Синьория Манфреди в Фаэнце. 3

Раздел 2 Джованни Манфреди

После смерти первого синьора Фаэнцы Франческо Манфреди осталось три мужских потомка, которые могли претендовать на власть: это были его незаконнорожденные, но узаконенные внуки от сына Риккардо  – Джованни и Гульельмо,  а также внук  Джованни от сына Альбергеттино. Последний имел сторонников передачи власти именно в его руки, но ему помешала репутация отца, что был казнен в 1329 г. вследствие участия в заговоре против папского викария.(105)
 
В конечном итоге третьим синьором Фаэнцы стал Джованни Манфреди (р. в 1324 г.), сын Риккардо ди  Франческо Старшего и знатной дамы из Имолы – Зеффирины ди Нордильо Нордильи , дочери главы партии, противной партии Алидози. Когда Риккардо был капитаном народа в Имоле, он, несмотря на то, что был женат на Дилетте , дочери графа Альберико  Кунио, с которой не имел детей, завел связь с семейством Нордильи. Брат Джованни, Гульельмо Манфреди, никогда не претендовал на власть и всегда находился в тени.
В 1343 г. Джованни и его брат Гульельмо Манфреди стали синьорами Фаэнцы и Валь ди Ламоне, которую их семья потеряла в 1327 году.
Джованни Манфреди, будучи официально единственным капитаном, осуществлял свою власть с опорой на брата Гульельмо. В первые годы капитанства  Джованни Манфреди занимался укреплением своих позиций в Фаэнце, прежде всего в отношении соседних потенциально опасных синьоров наподобие Орделаффи из Форли.
 
В 1347 г. в регион прибыл Асторж де Дюрфорт (Асторджо Дюрафорте), граф и ректор папской Романьи, действовавший более решительно, чем его предшественники. Войдя в Фаэнцу, он создал в ней собственную базу, уничтожив одним своим присутствием власть Манфреди.
«Для того, чтобы понять частоту этих утомительных колебаний господства между местными синьорами и папскими ректорами и хрупкость гегемонии синьориальных  родов Романьи в городах, где они де-сятилетиями пользовались конкретным превосходством, необходимо иметь в виду, что в этот период города Романьи были непосредственными субъектами власти Святого Престола. Все местные синьоры пра-вили благодаря избранию сохранившихся коммунальных органов (Анциани и Советов), которые провозглашали их капитанами народа или  такими титулами, как тираны, как называли отношения господства, самопроизвольно возникавшие в городах. Поэтому их господство время от времени терпелось или вызывало противодействие папских ректоров: действительно, формальная должность апостолического викария в светской области ещё не использовалась в Романье и Анконской Марке», – указывает И. Ладзарини.

Прибытие Дюрфорта не заставило Джованни отказаться от того, что он восстановил ценой стольких усилий. Он укрылся в Баньякавалло, заняв крепость (уже принадлежавшую его дяде Малатестино в 1334 г.).  Дюрфорт воспринял действия Джованни как открытое восстание, двинул войска против Баньякавалло и, после осады, заключил с Манфреди соглашение, по которому ему возвращалось движимое имущество и владения в обмен на отказ от капитанства в Фаэнце.
 
Некоторое время спустя Манфреди попытался переломить ситуацию. К этому времени ему удалось в достаточной мере войти в доверие к Дюрфорту и даже проживать в Фаэнце, считаясь одним из его приближённых лиц. Впрочем, ректор никогда не доверял ему до конца. Флорентийский хронист Маттео Виллани приводит в своей хронике живописную историю, которая в достаточной мере отражает отношения этих двух людей, а также высвечивает характеры исторических персонажей, боровшихся  в этот период за власть в Фаэнце.

Примерно в  1348 г.,  желая сблизиться с знатными жителями Фаэнцы, ректор Романьи Асторж де Дюрфорт пригласил их в гости на Рождество. Когда пир был в разгаре, Джованни Манфреди, разгоряченный вином, заявил, что сегодняшнее прекрасное утро – это повод оказать отеческое благорасположение  по отношению к ближнему. Он предложил дать повод проявить эти прекрасные качества епископу г. Фаэнцы, с которым имел некие финансовые нелады, и потребовать от  него курицу, двенадцать цыплят в тесте и вареного мяса. В случае, если епископ откажет, следовало  послать к нему на кухню людей, чтобы они забрали там все, что найдут из еды. Сказано – сделано.

Долго нетрезвые гости ждали даров от епископа, и в этом виновен был отнюдь не последний. Вероятно, зная буйный нрав Джованни, епископ послал угощение не к нему, а в дом его заклятого родственника Джованни ди Альбергеттино. Перепутал он или не хотел иметь дело с Джованни ди Риккардо напрямую – мы никогда не узнаем. Жена Джованни ди Альбергеттино догадалась (или знала изначально), что подарок предназначается не её семье, а потому отправила одного из оруженосцев отнести его во дворец ректора. Однако Дюрфорт сам отдал приказ, чтобы стража ограничила вход в дом, чтобы не мешать пиршеству, и оруженосца не впустили.

Устав ждать, Джованни ди Риккардо воспользовался тем, что нетрезвый ректор всецело поддержал его предложение, и послал к себе домой распоряжение родным. Им следовало взять топоры и отправиться к дому епископа. Если ворота окажутся закрытыми, их следовало разбить топорами и разгромить кухню. Родственники Джованни послали за своими друзьями. Вскоре к дому Манфреди стали подтягиваться нетрезвые вооружённые люди, некоторые из которых даже не знали повода, по которому они пришли.

Увидев вооружённую шумную толпу, некоторые приближённые ректора, недолюбливавшие Манфреди и не доверявшие ему, приняли толпу за заговорщиков, злоумышляющих на жизнь ректора. Завязалась рукопашная схватка. Услышав новость о беспорядках в городе, ректор подошёл к окну и, увидев друга Джованни Манфреди по-имени Фран-ческино де Валле, приказал ему пойти к участникам столкновений и приказать от его имени прекратить беспорядки. Несчастный безоружным пошёл к  агрессивной толпе, где подвергся нападению недругов Манфреди. Закрываясь от удара в голову, он потерял руку, а затем и жизнь. Его участь разделили ещё несколько знакомых  Джованни ди Риккардо. (106)  Этот случай Маттео Виллани считает одним из поводов, которые привели Манфреди к мысли устроить восстание против ректора, а также расположиться лагерем под стенами города под предлогом неуплаты епископом Фаэнцы некоторых сборов.

В 1649 г., воспользовавшись отъездом Дюрфорта в Авиньон, Джованни Манфреди начал готовить против него восстание. Он в достаточной мере усыпил бдительность ректора Романьи, который считал его своим добрым знакомым,  хотя на всякий случай и прихватил с собой в дорогу его брата Гульельмо.

Маленькими партиями, чтобы не привлекать излишнего внимания, Джованни стал стягивать в Фаэнцу солдат. Прежде чем кто-либо приметил это, в его распоряжении было полторы тысячи иностранных пехотинцев. Когда граф Дюрфорт вернулся, он сначала не верил предупреждениям в отношении Манфреди, однако когда не заметить его странную активность уже было трудно, ректор вызвал к себе некоторых его друзей. Опасаясь за свою безопасность, те прямиком поехали к Джованни за советом, как действовать дальше. Манфреди посоветовал им возвращаться домой, вооружать родственников и друзей, а затем поднимать волнения. Сам он вместе с сочувствующими ему горожанами и солдатами вооружились и укрепились в его дворце. Дюрфорт, узнав о происходящем, верхом направился к дому  Манфреди в сопро-вождении кавалерии и пехотинцев. Здесь они вступили в схватку. Манфреди и его сторонники храбро защищались до наступления темноты, не уступив графу городскую площадь.
 
16 февраля 1350 г. Джованни был признан господином (dominus) Фаэнцы, вытеснив папского викария. В мае того же года, произведя набор в армию в мае, с Франческо Орделаффи и отрядом Вернера Урслингена, он воевал с Дюрфортом и заставил его укрыться в Имоле.

В 1351 г. Джованни овладел Баньярой, замком на территории г. Имолы и замком Чезато, прозванном Кастеллина, который он полагал для себя опасным, и укреплением Сан Мартино по соседству с воротами у моста.(108)
 
И. Ладзарини относит конфликты синьоров Романьи этого периода к периферическим на фоне крупных столкновений между архиепископом Джованни Висконти, синьором Милана, и Мастино  делла Скала за господство на равнине р. По. Продажа Болоньи роду Висконти (16 октября 1350 г.)  правящей семьёй Пеполи вовлекла Эмилию - Ро-манью в крупные надрегиональные конфликты. Это создало кризис в хрупком равновесии провинции и, в конечном итоге, ускорило прибытие в Италию кардинала Эгидия Альборноца, который должен был восстановить власть папы в его итальянских владениях.(109)
 
Джованни Манфреди воспользовался ослаблением власти папского ректора и перешёл на сторону Милана, став вместе с Франческо Орделаффи из Форли главным капитаном ополчения Висконти в Романье. В этом качестве он заключил в осаду легата, укрывшегося в Имоле, занял Баньяру и Баньякавалло. Он уклонился от поездки в Авиньон для объяснения своих действий в устройстве восстания, за что был отлучен от церкви 9 июля 1352 г. вместе с братом Гульельмо и Франческо Орделаффи. (110) Оппозиция романских синьоров в ответ на усиление власти папского ректора слилась в глазах папы  с ересью и предполагаемой защитой еретических течений.
В 1353 г. Италия находилась на пороге великих перемен, так как в неё прибыл кардинал Эгидий Альборноц с целью подтвердить власть папы и навести порядок в папских землях, сокрушив амбиции романьольских синьоров, вышедших из подчинения Святому престолу. Эгидий был по происхождению испанским грандом, который в молодые годы отличился в боях с маврами, сражаясь в рядах войска под руко-водством короля Альфонсо Кастильского. Позже он занимал пост архиепископа толедского, соединяя в себе  «рыцарственную энергию и пламенную ревность к вере». Когда на трон взошёл король Педро Жестокий, Альборноц покинул родину и прибыл в Авиньон, ко двору римского папы. Благосклонно принятый Климентом VI, 
18 декабря 1350 г. он стал кардиналом, а некоторое время спустя – епископом сабинским.  Эгидий Альборноц сохранил свое положение и при папе Иннокентии VI, став наиболее приближённым и влиятельным из числа его советников.(111)  Посылая Альборноца в Италию, папа мечтал об усмирении тиранов и объединении Италии под властью Святого престола.(112)
Первый год Эгидий Альборноц провел в центральной Италии, а в конце 1354 г. направился в церковную область –  Романью. В июне 1355 г. он сокрушил растущую власть тиранов Римини из семьи Мала-теста, назначив их викариями церкви. В июле сдались кардиналу графы Монтефельтро из Урбино. В сентябре выразил покорность
г. Фермо, после чего Альборноц повернул войска против Джованни и Гульельмо Манфреди.(113)
   
Между тем, положение Джованни Манфреди стало довольно неустойчивым даже в собственной семье в самой Фаэнце: в 1354 г. он подавил заговор, устроенный против него злокозненным двоюродным братом Джованни из ветви синьоров Марради. Он был сыном того самого Альбергеттино Манфреди, казненного в 1329 году. Джованни ди Альбергеттино являлся кавалером золотой шпоры и одно время даже считался синьором Фаэнцы совместно с братьями Джованни и Гульельмо, сыновьями Риккардо. Он владел Баньякавалло, Солароло и другими местечками. В результате провала заговора 20 сообщников Джованни ди Альбергеттино были казнены. (114)
 
Джованни ди Альбергеттино известен тем, что вел бесконечные споры с республикой Флоренцией за обладание разными замками в Апеннинах. Он владел Марради, Кастильоне, Бифорко и другими землями. С большой удачей и доблестью воевал на стороне правителей Ферарры из рода Эсте.(115)

Впоследствии отношения между двоюродными братями остались конфликтными: в 1359 г. Джованни ди Альбергеттино Манфреди предстал совместно с Джованни ди Риккардо и Гульельмо Манфреди перед ректором провинции Романья, оспаривая право владения на Монте  Маджоре и Марради.(116)
 
Манфреди пытались сопротивляться кардиналу-легату  Эгидию Альборноцу, но после 5-месячной осады Фаэнцы, длившейся с мая по сентябрь 1356 г., вынуждены были сдаться.(117)  Ценой отказа от синьории над городом, Манфреди сохранили все свои имущества, деревни, земли и замки в Валь ди Ламоне в личном владении, а также Солароло и земли Баньякавалло, которые были признаны феодами церкви, обло-женными  ежегодным цензом в размере 50 золотых флоринов. Сыно-вья Джованни, Франческо и Асторджо, были переданы в качестве за-ложников в руки Каррара, синьоров Падуи. (118)
 
Несчастья не сломили Джованни Манфреди, который отныне упоминался в хрониках как синьор Баньякавалло. Он продолжил бур-но участвовать в разнообразных военных действиях совместно с пап-скими ректорами или против них, входил в разные лиги, пытаясь вернуть Фаэнцу или завоевать другой город, чтобы восстановить свою власть.
В 1359 г. он находился в рядах папской армии, сражаясь против своего давнего союзника Франческо Орделаффи, последнего из тира-нов Романьи, который сдался Альборноцу, но вскоре благополучно примирился с ним, чтобы участвовать в совместных предприятиях. Одно из них, а именно попытка Манфреди совместно с Орделаффи и Рамберто Алидози изгнать Роберто Алидози из Имолы, окончилось неудачей, после чего Джованни отправился разорять земли Малатеста, связанные с Висконти.  В 1361 г. Джованни двинулся с эскадроном кавалерии к Порто Чезенатико, в котором стояли на причале барки с товарами, принадлежавшими флорентийским купцам. Он прибыл как раз в то время, когда груз  стоимостью 12.000 флоринов был выгружен на сушу. Джованни захватил крупную добычу не только товарами, но и людьми, животными и разным имуществом, которые отдал солдатам.
Внезапным нападением Манфреди намеревался захватить замок Сан Кассиано, но там оказался хороший гарнизон, державшийся настороже. Столкновение в открытом поле окончилось не в пользу захватчиков, и предприятие завершилось неудачей.(119)  Чтобы наказать его, 24 марта по приказу ректора провинции Аймериго Кавальканти дома Манфреди в Фаэнце были разрушены. (120)
 
В 1362 г. умер папа Иннокентий VI (1352 – 1362), а на его место был избран Урбан V  (1362 – 1370). В это время кардинал-легат Эги-дий Альборноц продолжал войну  против синьора Милана Бернабо Висконти, защищая от него Болонью. Новый папа сначала обратился письменно к Висконти, требуя, чтобы тот увел своих людей из-под Болоньи и вообще держался подальше от земель церкви. Однако видя, что это не дает положительных результатов, Урбан V просто отлучил миланского тирана от церкви вместе с его сторонниками, в числе которых были Орделаффи и Джованни Манфреди, синьор  Баньякавалло.(121)  Чтобы ещё более ослабить Манфреди, лишить его средств и возможности поднять новое восстание, папскими властями по обвинению в за-говоре в пользу племянника был казнён дядя Джованни – Бельтране Манфреди по-прозвищу Прекрасный. Перед смертью, 17 января 1363 г., он призвал к себе жену Аньезину дельи Аккаризи с детьми, чтобы составить завещание, в котором велел им, если не оставят наследников, построить на семейные деньги госпиталь для приюта  пилигримов.(122)
В 1363 г. Джованни Манфреди с сыном Асторджо и родственниками, при поддержке синьора Форли, пытались вернуть себе Фаэн-цу, разбив в октябре военный лагерь под её стенами. Это подняло воз-мущение в городе, так как население разволновалось из-за возможного роста цен на зерно нового урожая. Видя, что настроения горожан не в их пользу, Манфреди тихо свернули лагерь и ушли. Жители города подтвердили свою верность церкви в лице легата. (123)
Пребывая в лагере Висконти, Джованни участвовал в битве при Соларе. В том же году армии папы и миланского тирана сложили оружие. 13 марта 1364 г. был подписан мир, по которому Бернабо Висконти отказался от Болоньи и получил компенсацию в размере 500000 гульденов золотом.(124)  Как и другие участники конфликта, Манфреди получил от кардиналов-легатов Альборноца и Ардуина письмо, где его увещевали вспомнить о долге по отношению к Церкви. В ходе мирных переговоров  Манфреди был вновь утвержден в своих феодальных правах и освобожден от отлучения от церкви, висевшего на нем. Три года спустя он смог увеличить свои владения, купив замок Фонтана Монета, прежде принадлежавший Бандино Пагани ди Сузиньяна. (125)

Примирение Манфреди с церковью выразилось в том, что в 1365 г. кардинал-легат Ардуин успешно выступил арбитром в разногласиях  между Джованни Манфреди и Стефано, епископом Фаэнцы. Дольше времени ему понадобилось, чтобы разобраться в суде с беспокойным родственником Джованни ди Альбергеттино по вопросу о воз-вращении своей собственности, захваченной последним.(126)
В 1367 г. умер кардинал-легат Эгидий Альборноц: «Четырнадцать лет пробыл он в Италии легатом; среди труднейших обстоятельств разрешил свою задачу. Тиранов привел он к стопам своим, восставил города, составил для Мархии, Романьи и прочих провинций книгу законов, которая, будучи позднее ревизована и утверждена Сикстом IV, сохранила под именем Эгидианы действующую силу до новейшего времени». (127)  С новыми законами кардинала Эгидия, дополнявшими уже ранее обнародованные, кардинал Ардуин ознакомил жителей Фаэнцы 22 декабря 1367 г.
В 1368 г. Джованни Манфреди отправился в Болонью, чтобы наряду с многими другими синьорами приветствовать нового папского легата Анжелико  Гримоарда. (128)
 Демонстрируя радость и верность,  в глубине души он уже готов был бороться против него в пользу синьора Милана Висконти,  с которым снова вступил в союз.
Из этой интриги  правитель Милана вышел с выгодой, в то время как Манфреди потерял все свои владения: сначала Баньякавалло, неожиданно ночью 26 сентября занятый папскими войсками, затем Солароло, откуда Джованни отступил в Бризигеллу, после Модильяну,  Ронтано и Сан Кассиано, и другие мелкие замки в Апеннинах. В Бризигелле Манфреди принял решение сдаться на милость папского легата, который, не доверяя его непостоянному характеру, отправил бывшего синьора Баньякавалло в Болонью.(129)  В руках Манфреди остались замки Каламелло и Форнаццано. (130)
 
По-видимому, превратности судьбы не сломили его окончатель-но. Есть сведения, что позже Джованни был окончательно побеждён после того, как он выдержал 5-месячную осаду в фамильной крепости Каламелло, после чего он отступил на территорию Пистойи, где и умер в 1371 году.

От жены Джиневры ди Монжардино у Джованни было двое сыновей, Франческо и Асторджо, и две дочери – Изабелла (жена Луиджи ди Альберико ди Кунио) и Зеффирина (жена Фельтрино ди Маттео Боярдо из Реджио Эмилии). (131)
Бурная жизнь, проведённая в военных походах, мешала Джованни сосредоточиться на управлении Фаэнцей. Его единственное вмешательство в архитектурные дела города связано с сносом укрепления за пределамиu городских стен  Сан Мартино у Мостовых ворот.

105. Tonduzzi, G.C. Op.cit. –  P.412.
106. Cronica di Matteo Villani. Tomo 1.  – Firenze, per il magheri, 1825. – P.84-85.
107. Item, P. 86 – 88.
108.Panzavolta, G. Op.cit. –  P.19.
109.Lazzarini, I. Giovanni Manfredi./ I. Lazzarini. // Dizionario Biografico degli Italiani - Volume 68 (2007)/ Режим доступа:
110.Righi, Bartolomeo. Op.cit. – P.144.
111.Грегоровиус, Ф. Ук. соч. –  С.1100.
112. Там же. – С.1106.
113.Там же. – С.1118.
114. Tonduzzi ,G.C. Op.cit. – P.417.
115. Panzavolta, G. Op.cit.  – Р.21.
116. Tonduzzi ,G.C. Op.cit. – P. 425.
117. Annales  forolievensis. //Rerum italicarum scriptores. – T.XXII. P.II. – P.67.
118. Tonduzzi, G.C. Op.cit. – P.418.
119. Tonduzzi, G.C. Op.cit. – P.427.
120. Messeri, Antonio. Faenza nella storia e nell'arte. / Antonio Messeri, 121. Achille Calzi. – Faenza: Tipo-grafia sociale faentina, 1909 – 642 р. // https://www.zerolire.eu/messerifaenzastoria-cap2-2/
121. Righi, B. Op.cit. – 151.
122. Tonduzzi, G.C. Op.cit. – P.428; Panzavolta, G.  Op.cit. – Р.17.
123. Cobelli, Leone. Cronache Forlivesi dalla fondazione della citta sino all`anno 1498. / Leone Co-belli.Tomo1. – Bologna: Regia tipografia,1874. – P.136.
124. Грегоровиус, Ф. Ук.соч. – С.1123.
125. Panzavolta, G. – P.19.
126. Tonduzzi, G.C. Op.cit. – Р.425.
127. Грегоровиус, Ф. Ук.cоч. – С.1130.
128. Tonduzzi, G.C. Op.cit. – Р.426.
129. Item. – P. 428.
130. Adzzurrinio, Bernardino. Op.cit. – Р.130
131.Lazzarini, I. Giovanni Manfredi.


Рецензии