Просто Цой

21 июня 1962 года у учителя физкультуры Валентины Гусевой и этнического корейца, инженера по специальности Роберта Цоя, родился сын. Молодые родители назвали мальчика Виктором. Заметив у сына тягу к рисованию, супруги в начале четвертого класса посоветовали Виктору записаться в художественную школу.

В пятом классе родители подарили сыну гитару, а в восьмом он собрал свлю первую музыкальную группу и стал делать робкие попытки в написании песен. Позже Цой вспоминал, что в юности его кумирами были Брюс Ли, Владимир Высоцкий и Михаил Боярский. Под впечатлением слухов о «легендарном» мастере восточных единоборств Виктор увлеченно занимался каратэ.

С трудом окончив школу он поступил в художественное училище, после отчисления, из которого оказался в «СГПТУ №61. Цой учился на резчика по дереву, но выпустился не с дипломом, а со справкой. Родители Виктора поступили мудро и посоветовали ему заниматься тем, к чему лежит душа и он выбрал музыку.

К этому времени Виктор играл на бас-гитаре в группе «Палата №6» и тесно общался с музыкантами из «Зоопарка» и «Автоматических удовлетворителей». Однажды в электричке поющего под гитару Цоя заметил уже раскрученный в ленинградской рок-тусовке Борис Гребенщиков. Послушав парня с необычной харизмой и голосом «БГ» предложил молодому музыканту помощь.

Летом 1981 Цой, Рыбин и Валинский создали группу с пафосным названием «Гарин и Гиперболоиды». Через три месяца «гиперболоидов» приняли в «Ленинградский рок-клуб». После ухода Валинского в армию, группа поменяла название на лаконичное «КИНО». В 1982 году при поддержке «БГ» Цой и сотоварищи записал первый альбом, который по общему времени звучания назвали «Сорок пять». После его выхода о «Кино» заговорили во всех союзных республиках.

«Сорок шесть», «Это не любовь», «Ночь» каждый последующий альбом ставил рекорд по распространенным по стране копиям. «Кино» слушали в школах, ВУЗах, армии, в цехах и колхозах. В 1983 году Цой не желавший служить в армии лег на обследование в психиатрическую клинику. Чтобы не схлопотать статью за тунеядство Виктор устроился работать кочегаром в ставшую позже культовым питерским местом котельную «Камчатку».

В 1988 год по праву можно было назвать годом группы «Кино». Страну в буквальном смысле взорвал пророческий альбом «Группа крови» и художественный фильм «Игла». В Союзе началась массовая «киномания». На гребне волны популярности Цой работая над альбомом «Звезда по имени Солнце», познакомился с Айзеншписом, будущим продюсером группы. Благодаря возможностям Айзеншписа «Кино» попало на советское телевидение, получило возможность работать в лучших студиях звукозаписи, а в 1989 году записало во Франции альбом «Последний герой».

В 1989 году по опросу читателей журнала «Советский экран» Цой стал лучшим киноактером страны.

24 июня 1990 года после оглушительного концерта группы «Кино» в «Лужниках» Цой и Каспарян затворились на юрмальской даче и в бешеном темпе начали готовить материал для нового альбома, вошедшего в историю рок-музыки как «Черный альбом».

15 августа 1990 года на 35 километре трассы «Слока – Талси» Цой заснул за рулем своего «Москвича» и врезался в проходящий мимо рейсовый автобус.

После смерти музыканта в ряде столиц союзных республик и крупных советских городах появились «Стены памяти Виктора Цоя».


Рецензии