Долголетие Симеона Богоприимца

Завершить дни сретенского торжества (вчера было отдание праздника Сретения Господня) хочется постановкой и попыткой ответа на вопрос о долголетии старца Симеона Богоприимца, прожившего по преданию триста шестьдесят лет. Почему именно этот вопрос? Да потому, что достижения современной науки его просто сами провоцируют. И это связано не только с развитием технологий и не столько с этим, но оправдано должны вызывать тревогу каждого православного христианина все более учащающиеся попытки внедрения этих самых технологий в человека, в нашем случае это касается моментов, связанных с решением задачи по преодолению смертности человеческого естества, достижения, так называемого, бессмертия. Внедрения, прошу это заметить, без учета фактора Божественности нашей природы, а признания в ней только биологического начала. И вот именно это неизбежно и ставит вопрос о возможности вообще бессмертия человека, как созданного по образу и по подобию Божию.
И здесь нужно начать, конечно же, с отца всего рода человеческого – Адама. А он, как созданный по образу Божию, был призван именно к бессмертию. Не создан бессмертным, а был призван стать бессмертным, что предполагало процесс приобретения указанного состояния, растянутый во времени. Т.е. он был одновременно и не смертным, и не бессмертным. Находясь в таком пограничном состоянии, Адам должен был реализовать в себе заложенный в него Богом потенциал бессмертия, но как? – исполняя данную ему Творцом заповедь. Потому что только таким образом он стяживал благодать Святого Духа, что и приводило к уподоблению Богу, как своему Творцу, в том числе, и в Его бессмертии. В книге Бытия гл. 2 ст. 16-17 мы можем прочесть: «и заповедал Господь Бог человеку: от всякого древа в саду ты будешь есть, а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». Здесь чрезвычайно важно понять, что причиной смерти для Адама был не плод сам по себе, но нарушение заповеди. Почему? Потому что о плодах и вообще о всем творении Сам Бог сказал, что все «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Т.е., повторюсь, не в плодах было дело, вовсе нет, но в заповеди. Это важно понять. Именно нарушение Богом данной заповеди явилось причиной смерти Адама, а не просто вкушение плодов с конкретного дерева вне отрыва от заповеди. Очень хорошо на этот счет пишет апостол Павел в своем послании к Римлянам: «таким образом, заповедь, данная для жизни, послужила мне к смерти» (Рим. 7:10). Вполне возможно, что кто-то, прочтя слова апостольского послания, задастся недоумением: зачем Бог вообще давал заповедь, которая могла привести и привела в итоге к смерти? И тут, кстати говоря, недалеко до обвинения Самого Бога в том, что именно Он допустил возможность смерти через обозначение заповеди? Ведь если бы не было заповеди, то и не было бы и возможности умереть для Адама, ведь так? Да, совершенно верно, это так! Но тогда, скажите мне на милость, как бы Адам уподабливался Богу, в том числе, и в Его бессмертии, ведь именно только для этого и был создан Адам, а не для того, чтобы сидеть в раю нога на ногу и звезды считать, предварительно изобретя систему исчисления? Только через исполнение заповеди, как и писалось несколько выше, и то, исключительно, по любви к Богу, а не механически, Адам Богу уподабливался, обоживался, что то же, или стяживал энергию Божию, энергию Божественной любви. Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии от Иоанна по этому поводу: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот будет возлюблен Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21). Т.е. исполнение заповеди Божией – главнейшее условие уподобления Богу! Здесь подразумеваются все без исключения заповеди, в том числе и заповедь о посте, как имеющая место быть в Евангелии и уточненная, расширенная Преданием Церкви. Но, как известно, Адам вкусил и – умер. Умер сначала духовной смертью, лишив свою природу Духа Божия, а потом и физически, прожив в общей сложности, девятьсот тридцать лет. Т.е. сначала стал мертвецом духовным, а потом и физическим. И он не просто умер, но все его потомки, наследующие от Адама природу через плотское рождение, стали смертными! Т.е. каждый человек, рожденный в мир, имеет в своей природе потенцию смерти, все, за исключением только одного – воплотившегося сверхъестественно Господа нашего Иисуса Христа. Смертность – это состояние нашей природы после грехопадения, это, если хотите, данность нашей падшей природы и преодолеть ее невозможно по той простой причине, что наша поврежденная грехом природа не может самостоятельно исправить в себе самой это повреждение в силу своей поврежденности. Это также как и тонущий в болоте человек не может спасти себя без посторонней помощи: человека, веревки, рядом стоящего дерева и т.д. В этой связи, попытки человека самостоятельно достичь бессмертия – полное безумие, они все без исключения обречены на провал! Продлить жизнь человека можно, но самостоятельно стать ему бессмертным – нет. Но опять же, говоря о продлении жизни, нужно учесть факт Божественного изволения на это, что приводит нас к упомянутому выше старцу Симеону.
И вот случай долголетия праведного Симеона, описанный в Евангелии от Луки как раз и показывает, что долголетие не столько в нашей власти, сколько во власти Бога, как Творца всяческих и как имеющего, среди прочих, свойство всемогущества. Хотя если быть точным, вопрос долголетия человека относится как к области Божественного всемогущества, так и человеческого проявления себя в соответствии либо не в соответствии в со своей Богом устроенной природой и, таким только образом, могущего повлиять на свое же долголетие. Последнее находит свое подтверждение в заповеди о почитании родителей, первой, содержащей в себе обетование о долголетии, как это подчеркнуто апостолом Павлом в одном из его посланий. Примером здесь также может послужить иудейский царь Езекия, которому за его покаяние Бог продлил годы жизни на пятнадцать лет. Повествование об этом находим в 4 книге Царств: «в те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: «сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь». И отворотился Езекия лицом своим к стене и молился Господу, говоря: О, Господи! Вспомни, что я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих». И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего» (4 Царств 20:1-6). Тут же на ум приходит и апостол Иоанн Богослов, по преданию до сих пор не видавший смерти, потому как Самим Господом сказано о нем, что «если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду… и пронеслось это слово между братиями, что ученик тот не умрет» (Ин. 21:22-23). В книге же Премудрости Соломона находим слова о том, что «живший (праведник – прим. мое) посреди грешников, преставлен (умер – прим. мое), восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его». Т.е. долголетие если и подается, то только с условием того, что праведник не развратится; как только Господь провидит, что человек отойдет от своей праведности, не устоит в ней, то Он посылает смерть для пользы этого человека. Но из жизни видим, что грешники иногда бывают долголетнее праведников. На это апостол Павел нам дает вполне удовлетворительный ответ, пиша, что «…или пренебрегаешь (речь идет об осуждающем кого-либо человеке) богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4). Т. е. можно с уверенность сказать, что вопрос долголетия – это вопрос упирающийся в область нравственности и нравственности не самой по себе, так сказать, гуманистической, но нравственности Божественной, т.е. отождествляющей себя с заповедью Бога, данной человеку. Вообще же говоря, преждевременной смертью Господь ложит предел греху, но не праведности. Отдельно здесь, по известным причинам, нужно поставить искупительную смерть Господа нашего Иисуса Христа, умершего на Кресте нашего ради спасения, а не потому что Он был грешен. Другими словами, Господь в отношении каждого человека говорит, что «Я хочу, чтобы он пребыл до этих пор», что и было сказано праведному Симеону, и он пребыл до, повторюсь, трехсот шестидесяти лет. Т.е. источником долголетия выступает с одной стороны произволение Бога, а с другой нравственные усилия человека. Но здесь нужно повториться, что через врата смерти должен пройти, согласно Священному Писанию, весь человеческий род, как обладающий поврежденной грехопадением природой: прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3:19). Умереть должны все, и бессмертие с точки зрения Священного Писания для человека в состоянии падения невозможно в принципе! И потому всякие попытки к этому заранее обречены на провал. Расценить же их можно разве что, как вопиющее безумие, дьявольский бунт против Божественного определения, или попросту, революция.
В настоящее время все же предпринимаются усилия по достижению бессмертия человека. Речь идет о таком современном движении, как трансгуманизм. Что это такое? Трансгуманизм, согласно определению Википедии – это общественный строй, политическая позиция, философская концепция, продвигающая использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными: страданий, болезней, старения и смерти. Датой официального рождения этого термина принято считать 1957 г., а ввел его в научный оборот в современном понимании Джулиан Хаксли, биолог-эволюционист. Не вдаваясь в подробности имеющихся направлений указанного движения, которые легко можно указать, проанализировав определение трансгуманизма, нужно отметить лишь то, что обозначение его идеологами задачи по достижению бессмертия, уже весьма и весьма однозначно говорит о том, что корни этой концепции богоборческие. Методы, предлагаемые к решению рассматриваемой проблемы, исключительно технические и стоящие вне православного понимания природы человека и потому применение этих методов, их апробация на человеке, неизбежно поставит и уже поставила вопрос о допустимых границах такого вмешательства, его этичности, нарушение которых ставит другой чрезвычайно серьезный вопрос о том, где человек заканчивается и начинается уже не человек, а некто или нечто, вопрос спасения которого через посредство Церкви не может быть решен положительно? Т.е. на повестку дня выносится вопрос о возможности спасении человека, в той или иной части изменившего свою природу, особенно если речь идет о человеческой воле. И тут если и не подразумевается та самая апокалипстическая печать антихриста, то она предполагает себя, так сказать, сама собою напрашивается. Последнее связано с тем, что неизбежно, при внедрении технологических средств усовершенствования человека, в обществе возникнет разделение на тех, кто их принимает и становится, если хотите, сверхчеловеком и тех, кто увидит в них опасность стать вне своего спасения. Представьте себе, что рядом с вами находится человек, которому сто сорок пять лет, он выглядит еще молодо и смело в уме считает интегральные выражения разного порядка сложности, но при этом поносящий вас, как говорящего ему о неизбежности смерти, поскольку так говорит Бог!? Почему будет именно так? По той простой причине, что «бессмертному» человеку или же тому, кто вполне осознанно стремится к этому, представляется абсолютно не нужным и даже излишним задаваться вопросом о подготовке себя к Божественной вечности, к переходу в сферу иного бытия, что неизбежно последует, подобного рода вопросы просто его будут травмировать. Проще говоря, такому человеку Бог не нужен! Скажу больше, вопросы данной тематики для человека, исповедывающего идеи трансгуманизма, не просто излишни, но даже абсурдны. Именно религиозность стоит препятствием в деле привития и развития идеи бессмертия в обществе. На это, кстати сказать, сетует президент фонда «Наука за продление жизни» М. Бахтин. Вот что он пишет по этому поводу: «В обществе (имеется ввиду российское общество – прим. мое) нет запроса на продление жизни. Фундаментальные исследования проводятся точечно, их почти нет. Финансируются они плохо, и Россия в этой сфере на задворках мирового прогресса. Виной тому религия. Это для нас, атеистов, смерть настоящая. А для чего продлевать жизнь, если для верующих смерть – это не конец, если потом они попадают в рай или ад». Т.е., для того чтобы идти в ногу с прогрессом в понимании трансгуманизма, необходимо прежде освободиться от ига Христа, победившего смерть, с помощью Которого каждый человек потому и может эту самую смерть победить и так, а не иначе достичь своего бессмертия. Для трансгуманистов же Христос – камень преткновения! А мы, христиане, – просто отсталые люди, мешающие им – «мудрым века сего» – своей истиной о неизбежности прохождения через врата смерти каждого человека. Да и праведный Симеон Богоприимец тоже плевок в сторону трансгуманистического способа решения проблемы продления жизни. И не только Симеон, каждый священник, говорящий с амвона о том, что все мы смертны, больны грехом, и исцеление можем получить только во Христе и со Христом – враг трансгуманизма.
Что еще здесь сказать? Или какой итог можно тут подвести? Закончить же можно и нужно словами апостола Павла: «не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновление ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2) и «ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (Ап. 22:20-21).


Рецензии