Его первый рейс Глава шестая

Его первый рейс

Жизнь судового механика

Глава шестая

Конечно, я часто писал Инночке о нашей жизни, где мы находимся и как живём с Алёшей в его первом рейсе. Это делалось только телеграммами. С судна идут радиограммы, которые приходят на городскую почту, а почтальоны домой уже приносят телеграммы, где вкратце написано: мы — там-то и там-то, мы живы и здоровы и тогда-то будем в Провидения.

Придя в Провидения, я первым же рейдовым катером, прихватив с собой Алёшу, поехал на берег.
Первым делом мы зашли на почту, где я дал телеграмму Инночке, что мы с Алёшей живы и здоровы.
Денег оказалось немного, а только то, что я взял из дома.
Я обычно в рейс с собой денег брал по минимуму. Я считал, что дома они моей жёнушке нужнее, ведь на ней лежит вся семья и дом. Но на короткий телефонный разговор денег сейчас хватало.
Заказал разговор на пять минут. Телефон находился только у соседки по площадке, а пока она ходила, чтобы позвать Инночку, время шло и на разговор по душам его почти и не осталось.
Когда Инночка услышала наши с Алёшей голоса, то безумно обрадовалась, но время заказанного разговора подходило к концу, поэтому я попросил телефонистку добавить ещё пять минут и вкратце рассказал Инночке о наших делах.
По тону её голоса чувствовалось, что она довольна, что у нас всё хорошо и что мы уже добрались до Провидения. Она пожелала нам спокойного моря и скорейшего возвращения домой. В телефонную трубку слышалось, как девчонки кричали, что они по нам соскучились. На этом разговор и закончился.
После почты я, Алёша, старпом с третьим помощником, два тракториста и два моториста барж пошли получать технику.
Капитан с нами не поехал. Он остался на судне, уверенный в нашей «компетенции».
А она поместилась в нескольких мешках, прихваченных нами с собой, в которых находились свежие овощи и молодая картошка, которой сейчас на Чукотке и не сыщешь. Её сюда завезут только ближе к осени.
Наша задача состояла в том, чтобы осмотреть тракторы, предлагаемые нам в местном МТС и с помощью этой «компетенции» получить лучшие, что имелись на этой станции.
Получаемую технику всю приходилось проверять, потому что иной раз ребята, занимающиеся её ремонтом, мягко говоря, не очень качественно относились к своим обязанностям. Они работали по принципу — мелкий ремонтик сделан, а дальше — вы сами разберётесь на борту, что и как надо делать.
На этой базе я знал многих мужиков в лицо, потому что до этого перед этим ходил в полярку на нескольких лесовозах и получал у них технику.
Тогда я ходил вторым механиком. А вот стармехом пришёл к ним в первый раз.
Узнав меня, мужики выделили нам два неплохих трактора, которые мы тут же опробовали.
Трактористы проехались по базе и остались ими довольны.
Полдела сделано. Теперь надо идти проверять баржи.
Алёша тракторов ещё не знал, а баржами заинтересовался не на шутку.
Тем более, что принимали их мотористы, с которыми он уже бок о бок трудился три недели.
Алёша сел на одну из барж и мотористы с третьим помощником во главе поехали обкатывать баржи по бухте.
Одна баржа вскоре заглохла, потому что в ней закончилось дизельное топливо.
Пришлось на второй барже ехать на судно, набирать топливо, возвращаться и заправлять её.
Когда баржи подъехали к МТС, тракторы на них заехали своим ходом и баржи вернулись к борту судна.
Там уже вооружили тяжеловесную стрелу.
Боцман поднял на борт сначала тракторы, чтобы установить их на палубе, а потом уже и сами баржи.
Когда экипаж закрепил полученную технику на палубе, то судно снялось из Провидения на Лорино.

К Лорино подошли рано утром.
Море смотрелось, что отполированное зеркало. Штиль.
Боцман вновь настроил тяжеловесную стрелу и спустил баржи на воду.

И тут на нашу голову свалилась невезуха.
Во время подъёма одного из тракторов, соскочил трос и трактористу им придавило палец. Как потом оказалось, травма оказалась серьезной. Кость на пальце треснула и палец моментально раздулся.
Что делать? Надо же начинать работать. А как? Тем более, что палец тракторист травмировал на правой руке.
С трактористом на берег в поликлинику поехал доктор и третий помощник. А там им заявили:
— А что мы ему сделаем? У нас рентгена нет. Мы только гипс можем ему наложить. Больше ничего у нас нет.
Гипс трактористу наложили, оставили в Лорино и он через несколько дней уехал в Провидения и оттуда уже улетел во Владивосток.
То есть одного тракториста у нас уже не хватало, а тракторов два, и они постоянно оба должны работать при выгрузке на берегу.
Требовалось найти выход из создавшейся ситуации и я обратился к машинной команде:
— Кто может работать на тракторе?
Вызвалось сразу два желающих.
Один — Худайбердыев, а другой — Прошев.

С Прошевым это отдельная история, потому что, когда только начали выгребать грязь из льял, Прошев провалился в эти льяла. Да ударился башкой так, что чуть ли не потерял сознание. Ему забинтовали голову и день дали отдохнуть.
На следующий день с четвертым механиком они ремонтировали клапан осушительной магистрали. Так он залез в льяла и опять ударился башкой и ему второй раз забинтовали голову.
Доктор мне посоветовала:
— Вы там поосторожнее с ним. У него может быть сотрясение мозга, — и на три дня освободил Прошева от всех работ, а тот дефилировал по судну в виде раненного Щорса, хвастаясь всем своими повязками.
Когда Прошев в очередной раз пришёл в машинное отделение, то четвертый механик попросил его закрутить клапан. Мало оказалось четвёртому, когда его самого Прошев чуть не обварил паром, так он опять обратился за помощью к этому аварийщику. Ну, а аварийщик клапан так крутанул, что маховик остался у него в руках. Пришлось после этого токарю опять вытачивать новый шток на этот клапан.
От Прошева в машине возникали только одни заморочки и головная боль.
Поэтому я сразу сказал второму механику:
— Этого аварийщика ни к каким работам не привлекать. Ничего ему серьезного не доверять. Ведро, тряпка. У нас грязи много. Пусть ходит и всё моет.
Но он и там отличился. Он залил водой щиток годрофорного насоса и на судне десять часов не было воды в туалетах, пока электрики не отремонтировали этот щиток.

И тут, при моём вопросе, кто может работать трактористом, Прошев кинулся с радостными воплями ко мне:
— Я могу быть трактористом!
При виде его «одухотворённого» очередной идеей лица и невероятного желания помочь, меня, как кьянкой по башке огрели. Как так! Это человек-горе может ещё с тать и трактористом? Чуть ли не отпрыгнув от Прошева, я замахал на него руками и чуть ли не закричал:
- Не надо, не надо нам такого!.. Мы как-нибудь сами…
Зато Худайбердыев оказался более спокойным.
Когда я у него спросил:
— Где ты ездил на тракторе?
Тот уверенно ответил:
— У нас в деревне я прошёл курсы трактористов и там ездил на поля.
Тут я на радостях сделал одну ошибку, забыв спросить, а на каком именно тракторе он ездил.
От сердца отлегло, хоть не самому придётся ездить на тракторе.
Подумалось:
«Слава Богу, хоть какой-то ещё есть у нас тракторист, который сможет работать на тракторе».
Поднялся на мостик и доложил Борису Ивановичу:
— Пусть Худайбердыев едет на тракторе. Посмотрим, какой он тракторист. А если что, то и подучим.
Капитан согласился со мной. Тракторы выгрузили, поставили на баржи и они поехали к берегу.
Мы с капитаном остались на мостике. Взяли бинокли и смотрим, как баржи подойдут к берегу и вывалят аппарели.
Весь народ уехал на берег для обеспечения первоначальной выгрузки.
На судне остался только вахтенный механик, женщины, я с капитаном да боцман.
Смотрим в бинокли. Первая баржа ткнулась в берег. Берег в этом месте оказался песчаный и пологий. С неё съехал первый трактор, развернулся и отъехал на безопасное расстояние. В нём сидел Витя Грязнов.
А на втором тракторе — Худайбердыев. Трактор как-то дернулся, потом плавно пошёл на берег. Всё отлично. Затем трактор по неизвестной причине развернулся, встал почему-то носом к морю и неожиданно на полном ходу въехал в воду.
Мы с Борисом Ивановичем офонарели. Что такое? Почему? Что случилось? Потом, когда трактор уже полностью скрылся под водой, он остановился. У него только одна крыша торчала из-под воды. На крышу выскакивает Худайбердыев и отплясывает на ней какой-то непонятный танец — тумба-юмба, или что-то в этом роде. Орёт, руками машет. Что делать?
Капитан немедленно приказал одной из барж подойти к борту.
Капитан так и остался на борту, а я поехал на берег разбираться.
Оказывается, этот Худайбердыев перепутал рычаги.
Как позже выяснилось, он-то ездил у себя в колхозе на тракторе «Беларусь», а тут был трактор «Т-130».

Когда я вышел на берег, то Худайбердыев уже вылез на берег и кутался в телогрейку у разведенного костра.
Хоть солнце и светит и на небе ни единого облачка, но это же Чукотка. Температура воздуха двенадцать — пятнадцать градусов. Ветерка нет и волна слабая идёт, но всё равно прохладненько.
Мы все одеты тепло, хоть и без шапок. Что делать? Надо же как-то трактор вытаскивать из-под воды.
Командую Худайбердыеву:
— Так. Ты его утопил. Вот теперь иди и вытаскивай его. Баржа тебя подвезёт к трактору. Залезешь на крышу. Потом с крыши ныряй и за фаркоп цепляй трос, а тогда уже второй трактор вытащит его из воды.
Тому деваться некуда.
Отвезли бедного Худайбердыева на трактор и высадили его на, торчащую из-под воды, крышу.
На барже он разделся, топчась на ней голяком. Видно было, что ему очень не хочется нырять в эту прохладную водичку температурой в десять градусов.
С баржи ему передали трос, прицепленный к трактору, оставшегося на берегу.
Худайбердиев вцепился в него и, с отчаянным воплем, ринулся в море.
Через некоторое время он вынырнул и вновь взобрался на крышу трактора.
Тут к нему подошла баржа и привезла на берег.
А тракторист Витя Грязнов потихоньку набил трос и начал вытаскивать трактор из воды.
Трактор сдвинулся с места и неохотно поехал на берег.
Когда полностью вытащили его, то потребовалось выяснить, что же с ним случилось. Почему он заглох. Если получился гидроудар в цилиндрах, то всё — трактор выведен из строя.
Спустили воду из мотора и провернули его.
Вроде ничего. Вручную мотор проворачивался легко.
Витя поменяли фильтры, топливо, масло, проверил фрикционы. Главным ассистентом во всех его делах — оказался Алёша.
От его настырного любопытства Виктор избавиться не мог, а, может быт, и не хотел. Алёша во всем старался ему помогать. Он хотел, чтобы ему всё объяснили и показали. Он участвовал во всех работах, которые проводил с трактором Виктор. Он всем интересовался и везде предлагал свою помощь, от которой Виктор не отказывался.
Что произошло с фильтрами и маслом? Как их надо поменять? Как трактор запускается? Как двигатель провернуть вручную? Где фрикционы, тормоз левый и правый? Как газ даётся? Обо всем этом он допытывался у Виктора. Тот, по мере своих возможностей, всё объяснял ему и нагружал соответствующей работой.
В работах участвовали Лёвик с Жориком, вот так общими усилиями трактор подготовили к работе уже к вечеру.

Полярный день. Ночи не бывает.
Солнце чуть-чуть зашло, но не за горизонт, а только за сопки. Они оставались от нас справа. Ветра не ощущалось. На берег только накатывала небольшая волна, да баржи сновали от судна на берег с грузом.
С Лёвиком и Жориком мотор трактора запустили и мы остались довольны от произведенной работы. Ведь трактор оказался полностью восстановленным.
Но кто будет работать на тракторе? Не Худайбердиев же!
Один из мотористов, Сергей, предложил:
— Владимирович, а давайте я попробую.
Я всегда был уверен в нём, как в мотористе, потому что, что ему ни поручишь в машинном отделении, всё у него получалось.
Серёга попросил Грязнова, чтобы тот показал ему, как управлять трактором и они проехались вдвоем вдоль берега.
Первоначально у Серёги получалась езда неважно, а потом всё лучше и лучше. Поездили по берегу, а потом они вместе выгрузили одну баржу.
Когда я убедился, что Серёга успешно справляется с трактором, то засобирался на судно.
Смотрю, а Алёша вообще не собирается никуда уезжать с берега.
Я скомандовал ему:
— Хватит тебе тут сидеть! Поехали на пароход.
Но мой приказ сын воспринял в штыки и засопротивлялся:
— Нет-нет, пап. Я тут ночевать буду. Тушёнка да хлеб с чаем есть. Вот тут мужики палатку поставили, - показывал он мне береговые «прелести».
Это мне уже перестало нравиться и я чуть ли не вспылил:
— Ни фига подобного! Поехали со мной! У тебя ещё будет время, и ночевать тут, и работать.
Алёша неохотно подчинился.
Вернулись на судно. Я заставил Алёшу залезть в душ, прогреться, а потом отправил ужинать.
Женщины его покормили. Мать они ему там заменили. Они с него, бедного, все пылиночки сдували.
Потом я уже поднялся на мостик к Борису Ивановичу:
— Борис Иванович, надо Серёгу оставлять трактористом, — предложил я капитану. — Худайбердыева я не знаю куда девать. Если только стропальщиком оставлять. К трактору его близко нельзя подпускать!
— Мало нам Прошева, а тут еще и Худайбердыев этот! — горестно посетовал Борис Иванович, но со мной согласился и скомандовал баржам возвращаться на борт. Тракторы с трактористами остались на берегу.
Баржи вернулись к борту. Решили дать людям отдохнуть, а с утра продолжить выгрузку.

Конец шестой главы

Повесть «Его первый рейс» опубликована в книге «Ромас»: https://ridero.ru/books/romas/


Рецензии