14. Читаем вместе творения Св. Иоанна Златоуста

БЕСЕДА  14.
Слышав же Иисус, яко Иоанн предан быть, отьиде в Галилею (Мф.4:12)

Итак, после заключения Иоанна в темницу, Господь удаляется в Галилею.
"Для чего Он удаляется? Для того,- говорит Святитель, -чтобы научить нас не идти самому навстречу  искушениям,   но отступать и уклоняться от них. Не тот виновен, кто не бросается в опасности,  но тот, кто в опасностях не имеет мужества".
Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царство Небесное. ( ст.17)
Оттоле - с того времени как Иоанн был посажен в темницу. "Христос не проповедывал сначала,- как объясняет Иоанн Златоуст- с одной стороны, чтобы отсюда было видно Его достоинство, когда и Он также, как Отец, имеет пророков;  с другой- чтобы не оставить бесстыдным иудеям никакого извинения".
Святитель уточняет "Если уж и после столь многих и столь сильных доказательств и свидетельств говорили: Ты сам о себе свидетельствуешь Свидетельство твоё несть истинно, то, чтобы ещё сказали, если бы Он сам начал свидетельствовать о Себе народу?"

2. "По той же самой причине,- объясняет Святитель -  Христос  не предлагает ничего тягостного  как Иоанн, но начинает Свою проповедь  радостным благовестием о небесах и Царствии, уготованным слушающим Его".
Здесь же у моря Галилейского он второй раз  призывает к служению своих знакомых рыбаков Петра и Андрея,  Иакова и Иоанна.
Первое призвание описано у евангелиста Иоанна (когда ученики посещали дом Иисуса)
"Здесь же видим, - рассказывает Иоанн Златоуст -что они, услышав одно только слово  тотчас за ним последовали.
Посмотрите, какова их вера и послушание. Они заняты были своим делом...но,
как скоро услышав призыв Спасителя, не замедлили, не отложили до другого времени, не сказали "сходим домой,  посоветуемся с родственниками"
Христос желает от нас такого же  послушания, чтобы мы ни на малейшее время не откладывали (отклик на призыв к покаянию), хотя бы того требовала для этого была крайняя необходимость.
Последование за Христом должно предпочитать всему."

3. Святитель  продолжает: " намереваясь дать высшие правила жизни и предложить людям то, чего они никогда не слыхали, Христос подтверждает слова свои чудесами. Так как возвещаемое им  Царствие не было видимо, то видимыми знамениями Он и невидимое сделал видимым .
Приводили к Нему  немощных, одержимых различными болезнями,  припадками, и бесноватых, и  лунатиков, и расслабленных, и Он исцеляет их (Мф.4:24)...
Последуем и  мы за Христом.- призывает нас Иоанн Златоуст.
И мы имеем многие болезни душевные, а это-то болезни Он преимущественно желает уврачевать. Для того ведь Он врачует  и телесные болезни, чтобы истребить и  душевные  Приступим же к Нему и будем просить не каких -либо житейских благ, но отпущения грехов; Он и ныне подает все нужное, если только просим прилежно."
"Стекались к нему тогда жители разных стран...- а ты...не хочешь восстать и устремиться к Нему?"-обращается к нам Святитель.
Те оставляли отечество, и друзей, и сродников, а ты не хочешь  выйти из дому, чтобы приступить к Нему и получить гораздо лучшее?
Но мы этого от тебя и не требуем. Оставь только злые привычки. И ты вполне можешь спастись, оставаясь дома со своими.
Потому то мы не избавляемся и от телесных болезней, что необходимое для нас мы почитаем маловажным. А маловажное необходимым, и , оставив сам источник зла, хотим очистить потоки.
А что испорченность души есть причина болезней, тому доказательством служит тот расслабленный, который был в болезни 38 лет, и тот, которого спустили на одре, разобрав кровлю."
"Итак, приступим и ныне к Христу,- настойчиво призывает нас  Святитель,- будем просить Его, чтобы Он уврачевал расслабленную  нашу душу, и оставив все житейское, будем заботиться только о духовном.
Стяжав это, ты можешь печься потом и об остальном. Не почитай себя безопасным, если не скорбишь о грехах своих; но о том то особенно стенай, что не чувствуешь сокрушения о своих беззакониях. Твоё спокойствие происходит не от того, чтобы грех не угрызал, но от бесчувствия души, преданной греху...
Итак, исповедуй грехи твои подробно, чтобы узнать, сколь велик долг, который тебе прощается. И, таким образом, возбудишь в себе благодарность к своему Благодетелю".

4. "Одушевимся надеждой на человеколюбие Христа, - убеждает нас Иоанн Златоуст,  - принесем усердно покаяние прежде, нежели настанет день, в котором само покаяние не принесёт нам никакой пользы.
Ныне все от нас зависит; а тогда приговор над нами будет во власти одного Судьи...
Подобно  тому, как, входя в темничный дом, мы видим всех обремененными  оковами, так и теперь, если, устранив весь внешний блеск, войдем в  жизнь каждого, то увидим, что душа каждого обложена узами тяжелее железных. А особенно, если войдем в души богатых.
Подлинно, чем больше они владеют богатством, тем более уз на них...
В самом деле, кроме того, что он в узах при нем находится ещё жестокий страж темничный -  злое любостяжание, которое не позволяет ему выйти из темницы, но приготовляет для него тысячи новых оков, темниц, дверей и затворов..."
Святитель наставляет нас: "Будем молиться Искупителю душ наших, чтобы Он и разорвал оковы, и отогнал от нас того жестокого стража, и, освободил дух наш от тяжких уз, сделал бы его легче пера; а с молитвой к Нему соединим и собственное старание и усердие и благую готовность.Таким образом, мы сможем в короткое время освободиться от обладающего нами зла,  и  познать свое прежнее состояние и воспринять дарованную нам прежде свободу, которой да сподобимся все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа,  Которому слава и держава во веки. Аминь.


Рецензии