Shaman у Маргулиса

Квартирники. Когда мы были молодыми...

Думаю, что мне удастся удивить многих молодых людей, что ещё совсем недавно не все песни можно было услышать на сцене.
Одной из причин, в 60-80-х, был запрет на творческую деятельность, если она не совпадала с правительственной точкой зрения. Были запрещёнными зарубежные песни, танцы: джаз, твист, шейк, рок-н-ролл (на школьных вечерах танцевать было нельзя, а на танцах в клубах — танцевали). Пластинки Элвиса Пресли, групп «Rolling Stones» и «The Beatles», «Scorpions», «Depeche Mode», с большим риском, приобретались у фарцовщиков. Сильнейшим гонениям подвергались музыканты, исполняющие композиции в стиле рок. Запрещёнными были русские рок-группы: «Машина вре-ни», «Аквариум», «Наутилус», «Кино». В 80-х запрет сняли, появились пластинки, начали проводить концерты. Но это было что-то запредельное, в начале 80-х была на концерте «Алисы»: толпа фанатов сметала всё на своём пути, была драка между фанатами «Алисы» и «Кино», в метро выдавливали стёкла в вагонах.

Витало предчувствие перемен, думающим было тесно наедине с собой, необходимо было с кем-то поделиться, конечно, предпочтительнее, если это будут проверенные единомышленники и нормальная обстановка. Заканчивались встречи фуршетами.

Встречались в собственных квартирах (если они были), на дачах, но чаще, в свободных квартирах. Случайных людей не приглашали, наслаждались общением с собратьями по творчеству. Приходилось не мешать соседям громкой музыкой и не привлекать внимание правоохранительных органов.

Уверена, что вы помните кадры из кинофильма «Брат», когда Данила Багров случайно попадает в странную квартиру, где встречает своего любимого музыканта Вячеслава Бутусова. Это была организованная встреча рок-музыкантов. Такие встречи с небольшими концертами, только акустическими инструментами и известными в своих кругах людьми, называли квартирниками.

На музыкальных квартирниках встречались барды, фолк- и рок-музыканты. Владимир Высоцкий, Виктор Цой, БГ, Александр Розенбаум начинали с квартирников.

Квартирник мог быть концертом одного исполнителя, бывали импровизации на определённую тему нескольких музыкантов, такие экспромты назывались «джемами».
Ещё одной разновидностью квартирников был «Свободный микрофон», присутствующие были свободны в выборе, могли петь или говорить, закончив, передавали микрофон следующему желающему высказаться. Такой формат квартирников был интересен, когда собирались необычные люди, нестандартно мыслящие и доверяющие друг другу.

Разумеется, что квартирники не могли ограничиваться только музыкальными — собирались поэты, прозаики, актёры и люди других творческих специальностей, всем им было необходимо общение.

Посвященные знали адреса таких квартир и их организаторов. Посещения были платными, сбор распределялся между хозяином квартиры, организатором и исполнителем. Чаще всего вознаграждение исполнителя ограничивалось 25-ю рублями, это составляло четверть средней зарплаты и было вполне ощутимой подработкой.
Традиция квартирников сохранилась и в наши дни, с некоторыми преобразованиями.

Евгений Маргулис и его творчество

Для большинства людей, Евгений Маргулис — это «Машина вре-ни» и его знаменитый «Квартирник». Музыкант, певец, поэт, композитор и телеведущий. В 1999 году Евгению Шулимовичу Маргулису присвоено звание Заслуженного артиста РФ.
В его исполнении переплелись русский рок и неподражаемый блюз. В нашей стране Маргулис считается одним из лучших исполнителей блюза.

Группу «Машина вре-ни» и Евгения Маргулиса связывают четверть века совместного творчества. В 75-м заменил ушедшего ненадолго Кутикова и остался на 4 года.

В 79-м вместе с Сергеем Кавагоэ ушёл в «Воскресение», через год в «Аракс», в котором, по словам самого Маргулиса: «стал профессиональным музыкантом». В 82-м судьба подарила встречу с Юрием Антоновым, 4 года играл в его группе.

В 89-м создал группу «Шанхай», появилось 2 альбома, в 90-м вернулся в «Машину вре-ни», в 93-м в «Воскресение», играя одновременно в двух группах и участвовал в создании телепрограммы «Смак».

С 2001 года пишет свои стихи и песни, в 2003-м ушёл из «Воскресения».

В 2004-м написал русский текст для мюзикла «We Will Rock You» (Мы вас раскачаем) на песню группы «Queen».

В 2007-м написал музыку к кинофильму «Поцелуи падших ангелов» режиссёра Александра Аравина.

С 2011 года начинает работать в радиоспектаклях (роль Мастера) по сказкам Александра Коротича.

В 2012-м уходит из «Машины вре-ни».

С 2015 года ведёт программу «Квартирник у Маргулиса».

Всегда ожидаемый праздник

Квартирник у Маргулиса — дань памяти и щемящая ностальгия. Просторное помещение с креслами для зрителей и сценой для приглашённых. Внимательный и доброжелательный хозяин, цель которого максимально раскрыть достоинства своего гостя и доставить зрителям неповторимое удовольствие от встречи с ним.

Камерность встречи сохраняется, артист — рядом, прекрасный звук, интересные вопросы и удивительные сюрпризы для гостя и публики. Квартирники у Маргулиса всегда ожидаемый праздник.

Дай жару!

Концерты SHAMAN, уже традиционно, начинаются с этой песни.
Сразу же хочу поблагодарить оператора, камера скользит по сцене, залу, отмечая самое важное.
Ярослав стоит спиной к зрителям, слегка наклонённая вправо голова, двумя руками держит микрофон, звучит: "О-О, О-О-О!"
Ударник отбивает ритм металлическим звуком.

"Дай жару!"
Рука уходит назад, вытянутые напряжённые пальцы. Барабанщик продолжает металлический звук, ему в такт, пяткой ботинка отбивает ритм SHAMAN. Бас-гитарист подсоединяется, слегка ударяя кулаком по корпусу гитары.

"Здесь и сейчас!"
Стремительный разворот, рука направлена на зрителей.
Во всём этом чувствуется, что шаманство уже началось: тело продолжает ритмически покачиваться, голос постоянно меняет окраску, зритель заворожён. Колебания меняют амплитуду, певец начинает движение вправо-влево.

"Пой эту песню вместе со мной!"
Рука выбрасывается в сторону публики и она поёт! "О-О, О-О-О!"
"Мы повторяем нашей страной! О-О, О-О-О!"

"Адреналин качает мне кровь!" — А-А-А с хрипом.

"Ясно, со мною ваша любовь!" — "любовь" надолго улетает вверх.

"Всё разорвётся словно, вулкан!
Люди, встречайте — это Шаман!
Дай жару!"

Удивительно, несколько раз повторяет одни и те же строки, но по-разному. Хочется услышать новую картинку, потом ещё и ещё.
Голос Маргулиса: «Сегодня, на квартирнике, на НТВ, Шаман!»
Промелькнули кадры с Ярославом и Евгением из другой встречи.
А песня продолжилась. Закончилась вращением. Потом было представление музыкантов.

Я Ярослава засёк ещё лет десять назад

Евгений рассказал, как лет 10 назад, обратил внимание на Ярослава, который ходил по разным конкурсам, участвовал в каких-то странных передачах, потом лет 5 назад пригласил его к себе на передачу, на которой прозвучали три песни: «Танцы на стёклах» и «Орлы или вороны» Макса Фадеева и «Кукушка» Цоя. Сейчас узнал, эти песни, исполненные тогда ещё неизвестным Ярославом Дроновым, уже набрали более 45 миллионов просмотров. Ярослав поправил, что более 50 миллионов.

Маргулис продолжил, что песни были круто исполнены. Задал вопрос, помнит ли Ярослав его напутствие, что надо писать свои песни, иначе ничего не получится.
Ярослав пошутил, что ходил по конкурсам, потому что "Квартирника" тогда не было и поблагодарил за науку, теперь пишет песни сам и в гости пришёл со своим репертуаром.
Звучит песня «Мы», изумительный контакт с залом.

Народная песня в жизни Ярослава

Продолжили беседу, Маргулис напомнил, что сегодняшний SHAMAN получил музыкальное образование на кафедре народной музыки, изучал народные инструменты, ездил в фольклорные экспедиции за поиском народных песен.

Слова: народной музыки, народные инструменты, народных песен наполнялись силой и глубиной. Ярослав подтвердил, что пообещал себе никогда не забывать историю русской народной музыки, использовать и вкраплять фолк-элементы в своих песнях. Кричалки, которые пел вместе с залом — это народные распевы, которые идут из глубины веков.

Евгений попросил исполнить что-нибудь народное: одну песню, которую нашёл и записал у бабушек в русских деревнях, а следующую — как пойдёт.

"Шёл Ваня дорожкой,
Дорожкой Ваня столбовой.
Дорожкой Ваня столбовой
За ним девушка следочком,
Ой, за ним бежала".

Пошутили, посмеялись, следующей песней была «То ни вечер». Ярослав начал, зрители подхватили.
Маргулиса интересовала песня, которую будущий Шаман исполнил в 4 года.
Ярослав рассказывал о детстве, которое было самым счастливым; в это время камера несколько раз останавливалась на лице Юрия Дронова, а потом запел:

"Ах, вы сени, мои сени,
Сени новые мои.
Сени новые кленовые
Решетчатые".

На вопрос Маргулиса, когда Ярослава потянуло в народную песню, тот простодушно ответил, что родился таким и, что Богом было дано, несёт людям.
Голос пленяет, душа уносится вместе с ним

Евгению, как хозяину квартирника, надо задавать вопросы, поэтому он спросил, пел ли Ярослав «Ветер с моря дул», намекая, что эта песня могла нравиться маме, но увлечение папы ему ближе и выкрикнул в зал: «Юра, я — за рок-н-ролл, джаз и блюз!»
А Ярослав уже поёт «До неба, до солнца».

Маргулис передохнуть не даёт, просит его рассказать о первой авторской песне.
Зазвучал вокализ «Этника». Я люблю вокализы Шамана, когда слышу — теряюсь во времени и пространстве. Хочу слушать с закрытыми глазами и хочу видеть трепет рук, его закрытые глаза, повороты головы, хочу слышать загадочный голос бескрайних степей, грозный — повелителя гор, голос ласкающих волн и клёкот орла в вышине.
Вокализы Шамана — счастье и мука, свобода и плен. Кажется, что они рождаются прямо здесь, на сцене.

Я ещё не освободилась от сладких пут вокализа, а разговор продолжился, теперь о Питере Гэбриеле, британском певце. Хозяин и гость не сошлись во мнении "взять у певца" или "слушать певца".

Традиционно: караоке на песню "Улетай"

Голос Ярослава :
"Улетай, по небу улетай.
Улетай, на Бали или Тай.
Пять минут и шаг один за край.
Улетай, меня не забывай".

Покачивается воздушный кораблик, и мы вместе с ним.
"Ты молчишь, а что ещё сказать? — и призыв в зал, — просто петь!"
Хор зрителей мгновенно подхватывает припев.
SHAMAN: "Вы это делаете гениально!"
Ярослав спускается в зал, поют две девушки, они очень волнуются, но Шаман искренне их благодарит. Подходит к ещё одной желающей спеть, после пения опять благодарит: "Это было прекрасно".

А как тебе в цветнике пелось, нормально?

Ярослав поделился: "У нас так всё очень просто и по-домашнему. На "Квартирнике у Маргулиса" — и показал рукой на Евгения.
Маргулис, молниеносно, продолжил беседу об известном факте, что Ярослав с 15-ти лет работал в ресторанах, но это не самое удивительное. Провокационным и неожиданным стало продолжение: "... а два года пел в стрип-клубе".
Ярослав кивнул головой, начинает пить чай из белого пластмассового стаканчика (думаю, что в эти секунды он готовил ответ).

Маргулис бросил соломинку: "А что ты там пел, какой был репертуар?" В зале послышался смех, все ожидали продолжения. Но Ярослав уже подготовился, ему хватило крошечной передышки.

Годы взаимодействия с публикой и непрерывный поток интервью, вырастили в нём бойца, который всегда владеет положением. Конечно, на постоянно повторяющиеся вопросы, у него есть постоянно повторяющиеся ответы. И он продемонстрировал зрителям свой отточенный приём, начав рассказ с Новомосковска, своего тогдашнего возраста, количества приличных мест (4-5), где есть постоянная публика, желающая развлечься. Меняя их, успел поработать во всех, одним из них было кафе с функцией стриптиз-клуба. Примерно 15 минут играл диджей, 15 минут — танцы и ещё 15 минут поём мы с напарником по песне. В это время Ярослав начинает покачивать рукой: "Одну он, одну я".

Маргулис, ему в такт, начинает водить рукой. Хочу немного отвлечься, чтобы написать о руках Маргулиса. Они всегда в движении, хотя, почти безвольные и ленивые, с грацией кошки поджидающие момент своей партии в разговоре. Вот и сейчас, его руки хотят перехватить инициативу.

Но Ярослав продолжает рассказывать, как они с напарником пели, какой стратегии придерживались, какие были серьёзные дяди, о больших банкнотах и уважении.
Маргулис напоминает, что разговор был о стрип-клубе. Удар опять прошёл мимо. Ярослав продолжает о клиентах, что городок небольшой, люди — одни и те же.

Маргулис понимает, что Ярослав не хочет говорить о стриптиз-клубе и заходит с другой стороны. Возраст у Ярослава ещё школьный (15 лет), значит, использовался детский труд. Ярослав, с благодарностью, ответил, что на тот момент ему 18 уже исполнилось.

"А как тебе в цветнике пелось, нормально?" — не отстаёт Маргулис.
"Нормально, на самом деле, привыкаешь. Понимаешь..." — Ярослав смутился, что перешёл на "ты". Маргулис смеётся вместе с залом.
"Ещё одна, две таких темки и мы перейдём на "ты", — уже засмеялся Ярослав.

"Мне просто интересно, помогло ли это тебе в твоей дальнейшей жизни, в становлении? — задаёт вопрос Маргулис.
"Всё, что нас не убивает, делает нас сильнее", — заключил Ярослав.

Моя Россия

Вторым сюрпризом Ярослава была песня "Моя Россия", которую он исполнил с Юрием Дроновым, своим отцом.
Маргулис развлекался сам и веселил публику, задавая вопросы невозмутимому Юрию.
Песня звучала, как всегда, ностальгически прекрасно. Зал пел вместе с Ярославом, были долгие овации и крики "браво".

Блюз, блюз, блюз

Ещё одним сюрпризом от SHAMAN была известный блюз Маргулиса "Не плачь обо мне". Аккомпанировал Михаил Клягин — прекрасный гитарист, с которым Маргулис знаком и сотрудничает более 20-ти лет. Почти всё это время Михаил является преподавателем Колледжа Импровизационной Музыки в Москве.

Ярослав объявил песню, заслушанную им "до дыр". Маргулис предупредил, что это будет экспромт, Шаман добавил, что песня будет для тех, кому не хватало лирики. Начинает Михаил, настраивает публику на "погрустить вместе". Евгений, по закону блюза: грустно, ещё невыносимее, вот почему.

"Здесь ночами нет света,
Годами не бывает лета.
И кажется мне, всё будто во сне".

Вступает Ярослав (плохо, ещё хуже, вот почему):

"Здесь время так улетает,
Что снега уже давно не тают.
Неделя пройдёт, и опять — Новый год".

Евгений:

"Не плачь обо мне,
Я не стану прощаться.
Как просто соврать, сказать, что вернусь".

Ярослав:

"Но что-то во мне не велит
Возвращаться
И я не вернусь. Прости и забудь".

Картинка сложилась. Маргулис автор и поёт, как автор, он грустит. Его грусть привычна, даже обыденна: вчера, сегодня, завтра. "Да" и "нет" повторяются, есть решение, но нет сил.

Теперь Ярослав. Меланхолия и грусть наплывают, сменяя друг друга, им тесно. Желание вырваться из этого кругооборота у него звучит более сильно, поэтому в его "не вернусь" верится.

Получился великолепный "джем", уверена, что присутствующие ощутили непередаваемый кайф. Допускаю, что Михаил тоже импровизировал, опираясь на основную мелодию, но не было возможности сравнивать (я не музыкант). Одни и те же слова звучали по-иному, рождая отличающиеся ассоциации и разную глубину.

Очень хочется, чтобы SHAMAN добавил в свой репертуар блюзовые композиции. Воину Света торжество и сияние ближе, но его голос и на этом пути будет волновать сердца.
Маргулис подготовил ещё один вопрос, заметив, что Ярослав несколько раз присаживался за барабаны, он спросил, умеет ли тот играть на барабанах.
"Балуюсь", — прозвучало в ответ. "Накамлай нам, Шаман!", — предложил Маргулис. Ярослав сел за ударную установку и начал отбивать ритм песни Перси Мэйфилда "Hit the road Jack", а Евгений начал петь.
Потом прозвучала знакомая мелодия Маргулиса "Мой друг лучше всех играет блюз".
Вердикт Маргулиса: "Серьёзный артист, а такой бардак устраивает".

Твои губы, как мёд

Зал взрывается аплодисментами, глаза у всех горят. Контакт с залом запредельный, люди поют, размахивают руками.
Песня — полный восторг! Ярослав меняет тембр голоса, улетает в заоблачную высь, шепчет.
О песне я уже много писала, смотрела и слушала, но накал не падает, всё такие же фантастические эмоции, та же космическая энергия.

Может, ты жадина?

Маргулис решил прояснить вопрос, почему Ярослав работает сам. На определённом этапе у любого творческого человека возникает ситуация, когда его приглашают в какой-нибудь культурный центр, находят продюсера, пиарщиков и других людей, которые помогают в развитии творчества. Ярослав работает сам, он и композитор, и режиссёр, и поэт, и исполнитель. Почему так происходит? Может, Шаман жадина или не может найти человека, который может стать действительно помощником?

Ярослав возразил, что у него есть прекрасная команда музыкантов, руководитель пресс-службы, есть администратор. Есть небольшая продакшен студия, где он занимается творчеством. Каждый день благодарит Бога, что может сам писать тексты и музыку, делать аранжировки, режиссировать концерты и клипы. Этот бесценный опыт, который копил 15 лет и теперь может отдавать людям.

Маргулис поинтересовался, пользовался ли Шаман услугами поэта или музыканта со стороны и что из этого получилось. Шаман ответил, что получились песни, за которые не стыдно, но планка, которую ставил, была значительно выше.

Встанем — песня, с которой всё началось

Песня, которая сделала Ярослава популярным, которая намертво проникла в сознание каждого, кто её услышал. Люди замолкали, распрямляли плечи и спины, прислушивались к своим мыслям, сверяли их с подвигами ушедших, благодарили за свои жизни.
Песня-память, песня-реквием, она достойна встать рядом с "Бухенвальдским набатом".

Встреча подошла к концу, вышли на поклон музыканты, Евгений Маргулис, SHAMAN и Юрий Дронов. Аплодисменты не утихали.
Ярослав исполнил песню "Я русский". Над головами зрителей появились флажки России, изготовленные фанатскими клубами. Невозможно описать и объяснить чувства зрителей.
Музыканты в глубоком поклоне поблагодарили зрителей. Такие встречи запоминаются надолго, о них рассказывают и делятся впечатлениями. Я смотрела Квартирник в записи и захотела поделиться со своими читателями чувствами, которые у меня возникали и всплывающими воспоминаниями.

Мы вместе с Ярославом строим прекрасный дом, в котором встречаются наши души и сердца, бесконечно любящие свою Родину, свою Россию.


Рецензии