Автокалендарь. 23 февраля Скажи-ка, дядя...

23 февраля 1953 года в Турине умер Эрнесто Чейрано. Сын часовщика Джованни Чейрано, брат Джованни-Батисты, Джованни и Маттео Чейрано, двоюродный брат Джованни Чейрано, которого (Джованни) все называли Эрнесто. Лихо? Мне тоже нравится. А еще любопытно, что все эти братья, дядья и кузены стояли у истоков итальянской автомобильной промышленности. Да-да, именно Чейрано, а не Аньели, Лянча, Феррари, Мазерати или Ламборгини, как мы привыкли думать сегодня.

Все началось, когда в 1888 году старший из братьев, Джованни-Баттиста, после восьми лет ученичества в отцовской мастерской решил, что часовой бизнес не его дело, и организовал выпуск велосипедов с модным английским названием Welleyes. В октябре 1898-го Джованни-Баттиста и Маттео учредили «Чейрано Дж-Б & Ко» и меньше чем через полгода построили автомобиль «Уэллес». Но уже в июле 1899 года производство и патенты продали Джованни Аньели – так появился первый ФИАТ. Еще через год Джованни-Баттиста основал «Братья Чейрано & Ко», которая в 1903-м превратилась в Societe Torinese Automobili Rapid (STAR) и выпускала автомобили под маркой «Рапид». В 1904 году Маттео создал собственный бренд – «Итала», а через два года еще один - SPA (Societe Piemontese Automobili). Между тем Джованни в 1905 году открыл в Турине автозавод «Юниор» и автовелофабрику OTAV. Через год он же основал SCAT (Societe Ceirano Automobili Torino) в Турине, а в 1919-м вместе со своим племянником Джованни (тем, которого звали Эрнесто) учредил Ceirano Fabbrica Automobili (она же Giovanni Ceirano Fabbrica Automobili).

Вся эта карусель крутилась до 1932 года, когда марки SCAT-Ceirano и SPA братья продали ФИАТу. При этом покупатель (Аньели, который приобрел первое из предприятий Чейрано) запретил Джованни-Баттисте и его племяннику Эрнесто (точнее, псевдо-Эрнесто, а на самом деле Джованни) выпускать автомобили. И все же неугомонные братья (и племянники!) на этом не успокоились и через два года приобрели компанию по производству автозапчастей FATA, просуществовавшую до 1945 года.

У-ф-ф, кажется, все. Так, а причем тут Эрнесто? - спросит внимательный читатель (то есть, тот, кому еще не надоело разбираться в хитросплетениях родственных отношений потомков пьемонтского часовщика). Так вот, Эрнесто, третий из братьев Чейрано - единственный, который, кажется, ничего не основывал. Он работал автомехаником, здорово разбирался в моторах и стал сначала водителем-испытателем на заводах своих братьев, а потом и автогонщиком, так как и Джованни-Баттиста, и Маттео считали, что автоспорт - лучшая реклама их продукции.

  На старт труднейшей гонки по Сицилии «Тарга Флорио» в 1907 году Эрнесто вышел за рулем «Рапида», но до финиша не добрался. Через год на 4-цилиндровом 7,8-литровом SPA в 40 л.с. занял 3 место. А в 1911 и 1914 годах выиграл на SCAT 22/32 PS, опередив таких асов, как Кампари, Сивоччи и Наццаро. Правда, есть еще любопытная деталь. Старший сын Джованни (второго), Джованни "Эрнесто" Чейрано, тоже был… автогонщиком. И тоже, разумеется, ездил на автомобилях братьев Чейрано. Дебютировав за рулем SCAT 16 HP в Модене 8 мая 1909 года, уже после войны он выиграл Осенний Гран-при Монцы и состязания Кальяри-Сардо 1922 года на «Чейрано-CS2H». Правда, в «Тарга Флорио», где блистал его дядя, в том же году занял лишь 18 место.

Вот только историки, как им и положено, все перепутали. И теперь на разных сайтах, в разных источниках результаты двух Эрнесто Чейрано часто объединяют в одного. Про «настоящего» мы точно знаем, что он умер 23 февраля 1953 года. А его племянник, псевдо-Эрнесто, а на самом деле Джованни,  был на 14 лет моложе, а скончался через три с половиной года после дяди, 22 ноября 1956-го. И тоже в Турине.


Рецензии