Возрождение казачества - начало

(препринт)

К середине 80-х гг. XX в. экономически положение советской державы пошатнулось. Причинами этого явились допущенные руководством страны системные ошибки, перерождение части советской элиты и многолетние усилия стран Запада. А проводимые с целью возвращения к подлинному социализму либерально-демократические преобразования незаметно для населения наполнились иным содержанием. От начала и до бесславного своего конца концепция нового курса «Перестройки», по словам ее главного идеолога М.С. Горбачева «формировалась по мере её развития, по мере того, как раскрепощались люди». И действительно для достижения истинных целей проводимого курса реализовывавшиеся в ее русле, казалось бы, спасительные и эффективные политические лозунги выдвигались и реализовывались продуманно и последовательно («Ускорение», «гласность», «новое мышление», «больше демократии – больше социализма» и «разрядка в международных отношениях»). На практике их реализация оборачивалась лишь очередным ударом по державе. В частности проводимая в стране «Гласность» привела не только к отмене догматического давления и цензуры, но и к стремительному наполнению информационного пространства долгие годы культивированными Западом идеями беспринципного обогащения, сепаратизма, реваншизма, национализма и проч.
Достаточно быстро движение к обновленному социализму прекратилось и глобалисты, а вслед за ними и внутренние реформаторы, заявили о том, что целились в коммунизм. В действительности же, разрушая Советский Союз, они ослабляли Россию и стремились закабалить русских и союзные им народы. На фоне этих глобальных событий, скрытого и явного противоборства патриотических и прозападных сил существовала опасность того, что начавшееся в русле «Гласности» возрождение казачества пойдет под знаком сепаратизма, требований о реституции и мести. Поэтому неудивительно, что в то время казачья тема вновь привлекла внимание разных политических сил.
Появившейся со второй половины 80-х гг. XX в. интерес к истории и в т.ч. к прошлому казачеству быстро привел к появлению разного рода казачьих кружков и клубов и развитию фольклорных коллективов и организаций исторических реконструкторов (В конце 1980-х в Ленинграде был воссоздан «Лейб-гвардии казачий полк». В 1986 г. был организован «Донской военно-исторический клуб» с входившей в него группой «Донской казачий полк, 1812 г.». (Ростов-на-Дону), а в 1989 г. «Кубанский казачий клуб» (Краснодар)). А 5 января 1990 г. Общемосковский казачий круг избрал своим атаманом Г.Л. Немченко. В апреле, на встрече с казачьими представителями регионов с целью созыва и проведения Большого учредительного казачьего круга был образован оргкомитет.
На прошедшем 28 – 30 июня в Москве Учредительном Круге была создана общественная организация «Союза казаков» (СК), добровольное и независимое объединение казачьих войск, землячеств, отдельных округов и отделов, обществ и их объединений и союзов на основе общности интересов (Круг поддержал предложение А.П. Федотова по разработке энциклопедии «Казачество» и учредил соответствующую структуру). Целью учрежденного Союза стало возрождение казачества как самобытной, исторически сложившейся культурно-этнической общности людей, на принципах православия, уважения к нациям и религиозным традициям народов, духовного, нравственного воспитания молодежи.

Тем временем в стране продолжала набирать обороты масштабная кампания по дискредитации армии. Поэтому в виду реальности срыва очередного плана призыва за помощью к казакам обратился советник Президента СССР, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза С.Ф. Ахромеев. При поддержке атамана СК А.Г. Мартынова, преодолевая серьезное сопротивление и опираясь на действующие с 1936 г. правовые документы, дополненные в 1941 г. ведомственными приказами, директивами и распоряжениями, он положил начало формированию двух казачьих полков (Позже П.С. Грачев сказал: «В эти дни Мартынов из моего кабинета практически не выходил»). А прошедший 29 ноября – 1 декабря Совет атаманов СК выступил против антиказачьих нападок, деления казаков на красных и белых и принял декларацию казачества России с решением считать Гражданскую войну законченной. Тем не менее полностью снять противоречия внутри учрежденной организации удавалось не всегда (Например, М.М. Шолохов – атаман учрежденного 17-18.11.1990 Союза казаков Области Войска Донского (СК ОВД) уже через год подав в отставку в виду обострившейся в нем обстановки и состояния здоровья и вскоре эту структуру возглавили лица позиционирующие себя в качестве представителей продолжателей «белой» традиции).
В следующем году СК наладил выпуск газеты «Казачьи ведомости» (Главный редактор полковник В.А. Коваль-Волков). В конце июля – начале августа 1991 г. Правление СК, получив просьбу православного духовенства о выделении членов общины для сопровождения клира и переноса в Дивеево вторично обретенных святых мощей преподобного Серафима Саровского, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, подняло по Сполоху и откомандировало две сборные сотни под началом походного атамана В.В. Наумова. Поэтому в одном из самых знаковых событий в русской церковной истории XX в. приняли участие две сотни кубанцев, а также казаки из Забайкалья, Дона, Терека, Яика, Семиречья, Уссурийского края и др. регионов страны. Они содействовали обустройству храма, осуществляли патрулирование, оказывали помощь местным жителям и осуществляли круглосуточное дежурство.
Тем временем во многих регионах СССР обстановка накалялась. Это влекло за собой соответствующие решения и заявления казачьих кругов, а также атаманских советов. Националисты нападали на жителей терских станиц и даже в день Христова Воскресения убили атамана Сунженского отдела СК А.И. Подколзина (Атамана похоронила многотысячная процессия казаков Юга России). Особо сложной была ситуация в Приднестровье, Карабахе, Южной Осетии, Абхазии, Карачаево-Черкессии, Ингушетии и Чечне (Радикализация обстановки в стране стала причиной восстановления в 1991 г. на добровольной основе 96-го казачьего полка). В виду неспособности властей СССР, РСФСР и Чечено-Ингушской Республики обуздать нападения националистов прошедший в Москве экстренный Малый Совет атаманов СК принял обращение к народам и властям. В частности он потребовал: незамедлительного разоружения бандформирований и возмещения ущерба потерпевшим, введения чрезвычайного положения в Сунженском районе и восстановления упраздненного в 1928 г. округа, формирования из казаков добровольного станичного ополчения и создание следственной группы КГБ СССР для расследования фактов геноцида.
В условиях проводимого властями курса «Гласности» оценка многих исторических событий вызывала неподдельный интерес советских граждан, а отдельные исторические события стали предметом острых научных дискуссий. При этом если одни почувствовали потребность лучше узнать свою историю и желали освободить ее от идеологических рамок марксизма-ленинизма. То вторые стремились сохранить память о светлых страницах дружбы народов в недавнем советском и предшествующем имперском прошлом. Третьи же мечтали вернуть из забвения многие страницы истории тех или иных народов или казаков. А четвертые, подталкиваемые личными амбициями и отдельными заявлениями политиков, а также разного рода зарубежным экспертам, стремились предать забвению общее прошлое и переписать общую историю в угоду конъюнктурным соображениям.
Вот почему осенью 1991 г. Уральск оказался в шаге от этнического конфликта. Казаки СК в сентябре 1991 г. решили отметить 400-летие воинского служения Уральского (Яицкого) казачьего войска. Этот праздник был омрачен дошедшими до драки с казаками протестами казахских активистов гражданского движения «Азат». Считается что в последний миг «… людской поток удалось остановить одной только женщине: Хадиша Карибаева из Жамбылской области, с трехлетним ребенком на руках, выбежала к толпе, бросила перед ними на землю белый платок и закричала: «Остановитесь!» (Согласно древнего обычая белый платок с головы матери переступать нельзя).
С ноября с целью оказания помощи народу Приднестровья правлением СК был организована группа по межнациональным и военным вопросам во главе с В.В. Наумовым. Она внесла весомый вклад в организацию Черноморского казачьего войска («Союз днестровских казаков" был организован 11.02.91, в июле создана «Организация днестровских казаков», 17.12.1991 в Тирасполе принято решение о воссоздании Черноморского казачьего войска) и создание законодательства зарождающейся республики. Вскоре с целью защиты местного населения туда устремилось более тысячи казаков из Донского, Всекубанского, Терского, Оренбургского, Уральского, Астраханского, Сибирского, Иркутского, Забайкальского, Ставропольского войск, Якутского полка, а также Московского, Санкт-Петербургского и Самарского землячеств (Из них погибло 92 чел (включая 67 из состава СК), их могилы находятся в пределах России, Приднестровья  и ряда бывших советских республик).
Усилия казаков, равно как ветеранских и иных патриотических сил, по защите территориальной целостности державы и стабильности в ней вызывали противодействие сторонников «парада суверенитетов» (Начало этому процессу было положено в 1988 г. Широкую известность получила фраза Б.Н. Ельцина в Казани: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить …» (06.08.1990)) и геополитических противников СССР. Наряду с созданием альтернативных им структур одновременно прилагались усилия по дискредитации и раздроблению патриотического лагеря. Одновременно разрушению единства способствовали амбиции или меркантильные устремления отдельных политических и казачьих лидеров (Заместитель Министра обороны П.С. Дейнекин так характеризует положение дел в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в.: «Правители наши не думали порой, что они делают ради пропаганды собственной личности. … По полгода не платили заработную плату. … Офицеры … ездили на работу в гражданской одежде, потому что в электричках офицерский корпус били»). К этому же нередко приводила и определенная противоречивость во взглядах на цели, задачи и перспективы развития казачьего движения в целом. Также сказалось отсутствие опыта политической борьбы, правовой основы и экономической базы, а кроме того определенная специфичность, распыленность и аморфность социальной базы возрождающегося казачества.
Поэтому неудивительно, что в России решения Учредительного СК круга не поддержала часть московской казачьего землячества. В июле 1991 г. на его базе была предпринята попытка возродить Союз казачьих войск России (СКВР). При общей схожести целей с первой союзной структурой в информационную повестку новым Союзом был вброшен лозунг о делении современных казаков на белых и красных. Рано утром 19 августа 1991 г. по инициативе Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) в Кремле прошла встреча части его членов с Атаманом СК. После согласования с войсковыми атаманами СЕ предложений, полученных на этой встрече, было решено поддержать ГКЧП. В свою очередь, объединенная СКВР меньшая часть казаков для противодействия ГКЧП сформировала «временный походный штаб» и принявший участие в обороне Дома Советов «сводный заградительный полк» под командованием В.Н. Ратиева (В ходе этих событий министр обороны РСФСР К.И. Кобец признал российское казачество в качестве реальной боевой единицы).
В этот же день начал свою работу Всемирный съезд соотечественников. Позитивных мнений и комментариев о состоявшемся объединении казачества в Советском Союзе у его зарубежных участников было очень мало. У представителей эмиграции превалировала убежденность в том, что возрождение казачества началось под контролем КПСС. Примечательно, что их вовсе не тревожило финансирование многих эмигрантских изданий, в частности журнала «Посев», на деньги Центрального разведывательного управления США.
На проводившемся в октябре 1991 г. в Ставрополе Круге Союза казаков часть донцов пыталась навязать непродуктивную повестку и изменить характер деятельности организации. Накануне на круге Союза казаков ОВД, заразившись разрушающим единую державу «парадом суверенитетов», была предпринята попытка учреждения республики (Была принята резолюция «О восстановлении незаконно упраздненного национально-государственного образования в составе РСФСР» и «О восстановлении Донской республики» в качестве субъекта РСФСР со столицей в Новочеркасске).
Практически одновременно появились заявления об учреждении «Терской казачьей республики» и «Армавирской казачьей республики». Казаки ряда районов Карачаево-Черкессии, при поддержке местного русского населения провозгласили Баталпашинскую казачью Зеленчукско-Урупскую республики (Обе были объединены так называемой «Верхне-Кубанской казачьей республикой»). При этом центробежные устремления донских казаков поддержали даже местные депутаты.
Кроме того в ноябре 1991 г., на созванном Союзом казаков Юга России Большом казачьем круге Юга России в Новочеркасске, декларировалось объединение этих республик в Союз Казачьих Республик Юга России (СКРЮР) со столицей в Новочеркасске и со статусом союзной республики. Тем не менее, этот и аналогичные политические прожекты не состоялись.
Ответом на сепаратистские устремления в казачьей среде и в стране в целом стала принятая Советом атаманов Союза казаков 30 ноября 1990 г. в Краснодаре Декларация казачества России. Этим документом было заявлено «Съездам народных депутатов СССР, РСФСР, Верховным Советам и правительствам СССР, РСФСР, Казахстана, Украины, республик Северного Кавказа о недопустимости реализации конституционных прав одних народов за счет грубого попрания таких же законных прав других народов. Совет атаманов требует исправление исторических ошибок в отношении казаков и однозначно высказывается за сохранение СССР и целостности России». В этом же документы атаманы поставили вопросы о восстановлении самоуправления и экономической самостоятельности казачьих территорий, создании казачьих представительств в государственных и региональных органах власти, а также воссозданием в погранвойсках и армии «казачьих военных формирований».
В октябре 1991 г. учреждением организации «Українське козацтво» завершился начальный процесс создания первых региональных организаций. Первым ее гетманом стал В.М. Черновол (Бывший диссидент, один из лидеров Народного Руха (движения) Украины за Перестройку и основателей Варты Руха (стража движения) и инициатор принятия декларации и акта о независимости Украины). В 1990-1991 гг. на территории Украины казачьи организации возникали не только в традиционных казачьих и центральных, но и часто в западных регионах (Например, в 1990 г. были учреждены казачье товарищество «Запорожская Сечь» и «Полесская Сечь» (Житомир)). В то время об истинных намерениях трансформации былого запорожского и малороссийского казачества в украинское можно было судить по составу и активности задействованных в этом процессе структур. Не секрет, что еще на этапе учреждения региональных казачьих структур и в сопутствующей информационно-идеологической повестке (В 1990-1991 гг. в Украинской ССР масштабно отпраздновали 500-летие запорожского казачества (в т.ч. на Большом ходе по Запорожье в 1990 г.)) участвовали представители таких украинских организаций как: «Просвіта», «Рух», «Конгресс украинских националистов» и пр.
С 90-х гг. XX в. у казаков появилась реальная возможность инициировать процесс нормативно-правового сопровождения казачьего ренессанса. СК, под руководством А.Г. Мартынова вел деятельность по разработке нормативных актов по реабилитации казачества. В то время именно его представители встречались с руководством страны и руководителями Верховного Совета РСФСР, приглашались на сессии Верховного Совета СССР, они же включались в группы разработчиков ряда законодательных и подзаконных актов.
Происходившие в те годы процессы в государстве были эпохальными и отнюдь не во всем позитивными. В частности курс «Гласности» и нарастающая риторика о реституции разжигали итак непростую ситуацию в стране (Поэтому атаман СК А.Г. Мартынов выступал против различных проектов реституции). В таких условиях начавшийся правовой процесс по реабилитации репрессированных слоев населения (Указ Президиума ВС СССР от 16.01.1989 «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов») во многом носил декларативный характер и в т.ч. высвечивал советский строй в негативном свете.
И, тем не менее, включение казачества в проект Закона «О реабилитации репрессированных народов» оказалось весьма проблематичной задачей. В конечном итоге Секретарь Президиума Верховного Совета РСФСР В.Г. Сыроватко поддержал предложение представителей СК включить казаков в текст закона как исторически сложившуюся культурно-этническую общность (Закон РСФСР № 1107-1 от 26.04.1991 «О реабилитации репрессированных народов»). Вскоре стало ясно, что его реализация, требующая принятия ряда подзаконных актов, наиболее сложна в отношении казачества. Поэтому СК добился подписания 09.12.1991 Президентом Российской Федерации Распоряжения «О создании комиссии по подготовке проекта закона РСФСР «О реабилитации казачества» (Примечательно, что он был опубликован в Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 5, ст. 1819).

В стремительно заканчивающемся периоде советской истории в государстве и обществе возрос запрос на зрелые патриотические силы. С начала процесса возрождения большая часть казачества стремилвсь к решению социально-экономических и политических вопросов с государственных позиций (В то время казаков беспокоила судьба Ростовской АЭС, пуск которой имел огромную потенциальную опасность для экологии региона и для его жителей, бесконтрольная вырубка уссурийских лесов и многое др.). Поэтому лидеры общесоюзной казачьей организации находили поддержку у патриотически-настроенных представителей органов власти страны и ряда ее субъектов.
В условиях значительной активизации тайных усилий внешних и внутренних противников советской власти и единства страны, сохранение единства казачьих рядов было трудно. На фоне широкого спектра мнений казачьим лидерам удалось успешно консолидировать большую часть казаков и направлять эту наиболее активную патриотическую часть советского общества их на решение самых актуальных проблем. Все же этих усилий оказалось недостаточно, в результате разрушение СССР политически расчленило русских и некоторые другие народы. Разделенным новыми границами оказалось и казачество.

06.08.2023


Рецензии