51-я весна 17 мгновений

( Дню рождения Вячеслава Васильевича Тихонова (8 февраля 1928-4 декабря 2009 г.г.)посвящается)


   “23 февраля. Сегодня выходной!- решил Штирлиц. Это был день который полковник Исаев всегда отмечал” ( худ. телефильм “ Семнадцать мгновений весны” 1973 г. режиссер Лиознова Т.)

…Печально посмотреть на птичек в весеннем приберлинском лесу, задуматься, и выглядеть очень красиво… А то!
- Одетый в безупречно шикарный костюм, белоснежную рубашку, но верный водке,  “ картошке в мундире”, народным напевам майор Максим Максимович Исаев, он же Юстас, он же Макс Отто фон Штирлиц высокопоставленный сотрудник VI отдела РСХА службы безопасности Третьего Рейха штандартенфюрер СС,он же советский разведчик Всеволод Владимиров, он же Вячеслав Васильевич Тихонов… Он же…господин Бользен...он же...

Вдруг вспомнилось: “ А ну-ка Шарапов, проверь!.. Ларычева Маня… Она же Анна Федоренко…Она же Элла Кацнельбоген…она же Людмила Огуренкова…она же Изольда Меньшова…Она же Валентина Понеяд…
Сводня, воровка, четырежды судимая. на левой руке голубь и три буквы “ АНЯ”.

         На экране тем временем под тиканье метронома-хронометра появляется надпись
               “ДЕНЬ.МЕСЯЦ, ГОД. ЧАС. МИНУТЫ”
затем - “ СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО.НАПЕЧАТАНО В ОДНОМ ЭКЗЕМПЛЯРЕ”
                ( Личное дело)
…Тихонов Вячеслав Васильевич…он же Макс Отто фон Штирлиц штандартенфюрер ( полковник) СС…он же “ Человек с добрыми глазами” (х.ф. “Андерсен, жизнь без любви” реж. Э.Рязанов)... он же Андрей Болконский( х.ф. “Война и Мир” реж. С. Бондарчук)...он же “ вчерашний агроном” Николай Стрельцов( х.ф. “ Они сражались за Родину” реж. С Бондарчук)он же тракторист Матвей Морозов (х.ф. “ Дело было в Пеньково” реж. С.Ростоцкий)он же Владимир Осьмухин ( х.ф. “ Молодая гвардия” реж. С.Герасимов), он же моторист Витя Райский ( х.ф. “ЧП” реж. В. Ивченко), он же веселый охотник, бывший журналист, ветеран ВОВ , пенсионер Иван Иваныч( “ Белый Бим Черное Ухо” реж. С. Ростоцкий)... он же генерал КГБ Константин Константинов ( х.ф. “ ТАСС уполномочен заявить” реж. В. Фокин) он же учитель истории Илья Семёнович Мельников( х. ф. “ Доживем до понедельника” реж. С. Ростоцкий)...он же художественно читал книгу Л Брежнева по центральному ТВ…
Он же Народный Артист СССР, Лауреат Гос.премии, Герой Соц. труда… на левой руке наколка из пяти букв “ СЛАВА”

Словом “...Как там у Пушкина: “ Ай да Штирлиц! Ай да Сукин сын!” ( телефильм “17 мгновений весны”)

                “23ФЕВРАЛЯ. СЕГОДНЯ ВЫХОДНОЙ…”
Бесконечно обаятельный, советский разведчик-нелегал, идеал советской разведшколы, эпический герой всего Советского Союза и его социалистических окрестностей Штирлиц-Исаев вел не просто двойную жизнь невидимого фронта , он был многогранен и мы очень надеялись, что хоть одна из них сложится удачно…да мы даже были уверены в этом. Впрочем,так оно и произошло. Тихонов прожил не одну жизнь одного героя Он прожил эпоху, того советского кино которая вызывает и сейчас восхищение, и заслуженное уважение. Такие люди уходят, а память о них остается… остаются Образы, роли ими сыгранные. Вот уж точно “ Кому бесславье, А кому бессмертие!…”

Многомерный разведчик-шпион - с фрау Заурих это заботливый, любящий старушку - мать сын, с коллегами по работе “ настоящий полковник”... дома, в унылой атмосфере холостяцкого быта, у костра камина, в ворковании песни “ про себя” приоткрывался новый, другой Штирлиц - сын ласковой и суровой России. Чувствуешь неведомого дотоле Штирлица, мир большого артиста- мир тоски и раздолья, таящийся и открытый мастером в русской песне. В песне в которой душа тоскует и ждет чего-то.

 Тут лицо Штирлица сосредоточенно- мрачно, а глаза видят какую-то никому не ведомую точку, там где-то  далеко-далеко. в далёком, загадочном ЦЕНТРЕ, где его ждёт Алекс, и ждёт от него Юстаса очередную шифровку (Ведь он - Алекс и Юстас живут уже в другом, в будущем времени- времени без бомбёжек и зверств, но интриг и выжидания, торговли и циничных союзов, мелких и крупных предательств.То есть в будущем для которого они думают уже сегодня не о самой войне, а её последствиях. там за маем 45-го, за Победой!
Поразительно умные глаза! Кинематографический идеал.Вечно собранный, Редко улыбающийся только  старушкам и собакам

“ Когда мне вручали крест вы (Борман) сказали, что у меня лицо профессора -математика…”
( сериал “17 мгновений весны”)

По признанию Тихонова  когда нужно было создать напряженный и сосредоточенный взгляд он        “ повторял в уме” таблицу умножения)

“23 ФЕВРАЛЯ…ЭТО БЫЛ ДЕНЬ, КОТОРЫЙ ПОЛКОВНИК ИСАЕВ ВСЕГДА ОТМЕЧАЛ…” ( “17 мгновений”)

Исаев-Штирлиц пытается говорить отчетливо и казаться сдержанным и трезвым - внутренний голос его, озвученный за кадром играет. Полковник выпивает, разворошив угли в золе камина, вытаскивает картошку, щурит глаз, делает затяжку, и..и
“ Эй ты сте-епь широ-о-о-кая! степь раздо-о-о-льна-а-ая… Ох, ты Волга -Мату-ушка! Во-о-олга во-о-ольна-а-ая!”
Водка, костер, печеный картофель и русская песня , что может быть лучше для киногероя -разведчика оторванного от Родины, но беззаветно преданного ей!!

Короче, “Штирлиц был на грани провала” …вспомнились 16 граней стакана В.Мухиной.
Впрочем, сколько ляпов найдено за полвека в этом сериале…(Форма германских военных , “секретная информация” в их личных делах не всегда соответствовали правде, как и шевроны, награды и пр.вспоминаются советские пластмассовые очки в которых Штирлиц поехал на встречу с Борманом, а до этого советские круглые часы марки “слава” на стене в кабинете Мюллера, напутствовавшего Штирлица на эту встречу.  Гурами в аквариуме у Мюллера были выведены в 1948 году селекционером Косби , а зарегистрированы в 56. Фломастеры в руках художника-постановщика фильма Ф,Ростоцкого, которыми так  мастерски рисует шаржи на рейховских бонз Штирлиц были изобретены в середине 60 х., песня Эдит Пиаф , которую Штирлиц слушает в машине с пастором Шлагом, была создана в 1956 году… Похоже для кого-то это особое удовольствие - находить недостатки, ошибки, киноляпы в чем-то до боли родном и любимом.
Мне этот сериал нравится  не за это,а за то что…

“ Верить в наше время нельзя никому.
Порой даже самому себе. Мне - можно!” ( Броневой -Мюллер)

 Хотя об этом фильме сложно писать: порой кажется, будто о нём сказано абсолютно всё…

“ Штирлиц идёт по коридору!
По какому коридору…?!
По нашему коридору!” ( “17 мгновений”)

Западногерманская газета в те годы писала :“ Когда Штирлиц шёл по улицам Берлина, улицы Москвы совершенно пустели”
Опустевшие улицы всего союза - обязательный атрибут отечественного сериального триумфа.
Это был,наверное, первый сериал с таким абсолютным успехом. говорят даже преступность снижалась во время показа “17 мгновений” Ещё бы ! ведь это был своеобразный киноманифест советской идеологии 70-х годов, как Балабановский “Брат” в 90-х ,как Васильевский “Чапаев” 30-х годов.

“Война это не покер! Её нельзя объявлять когда вздумается. Война это-война!”

“ Где она? Где, я вас спрашиваю? -Кто ? Англия. Одну секунду, ваше высочество.Вот. А где мы? Мы…Вот… -Это же рядом ! возмутительно,...” (Герцог “Тот самый барон Мюнхгаузен”)

Вообще-то ,наверное ,бестактно навязывать свои воспоминания другому, у всех, наверняка, хватает своих. Но ностальгический сквозняк пронзает мою киноархифную память насквозь. она торопливо останавливает на плёнке воспоминаний лица и судьбы, спасая их от исчезновения, выхватывая их из всенародного обожания. Я не киношник- это мой личный взгляд, совмещённый с кругозором довольно среднего человека, рождённого в СССР…не отягощенного ни кинопанорамным кругозором, ни  высоким киноинтеллектом.

 “Кончать надо с хиромантией, Дружок!”.
А голова предмет тёмный и исследованию не подлежит.”( Л.Броневой “Формула Любви)
 
Признаюсь- не осилил! Ни всё прочитать , ни всё посмотреть о фильме. Зато посмотрел сам фильм. и чего греха таить- получил удовольствие!
 Мне уже и трудно отличить это из фильма или из анекдота про Штирлица. (“ Штирлиц выстрелил в Мюллера, но пуля отскочила… “Броневой” - подумал Штирлиц.”
“Штирлиц всегда спал как убитый. Его даже пару раз обводили мелом.”“Теперь , после выхода цветной версии 17 мгновений Штирлиц легко мог найти свой дом по красному флагу на крыше.” “ эсэсовцы перекрыли все выходы в доме Штирлица. Ему пришлось уходить через вход. ”Кальтенбрюнер порол горячку. Горячка визжала” )

Может быть потому что нам с самого начала дают намётку, что это всё шутка. Шедевр, но шутка.
  Ведь премьера телешедевра состоялась 11 августа 1973 года и получила госпремию КГБ СССР, а теперь 11 августа празднуется как ДЕНЬ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ШУТКИ в РФ!!! Может никакой связи, но что-то в этом есть!(Поговаривают , что это ещё одна из причин почему ВВП президент. В его личности соединились два любимых персонажа анекдотов - Штирлиц и Вовочка)
удивительно, но фильм снимали с одного дубля.
“Это не ерунда, это совсем даже не ерунда, дружище Биттнер” (Мюллер)



“ДВУШКА ЕСТЬ? …НАДО СРОЧНО В ДЕТСТВО ПОЗВОНИТЬ!!!
-ДЕТСТВО?!...ОТВЕТЬТЕ ДЕТСТВУ!”

“ -ХАЙ ГИТЛЕР, друзья!”
Рад видеть вас чертей…
Опять затеваете какое-нибудь очередное коварство.?!” - мурлыча улыбку, произносит Мюллер Штирлицу и Шелленбергу (“17 мгновений весны”)

продолжение следует

23февраля2024г


Рецензии