Чего в себе ни накопаешь!..

     Самокопание. Что за штука такая? Для одних - способ вернейшегго самоистязания. Для других - очень интересный способ познания.

     Не так уж мало людей, для которых лучше уж о себе  мало что знать, чем страшно мучиться, ковыряя свой внутренний мир жестокой лопатой самопознания.

     И воспитание. Лезет, понимаете ли туда, куда его не просят влезать. Воспитание говорит нам, что совсем не познавать себя - это безответственно.

      Другими словами, воспитание требует от человека, который хотел бы чувствовать себя ответственным, познавать себя. То есть копать свой внутренний мир немилосердной лопатой.

      Но часто даже тот человек, который хочет ощущать себя ответственным, слаб. А слабый человек не может прибегать к услугам чрезмерно жестокой лопаты самокопания.

      Совсем не пользуется лопатой для самокопания  фанатик. Ему некогда копать свой внутренний мир, он занят глубокими преобразованиями мира внешнего.

      Люди не то, чтобы совсем уж психически больные, но склонные наслаждаться нематериальными самоистязаниями, прибегают к самой жёсткой, можно даже сказать, самой жестокой лопате для самокопания и самопознания.

      Эти милые интеллектуальные извращенцы так глубоко в себе копают, что чего только могут ни накопать в себе!

     И всегда из двух кучек накопанного  в себе такими людьми та кучка, что чёрного цвета, всегда значительно больше, массивнее той кучки, у которой цвет белый, с вкраплениями других, исключительно светлых, а не мрачных  цветов.

      Тем, кто копают в себе слишком глубоко, используя слишком жестокую лопату самопознания, психотерапевты советуютт  рассматривать копание своего внутреннего мира неотъемлемой частью творческого процесса.

      В этом и есть суть артерапии -  копая в процессе творчества свой внутренний мир, выкапывать то, что даёт больше радости, чем печали и мрачных мыслей и чувств. 

      В творческом процессе копания своего внутреннего мира можно накопать и светлые, и тёмные черты, достаточные для возникновения не одного, а множества персонажей.

     Чтобы персонажи,  созданнные из черт, накопанных при самопознании, то есть при копаниях в своих  внутренних мирах, были интересны и другим людям, авторы должны и к ним, к посторонним людям присматриватся.

       Учёными придуманы два жутких слова: интериоризация и экстериоризация. 

      Только в себе накопанным  наделять своих персонажей - это осуществляемая автором экстериоризация.

       Наделять свой персонаж чертами, накопанными в своём внутреннем мире, но нахватанными из мира внешнего - это авторская интериоризация.

       Когда автору удаётся слепить какой-то персонаж их своих экстериоризированных черт, интересных зрителям, слушателям, читателям и из интериоризированных автором черт самих зрителей, слушателей, читателей, то у автора может получиться типичный представитель!

     Типичный представитель кого? Ну, конечно, зрителей, слушателей, читателей. 

      Так что та лопата самопознания, которой автор копает свой внутренний мир в процессе творчества, и не такая уж жестокая, и позволяет не только  накопать в себе  свои собственные тёмные черты, но и выкопать из своего внутреннего мира типичных представителей своих зрителей, слушателей, читателей.

     И тому человеку, который склонен к самокопанию, но при этом не хочет сильно истязать себя, лучше заняться творчеством, в котором лопата самокопания является жёсткой по отношению к  типичным представителям зрителей, слушателей, читателей, но милосердной к самому автору.

      Ничего нет страшного в том, что автор, копая в своём внутреннем мире и в целях милосердия к самому себе, не выкапывает из себя слишком много тёмных черт, всё больше светлые копает.

     Пусть автор выкапывает из себя светлого больше, чем тёмного, ведь у того человека,  который копает свой внутренний мир ради, например, сочинительского  творчества, часто  не остаётся  ни времени, ни сил, чтобы творить тёмные дела в реальной жизни.

      Тем же автором, который милосерден к себе в процессе творческого копания своего внутреннего мира  и у которого остаются время и силы на то, чтобы творить тёмные дела в действительной жизни, должен заниматься Уголовный кодекс, а не литературоведение!               
 


Рецензии