Литература сегодня

Как это часто случается на Прозе, нежданно-негаданно вышел на актуальную статью автора Эвелины Азаевой под названием: "Акунин виноват, но издательства больше".  С какими-то положениями, изложенными в статье я согласен, с какими-то нет. Желающие могут ознакомится, ссылку я дам в отзыве, в тексте произведения она неактивна.

Современная литература - это шоу-бизнес, на мой взгляд. Со всей неприглядной изнанкой дикого капитализма.  Для наглядности этого тезиса позволю себе провести параллель с поп-музыкой.  Если в литературе критерии талант/бездарь довольно размыты и расплывчаты, то в поп-музыке певцу хоть в ноты попадать надо, и откровенную халтуру скрыть трудно.  И тем не менее, тем не менее… Приведу пример крёстного отца российской попсы, ныне покойного, Юрия Айзеншписа, его ещё называли папой Карло, способным сделать певца из любого полена, и видимо, неспроста.  На пари с Бари Алибасовым (за что купил, за то и продаю) он из никому неизвестного паренька без особых вокальных данных сделал суперзвезду девяностых годов. Помнит ли кто сейчас Влада Сташевского? Хоть одну его песню? Хоть один куплет?..  Я нет. Помню только, что такой был. 
А вот ещё одно высказывание, характеризующее нравы музыкальной поп-тусовки: "Дайте мне миллион долларов, а лучше два, и приведите с поля козу с бубенчиком. Я отмою её, причешу, научу петь - и через полгода она будет звезда", - иронизирует московский клубный шансонье Владимир Гунбин. 
И современная литературная тусовка ничем от музыкальной не отличается, разве что меньшим масштабом вложения денег для раскрутки.  Поэтому, все эти рубины и акунины, к примеру, это проекты, банально издательские проекты с бубенчиком, и печатать их будут, какой бы текст они не написали, ибо деньги вложены и теперь их надо отбить!
Спрашивается, откуда возьмутся талантливые литературные произведения, если издательства заточены на коммерческий успех? Да и не только издательства. Всяких окололитературных конторок хватает, которые за ваши кровные обещают всяческие плюшки, которые, зачастую, оказываются плюхами. В такой ситуации, когда рулит искусственно созданный спрос на поп-чтиво с безголосыми авторами, трудно ожидать появления достойных произведений. Автор статьи пишет: "Зато. Зато вот увидите, какое море прекрасной литературы выльется на вас, когда вот эти все, пришлые, не родные нашей стране, уйдут. Которые вышли от нас, но не были с нами. Русская литература, настоящая, сейчас хранится как у Хозяйки медной горы - под спудом, в пещерах (в столах редакций, в столах самих авторов). Но это все непременно найдет своего читателя. Будем ждать".

Будем ждать? С моря погоды?.. Если судить по сайту "Проза.ру", то, да! Достойные авторы есть, и произведения есть, но их немного! И это правильно. Шедевры не блины, которые пекутся в неограниченном количестве. Тем бережней и ответственней к ним надо относится. И тут возникает следующий вопрос: Вот вывела на орбиту всероссийской известности хоть одно произведение великая «Проза.ру», на страницах которой опубликовано одиннадцать с хвостиком миллионов произведений? Великое множество конкурсов на любой вкус… Я, увы, такого случая не знаю. Но если быть объективным, помощь есть. Номинантам ежегодной премии "Писатель года" занявших призовые места какие-то плюшки там полагаются, за счет учредителя Прозы, а дальше трава не расти.

Действительно, остаётся только ждать. Или, когда найдутся меценаты типа дореволюционных Морозовых, или, когда государство создаст издательство, заточенное на действительно литературу, Литературу с большой буквы, оставляющую впечатление от прочитанного на всю жизнь, а не на чтиво, позволяющее скоротать время в поездке.

А то, что такое необходимо, когда идёт битва за души людей в эпоху глобальной турбулентности, мягко выражаясь, доказывать, полагаю, никому не надо.


Рецензии
И два века назад писали о том же, почти теми же словами:
"...Пушкин понял свое значение в русской литературе, понял вес, который имя его придавало изданиям, удостаиваемым его произведений; он посмотрел вокруг себя и был поражен печальною картиною нашей литературной расправы, — ее площадной бранью, ее коммерческим направлением..."
(с) Одоевский В. Ф., князь, русский писатель и мыслитель

Иван Жемакин   31.05.2025 09:05     Заявить о нарушении
Это что ж получается: А воз и ныне там? А я, стало быть, ломлюсь в открытые двери! Ну, не ломлюсь я, не ломлюсь, а захожу на цыпочках. А во-вторых, любая полемика, и в литературном процессе тоже, идёт только на пользу дела. Как во времена Пушкина и Одоевского, так и в наше время.

А вот за будущее литературы я не уверен. Как только ИИ создаст роман вызвавший оживлённое обсуждение, тут и сказочки конец. Конечно, никакой ИИ армию графоманов не победит, так что Проза.ру в статусе заповедника долго будет благоденствовать, а вот типа успешные из современного канона уже сегодня получают обвинения в авторстве ИИ. Пелевин, в частности, за роман "Круть". Так один из критиков с кандидатской по филологии и пишет: "В новой книге нейросимуляции писателя Пелевина..." А есть те, кто не скрывает участие ИИ в тексте, и это правильно. Например: Роман «1 the Road», написанный Россом Гудвином в сотрудничестве с нейросетью. И ведь действительно, только первая путь-дорожка. Страшно подумать, что будет в последующих. И куда они заведут? На ум и идёт бессмертное: Иван Сусанин не видно ни зги...)
Что-то я разговорился)
Спасибо, Иван, за повод!

Рябцев Валерий   31.05.2025 11:18   Заявить о нарушении
*сказочке

Рябцев Валерий   31.05.2025 11:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 73 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.