У МЕНЯ УМЕР ДРУГ

 
   У меня умер  друг. Друг надежный и давний. Мы дружили с ним более полувека.
А теперь он умер. Перед самым Новым годом. Я уже собирался, как обычно, звонить ему.
Но внезапно мне позвонила его жена и я понял, что все кончено.
Это было так внезапно, что я до сих пор не могу отойти и всё шепчу: «Женька! Как же так!
Неужели тебя больше нет! А как же мне теперь жить без тебя?»
Для меня эта смерть была такой неожиданной… Хотя я знал, что он уже давно болеет.
Но чтоб так сразу — неимоверно. Он был  не просто другом, но и во многом поддержкой.
И уже давно мы дружили семьями. А теперь осиротели и привыкнуть к этому невозможно.
  Наша дружба началась, когда клиника, руководимая его отцом, профессором Полонским,
наконец, получила место в 10-й больнице г. Киева. Женя пришёл туда через год после
окончания института, а я в это время уже работал над кандидатской диссертацией.
У меня была небольшая лаборатория и в ней работала довольно красивая лаборантка Регина.
Нередко у меня собирались врачи из клиники и тут произошёл эпизод, в котором Женя
показал себя как друг. Меня вывел из себя своими насмешками один сотрудник М.  и я дал ему пощёчину,
но промахнулся и попал в нос. Пошла кровь и озверевший  М. кинулся на меня.
Но тут между нами встал Женя и М. должен был уйти.
И ещё один эпизод. Моя свадьба в ресторане. Я танцую с молодой женой и вдруг к нам подошёл какой-то
амбал. Женя танцевал рядом и тут же направился к нам. Но когда он услышал, что этот амбал
хотел заказать  для нас какую-нибудь песню, Женя успокоился и продолжал танцевать.
  История с диссертацией. Мой шеф и его отец Борис Леонидович незадолго до своей смерти
сказал мне: «Я помог тебе стать кандидатом наук. А ты обещай, что поможешь сделать
диссертацию Жене». Я ответил, что обещаю. Почему шеф выбрал именно меня, ведь он помог
стать кандидатами и другим врачам. Понимаю, что рассчитывал не только на мою надежность,
но и нашу дружбу. Заставить Женю заняться диссертацией было крайне сложно. Он все время
отговаривался, что ему не нужны эти 10 рублей. Я убедил его, сказав, что я должен выполнить
свое обещание, которое дал его отцу. Уже когда диссертация была почти готова, наш с ним доклад
был принят на Всесоюзный съезд фтизиатров. Мы полетели в Москву и там на секции по урологии
Женя выступил с докладом. Это был ужас. Он очень волновался, заикался, мямлил. Потом мне
ведущая, профессор Мочалова, с которой я уже был знаком, сказала: «Аркадий Львович, нужно
было делать доклад Вам». В общем, для Жени это было боевое крещение. Настало время
официальной защиты в  Одессе. Я приехал накануне и все уговаривал Женю прорепетировать
его доклад, но он убеждал меня : «Не волнуйся, все будет хорошо». Когда ему дали слова, я закрыл
руками лицо. Но все было нормально, он доложился без запинки и на все вопросы отвечал
великолепно. И мне, как научному руководителю, даже нечего было добавить. И я сказал себе:
«Вот что значит спортсмен — умение сосредоточиться при необходимости».
Я забыл сказать, что Женя был мастером спорта по борьбе.
   Еще одна интересная черта  его характера. На работе мы все, как правило, в 12 часов дня делали
второй завтрак. Только Женя до конца работы, до 3-х часов ничего не ел. Он всегда говорил, что
просто не проголодался. И вот в Москве, в кафе гостиницы «Россия», где нас поселили во время
всесоюзного съезда, Женя показал мне как нужно завтракать так, чтобы быть сытым надолго.
На завтрак он брал: несколько сосисок, яичницу, творог, сметану и кофе с пирожным. Мой завтрак
был такой же, только  с учетом разницы в нашей комплекции. И вот до двух-трех часов мне даже
не хотелось кушать.
  В 1979 году Женя со всей семьей уехал в ФРГ и там хорошо устроился на работу. Он мне как-то
сказал по телефону, что звание кандидата медицинских наук ему очень помогло устроиться  на
работу по специальности. Через 8 или 9 лет Женя с Леной приехали в Киев как иностранные
туристы. Из гостиницы «Лыбедь», где они остановились Женя позвонил мне домой и я тут же
примчался к нему. Нужно сказать, что  в это время  я по работе имел допуск и контакты с
иностранцами мне были запрещены. Но еще раньше я .решил для себя, что проигнорирую этот
допуск, если Женя приедет в Киев. Поэтому я без оглядки пошёл к нему на встречу.  Она была
теплой и дружеской — как будто мы не расставались. Я и предположить тогда не мог, что это
наша последняя встреча и я больше  с ним не увижусь. Но помнить его я буду всегда — пока
буду жить. Прощай друг!


Рецензии