Там, где прячется луна

          ТАМ,  ГДЕ  ПРЯЧЕТСЯ  ЛУНА
                Рассказ

    Виталька Крутиков сидел на верхней ступеньке крылечка своего старенького деревянного дома  и с  интересом наблюдал за плывущими облаками.
И хотя день только начинался,   июльское солнце  успело  высоко  подняться над землёй. По всему было видать –  жара сегодня  будет   безжалостно непереносимой.
       Виталька и ушёл бы с  солнцепёка в тенёчек под навесом сарая, где у него в потайном уголке хранятся всякие мальчишеские принадлежности, без которых  не может обходиться ни одна пацанская братва. Вот, например, крохотный  складной перочинный  ножичек, катушка рыболовной лески,  бесформенный кусочек янтарной канифоли… да мало ли чего разного лежит в  большой картонной коробке?!  Ушёл бы Виталька с крылечка, да уж очень любопытно ему было –  доплывут ли облачка до горизонта? Вон они какие – белые, с завитушками по краям – медленно плывут высоко над землёй. Виталька  поправил на плече слетевшую лямку зелёных шортиков и снова поднял голову, приставив ладошку  козырьком к загорелому лбу, стараясь не упустить из вида  плывущую армаду облаков.
     Вообще-то Виталька больше любит  сидеть на крылечке  вечерами, когда жара уже спадает, но ещё больше ему нравится  поудобнее устроиться на любимом крылечке, когда в округе  начинает темнеть,  а в домах загораются   яркие огни. На исходе дня ветер, не скупясь, приносит  прохладу, и Витальке ой как приятно ощущать  на своём лице его  освежающие  прикосновения! К тому же  в  позднее время никто не мешает ему смотреть на тёмное небо. « Вот  сегодня,  когда мама и братик уснут, я вдоволь насмотрюсь на звёздное небо», – решил про себя Виталька.
Только так подумал  он, как  вдруг услышал:
- Виталик, сынок, возьми  бидончик в сенях и сходи на родник за водой!
« Ну, вот, начался день, теперь разве мать даст спокойно помечтать?» – про себя  незлобиво проворчал Виталька и, нехотя поднимаясь, откликнулся:
- Иду- иду, мама!
Витальке было семь лет. Осенью в первый класс учиться пойдёт. Уже и ранец куплен, и новый костюмчик ему справила мама. Конечно, не без помощи отца. Он работает  трактористом в  Северодвинске,  и деньги каждый месяц присылает  исправно по большой сумме. Да и мать работает на почте оператором. Как говорит мамка соседкам –
 на житуху хватает…
Виталька в семье  Крутиковых – старшенький, пятилетний Славик пока ещё не помощник по хозяйству. За ним самим нужен  глаз да глаз. Неровен час, куда-нибудь да свалится – вон как в прошлое лето – упал в силосную яму и давай орать истошным голосом:
- Ма -а- ма!
Пацанёнка вытащили  из ямы, а трёпку за недогляд получил Виталька.
Алюминиевый бидончик по весу был лёгким –
 всего-то на два литра воды. Шёл Вовка по тропинке к роднику и размахивал своей не тяжёлой ношей, отбиваясь от надоедливых мошек. Рыжеватая  чёлка ниспадала на глаза, и Виталька отбрасывал её в сторону резким кивком головы. «Завтра попрошу соседа дядю Серафима постричь меня, мамка-то совсем закружилась – к осени только соберётся постричь мои вихры», – озабоченно  подумал мальчишка, ускоряя шаги.
А вот и родник.
 Вода бежит по  встроенному жёлобу холодная и прозрачная. Подставляй посудину и набирай  сколько хочешь  вкусной водички!
Виталька так и сделал – быстренько наполнил бидончик  водой, но перед этим не удержался и  попив  свежей водицы, вытер рот ладошкой. Его веснушчатое лицо расплылось в довольной улыбке: хорошо-то как!
Только отошёл Виталька от родника, глядь – Ионка  Сапрунова, соседская девчонка, с бидончиком торопливо семенит к роднику. На мальчишку неожиданно смех напал:
- Ха-ха! Не только   я на посылках у родителей! Вон Ионке тоже работёнка  от мамки нашлась!
И Виталька уступил место у родника девочке; та проворно набрала воды и, смешно тряхнув тощими косицами, сказала:
- Ну, пойдём, что ли, вместе домой?
Виталька покосился на её бидончик – он явно был побольше размером, а значит, и тяжелее. Мальчик  вспомнил, что отец в короткие приезды частенько беседовал с сынишкой на разные темы. Учил он и тому, что  помогать надо не только маме по хозяйству, но  и всем, кто нуждается в помощи. А уж про то, как надо  вежливо обходиться с  девочками, папа прочитал  ему целые лекции!
Вот и сейчас, вспомнив наставления отца, Виталька предложил:
- Я вижу, Ионка, что  тебе тяжело нести  бидон, давай я понесу твой, а ты – мой!
Девочка недоверчиво посмотрела на Витальку и как-то оробело спросила:
- А тебе не будет тяжело?
Слизнув с губы прозрачную капельку то ли воды, то  ли пота, она  добавила:
- Всё-таки я немного постарше тебя…
Витальку снова разобрал смех.
- Ой, умора!  Всего-то на шесть месяцев постарше. Вот уж насмеши -и -ла!
И он перехватил бидончик с водой из рук Ионы, а ей передал свой маленький….
Вдвоём им идти было веселее.  Детей не смущало, что Иона пойдёт осенью во второй класс, а Виталик только в первый. Зато Виталик уже два года  три раза в неделю бегает в  спортивную секцию на  занятия по дзюдо. Эту  детскую секцию организовал  Денис Столяров, уже отслуживший в армии. Виталька с большим трудом уговорил мать отпускать его на эти занятия. А как-то при встрече с ней руководитель  секции похвалил её сына:
- Евгения Даниловна! Ваш  Виталик подаёт большие надежды на успехи, если  и дальше так  будет стараться, то  придётся вам отпустить его на  зональные соревнования. Молодец парнишка!
Женщина молча улыбнулась, в душе радуясь за своего старшенького…
Вспомнив о том, что мать ждёт его с водой, он прибавил шаг; поторопил и девочку:
-  Идём  быстрее!
Откинув сползающий  на глаза чубчик и слегка прижав его свободной рукой, Виталька   с гордостью добавил:
- Я уже научился быстрому ходу, Денис  Амаранович   всему научил!..
Вскоре дети разошлись каждый по своим домам. У  мамы сегодня был выходной день и она затеяла  стряпню из сдобного теста. Виталька пристроился с ней рядышком и напросился в помощники.
Поздним вечером, когда сон сморил младшего братишку, да и мать, натрудившись за день, прилегла на постель, Виталька потихоньку выскользнул из-под пледа и на цыпочках, крадучись, вышел на крылечко. Одёрнув пижамку, сел на ступеньку и уставился на тёмное небо. Оно, это небо, с редкими звёздами, показалось Виталику огромным шатром, в котором притаилась какая-то неведомая никому жизнь.  А вон там, на южной стороне небосклона прямо на Витальку с любопытством смотрела полнолицая луна. Виталька, стараясь не мигать, наблюдал за ней довольно долго. И вдруг он увидел, что на луну наползла какая-то белёсая пелена, и луна  куда-то скрылась. Мальчику стало интересно – куда спряталась желтоглазая луна? Совсем неожиданно сорвавшись с неба, вниз полетела маленькая звёздочка. Виталька вздрогнул. Он вспомнил о том, что мама говорила о падучей звезде: будто это   душа умершего полетела  искать себе место. От этой невесёлой мысли Витальке захотелось спать. Он потёр кулачками глаза и сладко зевнул. Под ступенькой крылечка кто-то зашуршал. Но Виталька был не из пугливых. «Мышка, наверное, шустрит», – подумал он и снова поднял глаза вверх.  Пелена начала куда-то уплывать; из-за её краешка  завиднелась  луна. Она как бы приветливо подмигнула мальчику:
 - Следишь за мной?
 Виталька обидчиво прошептал:
- Да ну тебя! Куда-то прячешься…
Беловатая дымка вновь заволокла край небосвода, и луна опять куда-то исчезла, не успев ответить на Виталькин вопрос. «Ладно, всё равно узнаю, где ты прячешься», – сонно подумал Виталька и , легко поднявшись, незаметно прошмыгнул  в свою спаленку.
    Утро, как  обычно, началось с домашних хлопот – куда от них денешься? Наспех проглотив приготовленный мамой завтрак, Виталька выскочил во двор. Солнце уже позолотило верхушки деревьев. Виталька  сунул  руку в кадушку с водой, стоящую  у изгороди палисада, и тут же выдернул – ещё не нагрело солнышко водичку. «Ничего, к обеду согреется», – спокойно рассудил Виталька и, пользуясь моментом, что Славка ещё сладко посапывает в  постели, направился к  курятнику, из которого доносилось оглушительное кудахтанье кур. Едва он открыл дверь сарайчика, как  мимо него  коротко кукарекнув, стремглав устремился к выходу взъерошенный пестрокрылый петух. Виталька деловито оглядел  куриное хозяйство и принялся устранять непорядок, учинённый домашней
живностью. Куры, обидчиво квохча, разбежались по подворью.  И лишь наседка, сидящая  в дальнем углу, казалось, не обращала внимание на общую суету в курятнике. Почистив у насеста и рассыпав у кормушек корм, Виталька покинул куриное царство и посмотрел на небо. Оно было чистым, без единого облачка…
   День прошёл в привычном ритме – ничего примечательного! Зато вечер оказался непредсказуемо радостным –  приехал папка в свой очередной отпуск.
Алексей Осипович, по -хозяйски широко распахнув дверь в сенцы, спросил зычным голосом:
- Меня тут ждали?
Младшенький, едва заслышав родной голос, кинулся к порогу с радостным криком:
- Папка приехал!
Славка тут же был подхвачен сильными руками и  поднят над головой отца. Подкидывая малыша, отец успевал целовать сынишку, щекоча его отросшими усами.
Виталька тоже кинулся  к отцу. И его Алексей Осипович приподнял над головой, при этом  сильно удивился:
- О, как ты сильно подрос, сынок!
Евгения Даниловна, не скрывая радости и гордости за своё семейство, стояла рядышком и ждала  очереди для  приветствия мужа. А он, несмотря на свежесть клетчатой рубашки и костюма  цвета тёмного шоколада, но всё же имевший привычный, до боли знакомый запах солярки, уже обнимал её, такую близкую и желанную.
   После  затянувшегося позднего ужина Виталька, как и обещал луне, вышел на крылечко. Он хотел похвалиться  ей о приезде отца, но неожиданно увидел, что у  той будто  откусан бок с одной стороны. Виталька был любознательным и умным мальчиком; он кое-что  знал из маминых рассказов об окружающем мире, в том числе и о  небесном пространстве. Потому и не очень удивился, увидев  луну в таком неприглядном виде, он просто догадался, что луна, по рассказам мамы, стала убывающей. Виталька подмигнул  ночному светилу и тихонько спросил:
- Сегодня ты не спрячешься?
Луна кособоко стояла на одном месте в полном  окрестном безмолвии.
Вскоре на крыльцо вышел Алексей Осипович и тоже опустился на ступеньку рядом с сынишкой. Он обнял Витальку за худенькие плечики и прижал к себе. Мальчик  приник к отцу и прошептал:
- Папка, а ты надолго приехал?
Алексей Осипович взъерошил на голове сынишки аккуратно постриженный  Серафимом  чубчик и успокоил:
- Пока на неделю, сынок, а там будет видно – время покажет, –  а ты  за звёздами наблюдаешь?
Виталька облегчённо вздохнул и, видя, что отец не торопится уйти в дом, решил – самое время задать ему вопрос, давно мучивший его.
- Папа, а что находится там, где прячется луна?
И Виталька указал пальчиком на застывшую в небе луну, на которую слегка наплывала знакомая уже мальчику белёсая пелена.
Алексей Осипович тоже посмотрел на тёмное небо, утыканное нечастыми звёздочками, и на какое-то время задумался. Он тоже не знал того, что находится высоко в поднебесье и куда прячется луна. Алексею Осиповичу в его отроческие годы было не до уроков астрономии – рано пришлось оставить учёбу в школе по той причине, что  надо было помогать матери зарабатывать деньги на содержание младших сестрёнок и братишек…
Отец легонько похлопал  сынишку по плечу, прижал его голову к себе и ласково произнёс:
- А пойдём-ка, сынок,  мы с тобой спать. А с луной разберёмся потом.
Виталька охотно согласился на предложение отца –
потом разберёмся – значит, потом!..
Беловатая  дымка  снова закрыла ущербную луну. Звёздная ночь убаюкала  всех, в том числе и любознательного Витальку Крутикова, которому снилась смеющаяся загадочная луна.


Рецензии