На острие боя- на земле и воздухе!

Друзья!
Из Сети.
 
"МОСКВА, 28 окт - РИА Новости. Одиннадцать летчиков армейской авиации ВКС РФ за время спецоперации на Украине стали Героями России, пять из них - посмертно, заявил министр обороны Сергей Шойгу.
Двадцать восьмого октября отмечается 75 лет со дня создания армейской авиации. В этот день в 1948 году на аэродроме в Серпухове была сформирована первая авиационная эскадрилья, оснащенная вертолетами.
"Сегодня личный состав армейской авиации Воздушно-космических сил проявляет массовых героизм и отвагу, высокий профессионализм и мужество при защите Отечества и государственных интересов России. За время проведения специальной военной операции 11 летчиков армейской авиации удостоены звания Героя Российской Федерации, из них пятеро - посмертно. Их имена и подвиги навечно сохранятся в сердцах граждан России. Уважаемые товарищи! Поздравляю с Днем армейской авиации Воздушно-космических сил", -цитирует Шойгу пресс-служба Минобороны РФ.
Министр отметил, что за годы своего существования подразделения армейской авиации выполняли боевые и специальные задачи во всех локальных войнах и региональных конфликтах, в том числе в ходе миротворческих миссий на различных континентах, а также при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Популярные комментарии напоминают нам о силе и мощи нашей авиации и ее способности справиться с любыми вызовами!
Это мотивирует современных пилотов и вдохновляет новое поколение вступить в ряды армейской авиации и защищать свою страну."https://ria.ru/20231028/
...Други!
МОСКВА, 23 фев - РИА Новости. Министр обороны России Сергей Шойгу поздравил военнослужащих и ветеранов с Днем защитника Отечества, приказав провести праздничные салюты в городах, соответствующий документ опубликован в Telegram-канале Минобороны.
"Поздравляю вас, ваших родных и близких с праздником! Благодарю за добросовестную службу и ратный труд... В ознаменование Дня защитника Отечества приказываю: 23 февраля 2024 года в 21.00 по местному времени произвести праздничные салюты с привлечением воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации в столице нашей Родины городе-герое Москве, в городах-героях Волгограде, Керчи, Мурманске, Новороссийске, Санкт-Петербурге (городе-герое Ленинграде), Севастополе, Смоленске, Туле", - говорится в приказе министра обороны.
Отмечается, что помимо перечисленных городов праздничные салюты будут в городах, где дислоцированы штабы военных округов, флотов, общевойсковых армий.
...Что ж, все герои СВО и самоотверженные труженики тыла такой праздничный салют заслужили!
Вл.Назаров
********
1.Лётчики-асы на своём Ка-52 проявили чудеса
мужества в боях спецоперации.

Первыми на острие боя за Гостомельский аэродром в первый День спецоперации оказались наши вертолётчики.
Ещё до подлёта десанта группа разведывательно-ударных Ка-52 вылетела
на вскрытие украинских огневых средств и сил, сосредоточенных в районе посадочной полосы и на примыкающих территориях. По сути, это получилась разведка боем. Ещё в приаэродромной полосе по нашим вертолётчикам ошалело ударили ракетные и артиллерийские зенитные средства.
У аэродромного периметра крутой горкой снижения вслед за ведущим капитан Иван Болдырев вывел своего «Аллигатора» в бреющий полёт.
-Командир, да это же огневой котёл! - в голосе штурмана-оператора майора Романа Кобца угадывалось боевое возбуждение. Да и удивиться было чему - электронный бортовой комплекс обороны фиксировал сразу несколько пусков ПЗРК по вертолёту, а трассёры скорострельной зенитной артиллерии своими яркими штрихами полосовали пространство вдоль и поперёк под разными углами к боевому курсу. На восьмой минуте боя бортовая система обороны их «Аллигатора» зафиксировала числом 18 количество ракет, одновременно выпущенных по вертолёту.
На первом заходе капитан Иван Болдырев и майор Роман Кобец вывели из строя сразу несколько расчётов ПЗРК и зенитную установку. Их Ка-52 при помощи бортового искусственного интеллекта выполнял хитроумные манёвры, чтобы уйти из-под огня, и продолжал атаковать. Вторым заходом «Аллигатор» принялся корчевать огневые точки, готовые обрушиться на приземляющийся посадочным способом российский десант. При этом экипаж не забывал и о своём разведфункционале -в эфир постоянно шло целеуказание для других экипажей по вскрытым огневым средствам врага.

Благодаря этому немало украинских огневых точек замолкло под метким огнём наших вертолётчиков. 10 минут этой огненной карусели до высадки десанта на Ми-8 ощущались вечностью.
Вспоминая сейчас тот свой первый бой в спецоперации , Иван Болдырев говорит, что противник достаточно грамотно построил свою оборону, в том числе и противовоздушную. Не обошлось и без подленьких приёмчиков - «укры» скучивали по
несколько гражданских автомобилей, укрывая между ними свои переносные зенитные комплексы. Именно так, практически в упор, двумя ракетами сразу был сбит ведущий вертолёт их пары. Экипаж Болдырева продолжил зачищать аэродром до полного израсходования боекомплекта. Закончились и тепловые ловушки, уводящие от боевой винтокрылой машины головки самонаведения зенитных ракет. Но и после этого он не вышел из боя, намеренно выступив целью для ПВО противника, вызывал огонь на себя, чтобы вскрыть замаскированные позиции зенитной артиллерии и прочие вражеские огневые средства. Их «Аллигатор» был буквально изрешечён пулями и осколками. И несмотря на феноменальную живучесть Ка-52, в какой-то момент повреждения стали критическими: нарушилась работа главного редуктора и левого двигателя. Пилот принял решение на вынужденную посадку. И делать это пришлось практически в эпицентре наземного боя. Мужество и самообладание - близнецы-братья. Надо иметь стальную волю, чтобы завершить столь изматывающий нервы бой предельно возможной бережливостью при посадке израненной боевой машины под кромешным вражеским огнём.
 - А как иначе, ведь наш «Аллигатор» собой защищал нашу жизнь, - поделился своим отношением к винтокрылой машине как к боевому соратнику Иван Болдырев. - Более трёх десятков  раз он принял на себя вражьи ракеты, пули и осколки. И отработал он в том бою молодецки! Но продолжить полёт уже не мог. До нашего аэродрома просто не дотянули бы. Приняли решение на вынужденную посадку поближе к своим десантникам.
Пилот и лётчик-оператор заняли оборону у своей машины и в два автоматных ствола принялись оборонять её от наседавшего врага. К ним на помощь по закону боевого братства кинулись и наши десантники, а пара ударных Ми-24 скоренько окоротила миномётный расчёт «укров», который намеревался накрыть огнём раненый вертолёт и его экипаж.
- Из этого пекла нас выдернул экипаж вертолёта Ми-24, - с благодарностью вспоминает Иван Болдырев. - Мы быстренько запрыгнули в вертолёт, заняли оборону по обе стороны борта, открыв окна. Полетели домой.

В армейскую авиацию герои - вертолётчики пришли разными путями. Иван Болдырев родился в Волгограде, а вырос в волгоградской глубинке - в селе Абганерово. После 9-го класса продолжил учёбу в Ахтубинской кадетской школе-интернате имени П.О. Сухого. Её авиационный профиль привёл юношу в Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А.К. Серова. После учёбы получил назначение в морскую авиацию. Начало службы лейтенанта Болдырева проходило в гвардейском Краснознамённом авиационном полку Балтийского флота. Довольно быстро он получил боевую квалификацию пилота фронтового бомбардировщика Су-24М. Но в мельнице реформирования 2010 года прославленный полк был расформирован, а большинству его лётного и инженерно-технического состава было предложено покинуть военную службу. Конечно, это был психологический удар для молодого лётчика, но он, не желая оставлять лётную работу, поступил в
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Там на факультете лётной эксплуатации Иван освоил несколько типов самолётов гражданской авиации, получил лицензию коммерческого пилота. Но душа его всё это время оставалась в военной авиации. И лейтенант вернулся в Военно-воздушные силы, поменяв уют Северной столицы и красивую форму пилота престижной авиакомпании на спартанский быт Дальневосточного гарнизона и скромную спецодежду лётчика армейской авиации. После основательной переподготовки лейтенант Болдырев сел в командирское кресло вертолёта Ка-52. На его счету не только множество учений и сотни полётных часов, но и выполнение боевых задач по борьбе с международным терроризмом на территории Сирии. Награда той поры - медаль «За отвагу» самим своим названием говорит о многом. С первого дня Иван принимал участие в специальной военной операции на Украине.
А Роман Кобец говорит, что просто не мог не стать военным вертолётчиком. Во-первых, родился он в семье офицера-вертолётчика, а во-вторых, произошло это в Сызрани, городе, который вполне заслуженно называют кузницей добротного пополнения лётного строя военных вертолётчиков. Естественно, после окончания школы Роман стал курсантом Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков, в котором он с увлечением постигал премудрости винтокрылой авиации. С дипломом инженера-пилота получил назначение в Дальневосточный гарнизон, где когда-то служил его отец и сам Роман провёл детские годы. Потомственная привязанность к лётному делу сказалась на результативности военной профессии -офицер Кобец в совершенстве освоил пилотирование вертолётами Ми-8, Ми-24 и Ка-52. Неоднократно был командирован в места вооружённых конфликтов, где неизменно демонстрировал отменные боевые навыки. Боевое мастерство приобретал в качестве лётчика-оператора, командира вертолёта, командира вертолётного звена, за что был награждён медалью Нестерова.
Когда в силу сложившихся обстоятельств майор Роман Кобец должен был исполнять обязанности лётчика-оператора в экипаже капитана Ивана Болдырева, сказались офицерский такт, скромность и уравновешенность обоих лётчиков. Совместные полёты показали, что взаимопонимание и
слаженность в экипаже проявляются в полной мере. А первый же бой спецоперации убедительно проявил и их общее мужество, и качество вертолётных асов, прочно скрепив узы боевого братства лётчиков.

Безусловно, свои геройские звёзды этот экипаж вполне заслужил уже самоотверженностью и результативностью в бою над Гостомельским аэродромом. Но в общей биографии экипажа нашлось место и ещё одному яркому ратному подвигу. 20 марта 2022 года их Ка-52 после успешного выполнения задачи по уничтожению вражеского склада боеприпасов возвращался на базу, когда вражеская зенитная ракета ударила по машине. Полёт стал неуправляемым, и вертолёт начал распадаться на части в сотне метров над землёй. На принятие решения оставались буквально секунды. «Катапульта!» - дал команду Иван Болдырев, и лётчики при помощи реактивнокатапультной системы покинули погибающую машину. В боевых условиях это было выполнено впервые за всю мировую практику. Система сработала штатно: пиропатроны отстрелили лопасти несущего винта. Через доли секунды отлетела крыша кабины, буксировочные ракеты выдернули кресла экипажа в противоположные стороны. Спасательные парашюты раскрылись вовремя. И тем не менее для такого решения лётчикам потребовалось немалое мужество - на повреждённом вертолёте не катапультировались даже испытатели. Так что второй подвиг геройского экипажа доказал возможность спасения экипажа Ка-52 в самых сложных условиях.
- В катапультной системе мы не сомневались ни на миг, - вспоминает Роман Кобец. - Но всё произошло на удивление быстро, буквально на одном выдохе. Как только купол раскрылся, сразу мелькнула мысль - как там Иван? Когда увидел его под белым куполом - гора с плеч свалилась. Кстати, в точности так же среагировал и Болдырев: первая его мысль после раскрытия парашюта была о Романе.
Приземлились вертолётчики на вражьей территории в некотором удалении друг от друга . Но каждый сразу же изготовился к бою, переложив в карман куртки по гранате, чтобы не оказаться в плену. Но не успели лётчики расстрелять автоматный
боезапас, как к ним прорвалась пара бронеавтомобилей отряда «Витязь» Росгвардии. Спецназовцы отбросили наседавших укронацистов и под миномётным огнём врага эвакуировали на своём «Тигре» вертолётчиков за линию боевого соприкосновения.
Сегодня военные биографии героев-вертолётчиков успешно продолжаются. Иван Болдырев стал командиром звена, и ему присвоено звание майора. Служит он всё в том же дальневосточном полку, из которого был направлен в район спецоперации. Мечтает, что его Ка-52 будет доставлен с Гостомельского аэродрома на родную базу, пройдёт полное восстановление и они ещё поднимутся в небо вместе. Роман Кобец стал слушателем Военновоздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Ему присвоено очередное воинское звание «подполковник». Он верит, что династия военных вертолётчиков их фамилии успешно продолжится.
http://redstar.ru/podvigi-vintokrylogo-ekipazha/
****************
2.Боровиков Алексей Юрьевич
25.09.1988 - 04.12.2022
Герой Российской Федерации

Боровиков Алексей Юрьевич - штурман-оператор вертолётного звена вертолётной эскадрильи 15-й бригады армейской авиации 6-й армии Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, майор.
Родился 25 сентября 1988 года в посёлке Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Учился в школе посёлка Звезда Слободо-Туринского района Свердловской области. После 8 классов школы в 2003 году поступил в профессиональное училище «Учагрополис» в Слободо-Туринске, которое окончил в 2006 году с получением квалификации электромонтёра.
С 2006 года - в Вооружённых силах Российской Федерации, курсант Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.
После окончания училища в октябре 2011 года направлен в 7000-ю гвардейскую авиационную базу (1-го разряда) 1-го командования Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны (ВВС и ПВО). Служил помощником руководителя полётов 186-й авиационной комендатуры (пункт дислокации - посёлок Сиверский Гатчинского района Ленинградской области). В 2013 году переведён в 440-ю авиационную базу армейской авиации (2-го разряда) 1-го командования ВВС и ПВО (аэродром Веретье в городе Остров Псковской области) на должность штурмана-оператора вертолётного звена вертолётной эскадрильи на Ка-52 («Аллигатор»).
С сентября 2014 года - штурман-оператор вертолётного звена вертолётной эскадрильи 15-й бригады армейской авиации (аэродром Веретье). В 2016, 2018 и 2021 годах участвовал в военной операции, проводимой Россией в Сирии против международных террористических формирований. Награждён орденом Мужества.
С 24 февраля 2022 года в составе своего подразделения принимал участие в специальной военной операции по защите Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.
С самого начала СВО на территории Украины экипаж Ка-52 в составе командира майора Михаила Абраменко (позывной «Борода») и штурмана-оператора майора Алексея Боровикова выполнил более 600 боевых вылетов в сложных и простых метеоусловиях, днем и ночью в условиях ограниченной видимости. В период выполнения задач экипаж осуществлял поддержку российских войск - как в ходе их наступления, так и в период контрнаступления Вооружённых сил Украины (ВСУ). Обеспечивал подавление средств ПВО противника для обеспечения боевых действий других видов и родов авиации, сопровождение и прикрытие вертолётов Ми-8 при эвакуации раненых и погибших военнослужащих непосредственно с линии боевого соприкосновения под огневым воздействием противника. За период участия в СВО ими было уничтожено 23 танка, 12 бронетранспортёров, 4 боевых машины пехоты, 1 бронированная машина, 3 самоходные артиллерийские установки ВСУ.
4 декабря 2022 года вертолёт Ка-52, которым управляли лётчики, при выполнении боевых задач на купянском направлении в районе села Кривошеевка Сватовского района (ЛНР) был поражён огнём украинского зенитно-ракетного комплекса «Бук». Экипаж погиб.
Похоронен в феврале 2023 года на кладбище посёлка Звезда Слободо-Туринского района Свердловской области.
Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 16 марта 2023 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, майору Боровикову Алексею Юрьевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).
Медаль «Золотая Звезда» была передана семье Героя 6 апреля 2023 года в штабе объединения ВВС и ПВО Западного военного округа в Санкт-Петербурге командующим 6-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенантом О. В. Маковецким.
https://warheroes.ru/
******************
3.Герои переднего края. Невыдуманные истории подвига
Список Героев России из числа военнослужащих, участвующих в специальной военной операции на Украине, пополнился десятью фамилиями. Накануне Дня героев Отечества Золотые Звёзды им вручил президент Владимир Путин в Кремле.
Общая численность Героев РФ в ходе СВО оценивается в 123 человека, есть и те, кого наградили закрытым указом. Недавно Российское военно-историческое общество (РВИО) совместно с Минобороны РФ открыло фотовыставку в Москве. На ней представлено 33 Героя спецоперации.
Aif.ru сегодня расскажет о тех, кто был в числе первых восьми награждённых — указом от 4 марта 2022 года.
В списке награждённых значится и старший лейтенант Антон Старостин — командир танковой роты 126-й отдельной бригады береговой обороны Черноморского флота (Крым). Об этом офицере стало известно ещё до награждения Звездой Героя, которую ему вручил министр обороны Сергей Шойгу. Шутка ли — в его танк попала
ракета хвалёного американского ПТРК «Джавелин» и, казалось, гибель экипажа неизбежна. Но не тут-то было!
Получивший контузию офицер, оценил ситуацию и состояние боевой машины — жив оказался его Т-72!
И продолжил бой, обеспечивая выполнение боевой задачи. Его танковой роте удалось удержать мост через СевероКрымский канал, к которому прорывался батальон ВСУ, и уничтожить за один только день два танка и восемь бронетранспортёров противника.
В бригаде Старостина прозвали человеком развеявшим миф о невозможности устоять перед «Джавелином». Броня выдержала, офицер тоже. Получив сквозные ранения руки и ноги, контузию, офицер после лечения в госпитале вернулся в боевой строй.
«Героем себя не считаю. Выполнял просто свой долг, решал поставленную задачу, также как и остальные ребята, которые сейчас там находятся», — рассказывал Антон журналистам.
Прежде чем поступить в Казанское высшее военное танковое училище, Антон Старостин отслужил срочную службу в армии. Там и пришло осознанное решение о военной карьере. Уже в 126-бригаде он за два года стал
командиром танковой роты, наверняка у него будут и новые звания, и новые должности.
Капитана Алексея Панкратова можно назвать «истребителем» «Байрактаров». В одном бою, 28 февраля, его зенитно-ракетный дивизион прикрывал отдельную мотострелковую бригаду от атак украинской авиации. Панкратов смог грамотно организовать оборону.
В результате российским противовоздушным силам удалось сбить украинский штурмовик Су-25, а также три беспилотника «Байрактар». На следующий день под руководством капитана Панкратова было сбито ещё два БПЛА турецкого производства. Грамотные и уверенные действия командира дивизиона послужили основанием для присвоения ему звания Героя России.
Майор Виктор Дудин стал первым российским лётчиком, получившим звания Героя России. В специальной военной операции принял участие с самого её начала, летал на истребителе Су-35. В воздушном бою 24 февраля он обнаружил и уничтожил украинский истребитель Су-27, который готовился нанести удар по позициям российских войск.
Через два дня — новое задание, с целью уничтожения зенитно-ракетных комплексов «Бук-М1» противника.
На предельно малой высоте военный лётчик сумел обнаружить и поразить цель, после чего избежал атаки украинских ПВО и благополучно вернулся на базу. Во время последующих боевых вылетов, 28 февраля и 1 марта, майор Виктор Дудин сбил в воздушной дуэли ещё два украинских истребителя Су-27.
Виктор Дудин — из военной семьи, отец тоже лётчик, выросший в гарнизонах мальчик всегда бредил небом. Мечта сбылась после окончания с отличием истребительного факультета Краснодарского высшего
военного авиационного училища лётчиков. Майор Дудин настоящий боевой лётчик, за его плечами пять командировок в Сирию. К 2022 году имел налёт более 1500 часов.
Старший сержант Юрий Нимченко — уроженец Крыма. Ему пришлось защищать Северо-Крымский канал при попытке украинской армии отбить переправу. 25 февраля на российские позиции пошёл в наступление танковый батальон ВСУ. В ходе ожесточенного боя танкисты под руководством Юрия Нимченко смогли уничтожить шесть украинских танков и три БТР, сорвав тем самым атаку на переправу.
В наградном листе старшего сержанта Нимченко особенно подчеркиваются личные решительные действия и профессионализм, которые помогли подразделению справиться с боевой задачей. На деле это значит, что бой был напряженным, а силы противника превосходящими. Но была задача выстоять и бойцы под руководством Нимченко выстояли.
**************
День героев. Звёзды светятся в небе, а золотые горят на груди

О подвиге командира танковой роты капитана Алексея Левкина страна узнала из уст президента России Владимира Путина.  «Столкнувшись с подразделениями националистов, которые насчитывали 15 танков и 6 БМП. Атаковов со своими бойцами, Левкин уничтожил все БМП и пять танков. Обеспечил выполнение боевой задачи без потерь», — рассказал президент.
В ходе того боя капитан Алексей Левкин лично уничтожил пять единиц бронетехники противника. В ходе
затянувшегося боя, когда запас снарядов танковой роты был практически израсходован, офицер принял решение на организованный отход. Сам остался со своим экипажем для прикрытия и безопасного отхода бойцов и эвакуации раненых.
В том бою участвовал и его родной брат-близнец Антон, с которым они всегда вместе по жизни, не расстаются и во время спецоперации. И когда Алексей корректировал огонь, поднявшись на простреливаемую возвышенность, его цели принимал Антон. Прикрывал брата огнём.
Заместитель командира 810-й бригады морской пехоты полковник Алексей Бернгард до начала специальной операции на Украине принимал участие в боевых действиях в Сирии. Был награждён рядом государственных наград. На Украине возглавляемые им морпехи сыграли большую роль в прорыве обороны ВСУ на мариупольском направлении.
Уже 2 марта Вооруженным силам России удалось глубоко вклиниться в оборону противника на волновахском направлении. При этом, благодаря умелым действиям полковника Алексея Бернгарда, потери со стороны российской армии были минимальными.
«Вклиниться в оборону противника позволили взвешенные решения и чёткие команды полковника Бернгарда. С поля боя мы вышли с минимальными потерями», — отметили в Минобороны РФ подвиг командира морских пехотинцев.
Старший лейтенант ВДВ Нурмагомед Гаджимагомедов также к началу спецоперации на Украине обладал большим боевым опытом. Он дважды направлялся в командировку в Сирийскую Арабскую Республику. Участвовал там в боестолкновениях с террористами, проявил себя отважным бойцом и грамотным командиром. Тогда судьба уберегла офицера-десантника.
В СВО на Украине он принял участие с самого начала. 24 февраля колонна бронетехники, в составе которой находился старший лейтенант Гаджимагомедов, была атакована из засады превосходящими силами противника. Завязался ожесточенный бой. Покинув подбитую и загоревшуюся боевую машину, офицер смог организовать своих немногочисленных подчиненных для ведения круговой обороны.
Получив тяжелые ранения и использовав весь боекомплект, старший лейтенант Гаджимагомедов, не желая попадать в плен, подорвал себя и окруживших его солдат противника последней гранатой. Звание Героя России уроженцу Дагестана было присвоено посмертно.
Легендарный к тому времени на Донбассе командир батальона «Спарта» Владимир Жога, известный по позывному Воха, также был награждён посмертно. Причём одновременно был удостоен званий Героя РФ и Героя ДНР. Звёзды вручили его отцу, Артёму Жога, который сменил сына на посту командира «Спарты»
Воха родился в Донбассе, в городе Славянск, здесь же и пошел в ополчение. Познакомился с первым командиром «Спарты» Арсеном Павловым (позывной Моторола), в подчинении которого и служил. После смерти Моторолы принял на себя командование батальоном.
Владимир Жога погиб, прикрывая собой эвакуацию женщин и детей. «Пал смертью храбрых, совсем немного не дожив до победы. Но его подвиг её приблизил», сказал глава ДНР Денис Пушилин.
https://aif.ru/
********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
23 февраля 2024 года.


Рецензии