Защитники и герои народных сказок - из жизни

Литературные проекты
1000 дней и ночей с поэзией и прозой
и "Твёрдый знакЪ"

Научно-популярное исследование
"Информатика слова"

Защитники и герои народных сказок -
настоящие характеры и образы из жизни


        "Добрые молодцы по неволе не ездят"
(из сказки о "Марье Моревне")


    Может быть, продолжат стих,
    Про Федота не забыв,
    Или вспомнят про Ивана,
    Ведь ребята те - не миф:
    Ты поди в стране сыщи
    Тех героев, разыщи,
    Расцелуй их в обе щёки
    И про них сказ напиши.
    (Ксения Мира, из сказа об Иване да Марье и Брате-Разуме Разумовиче)


Примеры настоящих героев в жизни важны, а их образы сохраняются в литературных источниках. И сами образы и характеры героев и защитников в народных сказках собирательные. И так приятно узнать этих героев в жизни - они настоящие и знакомые нам - о том самом русском духе, что "сам проявляется".

Сказка "Иван русский богатырь" о богатыре сказочном, а ближе к жизни былинные богатыри, о которых ранее я писала в заметках, но и их происхождения корнями сплелись благодаря своему рождению из жизни и от жизни. Это вариант сказки про морского царя, но в этой сказке Иван русский богатырь сослужил службу у самого князя Медведя - кто же ещё по силе может быть противопоставлен самому русскому богатырю. И такой пример есть в жизни - это история о Ярославе Мудром и основании тысячелетнего города Ярославля, как боролся Ярослав с медведицей с секирой. И вот сказочный Иван русский богатырь сошёлся в поединке ума и силы с князем Медведем, и с помощью своей избранницы победил, выполнил три задания, и взял в жёны его дочь Настасью Прекрасную.
И Настасья его наречённая жена была умна, "хитра-мудра, ручки беленькие, пальцы тоненькие, глаза поволока, речь перемолвка", всегда вовремя советом и делом помогает русскому богатырю: "не пора спать - пора вставать". А задания все непосильные - без чуда не справиться, но русский богатырь и его подруга все трудности решают и побеждают.
И как водится, венчание победы в конце сказки - "свадьба - не пир пировать, не столы столовать, а крутым пирком да за свадебку".

Против врагов и обидчиков русской земли скажет сказка об Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и Идоле Идоловиче - собирательном образе иностранного завоевателя, который собрался завоевать всю русскую землю. Кинул призывный клич царь. И вызвались два названых брата, Алёша и Добрыня, пойти в поход на Идола Идоловича, чтобы упредить его попытку завоевания. И пустил младший брат стрелу - и полцарства снесло у Идола Идоловича, а уж там и в рукопашном бою силой мерялись, и победили русские богатыри.

Достойные своих богатырей-мужей, были и русские богатыри-женщины. И если в былинах это богатырские жёны и дочери, то в сказках это Чудо-женщины, например, Василиса Васильевна, пошедшая служить вместо отца. Так и в сказке "Усоньша-богатырша" исконно русский герой Иван отправляется в поход, чтобы своего отца-царя спасти от старости и стране сохранить правителя, а встречает богатырскую женщину, что полюбил с первого взгляда даже спящую.
В этой сказке три сына, Дмитрий, Алексей и Иван царевичи, вызвались помочь своему отцу, царю, предавшемуся после смерти жены печали и из-за этого старости, достать "моложавых яблоков" (заметьте, не молодильных, а моложавых), живой и мёртвой воды.
Пытали судьбу старшие братья, но только младшему, Ивану, доброму и смелому, удалось это путешествие на корабле в места, где быстрое течение, волны и ветры подхватывали судно и несли к неизвестному райскому острову, будто к самой Атлантиде: снимали паруса, бросали якоря, а корабль всё равно нёсся. И тут вступает русский авось, но с умом: "Пускай несётся" - сказал Иван-царевич, понимая, что всё возможное сделано. Этот герой так и сказал, что за отца и братьев готов погибнуть. И остался на острове один. И вот увидел огни дома - "теперь жить могу - попал на жилье". И там встретил ещё одного удивительного и всем знакомого в жизни героя - русского старика, дедушку-мудреца. И в этой сказке дан ответ настоящего волевого и свободного человека на вопрос "волей аль неволей, дело пытаешь али от дела лытаешь": "не то что неволею, а больше своею охотою, и дело пытаю и от дела лытаю" - "Вот, Иван-царевич, я таких людей люблю".
Куда отправляются русские герои, на какие подвиги - целый кладезь сюжетов для современной литературы, театра и кинематографа. Далее чудеса из преданий жизни, как оказался Иван в другом мире, будто в саду Эдеме, добыть молодильных яблок и живой и мёртвой воды. И на что только не идут русские люди, и на какие подвиги готовы. И перемещение это в другой мир происходит до того дивно, как сочетались воображение и легендарные истории: для начала, чтобы отправить героя в это другое измерение, старик попросил смотреть Ивана на него, списал портрет, дал часы, посадил на стол и очертил мелом вокруг и отправил его добывать живую и мёртвую воду и молодильные яблоки мимо двух богатырей, мимо двух львов-хранителей, берегущих колодцы с водой жизни, а деревья с молодильными яблоками, будто плоды с древа в Эдеме, росли на самой богатырше-великане, и всё нужно было делать в двенадцатом часу - как тут не вспомнить задержанную праздничную полночь в романе "Мастер и Маргарита" - и здесь волшебство сказки, полное легенд и истории. Старик предупредил, что ничего другого делать нельзя - и снова характер нашей широкой и романтической души, которая никак не может жить по правилам, откуда и все приключения. Всё Иван делал сначала, как сказано: по левую руку Иван-царевич набрал мёртвой воды, по правую руку набрал живой воды, сорвал "моложавых яблоков", да не удержался и поцеловал спящую богатыршу, оставил свой портрет и часы, взял её портрет и часы и вернулся на очерченной мелом лодке в своё измерение. И спросил его дедушка: "Ну, как ты там поступал? Непременно глупостей наделал". "Дедушка, прости, я по малолетству".
Иван благодаря воспитанию и дедовой мудрости всё достал и братьев выручил - одной крови потому - а старик их бы не простил, если б не их младший брат. И это красота души русского человека. А вот и оборотная сторона, о чём нужно знать и исправлять эти чувства к близким: братья после спасения предали его, как это описывается в библейских сюжетах - зависть к ближнему и жадность - это не наша черта. Но Иван русский герой не сломался - этот переменчивый мир он решил изменить, изменившись и сам, и нашла его богатырша, его наречённая жена, - а были тогда наречённые супруги, названные отцы и матери, братья и сёстры, - да ещё и с двумя чудо-детьми - вот что поцелуи по малолетству и по неосторожности делают - а конец сказки в расстановки всего по своим местам - повинность виноватых и счастье правых, душой и умом богатых, - вместе стали жить Иван-Царевич и его сказочно-легендарная жена - "и отлично живут" - таков герой и героиня! - и такова русская сказка о русском духе.

И ещё больше об удивительных русских душах - в сказке "Мудрая жена":
это вариант сказки про волшебное кольцо об Иване.
И дурак наш вовсе даже не дурак,
а совсем наоборот -
в этом сказочный урок.
И как сказал этот умный герой сам, принижая свой ум: "про то знаю: умным -дорога, а дуракам путь не заказан". И такой душе сопутствует благоволение судьбы. К герою являлся ангел и говорил: "Господь послал спросить, чего желаешь". Посоветовали ему не богатства, а жену мудрую.
"Здравствуй, милый друг!" - и пошли они вместе рука об руку. И жена всегда откликалась на душевные боли и печали, всё исправляя: "О чём, душа, слёзы льёшь".
А как испытывается русский дух, ум, и сила тела. Приказал король исполнить три задания: построить мост, одна мостина золотая, другая серебряная, вырастить вдоль моста яблони, чтобы висели яблоки спелые, пели птицы райские, котики морские мяукали, и сходить на тот свет к покойному отцу и узнать, где клад спрятан. Мудрая жена дала клубок, и муж пошёл, куда клубочек катился, прямо в море, и далее чудеса начались с библейским сюжетом: воды расступились и оказался он а том свете, где черти погоняли прежнего царя, и сказал он, что не в казне сила, и что если его сын так будет управлять не по правде, то и с ним сделается то же самое - урок жизненный. И потому в конце вместо прежнего герой сделался правителем и, как написано в сказке, царствовал долго и милостиво.

А читали ли вы именно народную сказку "По щучьему велению" - она об обычном русском человеке. Эта сказка, записанная Афанасьевым называется "По щучьему повелению". В отличие от авторской сказки, в народной сказке всё волшебство от вышних сил, и известная фраза звучит так: "по щучьему велению, по божьему благословению..." - и нет этого эгоистического "по моему хотению" - всё даровалось справедливо и справедоивому - главным героем был обычный бедный человек, который использовал волшебные слова только по необходимости или для восстановления справедливости. И человек этот был трудолюбив, всё делал с приложением всех сил, но был несчатлив судьбой и удачи ему не хватало. Он стал молиться, и бог послал ему щуку, которая и научила спасительным словам - знал бог, что не будет во вред этот человек применять заветное слово. Так и стало. Бедный человек продолжал хозяйствовать при возможности жить безбедно - он остался собой, и других людей исправил. Щука молвила такие слова: "Сделаю тебя счастливым! Чего твоя душа пожелает - всё у тебя будет". И слова эти правильные, чего душа желает, потому что сама душа плохого не пожелает - это уже человеческая алчность такова, а не душа говорит, если желается всё сверх меры. Хотя известно и другое из народных сказок- "на всё душа мера" - на все хорошее, правильное, доброе. И бедный человек, произнся слова и получая то, что душа желает,  благодарил бога русским словом от души и с глубоким смыслом "СпасиБо!" - как тут не вспомнить Михаила Задорнова - "спасибо - спаси Бог" - поэтому не говорите в ответ "не за что", на что в ответ я говорю "есть за что" - "спасиБо" - это великое русское слово, за которое нам нужно держаться и не забывать его говорить - это слово от души.

И сила защитника, героя и русского духа заключается в доброте, сообразительности, милосердии, объединении и союзном и дружном действии, любви к ближнему, труду, родине, и готовности на деле пожертвовать жизнью - для жизни.

Героям сказочным - почтенье,
А настоящим же - почёт,
И в сказках - мудрости ученье,
А в жизни - мудрости той счёт.
Герои - в жизни, люди - в сказке,
Теперь всё, братцы, на местах,
Героем в жизни сами станьте,
О вас и сказки на устах.
2024, Ксения Мира


Рецензии