Мысли на заметку. 28 апреля 2020 года

       Всё то же. Голова была нехорошая. Пил таблетку. [...].

        И после обеда обрезал деревья сзади. И всё вывез. Листья лезут, но с опаской. Спереди подрезки будет куда больше.

       О Зализняке фильм смотрели по «Культуре». О Новгороде и его любимой церкви на Нередице. Мы там были и заходили внутрь. А надписей на стенах не видали. Там когда-то одну надпись не могли прочитать. Болгары вообще сказали, что эта надпись на болгарском, а Зализняк сразу сказал, что это дни недели, по две первых буквы.

       Скачал его работу о «Слове». Буду штудировать и писать своё «Слово».

       Оказывается, учёные просили захоронить его на Новодевичьем, но Собянин, говорят, не дал, только на Троекуровском.
       _________________

       Говорят, парк «Патриот» переоборудуют в госпиталь. Сегодня до 11 мая нерабочее время продлили.
       _________________

       Зализняк говорил: «Я не могу доказать подлинность «Слова», я могу показать, что вероятность фальсификации «Слова» в XVIII веке крайне невелика».

       Я стал вспоминать вехи своего отношения к «Слову». Вопрос Пушкина, почему такое незначительное событие, как поход второстепенного князя, стало поводом для такого велико художественного произведения? Это первая зацепка.

       Вторая, почему между автором поэтической части «Слова» и Пушкиным такой временной разрыв?

       Третье, зазвучавшие различные голоса в тексте. Этому литература научила, когда тексты зазвучали для меня индивидуальными особыми голосами. Особенно сопоставление рассказчиков и их текстов: Лакшин, Панченко, Андроников, Радзинский и т. д.

       Четвёртое, простой вопрос, какая вероятность того, что авторское произведение XII века дойдёт до нас в неизменном виде? Эта вероятность стремится к нулю.

       Пятое, почему это произведение так тесно по смыслу связано с «Задонщиной»? Не случайное сближение, а выстроенная концепция обретения государственности. «Слово» и «Задонщина» — части этой концепции. Просто «народное творчество» в монастырях не переписывалось.

       Шестое, почему всего один список «Слова»? По обретении государственности концепция обретения стала ненужной, потому как она выдавала человеческое происхождение власти, а стала востребованной концепция божественного её происхождения. «Слово» — случайный затерявшийся остаток идеологемы обретения государственности.

       Седьмое, смысл концепции в том, что сколько раз пробовали создать государство по Днепру, а ничего не вышло. Перешли на северо-восток и попали под иго. А потом из ига вышли настоящим государством и со свыше избранным государем.

       Восьмое, государство по Днепру и сейчас не может существовать стабильно, как и тысячу лет назад. Там проходит этно-гео-разлом.

       Девятое, тысячелетнее существование российской государственности с центром в Москве и Петербурге было основано на существовании земледельческо-скотоводческой культуры. В XX-ом веке произошёл революционный переход к культуре финансово-промышленной. Государственный стержень при этом сохранился. Сохранились объективные предпосылки существования мощного государства.


Рецензии