Сам себя не похвалишь. никто не вспомнит

 Интервью Смоленских газет к моему юбилею
Три страсти Михаила Евдокимова, или Как в Смоленской области «прописать» Кикимору
Газета "Рабочий путь" от 3 марта 19г.

«А ты знаешь, что крепостная стена на самом деле белая?» Я хлопаю глазами и отрицательно качаю головой. «Белая! Вернее беленая известью. Правда, были и непокрашенные участки. А на картинах, в фильмах и мультфильмах про осаду 1609-1611 гг. крепость показана в том виде, к которому мы сейчас привыкли. Это ошибка». Михаил Юрьевич всегда меня удивлял! Уроки географии и истории я наверстывала в «Греции» (так он называет огромный пустырь с востока от крепостной стены, где открывается прекрасный вид на Заднепровский район). Там мы с автором школьного учебника «География Смоленской области» записывали комментарии для статей. Михаил Евдокимов - постоянный спикер «Рабочего пути», эксперт по экологии, туризму, культуре... Благодаря этому обаятельному, увлеченному человеку я даже поступила на геофак СГУ, но… вуз закрылся, а Михаил Юрьевич переехал в Москву, перенес тяжелое заболевание, которое едва не лишило его возможности работать, справился с ним и вновь начал преподавать… 23 февраля географ, экскурсовод, поэт Михаил Евдокимов отметил 60-летие. Наш разговор, как всегда, легкий, интересный, с юмором… Правда, не в «Греции», а по скайпу…

Про освоение «Греции»
- Михаил Юрьевич, а откуда пошло название «Греция»?
- Мы с другом Иваном Тапировым часто встречались в этом месте. Там замечательный пейзаж – не случайно сатирик Михаил Задорнов сделал его фоном для фильма об истории Древней Руси… Во время прогулок нам постоянно попадался на глаза дед с клюкой в окружении стада коз. Пастух, козы, развалины старой крепости – типичная Греция (смеется).

Страсть первая – география
- Вы родились в Амурской области, учились в Ижевске… Как оказались в Смоленске?
- Я жил в тайге и был горячим любителем местной природы.  Все изменилось после переезда в Ижевск. Отдушиной стало увлечение географией. Но из-за него у нас с родителями возникло непонимание: я погрузился в изучение животного и растительного мира, а они настаивали, чтобы сын занимался математикой и шел грызть гранит науки в Ижевский механический институт. Закончилось все тем, что я сбежал из дома, поехал в столицу и поступил в МГУ. Этот вуз дал мне не только диплом , но и возможность путешествовать. За пять лет учебы я за государственный счет объездил, наверное, половину страны. Был начальником экспедиции (мы разведывали различные месторождения) на Дальнем Востоке. Эти места запомнились шикарными таежными пейзажами и огромным количеством гнуса, а также возможностью буквально на каждом шагу встретить медведя… Всегда ходил там с карабином за спиной… Также мы побывали на Урале, Камчатке, в Средней Азии, Прибалтике… После вуза началась служба в армии в Белоруссии. Уволился я в звании старшего лейтенанта. В 1983-м, будучи уже женатым человеком и отцом, приехал в Смоленск, на родину супруги, где прожил до 55 лет.

Страсть вторая - история
- Вы кандидат географических наук. При этом всегда интересовались историей, даже водили экскурсии…
- Французский географ и историк Жан Жак Элизе Реклю сказал, что география – это история в пространстве, а история – это география во времени. Особых противоречий между этими науками нет. Что касается экскурсий, я десять лет преподавал на курсах для экскурсоводов и сам знакомил людей со Смоленском. Много рассказывал о достопримечательностях западной окраины города: Красный Бор, Гнездово, Катынь. Случалось вести экскурсии для работников атомной электростанции, сотрудников МЧС, прокуроров, профессоров… Никогда не забуду, как, рассказывая гостям о предприятии «Кристалл», держал в руках бриллиант ценою 4 миллиона долларов… А с 1998-го мы с Александром Катровским занялись организацией автобусных поездок в Европу для всех желающих. Там я провел 40 экскурсий по Варшаве, 20 – по Берлину, 16 – по Парижу, 8 – по Риму…
- Знаю, вы вели экскурсии даже будучи пациентом санатория в Красном Бору, где приходили в себя после инсульта…
- У меня была нарушена дикция, и я таким образом тренировал речь. Попросил у руководства медучреждения разрешения, собрал пациентов, и мы отправились на экскурсию к Гнездовским курганам. Для меня это была голосовая практика, для них - новые и интересные факты.

КСТАТИ
Про зимнюю «грибалку»
- Дело было все в том же санатории. Я решил: чем тюленем лежать на койке, лучше пойти по грибы, пусть даже в ноябре. Многие тогда посчитали, что сбрендил «профессор». Но, когда увидели, как я передаю родственникам свои трофейные опята, прониклись уважением.

В гости к Кикиморе
- На ваш взгляд, Смоленск привлекателен для туристов? Чего не хватает нашему городу?
- Скажу так: туристическое развитие города должно начинаться с… реконструкции туалетов. Вы видели, в каком они состоянии?! Иностранцы, забывая про просмотр памятников, бросаются фотографировать их и отправлять снимки родным с пометкой «вот как бывает»… Что касается появления новых достопримечательностей, они не принципиальны. Важно создать интерес к уже имеющимся объектам. Кроме того, у нас должен быть областной бренд. Ульяновск считается родиной Колобка. Почему бы Смоленщине, к примеру, не «приютить» на своей территории Кикимору Болотную?! По легенде она жила с Домовым, но согрешила с Лешим, после чего была выгнана на болото. Последних – у нас множество. На одном из них стоило бы сделать домик Кикиморы и возить туда приезжих… Если мы будем соблюдать эти рекомендации, то когда-нибудь пятизвездочная гостиница, о строительстве которой недавно объявили в областном центре, будет заполнена туристами…

Страсть третья - литература
- Писать стихи – ваше давнее увлечение. У вас в «копилке» даже есть венки сонетов…
- Я начал писать в 15 лет, причем старт был весьма успешный: мое стихотворение опубликовали в сверхпопулярном во времена СССР «Студенческом меридиане», его отметил известный советский писатель, поэт и публицист Владимир Солоухин. В конце 90-х я стал членом Союза писателей России, даже какое-то время входил в руководящие структуры этой областной организации. Сегодня мои любимые жанры – пейзажная лирика и философия в прозе.
Что касается венков, их у меня три. Первый написал в молодости, второй – в зрелости, третий – после болезни. На последний ушло четыре месяца, и получилась своеобразная мини-поэма. Венок состоит из 15 сонетов. Второй - начинается с последней строки первого, третий – с последней строки второго и так до 14-го, который замыкается на первую строчку первого сонета. А вот 15-й, который называют магистралом, состоит целиком из первых строчек всех предыдущих. В общем, главное в венке - не потерять смысл, а то получится обычная словесная эквилибристика.

В ТЕМУ
Михаил Евдокимов – автор «Словаря русских национальных ругательств». В Интернете более 100 тысяч подписчиков следят за литературным творчеством автора.

Жизнь на три города
- У вас 38 лет преподавательского стажа. Что самое важное в работе?
- Заставлять студентов думать, составлять для них такие задания, ответы на которые нельзя найти в Сети. Довольно часто приходится прибегать и к отчислению. С какими чувствами я это делаю? С разными! Главное – быть уверенным в правильности своего решения.
- Чем был вызван ваш переезд в столицу? Не скучаете по Смоленску?
- Я отправился трудиться в Московский государственный областной университет. Чего скрывать, по Смоленску порою грущу: приезжаю в гости к родным, студентам и коллегам. Посещаю и Ижевск. Там живет моя мама, ей сейчас 92 года. Так что у меня три дома в трех городах!

ФАКТ
Больше 20 лет Михаил Юрьевич ведет дневник. «Он представляет собой четыре огромных тетради. Никому не даю их читать», - сказал он.

СПРАВКА "РП"
В семье Евдокимовых – трое детей и пятеро внуков, младшей из которых полтора года, старшей – 10 лет.

«В ТВОРЧЕСТВЕ ДЛЯ МЕНЯ ГЛАВНОЕ – ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ УСЛЫШАННЫМ" (от 11.03 19.)
Постоянный колумнист и друг «Главной Темы» Михаил Евдокимов о том, как совместить поэзию и прозу и стоит ли обращать внимание на критику

С Михаилом Евдокимовым мы знакомы вот уже много лет. Впервые журналистская судьба свела нас вместе на страницах другого бесплатного еженедельника, где Михаил Юрьевич публиковал свои интересные, познавательные и нередко – весьма острые (что говорится, на злобу дня) колонки. И, если мне или моим коллегам нужен был грамотный и емкий комментарий на политическую, экономическую, географическую, экологическую или даже историческую тему – мы всегда обращались за помощью к нему. А уж сколько писем приходило в редакцию в ответ на его материалы!
Стоит ли удивляться, что на страницах «Главной Темы» колонки Михаила Евдокимова с самого первого печатного номера всегда были желанными «гостями». Каким будет предстоящий год с экономической точки зрения, чем обернется для смолян то или иное нововведение, множество интересных фактов из истории различных праздников и даже о такой знакомой нам на первый взгляд смоленской природе – творческий репертуар Михаила Юрьевича по-прежнему необычайно широк. Однако, встретившись с нашим другом и постоянным автором в честь его юбилея, мы решили на время забыть о проблемах и событиях разной степени глобальности и поговорить о самом важном для любого автора – о творчестве.

Колумнист со стажем

- Михаил Юрьевич, когда состоялась ваша первая «проба пера» в качестве журналиста?

- Это произошло в 1983 году с публикаций в газете «Смена». И понеслось: за последующие годы я успел поработать практически со всеми смоленскими изданиями, публиковался в газетах и журналах и даже «засветился» на радио. Довелось даже преподавать журналистику: после того, как окончил тематические курсы в нынешней сельскохозяйственной академии, я в течение трех лет готовил будущих журналистов из выпускников того же учебного заведения. Можно сказать, растил себе смену. Ну а потом журналисты начали обращаться ко мне не только как к автору собственных материалов, но и за комментариями в качестве эксперта, в основном – по экономическим и политическим вопросам. Так что в смоленской журналистике я известен во многих ипостасях.

- У вас были «свои» темы или вы сразу настроились быть универсальным журналистом?

- Если честно, в моих статьях всегда было больше экономики и немного политики. Примерно с 1997 года к ним добавилась и относительно новая для Смоленщины тема – впечатления от поездок за границу. Время от времени мне приходилось бывать в командировках в других странах, и я делился с читателями своими впечатлениями о том, как устроена жизнь за рубежом. Освещал вопросы сельского хозяйства и демографии Смоленской области, писал про туризм. В то время многие хотели писать про политику или культуру, и в этих сферах конкуренции у меня практически не было.

- Что же так привлекло вас в журналистике, что вы задержались в ней на несколько десятилетий?

- В журналистике мне прежде всего понравилась возможность высказать свою точку зрения и, что не менее важно, получить на нее ответную реакцию, пусть и не всегда положительную. Например, в газете «Город» люди не только оставляли комментарии к моим колонкам на сайте, но и писали письма в редакцию! Порой вокруг этих материалов разворачивались настоящие дискуссии. Например, я одним из первых затронул тему того, нужен ли вообще Смоленщине зоопарк и заговорил о проблеме борщевика еще тогда, когда он не был в центре внимания.
Еще одно несомненное преимущество журналистики – возможность обратиться к широкой аудитории. Мои статьи читают по всей Смоленской области, и я знаю случаи, когда приведенные в них цифры и факты даже цитировали на уроках. Не случайно я начал добавлять в свои колонки краеведческие темы, чтобы познакомить людей с историей родной земли.

- Наверняка за несколько десятилетий вашего журналистского стажа в смоленской журналистике многое изменилось…

- Конечно, поменялось многое. Все меньше становится больших статей, очерки практически исчезли, на первый план выходят новости, да и рекламных материалов становится все больше. Практически у всех печатных СМИ появились электронные версии, которые сильно расширили аудиторию и возможности изданий. Правда, с распространением интернет-версий все актуальнее становится и проблема плагиата: теперь ни один журналист не может быть на сто процентов уверен, что его текст внезапно не «всплывет» на каком-нибудь стороннем ресурсе. Я, например, о таких случаях порой узнавал через несколько лет после того, как была опубликована статья.
Из региональных СМИ практически ушла аналитика, ее заменили новости с комментариями экспертов. Да и сами люди уже не стремятся прочитать номер газеты от корки до корки, скорее выбирают отдельные темы, которые им наиболее интересны, будь то здоровье, воспитание детей или статьи про бездомных животных. На мой взгляд, печатным СМИ стоит делать ставку именно на такие большие тематические статьи, ведь новости на их страницах уже не актуальны: все равно по оперативности они всегда будут проигрывать интернету.

Прозой или в рифму

- Михаил Юрьевич, давайте поговорим и о другой стороне вашего творчества. Вы ведь не только журналист, но еще и писатель, и поэт, причем, насколько мне известно, достаточно успешный…

- Свое первое стихотворение я написал в 15 лет. И, как водится, оно было посвящено первой большой любви. Пожалуй, все поэты начинают с любовной лирики. Уже потом появились пейзажные стихи, следом – философские, а после к ним прибавились еще и шутливые, сатирические произведения. Где-то в тридцать лет я решил попробовать свои силы в прозе. Как и большая часть поэтов, начал с миниатюр, ведь стихотворцы редко пишут толстые романы. Оказалось, что моя проза нравится публике ничуть не меньше моих стихов, и постепенно я выпустил несколько тематических сборников таких миниатюр, например, сатирические гороскопы и сборник, посвященный именам. А в 2000-х годах я начал сочинять афоризмы и до сих пор пополняю свой словарь русских национальных ругательств.

- Где можно прочитать ваши произведения?

- В печатных СМИ я их практически не публикую, предпочитаю сайты Стихи.ру и Проза.ру. На каждом из них у меня несколько десятков тысяч подписчиков, при этом мне важно мнение не только профессионалов и коллег по перу, но и простых читателей.

- При таком количестве читателей наверняка приходится сталкиваться с критикой. Как вы на нее реагируете?

- Несколько лет назад негативные отзывы я воспринимал гораздо острее, чем сейчас. Теперь же отношусь спокойно к большей части критических замечаний, прекрасно понимая, что в интернет-пространстве сегодня слишком много так называемого «троллинга», негатива ради негатива. Конструктивную критику я всегда выслушаю и сделаю выводы, но на ругательные комментарии уже не отвечаю. Один такой «поклонник» писал мне в комментариях примерно полтора года, я его игнорировал и он просто исчез. Видимо, стало скучно, и он отправился искать себе другую жертву. Мне же просто не хочется тратить на это свое время и силы.

- А как вы относитесь к мнению, что совмещать журналистику и писательство невозможно? Мол, если писатель становится журналистом, его литературный талант «портится», мельчает…

- Я с этим категорически не согласен! Михаил Булгаков был замечательным писателем и блестящим журналистом, то же самое касается и творческого дуэта Ильфа и Петрова. Даже Пушкин в свое время сотрудничал с журналом «Современник» и, как мы можем видеть, ничуть от этого не потерял. Проблема журналистики в другом: большая часть статей пишется на злобу дня, а потому очень быстро «умирают», становятся неактуальными. Но быть хорошим журналистов – это очень тяжелый труд. Хотя бы потому, что журналист не может позволить себе потратить год или несколько лет на написание одной статьи, ему необходимо творить намного быстрее. Так что совмещать писательский труд и журналистику можно, другое дело, что далеко не всем это удается.

- Как, на ваш взгляд, есть ли будущее у смоленской литературы и журналистики?

- У журналистики пока определенно есть, а вот с литературой все обстоит куда сложнее. Сегодня на Смоленщине есть много писателей, но спросите смолян, знают ли они хоть одного из них, читали хоть какое-нибудь произведение современных смоленских авторов? Думаю, ответ будет отрицательным. Да и стихи сегодня пишут все желающие: посмотрите, сколько их публикуется в соцсетях и на тематических сайтах. К тому же, издавать свои произведения за свой счет в наше время не возбраняется, так что любой человек при желании и при наличии энной суммы денег может выпустить книжку и назваться писателем. А вот настоящих литературных критиков, без которых невозможно полноценное развитие литературы, в наше время уже практически не осталось. Люди не хотят критиковать друг друга, чтобы не услышать критику в ответ. А в такой атмосфере разве можно говорить о появлении настоящей литературы?

- А что такое литература лично для вас?

- Для меня литература – возможность выплеснуть на бумагу свои эмоции, поделиться с читателями своими мыслями и чувствами, и узнать, что они близки не только мне, но и другим людям. Ради этого я и пишу.


Рецензии