагерь мраке ночного леса? О присутствии враждебного отряда в окрестностях ирокезы заранее узнавали, обнаружив следы разведчиков. Не могли не узнать, поскольку постоянно прочесывали окружающие леса во время охоты, знали в них каждый пень и вполне предсказуемо замечали присутствие чужаков раньше, чем те могли обнаружить поселение. Которое часто переносилось на новое место.Узнав же о появлении врага,индейцы не дожида-лись нападения,пусть и на «крепкой» позиции,а нападали сами.Или же уходили,если казалось,что сила не на их стороне.Образ жизни рыболовов отличался от образа жизни охотников.Необходимости менять место стоянки,по мере того как дичь распу-гивалась или выбивалась,у них не было.Заметив,что не одни в бескрайней тайге, они,именно,начинали следить за ближайшими подступами и старались реже покидать убежище."
  (ст."Кем оказались шумеры?",Цель адеквата,2024) "Есть мнение, что наследниками славы шумеров считают себя слишком многие народы.Отсутствие установленных связей шумерского языка с каким-либо из современных открывает слишком широкий простор для фантазии.В частности,потомками шумеров внезапно оказались армяне и ассирийцы (современные).И это только у меня в комментариях.Славяне, правда, последние годы на такие мелочи не размениваются, куда чаще оказываясь не потомками, а предками шумеров. Но речь и в этом случае идёт о претензиях на наследство.Воображение рисует сюжет запутанный,детективный,с массой алчных претендентов на оставленный почившим дядюшкой сундук.Как следствие,обвинениями,интригами,подлогами,отравл-ениями.И эпичной развязкой,в которой последний из выживших,уже будучи окружённым полицией,поднимает крышку.Сундук-то пуст.Проблема в том, что бороться тут уже не за что. Многочисленные ключевые изобретения, прежде приписывавшиеся шумерам, и обеспечившие им славу «самого гениального народа», давно уже не приписываются им. Прежде всего, это, конечно, касается колеса. Установлено, что его изобрели не шумеры.И колесницы– тоже не они.И,отдельно,хорошие колесницы– не они же.Брон-за? Нет.Письменность? Нет.То есть,письменность изобрели,но не первыми.Вообще же, шумерская культура ныне считается развитием самаррской,– ключевые навыки иррига-ционного земледелия шумеры заимствовали у другого народа.Слава шумеров воссияла в прошлом лишь потому, что на их территории было обнаружено древнейшее из известных на тот момент изображение колеса. Восприятию их как народа древнего способствовало и некоторое смешение понятий… Ибо, шумеры, действительно, древний народ, поселившийся в Убейде почти одновременно с возникновением цивилизации в Египте. Но есть нюанс. Возраст народа не равен возрасту цивилизации. Шумерская же цивилизация, – первые свидетельства превращения первобытных общин в города-государства,– на тысячу лет моложе.Легендарный Гильгамеш совершал свои подвиги, когда пирамида Хеопса уже стояла.Так,собственно,кем оказались шумеры? Оказались они народом,создавшим первую цивилизацию в Междуречье.И таким образом,оказавшим влияние на последующие цивилизации данного региона.Не более того.Происхождение шумеров неизвестно,но и едва ли имеет столь уж большое значение.Ведь откуда бы они не пришли,знания они не приносили с собой.Все свои изобретения,– на тот мом-ент уже давно назревшие,– шумеры совершили в Месопотамии.То есть,спустя более тысячи лет после того,как там же вышли из дикости.Передали же накопленное шумеры наследникам– аккадцам.Те уже вавилонянам и ассирийцам.Если кто-то ещё на насл-едство претендует,судиться ему с Аккадом предстоит."
  (ст."Откуда пришли шумеры: Проблема пропавшей прародины древнего народа",Цита-дель адеквата,2021) "Есть гипотеза,что шумеры пришли в Междуречье с берегов Инда ,в то время населённых дравидскими,а значит,чернокожими племенами.Но эта очень полезная,ибо вызывающая бурление в рядах расово неравнодушной публики, гипотеза, к сожалению,не нашла подтверждения.Проблема же происхождение шумеров— остаётся. Хотя и понимается чаще всего ложно.Ибо касается происхождения народа,а не цивил-изации.Всякую проблему, прежде чем решать, полезно понять. В данном же случает наличествуют многие, интересные и отнюдь не очевидные нюансы. Например, откуда вообще взялась идея о приходе шумеров в Месопотамию?Зайти придётся издалека. Вкратце,история Месопотамии выглядит так: в начале VI тысячелетия на юге страны, в Убейде возникает культура развитого энеолита(медно-каменная).В прошлом Перси-дский залив был длиннее,и Убейд представлял собой архипелаг низменных,наносных островков,разделённых заболоченными протоками и «тростниковыми морями».Местное население занималось ирригационным земледелием,сооружая плотины и каналы,но нед-ля орошения,как в Египте,а для осушения земель.В конце VI тысячелетия в Убейде возникают первые города,что позволяет уже говорить об убейдской цивилизации.И даже после того, как около 2950 года до н.э.архипелаг на несколько суток уходит под воду в результате грандиозного штормового нагона,страна быстро восстанавли-вается.Убейдийская культура возникает не сама по себе,а имеет отчётливо просле-живающиеся по особенностям найденных артефактов связи с более древней,возникшей в среднем течении Ефрата культурой Самарры.Именно самаррцы научили убейдийцев, поселившихся на островах сразу после их появления,но владевших лишь азами земле-делия,методам ирригации.Возникает,однако,вопрос,где тут шумеры? И ответ весьма интересен: пока нигде.«Шумерской» традиционно считалась сменяющая лишь в серед-ине V тысячелетия убейдийскую урукская цивилизация.Намного более прогрессивная, шагнувшая в бронзовый век и прославившаяся множеством достижений: письменностью (сначала протописьменностью),гончарным кругом,колесом и так далее.Длительное время именно начало урукского периода представлялось исследователям свидетель-ством прихода в Междуречье шумеров— более развитых,чем коренные жители,пересе-ленцев…Вопрос,откуда.Против такой трактовки,однако,выступали сами шумеры.В пре-даниях этого народа прямо по глине палочкой было написано,что месопотамский пот-оп— событие их истории,и что именно они основали первые города в Убейде.Но тут проявляется первый захватывающий нюанс шумерской проблемы.Исследователи не пове-рили шумерам,поскольку… неизвестно,чьи легенды считаются «шумерскими».Ну,правда .Дошедшие до современности предания записаны на шумерском языке,но не самими шумерами,а более поздним населением Междуречья,семитами,использовавшими шумер-ский,так,как в средневековой Европе использовали латынь.И на табличках слово «шумеры» ни разу не употребляется.Потому что в шумерском языке оно просто отсу-тствовало. Древним жителям Месопотамии не была известна сама по себе концепция «народности».Своих от чужих они отличали только по принадлежности к городам-государствам.Соответственно,этнонимы не изобретались,ввиду отсутствия необход-имости.Но это— устаревшее на данный момент видение проблемы.Именно исследования шумерского языка позволили установить,что все слова,отражающие понятия связанные с продвинутыми(для неолита)способами хозяйствования и ремёслами,в нем заимств-ованы из самаррского.Зато,сами шумеры хорошо понимали в лодках,воде и болотах. То есть,именно шумеры являлись древнейшим,—первым,—населением Убейда,вырвавши-мися из относительно большей дикости в относительно меньшую благодаря контактам с самаррцами.Археологам же со свой стороны удалось накопать достаточно материа-лов,доказывающих преемственность между убейдиской и урукской цивилизациями.При-чины прорыва в области технологий,видимо,носили исключительно социальный харак-тер.Шумерскую цивилизацию,таким образом,создали именно шумеры.Причём на том самом месте,где она обнаружена,и без чьей-либо помощи.И заняло это у них не так уж мало времени.Да.Но проблема происхождения и прародины шумеров осталась на своём месте.До начала VI тысячелетия они не могли жить в Убейде,так как страна ещё не была пригодной для заселения.К раннему,ещё полукочевому,земледелию шумеры должны были перейти где-то в другом месте.Но где? Шумерский язык не обнаруживал и упорно продолжает не обнаруживать родства с каким-либо другим на планете.Это-то обстоятельство и побудило учёных искать прародину шумеров в дальних краях.В том числе,в Индии.Подсказку, как казалось, мог бы дать расовый тип шумеров, если б его удалось определить. И современные методы палеогенетики, в конце концов, это сделать позволили. Результат, однако, оказался ни о чём не говорящим. Как минимум,в урукский период жители южной Месопотамии уже ничем внешне не отлича-лись от современных арабов Ирака.Что же касается мифов самих шумеров,то согласно оным,прародиной народа является находящаяся где-то за морем на юге страна Даль-мун.Ещё в древности она отождествлялась с Бахрейном.Но археологические исследо-вания опровергли данную версию.При переселениях народов материальная культура в виде обломков утвари и орудий— у каждого их племён имевших свои уникальные осо-бенности изготовления— оставляет узнаваемый след.Мусор,похожий на убейдийский, археологи искали в Бахрейне,в Аравии,в Иране,в Индии.Однако,ничего подходящего найдено так и не было.Проблема остаётся не решённой,и можно лишь предположить, почему именно.Шумеры не пришли в Междуречье,а приплыли туда.Колонизировать боло-тистый архипелаг мог лишь народ уже хорошо разбирающийся в лодках и рыболовстве. Это были морские кочевники,а примеры подобных племён,занимающихся земледелием на искусственных островках и живущих в лодках,многочисленны.Попасть морской народ в Персидский залив мог,в принципе,откуда угодно.Собственно,даже выживание убейдий-цев— достаточно массовое,раз цивилизация быстро восстановилась,— во время зато-пления страны,говорит о многом.Как и концепция «ковчега».Другие не справились бы.Но именно шумеры были готовы к подобным испытаниям."
  (ст."Государство сражающейся нации",Историик Античности,2024) "Это восьмая книга из цикла «Легенды Русского севера».Бессмертный был послан служить Близне-цам, а затем хранить Дельфы. Затем он вернулся на Аркону, в обитель Святовитовой дружины. Тучи сгустились над островом, и Евпатий, попытался найти путь спасения. но вместо этого попадает в узилище. Евпатий Коловрат, волей судьбы попадает на Русь.Он один из бессмертных,тем «кому в бою смерть не писана».Но в трудный час рискнул поднять Мертвую Рать,что бы спасти Русь от орд Батыя.Возникновение в конце XV в.на востоке Европы сильного Российского государства стало неожидан-ностью не только для современников. И сейчас, спустя полтысячи лет после того, как его первый государь Иван III стал именовать себя «Иваном Божиею милостью государем всеа Руси и великим князем Владимирским,и Московским,и Новогородским, и Псковским,и Тверским,и Югорским,и Пръмскы,и Болъгарским и иных».Причины столь быстрого возвышения незначительного на первых порах Московского княжества и превращения его в могущественное государство продолжают вызывать споры среди историков.Загадка образования единого Русского государства,не разрешенная и по сей день, вынуждает историков искать порой самые неожиданные и нетрадиционные объяснения «несвоевременному» возникновению Российского государства.Однако какие бы ни выдвигались мнения относительно особенностей его становления и развития, несомненно одно – война сыграла в этом огромную роль. Находясь на стыке Запада, Востока и Византии, на краю Великой Степи, откуда из века в век с пугающей регулярностью накатывались волны кочевников,«народов незнаемых»,Русь всегда испытывала внешнее давление.Оценивая положение Московского государства в XV–XVI вв., В.О. Ключевский отмечал, что в итоге роста территории оно было поставлено «…в непосредственное соседство с внешними иноплеменными врагами Руси – шведами, литовцами, поляками, татарами. Это соседство ставило государство в положение, которое делало его похожим на вооруженный лагерь, с трех сторон окруженный врагами».В таких условиях Россия поневоле превратилась в «государство сражаю-щейся нации». Потому совершенно справедливо высказывание российского историка В. Лапина: «Победы и поражения российских вооруженных сил сыграли большую роль в формировании национального самосознания…». Без преувеличения можно сказать, что история России – во многом это история ее армии.Заметим, что, несмотря на все трудности, контакты между Русью, Россией и внешним миром никогда не прерывались и Русская земля никогда не пыталась уподобиться Китаю или Японии в их стремлении самоизолироваться,возвести между собой и внешним миром непроницаемый «бамбуковый занавес».Надо сказать несколько слов о тех условиях,в которых русским приходил-ось искать ответ на военный вызов со стороны как Запада,так и Востока.И хотя многие историки несколько пренебрежительно,свысока относятся к влиянию природно-климатического и географического фактора на развитие общества и государства,одн-ако трудно не согласиться с мнением,что длительное время,вплоть до Нового време-ни и даже позже,именно они были одними из наиболее важных и весомых.Для обществ с низким уровнем развития производительных сил особенности природно-климатичес-ких условий оказывали большое,если не определяющее,воздействие на развитие эко-номики.Она же,в свою очередь,влияла на эволюцию политических и общественных инс-титутов,присущих данному обществу.И поскольку природные условия России сущест-венно отличались от тех, что были в Западной Европе, развитие военного дела в России в конце Средневековья – начале Нового времени неизбежно должно было иметь существенные различия от аналогичных процессов в соседних государствах.Сама по себе постановка этой проблемы не нова. Еще С.М. Соловьев обратил внимание на особенности природы Восточно-Европейской равнины, оказавшие большое влияние на складывание русской государственности и общества. «Природа для Западной Европы, для ее народов была мать; для Восточной Европы, для народов, которым суждено было здесь действовать – мачеха» – этот вывод маститого историка представляется верным и по сей день.Холодная и долгая русская зима с ее снегами, метелями и морозами давно уже стала притчей во языцех. В Западной Европе даже в период так называемого «малого ледникового периода», приходящегося на конец Средневековья – начало Нового времени,климатические условия все равно были не в пример благопри-ятнее,чем на территории коренной России.Добавим к этому «тощие» почвы,с которыми приходилось из века в век иметь дело русскому крестьянину, чрезвычайную бедность полезными ископаемыми, в особенности цветными металлами, отсутствие полноценного выхода к морю, удаленность Русской земли от основных торговых коммуникаций, ее незащищенность от вторжений извне какими-либо серьезными природными препятст-виями(морями,горами и пр.),редкое население,рассеянное по огромной территории, – и описание тех стартовых позиций,с которых России приходилось начинать соревно-вание со своими соперниками,можно считать законченным.Одним словом,трудно не согласиться с мнением отечественного историка Л.В.Милова,когда он,анализируя роль природного фактора в истории России и русского народа,писал,что «история народов России,населяющих Русскую равнину,– многовековая борьба за выживание». Эта борьба не позволяла государству рассчитывать на получение необходимых для реализации своих крупномасштабных внешнеполитических планов средств за счет экс-плуатации русского мужика.Конечно, можно было попытаться выжать из него больше, чем он мог дать, но попытка действовать вопреки объективным обстоятельствам неизбежно вела к печальным последствиям. Примером тому могут служить результаты царствования Ивана Грозного, правление которого вызвало перманентный финансовый кризис, обусловленный экономической отсталостью России и слабостью налоговой базы государства из-за бедности основной массы налогоплательщиков– русских кре-стьян,что налагало серьезные ограничения на развитие военной сферы.Анализируя условия,в которых проходило становление и развитие молодого Российского государ-ства,необходимо учитывать и еще одно важное обстоятельство.Несмотря на все прот-иворечия,раздиравшие Западную Европу в это переломное время,тем не менее,как указывал американский политолог С.Хантингтон,начиная с 1500 г.формирующиеся гос-ударства Запада.«представляли собой многополюсную международную систему в преде-лах западной цивилизации.Они взаимодействовали и конкурировали друг с другом, вели войны против друг друга.В то же время западные нации расширялись,завоевы-вали, колонизировали и оказывали несомненное влияние на все остальные цивилиза-ции».Учитывая реалии того времени, такое влияние, как правило, осуществлялось посредством вооруженной агрессии, военным путем. Между тем, как отмечал Н.П. Михневич, «войны однокультурных народов всегда более или менее нерешительны; войны разнокультурных– всегда роковые».Именно такой «роковой» межцивилизационный конфликт и разгорелся в конце XV в.на востоке Европы.С одной стороны,в нем выс-тупала Москва,претендовавшая на статус единственного наследника православной Византийской империи,а с другой– Польша и Литва,стремившиеся позиционировать себя как восточный бастион западного мира против надвигающегося на Европу азиа-тского варварства.Третьей стороной в этом конфликте стали осколки Золотой Орды– Казанское и Крымское ханства,пытавшиеся утвердить себя в качестве «третьей си-лы»,играя на противоречиях России и Польско-литовского государства.Копившиеся веками противоречия и претензии разрядились в многолетнем противоборстве,став-кой в котором были победа или смерть,устранение геополитического конкурента.«В затянувшемся акте этого воздействия,– писал А.Тойнби,– продолжавшемся более 250 лет,самым драматическим моментом было непрекращающееся балансирование между стр-емительным развитием технологии на Западе и упорным желанием России сохранить свою независимость и,более того,расширить свою империю в Центральной и Вост.Аз-ии».В таких вот чрезвычайно сложных условиях русской правящей элите пришлось вс-тупать в «Великую пороховую революцию»,и выбора у нее,делать или не делать этот шаг,не было.Весь исторический опыт,накопленный русским народом к середине XV в., показывал,что отставание в развитии военной сферы было чревато весьма и весьма негативными последствиями.По материалам: Пенской В.В.Великая огнестрельная рев-олюция."


Рецензии