Педагогическая трагедия
Однажды позвонила Наташа Кошелева, с которой он учился в одной группе, и пригласила его на свой день рождения. Она поведала ему, что решила собрать компанию друзей-однокурсников, повспоминать былое, поесть, попить, пообниматься, посмеяться.
Костя пришел одним из первых. Постепенно квартира наполнялась гостями, стали рассаживаться за столом, Костя сел рядом с Наташиным отцом, Сергеем Витальевичем, С самого начала возникла дружелюбная атмосфера, говорили обо всём, что было интересно, шутили, вспоминали забавные истории из студенческого прошлого. Застолье уже перешло в фазу, когда один за одним, как из рога изобилия, начали сыпаться анекдоты. Почти все анекдоты были на учительскую тему, поскольку собрались бывшие студенты педвуза, да и родители Наташи были педагогами со стажем.
Анекдоты рассказывали по кругу, очередь дошла до еще одного бывшего однокурсника Марика. Давясь от хохота после только что прозвучавшего анекдота, он попытался внести свою лепту.
– А теперь я расскажу. – Успокоившись, произнёс он и продолжил. - Значит так. "Учительница спрашивает. – Вовочка. Ты домашнюю принёс? Вовочка отвечает. – Марь Иванна, что за вопрос?! Налить?».
На последнем слове Марик, захлебываясь, с всхлипываниями зашёлся смехом. Его реакция послужила катализатором, и комната заполнилась громким, дружным хохотом от неожиданной развязки и от самого рассказчика.
Следующим был отец Наташи Сергей Витальевич. Он, филолог по образованию, профессор, преподавал литературу в одном из московских университетов и всегда, ко всему подходил основательно.
– Друзья, позволю себе начать с короткого вступления, посвященного анекдотам, как важного явления в жизни общества. Вот сейчас мы отсмеялись по поводу незатейливого анекдота про бедную Марь Иванну. Вы же понимаете, что в стёбе Вовочки сокрыт важный смысл. Он касается нашей реальности с выросшим уровнем раннего цинизма и жестокости юных вовочек и сонечек, с которыми учителя, к сожалению, встречаются довольно часто. Это характеристика общества, его настоящего и будущего. А ведь всего две строчки. С этим вы согласны?
Он обвёл взглядом сидящих за столом, которые одобрительно закивали головами, и продолжил.
– Я ценю остроумные анекдоты, наполненные смыслом. Анекдот - это квинтэссенция, короткая формула какой-то серьезной проблемы. Это мощная концентрация мысли. Это, если хотите оружие, да, да. Умный, к тому же остро заточенный анекдот – серьезное оружие. За анекдоты, за остроты ведь сажали и даже казнили людей. Я расскажу пару анекдотов, по каждому из которых можно написать эссе или целое сочинение. Кстати, это хорошая мысль, рассказать на уроке подходящий для аудитории анекдот и предложить ученикам, студентам расшифровать его смыслы. Итак, анекдот.
"Одна школьница в фейсбуке увидела фото учительницы в купальнике и стала проституткой. А другая школьница узнала про зарплату учительницы и тоже стала проституткой."
Все отреагировали дружным, но несколько сдержанным смехом, тема-то всем знакомая. Сергей Витальевич после небольшой паузы продолжил.
"Российскому учителю на одну ставку кушать нечего, а при работе на двух – некогда."
– Да, уж. – Вставил Костя, со скупой усмешкой, на собственном опыте познавший все прелести работы учителя в обычной школе.
Сергей Витальевич своим выступлением словно вынул камень из-под глыбы и она покатилась. Начались разговоры о политике и реформах в образовании, об унизительных зарплатах, о наглых школьниках и вечно раздраженных родителях, обо всём, что стало невыносимо тяжелой ношей в профессии учителя. Каждый старался рассказать какие-то реальные истории из своей педагогической практики.
На следующий день по расписанию у Константина было два урока с седьмыми классами – 7А и 7Б. Каждый раз, когда он собирался на встречу с семиклассниками, у него портилось настроение. В обоих классах были заводилы, которые завоевали себе звание вожаков, благодаря своей наглости, грубости, а порой и жестокости. Свои качества они постоянно демонстрировали в отношениях не только с ровесниками, но и со взрослыми, в том числе и с педагогами. В классах среди учеников соблюдалась иерархия, был круг приближенных к вожакам, остальное большинство было пассивным. Причем и в тот и в другой круг входили также и девочки. Короче говоря, получается какая-то стая.
Вожаком стаи в 7А был Вадик, упитанный, рослый, мордастый парень с толстыми губами, девочки в своем кругу его звали Вадик-губошлеп. Он со всеми разговаривал через губу, подчеркивая тем самым свою исключительность. Еще бы, у него отец – важный чиновник в мэрии, а мать – такая активистка-скандалистка в родительском чате, что лучше её и не упоминать.
Вожаком стаи в 7Б был Вагиф, типичный кавказец, он из семьи многодетной семьи московских азербайджанцев. Отец коммерсант, мать домохозяйка, и к тому три брата и сестра. Этот хилый, тщедушный мальчишка завоевал себе место лидера, благодаря своему взрывному характеру, отчаянной нахрапистости, агрессивности. Он мгновенно ввязывался в драку и бился отчаянно. С ним старались не связываться даже старшеклассники. Его небольшая голова была покрыта жесткой копной чёрных волос, на худом лице выделялись большие круглые глаза и непропорционально крупный, горбатый нос. В школе он проходил под кличкой Носатый.
Сегодня первый урок с 7А. Константин, пришел в школу заблаговременно, еще не закончился предыдущий урок, оставалось минут десять до звонка на перемену. Он прошёл в кабинет истории, разложил бумаги, подключился к компьютеру. Ко всем урокам он готовил иллюстративный материал, даже фрагменты из фильмов, которые он выискивал и вставлял в тему урока. Он считал, что это верное средство для того, чтобы привлечь внимание учеников. Сегодня тема – правление Ивана Грозного, он решил показать на уроке фрагменты из фильма Эйзенштейна. Подготовка была закончена, и Константин спустился в буфет. К звонку на урок он вернулся в кабинет, ученики ещё не в полном составе уже сидели за своими столами. Губошлепа не было. «Слава тебе Господи!» подумал Константин, но тут раскрылась дверь, и появился вожак со своей свитой. Не поздоровавшись, не извинившись за опоздание, он и трое сопровождающих уселись на «камчатке» за стол. Четверо сели за стол для двоих. Константин сделал замечание, и тут началась война на выживание.
- А нам и здесь хорошо. – С наглой ухмылкой сообщил Губошлеп.
- Вадим, я не начну урок, пока вы не займете свои места, как полагается.
- А чего такого? Подумаешь.
- Вот ты и подумай. Не задерживайте урок.
- Сейчас.
- Не сейчас, а немедленно.
- Да, пожалуйста. Тоже мне. – Хмыкнул Губошлеп.
Он шепнул двум своим холуйчикам, и они пересели за отдельный стол.
Константин начал урок. Губошлёп, видимо, разозлившийся, что пришлось уступить учителю, периодически громко разговаривал и смеялся, а вместе с ним и его приспешники. Тогда Константин делал молчаливые паузы и молчал до тех пор, пока распоясавшаяся шпана не угомонится, затем продолжал урок. Он негодовал, но держал себя в руках, лишь думал о том, что хорошо бы сейчас подойти к этому мерзавцу, дать ему хорошую оплеуху, взять за ухо и вывести его в коридор, а там ещё добавить. Но это были лишь мечты, воплощение их в жизнь невозможно. В очередной раз возобновилось веселье за столом Губошлёпа, туда уже под демонстрацию фрагмента фильма, вернулась парочка его приятелей. Не обращая ни на кого внимания, все четверо ржали и толкались между собой. Константин резко прервал просмотр, но на это они даже не обратили внимания и продолжали свою тусню. Предел был достигнут. Константин ударил кулаком по столу, шпана сбавила тон и уставила на учителя наглые взоры.
Константин спокойно, чётко произнес.
- Так как по существующим в школе порядкам во время урока нельзя удалять учеников из класса за нарушение правил поведения… Я сам покидаю класс.
После этих слов в классе повисла гробовая тишина, все были обескуражены сказанным, небывалым сообщением учителя, даже среди буйных не было слышно ни звука. Константин взял свой портфель и спокойным шагом вышел из класса.
Как только он закрыл за собой дверь в классе, как прорвало. Поднялся шум, говорили, кричали все сразу. Больше были слышны девичьи голоса, их просто было больше. Эта атака была направлена на шантрапу. Все поняли, что был достигнут предел наглости и хамства со стороны Губошлепа и его компании. До звонка на перемену оставалось 10 минут. Внутри у Константина всё кипело, для успокоения он вышел на лестничную клетку пообщаться со смартфоном. Наконец прозвучал звонок. Константин открыл дверь и вошел в класс. Он проходил мимо стола Губошлепа, тот, сидя произнес.
- Константин Андреевич, простите.
- Нет, не прощу. – Мгновенно, как выстрелил, отреагировал Константин.
Ученики стали молча покидать класс, а Константин на своём столе стал раскладывать журнал, бумаги, следующий урок с 7Б.
Весть о происшедшем уже разнеслась по всей школе и когда ученики 7Б стали собираться в классе, произошел небывалый случай – они все здоровались и молча рассаживались по своим местам. В класс зашел Носатый вожак и тоже поздоровался, на сей раз он подсел к девочке. Урок прошел спокойно, без эксцессов.
Этот инцидент перевернул сознание учеников, что-то они все-таки поняли. Авторитет Губошлёпа был развенчан, на какое-то время ему был объявлен ребятами молчаливый бойкот. Доигрался мальчик.
А что Константин?
Закончился учебный год… и он уволился из школы.
PS
В основе этого рассказа реальный факт, который произошел в одной из
московских школ.
Свидетельство о публикации №224022300504