Дивногорская Троицкая пустынь

Россия, Ярославская область, Угличский район, село Дивная Гора

Митрополит Ростовский Иона Сысоевич, который был известен своею ревностью к церковному благолепию, основал здесь, на холме с названием «Кобылья гора», Дивногорскую пустынь и в дальнейшем переименовал это место, назвав Дивной горой.

Как и бывает в таких случаях, у Ионы Сысоевича было видение. То ли какое-то диво увидел на горе митрополит, то ли будущую церковь в дивных узорах и формах на этой «Кобыльей горе». История об этом умалчивает. А вот у самой Кобыльей горы история была длинная. Вокруг этой горы, ну, не совсем горы, а скажем так, холма, издавна существовала Сырейская слобода. Мастеровые жители этой слободы разводили лошадей и выделывали шкуры. Вымачивали их и сыромяли.

Но как бы там ни было, в конце 17-го века ростовский митрополит основал на этом красивом месте, где с северной стороны холма протекает речка с таинственным названием Воржехоть, Дивногорскую пустынь. Заложил и каменный храм Святой Троицы. 20 лет возводили пятиглавую церковь. Митрополит Ростовский Иона Сысоевич не дождался окончания строительства, отойдя в мир иной.

А пустынь продолжала расти. Она стояла на доходном месте – на Ефремовской дороге. А она, в свою очередь, дорога, связывала Углич и Ярославль.
 
Сама Троицкая церковь получилась на славу. Каменная Троица, пятиглавая, двухэтажная, просторная. Как сейчас утверждают искусствоведы, в ней, в церкви, черты двух периодов. Московского нарышкинского барокко и архитектуры Ростова Великого конца 17-го века.

В верхнем этаже – как раз летняя Троицкая, а в нижнем этаже – зимняя во имя мучеников, родных братьев Флора и Лавра. Ну, а эти две мученические фигуры из ряда православных святых особенные – они отвечают за покровительство скота, особенно лошадей. Здесь связь налицо с жителями слободы.

Монастырь продолжал расти и крепнуть в начале 18-го века. Совсем не удивлюсь, если где-нибудь в архивах найдутся сведения о том, что пустынь помимо духовного оплота в этой местности несла в себе и стратегическое военное значение, так как стояла на одном из главных рубежей для защиты града Углича с востока.
 
Из исторических источников не известно о других церквях, часовнях или зданиях пустыни. По какой такой причине через 70 лет после постройки главного храма пустыни она пришла в упадок, неизвестно. Но как бы то ни было, высочайшим указом в 1764 году пустынь была упразднена, лишилась денежного довольствия от государства, монастырские земли изъяты в пользу госказны, а Троицкую церковь перевели в разряд приходских, чем она последние почти 300 лет и являлась.

Во время социалистического периода нашей страны не закрывалась до 1960 года. Что послужило толчком к закрытию, ранее избежавшей этой участи церкви, неизвестно. Здесь можно только гадать. Вернули же церковь верующим только через 36 лет.

Осталось упомянуть о московской артели художников.
В храме сохранились росписи 1910 года, выполненные артелью московских художников и Сергеем Дмитриевичем Хрусталёвым, живописцем из Санкт-Петербурга. Росписи сохранились и по сей день. Роспись купола перед алтарём впечатляет не только своими сюжетами: «Моление о Чаше», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие с Креста», но и мастерством исполнения.

* «История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии ректором и богословия учителем, Амвросием. Ч. 4». – Москва, в синодальной типографии, 1812 г. стр. 31.
"Соборы.ру"

Фото автора. Корректура М. Зуйкова

Русавкино, февраль 2024 г.


Рецензии