Под стук колёс 3... Берёзовый сок...

   Ни с того ни с сего вдруг прошёл ливень... Внезапно, в самом начале июня, среди ясного неба вдруг налетели тучи, поднялся сильный ветер, аж завязь прямо с листьями срывал в саду.  Потемнело, загремело, молнии с разных сторон прочерчивали какие-то углы, зигзаги, вспыхивали и освещали часть туч ярким светом... Ветер дул кажется со всех сторон, крутил деревья, кажется хотел раскачать их и вырвать с корнем. Стало влажно, противно, но дождя не было... Потом вдалеке, от станции, послышался подозрительный шум, шелест, звон жестянок...   Папа дёрнул меня за рукав, махнул рукой:
 - Щас всыпет, бегом в кухню!
   Мы быстро рванули в летнюю кухню во дворе... И тут забарабанило уже и у нас, железная крыша дома, шифер на коридорах всё зазвучало на разные голоса... Полетели горошины града, причем некоторые размером с вишню... Ударялись об землю, прыгали, катились и долго не таяли... Я приоткрыл дверь и схватил несколько штук, они и в руке то не сразу растаяли, настоящий лёд!
 - А почему так? Где-то в стороне шумел?
- -Вот он полосой идёт, а где-то недалеко и совсем не будет... Летом часто так..
   Папа развёл руками...
 - Как же теперь к поезду? Полчаса осталось... Обувай сапоги, дойдём до вокзала, а там переобуешься, я их домой принесу...
 - Мож так добегу, по травке, колеи перепрыгну...
 - Ну, смотри...
   Пока говорили, дождь так же резко и кончился... Ветра как и не бывало, стихло. И непонятно куда тучи исчезли.  Тут же засияло солнце, как будто ничего не было... Вода быстро впиталась в горячую землю, только парок поднимался кое-где.
   До вокзала не спеша мне минут пять-семь... Я вышел минут за пятнадцать... По нашей улице песчаная земля, травка, быстро прошмыгнул. Подумал: «Ха! Сапоги!  Как дурак щас бы тащился... »
    А потом получилось : «Почему, «как» ?»
    Уже на второй улице грязь развезло основательно, там была глина, и похоже дождь был посильней, я уже обходил длинные лужи, скакал и прыгал... А время шло... А на следующей улице, уже почти перед вокзалом, было вообще жуть что... Лужа разлилась во всю улицу, никакой там травки, колеи широченные и залиты водой... Я сначала аккуратненько перепрыгивал грязь, обходил всё дальше и дальше, всё чаще вляпывался туфлями. А время шло... И прошло... оставалась может сотня метров, когда послышался шум подходящего поезда, он уже был где то недалеко между посадками, вот-вот выкатится к станции...  А остановки у нас пару минут, не больше...Делать нечего, рванул напрямик, по колеям и лужам... Успел, ещё и туфли попытался в мутной луже побултыхать... Но был по колено в брызгах и глине...
   «М-да... Сапоги бы не помешали...»  Но... зачем слушать родителей?
Они ж всё нагнетают...  Пока уже в тамбуре минуты три-четыре отряхивал и оттирал грязь, выглянул в окно, проехали от силы километр, а там уже чуть мокрая дорога, без луж, а через минуту и совсем сухая пошла. Вот тебе и полоса... А я как свин...
   Вошел в вагон, везде было по два по три человека в купе... Вернее в том, что называется купе в общем вагоне, отсек с двумя парами
 полок рядом и одной через проход. Выбрал в середине, там сидели две старые тётки, лет по сорок, на одной полке, рядом, и шептались... Я сел напротив, к окну и сразу уставился туда, интересно же, мож ещё где дождь был... Положил на стол тетрадь и учебник...
 - О! Школяр, ты откуда такой, запыхался весь?
   Подала голос одна, в косынке.
 - И куда? На второй год чтоль оставили?
   Это уже вторая, язвительная, с длинными серьгами, как цыганка...
 - Нет. Экзамены у нас. Дождь прошёл на станции, грязь, чуть не опоздал на поезд...
 - А... Ну ладно... А мож ты вон на полку залезай, мы тебе мешать не будем учиться, а ты нам беседовать...
   Это опять «цыганка» предложила...   
   А мне то что, там ещё лучше, и правда мешать не будут своей болтовнёй.  Кинул рюкзачок, учебник, запрыгнул сам. Через пару минут уже в голове крутилось «электродвижущая сила», «индукция»,
«вольты»...  А внизу, как сороки, трещали «старухи».  Трещали без остановок, то чуть затихая, то как громкоговоритель на вокзале... Обрывки фраз застревали у меня в голове между «вольтами» и «фарадами»:
 - В те годы я раза два в год приезжала, народу совсем мало было в вагонах, а в этом только сегодня свободно, а до этого три раза подряд битком было... По полчаса стояла, пока кой как ж... на уголок притулишь...
 - А чо эт ты так зачастила?
 - Та, маме помогать по хозяйству...

Я опять углубился в магнитные и электрические поля, хотелось побольше усвоить из курса физики.

   Но внизу не унимались... особенно, когда переходили на шёпот, то эти шипящие звуки ещё сильнее проникали в уши и врезались в сознание:
 - Постой, постой... А ну давай, рассказывай, чо эт тебя туда потянуло?
 - Сказала ж... К маме...
 - Брэшэшь! А ну рассказывай... Я ж по глазам вижу, шо брэшэшь...

   Может и правда цыганка, раз по глазам видит... А вторая, рыжая, в косынке, здоровая, как гренадёр, раскраснелась, сняла косынку, вытерла ею лоб, шею, стрельнула глазами на верх, в мою сторону и прошептала:
 - Та, появился интерес...
 - Ну ка, ну ка... интересно, шо за «интерес»?
 - Ой, какая ты любопытная... За язык схватила...
 - Давай, рассказывай, вижу, что и самой не терпится похвалиться...

Теперь «ЭДС» и «амперы» уже меньше застревали у меня в мозгах, чем едкий шепоток с нижних сидений:
 - Та, Петька, сосед мамкин... Он давно на меня глазищами стрелял, всё заговаривать пробовал..., а я чуралась...
 - Чо йта?
 - Та ну яво, усищи как у Чапая, всё их приглаживаить...
 - Дура чтоль...
 - А в тот раз подозвал меня к плетню и говорить:
 - Пойдём, соседка, я тебя берёзовым соком угощу...
 - Какой сок? Берёзы уж в листьях давно, почитай два месяца, бруньки* уж вон висят...
 - Зря не веришь, соседка, зайди — убедисьси...

Я скосился сверху вниз...  Рыжая сидела вся красная, как рак в кастрюле, а «цыганка» всё шипела-шептала:
 - Ну и чо, а ты чо?..
 - Ну чо, чо... не выдержала... плетешок там у нас хиленький — перепрыгнула и пошла... У него, и в заправду, среди сада три здоровенных берёзы растуть, я й поверила... Он между теми берёзами сделал себе на лето чи кухню, чи сторожку...  подвёл меня и говорить:
 - Ну заходи, смотри какой тут у меня курень — подберёзовик...
 - Надо ж... я и не знала сроду, чо у него в саду... Заглянула, а там столик с одной стороны, с другой тапчан... А на столе уже накрыто: помидоры с огурцами, солёные, сало нарезаное, чесночком обсыпаное, хлебец ржаной, видать токо из магазина. А посреди бутылочка стоить...
   «Цыганка» аж задёргалась:
 - Ну так я и знала, что опоить задумал...
 - Да нет, говорить мол, вот он и есть мой берёзовый сок... С энтих самых берёзок...
 - Так уж поди два месяца прошло, как сок собирають...
 - Ну правильно. Отбродил, я его перегнал, настоял на коре берёзовой... Чистейший...
 - Ну у меня и слюнки потекли... Стол, сок, сальцо аппетитное... Налил по рюмочке — ой хорошее... Да так душевно...  Он вторую наливает:
 - А давай, говорит, соседка «на брудершафт», чай сколько лет рядом живём...
 - Так понравилось...
   «Цыганка» опять зашипела:
 - Да ещё бы, губа не дура...
 - Да-а... как вспомню-ю... Потом ещё за что-то, и опять «на брудершафт»... Разговорились, да так хорошо, такой вечер
бы-ыл... Стемнело уж...
 - Ишь ты, какая... хорошо ей... Ве-е-чер...
 - А потом такое началось, такое... О-ой... Аж бруньки с берез посыпались, по крыше застучали... Ой... Доселе никогда так не было... Разомлела-а...
   А «цыганка» опять не вытерпела:
 - Ну я ж говорила, а то «мамке помогать...»  Ага...помошница.
 - Да ты чо — так было... так было... Я как будто на небо взлетала... Правда назад через плетень не смогла «перелететь», ноги как ватные, я тот плетень и раздавила, цельный пролёт рассыпалси... Правда Петька выручил меня, утром маме повинился:
 - Ты не ругай меня, тёть Паня, выпил маненько вчерась, хотел облокотиться, да и завалил тебе плетень, я поправлю, ивняка уже вон с утра привёз... Вечером приду с работы и новый будет...

   Тут рыжая вдруг всплеснула руками, полезла в сумку:
 - А хошь я тебя угощу таким «соком», ты поди не веришь...

Они закопошились, зашелестели газетами, пакетами. Запахло хлебом, варёными яйцами, они зазвенели стаканами...
    Я попытался опять вникнуть в закон Ома, включил себе свет. А снизу ещё сильней «затрещали», как сороки над лисой...
 «Цыганка» рассматривала на свет содержимое стакана, причмокивала, качала головой:
 - Да, уж... От такого пожалуй взлетишь... И чо?  Опять приглашал? Как же ты через новый плетень прыгаешь?
 - Ишшо как прыгаю... А назад он меня на руках переносить...
 - Та нэ брэши, тебя, такую корову, та в тебе пудов шесть небось...
 - Ей богу, не брешу... Петя, он здоровый, он у нас в старой кузнице молотобойцем работал... А теперь новую построили недавно — он теперь называить себя - «оператор»... Правда, правда, подносить к плетню и переставляить меня в наш огород...
 - Ну надо ж... На руках... А мой , как выпьет, не то что на руках носить, а так и норовит подж..ник хлыснуть...  А тут на руках... Ох, мине б так...
 - Ой! Слушай! Ты только никому... А то я тебе тут секреты разболтала...
 - Да што ты, што ты... Да ни за что на свете... Да я...  А с другой стороны — ты меня не знаешь, я тебя не знаю, и ниххто не знает... Встретились в поезде, разойдёмся, может больше и не сведёт судьба... Та не бойсь ты...

   «Цыганка» опёрла голову на руку, покачалась в такт поезда и опять мечтательно повторила:
 - Ну надо ж... На руках! О как у людей!  А ту-ута...

И они снова продолжили разговоры, иногда позванивая стаканами...А я мучительно пытался запомнить, как распределяется напряжение и ток при последовательном соединении проводов...
   Вскоре за окном замелькали знакомые дома, пакгауз, наконец-то медленно подкатились к вокзалу...
 - До свиданья...
 - Учись хорошенько, сынок... В жизни пригодитца...



- бруньки — берёзовые серёжки.

                2024 год.
 


Рецензии