Наталья Бехтерева

На фотографии: бывший директор ИЭМ АМН СССР Н.П.Бехтерева и ее сын- директор Института мозга РАН С.В. Медведев.
Наталью Петровну Бехтереву я знала и хорошо ее помню. Она была директором Института Экспериментальной медицины (ИЭМ), в котором я проработала многие годы. Первые эксперименты я ставила в Физиологическом отделе им. И.П.Павлова в конце 60-х годов, еще студенткой медицинского института. Я это воспринимала, как высокую честь, ведь мне посчастливилось трудиться в павловской Башне молчания, которая по заданию великого ученого была возведена с толстенными звуконепроницаемыми стенами для облегчения выработки условных рефлексов.   

А позднее я перешла работать в отдел фармакологии, которым заведовал крупный ученый С.В. Аничков. Там научилась оперировать и проводить экспериментальные исследования по изучению функционирования базальных ганглиев головного мозге. По материалам исследования написала и защитила диссертацию на тему "Функциональное значение стриопаллидарной системы мозга в процессах фармакологического управления памятью".

Как сказано, директором Института экспериментальной медицины в то время была Наталья Петровна Бехтерева. Первое, с чем связывали ее имя, конечно, то что она была внучкой всемирно известного врача-невропатолога В.М.Бехтерева. Владимир Михайлович был великим ученым, масштаба И.П.Павлова, его неврологические работы были широко известны во всем мире. Умер он внезапно в 1927 году, буквально за 1 день. Что-то съел, слег и вскоре умер. Естественно, многие подозревали отравление, и злые языки обвиняли во всем Сталина, ведь после хрущевских разоблачений было модно во всех грехах обвинять именно его. Однако Наталья Петровна, как и ее сын неоднократно писали, что это неправда, и в действительности, Сталин не имел к этой неожиданной смерти никакого отношения.

Дело в том, что Бехтерев лечил самого В.И.Ленина и поставил ему диагноз «сифилис мозга». Официальная причина смерти, естественно, называлась другой. Бехтерев собирался ехать на международный конгресс в Лондон. ОГПУ опасалось огласки нелицеприятного диагноза и по их приказу Бехтерев был отравлен. Члены семьи Бехтеревых подозревали, что великий ученый был отравлен собственной женой, племянницей Ягоды, одного из руководителей ОГПУ. После происшедшего ни один из членов семьи Бехтеревых не подавал ей руки().

***
В 1970 году, когда я узнала Наталью Петровну, ей было 46 лет. У нее уже было множество регалий - доктор наук, руководитель отдела, директор Института Экспериментальной медицины АМН СССР. В 1970 году ее выбрали депутатом Верховного Совета СССР.

Как она выглядела? Некоторые до сих пор утверждают, что Наталья Петровна была красавицей, некоторые даже стихами Пушкина о ней отзывались:
Ну и впрямь она – царица.
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла.

Это неправда, в 70-е годы красавицей она определенно не была. Очень полная, с крупными чертами лица, хотя надо сказать, что держалась она, действительно, величественно, по-царски. Поверх просторного платья всегда накидывала яркую шаль, это ей очень шло и скрадывало недостатки фигуры.

Наталья Петровна и сама всегда считала себя дурнушкой, о чем подробно написала в своих книгах:"Огромную роль во всех моих «комплексах» сыграла мама. Мой ум она превозносила до небес, но что касается внешности и разных женских достоинств – о, тут шел другой разговор. Помню, как я танцую под папин аккомпанемент, а мама, склонив набок голову, говорит: «Все хорошо, но ножки – полноваты… полноваты ножки. Неплохи, но – полноваты». И так придирчиво разбирала меня по частям, что сформировала стойкий комплекс уродины".
Этот комплекс оставался у Натальи Петровны всю жизнь: "Уже зрелой женщиной, по страстной, сильной любви — я вышла замуж и все думала: "Ах, он говорит мне комплименты по доброте душевной, насколько же он меня любит, если я, такая страшненькая, кажусь ему красавицей".

Как директор ведущего медицинского НИИ Наталья Петровна часто выступала на симпозиумах, заседаниях Ученого совета, совещаниях. Голос у нее был негромкий, но очень приятный. Она как будто выпевала каждое слово, выводила мелодию, очень ровную, монотонную, без особых модуляций. Казалось, что ручеек журчал, одно предложение перетекало в другое, все очень ровно, без особого выражения. Речь звучала так однотонно и мелодично, что смысл произнесенного, во всяком случае для меня, часто куда-то ускользал. Но я не сдавалась и старалась понять то, что пыталась донести директор института.

Она часто говорила о разработанном ей понятии гибких и жестких звеньев мозговых систем. К жестким звеньям Н. П. Бехтерева отнесла большую часть областей регуляции жизненно важных внутренних органов (сердечно-сосудистой системы, дыхательной и др.). К гибким звеньям относила области анализа сигналов внешнего (и отчасти внутреннего) мира, зависящие от условий, в которых человек находится. Но что же здесь нового, ведь это те же безусловные и условные рефлексы, открытые задолго до Н.П.Бехтеревой другими исследователями.

А вот что много позже о достижениях своей матери писал ее сын, С.В. Медведев. Отмечая большое количество публикаций, связанных с ее именем, он отмечал, что "по прошествии времени некоторые работы, кардинально изменившие понимание проблемы, стали восприниматься как нечто само собой разумеющееся". Честно говоря, и в то время, когда Наталья Петровна излагала свои теории в 60-70-х гг. прошлого века, многие ее постулаты казалось нам, исследователям низшего звена, давно известными истинами. 

Но голос у нее действительно был приятный. Ее близкие вспоминают, что она хорошо пела. Рассказывают, что во время конгресса в ФРГ организаторы устроили вечеринку, на которой всем собравшимся полагалось что-нибудь спеть. Советская делегация была в растерянности. Неожиданно на сцену вышла Наталья Петровна и с большим успехом спела знаменитую «Катюшу».

***
Наталья Петровна закончила 1 Ленинградский медицинский институт в 1947 году. Тот же институт заканчивала и я, но намного позднее. Наталья Петровна закончила аспирантуру в Институте физиологии ЦНС АМН СССР и перешла на работу в Институт экспериментальной медицины младшим научным сотрудником (1950-1954 гг.). Позднее она перешла в Нейрохирургический институт старшим научным сотрудником. 

В 60-х годах произошло знаковое событие, определившее ее будущую научную карьеру - Наталью Петровну послали на 3-месячную стажировку в Англию. Она была под огромным впечатление от увиденного там, особенно от посещения лаборатории нейрофизиолога Грея Уолтера. В то время в Британии проводились вживления электродов в мозг пациентов с лечебными целями. Наталья Петровна привезла эту методику в СССР и способствовала ее внедрению у нас.

Как известно, метод стереотаксиса был изобретен в 1908 году двумя исследователями из Лондонской Университетской клиники: нейрохирургом сэром Виктором Горслеем и инженером Робертом Х. Кларком. Наталья Петровна не была нейрохирургом и сама не производила никаких стереотаксических нейрохирургических вмешательств, однако она была прирожденным руководителем и решала тактические и стратегические вопросы, рожденные специфическими требованиями нейрофизиологии человека.

В отделе нейрофизиологии человека ИЭМ АМН СССР, которым Наталья Петровна заведовала с 1962 года, она сумела собрать группу молодых талантливых ученых - математиков, физиков, биологов. Она всегда отличалась большой энергией и крепкой хваткой, умела добиваться своего от окружающих и от власть имущих. В начале 60-х советские ЭВМ не уступали западным, но получить машину было практически нереальным. Наталья Петровна встретилась с академиком Бергом, курировавшим всю цифровую технику в СССР, и добилась выделения В ИЭМ ЭВМ "Минск-32".

Для обслуживания аппаратной части ЭВМ Наталья Петровна пригласила на работу своего сына Святослава Медведева. Надо сказать, что изначально сын Бехтеревой ни медициной, ни биологией не интересовался. В школе у него хорошо шла физика, и поэтому он поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета, после окончания которого работал в Физико-техническом институте имении Иоффе. Но через какое-то время стал интересоваться работами матери и перешел в ее институт и в ее отдел нейрофизиологии человека. С.В Медведев обслуживал аппаратную часть ЭВМ, а за программный пакет отвечали Ю.Л. Гоголицын, Ю.Д.Кропотов и С.В.Пахомов. Исследования, проведенные с их помощью вылились в 3 докторские и 6 кандидатских диссертаций. Позже для института был приобретен ИВМ/360, а для своего отдела Н.П.Бехтерева получила французские ЭВМ.

Наталья Петровна вначале выполняла функции лишь заведующей отделом нейрофизиологии человека, затем стала одновременно заместителем директора по научной работе, а с 1970 по 1990 — и директором ИЭМа.

В результате в руководимом ей отделом шаг за шагом менялись(усовершенствовались) хирургические приемы стереотаксиса, многократно изменялась конструкция стереотаксических аппаратов, производилась компьютеризация стереотаксических расчетов с все более совершенными и современными алгоритмами и программами.

***
Но вот настал 1982 год, умер Л.И. Брежнев, затем после кратковременного правления Андропова и Черненко власть перешла в руки М.С.Горбачева. В стране стали происходить грандиозные перемены - перестройка, гласность..

На одной из конференций Наталья Петровна встретилась с Раисой Максимовной Горбачевой и рассказала ей о своей мечте об открытии нового института мозга и приобретении для него дорогого западного аппарата - томографа. Раиса Максимовна ее поддержала и вскоре Наталья Петровна получила деньги на закупку этого чрезвычайно дорогого прибора. ПО ИЭМ поползли слухи, что Наталья Петровна стремится открыть новый институт для своего сына, Святослава Медведева. Ведь тот не был медиком и директорствовать в ИЭМ, который был приписан к Академии медицинских наук, он, физик по образованию, никак не мог. А вот директором института мозга, открытом под эгидой Академии наук СССР, он, с подачи матери, вполне мог состояться.

Наталье Петровне все задуманное удалось. И вот практически на исходе существования страны 12 марта 1990 вышло постановление Совета Министров СССР о создании центра Мозг и в его составе института мозга человека АН СССР на базе отдела Натальи Петровны, лаборатории Медведева и клиники ИЭМ. Директором нового института был назначен сын Бехтеревой С.В. Медведев. А Н.П.Бехтерева оставила свое директорство в ИЭМ и стала в новоиспеченном институте научным руководителем.

Дорогостоящие работы велись рекордными темпами: за 15 месяцев от момента принятия решения было построено новое здание с необходимой радиационной защитой площадью 4000 кв. метров и скомпонован комплекс, состоящий из собственно позитронно-эмиссионного томографа, циклотрона, радиохимической лаборатории, уникальных для того времени компьютеров. В то время позитронно-эмиссионный томограф было абсолютно новым прибором и никто в мире не понимал до конца, как использовать все его возможности. И только спустя 10 лет в лаборатории появился устойчивый поток пациентов.

В связи с отпочкованием нового института сотрудники основного Института экспериментальный медицины дружно восстали против своего бывшего директора - Н.П. Бехтеревой. Ведь времена тогда начинались для науки очень трудные, а она своими действиями разваливала головной институт- ИЭМ, бросала его на произвол судьбы.

Вот как она сама об этом времени вспоминала:
"С 1989 года меня травили за желание открыть свой институт мозга и за стремление покинуть пост директора Научно-исследовательского института экспериментальной медицины. Я давно собиралась, как стукнет 65, все бросить и уйти в науку, чтобы не подписывать по три часа в день бумаги. Не поняли, взревновали, возмутились, особенно когда узнали, что во главе нового института – физик, мой второй сын, Святослав Медведев. Расклеивали по городу листовки, где угрожали судьбой четы Чаушеску. Предавали самые близкие друзья – я никогда не разделяла деловое и личное общение, все мои коллеги входили в мой дом, это теперь я крайне ограничила круг близких мне людей, а тогда только отмечала – ты и ты, неужели и ты - тоже..
Устроили собрание - меня там просто убивали. Моя ближайшая подруга говорила: "Вы играете с огнем, вам не простят ухода, все средства будут хороши в борьбе против вас за консолидацию института".
Что особенно больно – муж истово верил газетам и невероятно страдал, а мое нежелание оправдываться в некоей отсутствующей вине он воспринимал как косвенное ее доказательство и все время убеждал в необходимости ввязаться в полемику. Было очень тяжело видеть, как он переживает из-за меня, и еще больнее – чувствовать его плохо сокрытое недоверие. И слушать его советы: «Брось свое никому не нужное дело, и ты отдохнешь, как я это делаю». Мне казалось, что тяжелее этого периода, когда моя много лет лелеемая мечта вот-вот сбудется, и все зависит только от меня, а силы - на исходе, предательство друзей подточило душу, и поддержка близких больше всего похожа на подталкивание в спину по направлению к пропасти, хуже этого ничего и быть не может".

В то время мужем Натальи Петровны был Иван Каштелян - один из первых людей в сфере торговли в тогдашнем Питере. Долгие годы он работал начальником Главного управления торговли Ленгорисполкома. В общем, Иван Каштелян был весьма известным человеком и заметной фигурой в советском Питере 70х-80х годов.

И вот в это время, когда все мечты Натальи Петровны сбывались одна за другой - тут случилась настоящая трагедия. В 1990 году в один практически день покончил жизнь самоубийством сын ее мужа, а наутро умер от инфаркта и он сам.

Наталья Петровна очень тяжело переживала происшедшее: "Я была при последнем издыхании. Смерть человека - это, конечно, тяжело, но вы переживете это. Но если не просто нет человека, а вы видите, что мир вокруг вас совсем другой, чем вы его раньше видели..."

Наталья Петровна на долгие восемь лет выпала из нормальной жизни, из науки, По собственным словам она попала в "Зазеркалье". У нее начали видения, галлюцинации. Близкие и друзья замечали, что она очень изменилась: "Бехтерева просто немного помутилась рассудком, из-за двух трагедий в семье (сначала повесился сын от первого брака, потом умер муж)... стала очень доверчивой и ударилась в мистику".

А вот как она сама вспоминала об этом времени: "Шли месяцы. Я жила по инерции. Ездила в командировки, работала, но ощущение чьего-то присутствия в доме сохранялось. Странное гудение, похожее на шум волчка, шорох, скрип половиц. Я иду в ванную мыться. Слышу шаги. Они приближаются, потом - удаляются... А вот – еще: я стою у окна и вижу во дворе грустного человека с лицом моего покойного мужа. Может быть, мне показалось?.. Возвращаюсь в кухню и прошу Р. В. взглянуть, кто там стоит на улице, «вроде я уже его где-то видела». Она вбегает через минуту белая как мел: «Да это же Иван Васильевич! Он повернулся и к гаражам пошел, вы же знаете его особенную походку - ни с кем не спутаешь!»..
У меня есть много теоретических объяснений случившемуся, начиная от измененного состояния сознания, в котором мы обе, без сомнения, в те дни находились и которое позволило нам перейти в иную плоскость бытия и видеть иные вещи, но гадать и комментировать вслух – нет, не хочу. Это – было, и все. Уверенность в реальности происходившего у меня полная.
Каждое загадочное явление как бы съедало часть моих и без того подточенных горем возможностей, мучили головные боли, внезапная сонливость, повышенное давление. Ну, хватит, – решила я и отправилась в больницу Четвертого управления. Здоровье мне вроде бы подлечили, но душа продолжала болеть. И тогда я обратилась к Богу. Бог, вера, отец Геннадий и мои близкие вернули меня к жизни, принесли утешение и покой. Дверь в Зазеркалье закрылась – на время, не навсегда".

И вот лишь через 8 лет, когда ей поручили подготовить доклад для открытия Международного конгресса, она почувствовала, что наступил перелом,:
"Самый счастливый момент моей жизни? Мне многие не верят и недоуменно улыбаются, когда я об этом рассказываю, но я говорю чистую правду – подготовка доклада для открытия ХХХIII Международного конгресса физиологических наук, и как апофеоз – выступление 30 июля 1997 года, которое прошло более чем блестяще. Потом меня много снимали, но только один финн догадался и прислал фотографии с извинением – мол, я понимаю, что у вас есть и получше... Нет у меня ничего получше, все, наверное, так подумали, поэтому только одна его фотография, теперь всегда стоит в кабинете как символ моего возвращения к себе после многолетнего, тяжкого, черного периода, когда я была не я, а моя тень. Я выступала, читала лекции, занималась громадной организационной работой, но – не жила. Пока у меня не появилась очередная сверхзадача - доклад, который позволил оценить, сколько сделано в прошлом и показал, что есть смысл в будущем. Я люблю своего сына, у меня прекрасная невестка и чудесная внучка, меня очаровал Нью-Йорк. Продолжает работать созданный нами Институт мозга".

***
Бехтерева не отрицала необъяснимые наукой явления, связанные с человеческим мозгом, — в частности, верила, что биологическая смерть не обязательно ведет к смерти души. Ученая ходила на сеанс к Ванге и признавалась, что, несмотря на увещевания профессоров, эта встреча ее потрясла. «Чем больше проходит времени, тем сильнее я убеждаюсь в том, что имела дело с уникальным явлением ясновидения. Я потом встречала множество людей, претендующих на обладание этим даром. Но ничего общего с Вангой они не имели. Пример Ванги абсолютным образом убедил меня в том, что существует явление контакта с умершими», — рассказывала Бехтерева.

Нейрофизиолог верила и в телемедицину и методы Кашпировского, о чем подробно писала в своей научно-популярной книге «Магия мозга и лабиринты жизни». В этой книге она затрагивает и другие вопросы, на которые у науки пока не ответа: в частности, феномен «выхода из тела и наблюдения со стороны», который описывали женщины-роженицы и люди, пережившие клиническую смерть.

Несмотря на критику ученого сообщества, Бехтерева продолжала утверждать, что не относится «к тому типу ученых, которые утверждают: того, что я не могу измерить, попросту не существует».

В 2000 году сотрудники Института мозга человека РАН во главе с Н. П. Бехтеревой, провели исследование с целью проверить, действительно ли ученики Бронникова способны воспринимать изображения при условии, что их глаза закрыты маской из непрозрачного материала. И, к удивлению научного сообщества, Бехтерева и ее соавторы сенсационно интерпретировали экспериментальные данные как подтверждение реальности «прямого видения». Вероятность подтасовки результатов Бехтерева оценила как «незначительную», невзирая на то, что такой феномен до сих пор не был официально подтвержден. Результаты эксперимента были опубликованы в журнале «Физиология человека» и позднее обсуждались на научном семинаре в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН.

По результатам исследования Наталья Петровна выступила с докладом на Международной конференции "Итоги тысячелетия, Санкт-Петербург, Таврический дворец, декабрь 2000 г. Она утверждала: "Я свидетельствую, что лица, обученные видению без использования глаз, действительно способны читать тексты, ранее им неизвестные, и осуществлять целый ряд других действий, обычно требующих зрения. Результаты показали, что наличие каких-либо специальных свойств у обучаемого лица не требуется. Я увидела, прежде всего, наличие системы обучения, где все время идет движение к тому, чтобы максимально использовать возможности организма. Формирование нового видения вполне возможно и у слепых. Исследования подчеркивают его физиологичность для мозга человека. «Мальчики Бронникова» получили и демонстрируют свои сверхвозможности, приобретенные в результате планомерного длительного обучения, осторожно раскрывающего возможность альтернативного (прямого) видения".

О своих выводах Н. П. Бехтерева направила письмо президенту Российской Федерации В. В. Путину, с рекомендацией повсеместного введения обучения по методу Бронникова.

Все это вызвало широкий резонанс и протесты в научной среде. Дискуссии с коллегами побудили директора Института мозга человека С. В. Медведева и его сотрудников разработать серию экспериментов с целью перепроверки результатов начального исследования. В итоге все основные выводы начального эксперимента были поставлены под сомнение, однако Медведев отказался полностью дезавуировать данные начального исследования и заявил, что по всей вероятности ученики Бронникова способны видеть изображения в инфракрасном оптическом диапазоне. Однако это заявление совершенно не удовлетворило большую часть научного сообщества, так как все знали, что С. В. Медведев является сыном Натальи Петровны.

Председатель комиссии по лженауке академик РАН Эдуард Кругляков называет метод Бронникова откровенным мошенничеством. Однако Бехтерева продолжала утверждать, что проверила это явление. И тут же в поддержку ей начались либеральные вопли о новой инквизиции, лысенковщине и т.д. Ведь лжеученых часто устраивает ситуация, когда они могут сделать любое, сколь угодно абсурдное, заявление, и оно бездоказательно принимается. Однако в науке существует принцип “презумпции доказанного”. Делаешь утверждение, — потрудись его доказать.

***
Наталья Петровна Бехтерева скончалась 22 июня 2008 года в Гамбурге в больнице Святого Георга в возрасте 83 лет. Похоронена на кладбище в Комарово. Многие до сих спрашивают, почему русская женщина, ученый, академик умерла за границей, в Германии? В С-Петербурге 8 апреля у Натальи Петровны случился приступ панкреатита. В Военно-Медицинской академии её прооперировали, но помочь не смогли. Тогда сын решил отправить ее в Гамбург, в реабилитационную клинику, но к сожалению, через 2 дня она умерла.

Сын Бехтеревой С.В.Медведев руководил институтом мозга с 1990 по 2017 год. А потом ушел на покой и живет теперь на семейной даче в Комарово. В настоящее время руководит институтом мозга доктор медицинских наук М.Д.Дидур.

Внучка Натальи Петровны Бехтеревой, тоже Наталья, сначала как и все училась в  советской школе, но что-то не заладилось. "В восьмом классе я прогуляла уроков больше, чем дней в году, зато прочла всю русскую классику. Тогда родители отправили меня в частную школу на Манхэттен. Там учились дочери Дональда Трампа, Сигурни Уивер. Но кроме интересного общения там было больше свободы в выборе форм обучения" - вспоминает Наталья. После пятилетнего пребывания в США она вернулась в Россию, закончила медицинский институт и стала работать гинекологом. Но через несколько лет сменила стезю и перешла на психотерапевтическую работу. Сейчас ведет прием пациентов и работает коучером в компаниях.

"Много лет лелеемая мечта" Натальи Петровны претворилась в жизнь, и она основала новый институт мозга. В 2009 году этому институту было присвоено имя Н.П. Бехтеревой. Но в последние годы в научном обществе снова ставится вопрос о том, что институт мозга надо вернуть в его первоначальное положение, то есть ввести обратно в состав Института экспериментальной медицины:
"Федеральное агентство научных организаций намерено провести слияние Института экспериментальной медицины (ИЭМ) и Института мозга имени Н.П. Бехтеревой. Осенью 2018 года на базе учреждений может появиться новый федеральный исследовательский центр".
Однако сотрудники  Институте мозга попросили отложить процесс реорганизации, так как переоформление документов на здания, землю, а также на лицензию на использование позитронно-эмиссионного томографа потребует долгого времени. Кроме того у Института мозга в настоящее время имеется значительная кредиторская задолженность, что также препятствует немедленному слиянию двух институтов.


Рецензии
Отличный очерк про Наталью Петровну Бехтереву, уважаемая Полина, а её книга "Тайны мозга..." есть в моей библиотеке. Надо к ней возвратиться.

Евгений Анатольевич Ефрешин   05.04.2024 19:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.