Анри Луи Огюст Рикар де Монферран

Великий зодчий Огюст Монферран, известный также как Анри; Луи; Огю;ст Рика;р де Монферра;н по своему полному имени, провел 40 лет в России, где он жил и работал. Его наиболее известными и признанными работами стали Исаакиевский собор и Александровская колонна на Дворцовой площади, а также он осуществил подъем и установку Царь-колокола на пьедестал. В то время, когда архитектор был жив, и после его смерти, его биография стала особенно популярной, а истории, связанные с ним, распространялись.

Настоящая фамилия архитектора была Рикар. Он родился в 1786 году в Шайо, Франция. По словам самого Монферрана, приставку де Монферран он впервые использовал его матушка Мария Фистиони, чтобы сделать его фамилию более похожей на дворянскую.

Его отец скончался рано, и Монферран был воспитан сводным отцом, художником и гравером Антуаном де Коммарьё. По словам биографов Монферрана, именно отчим научил его рисованию.

В 1806 году Монферран поступил в парижскую Королевскую школу архитектуры, но вскоре был призван на военную службу в 9-й конногвардейский полк наполеоновской гвардии. В бою в 1806 году он получил два ранения – в бедро и голову, а в 1807 году оставил армию в звании сержанта и вернулся в Париж, чтобы продолжить обучение. В то же время Монферран работал в генеральной инспекции архитектуры Парижа под руководством Жака Молино. После окончания школы архитектор вновь отправился на военную службу в 1813 году. Благодаря его выдающейся роли в бою при Арно он был награжден орденом Почетного легиона и получил звание старшего квартирмейстера. Вскоре после Лейпцигской битвы он вышел в отставку. Возвратившись в Париж, Монферран возобновил работу с Молино и взял участие в строительстве церкви Марии Магдалины.

После войны строительство во Франции сократилось, и Монферран не мог рассчитывать на интересные заказы. Однако всё изменилось, когда он встретил российского императора Александра I в 1814 году в Париже. Их встреча стала роковой для обоих – Монферран создал впоследствии главный памятник побед российского императора. Императора заинтересовал альбом Монферрана с его рисунками, который был преподнесен ему (распространение таких "портфолио" было обычным делом тогда). В этом альбоме был и эскиз "Колонны в честь всеобщего мира", который послужил основой для Александровской колонны. Скоро Монферрана пригласили в Россию.
Говорят, что ещё до отъезда из Франции Монферран ясно увидел свой проект грандиозного собора, который несомненно построит в России, даже во сне.

Интересно, что в первоначальном предложении Монферрана ставить на Дворцовой площади обелиск, напоминающий древнеегипетский обелиск. Его высота должна была быть почти 34 метра. Один из фасадов обелиска автор планировал украсить барельефами, изображающими сцены Отечественной войны. Предполагалось также уникальное оформление пьедестала, на котором должен был быть размещен барельеф с Александром в образе римского воина или Георгия-Победоносца.

Однако в окончательном варианте была допущена намеренная ошибка: ангел, держащий крест, взял его в левую руку, что не соответствовало иконографии. В то же время крест точно оказался выровненным по оси колонны.

Более подробно об Александровской колонне вы можете прочитать здесь, а мы пойдем дальше и познакомимся с другими творениями Монферрана.

После пожара в 1737 году Царь-колокол был лежал на московской земле почти век и считался неподъемным. Это продолжалось до тех пор, пока вертикально не поставили глыбу гранита в сердце самого Петербурга, весом в 600 тонн. По сравнению с ней 202-тонный колокол показался легким.

Монферран начал подъем Царь-колокола согласно своему проекту, разработанному Иваном Мироновским, в 1836 году. Первая попытка закончилась неудачей: блоки сломались, канаты порвались. Наконец, 23 июня 1986 года колокол был поднят на полозья, это заняло 42 минуты 33 секунды. Затем еще три дня колокол продвигали к постаменту у колокольни Ивана Великого. И по сей день этот чудо-колокол находится там.

Монферран жил в своем доме на набережной Мойки, в котором была прекрасная коллекция античного искусства, собранная им в последние годы жизни. Завистники распространяли слухи по городу, обвиняя зодчего в финансовых махинациях при строительстве Исаакиевского собора и утверждая, что архитектор приобрел дом на эти деньги. Это слухи, которые, как говорят, дошли до императора, который приказал провести тщательное расследование. Но ничего незаконного не было обнаружено.
Царь Николай I был очень гостеприимным хозяином, который любил приглашать гостей. Однако он всегда ограничивался приглашением только девяти человек, потому что, как говорили в Петербурге, "только такое количество соответствует приятной беседе", воспроизводящий известную фразу о греческих музах.

Отношение царя Николая I к Монферрану можно судить и по одному случаю, который, якобы, произошел между ними. Николай I был поклонником итальянской школы живописи и настаивал на том, чтобы итальянские мастера были приглашены для росписи внутренних стен собора. Однако Монферран предпочитал русских мастеров. Из этого разговора незаметно возник спор. Николай I утверждал, что наши русские художники смогут расписать русский храм лучше итальянцев. В ответ на это Монферран сказал: "Да как же вы, Ваше Величество, не понимаете, что НАШИ РУССКИЕ художники распишут русский храм лучше итальянцев!" Царь разразился смехом, похлопал Монферрана по плечу и весело сказал: "Ну что же! Пусть собор расписывают ВАШИ РУССКИЕ художники." Однако завистники не унимались и начали распространять слухи о том, что колонна Александра - второе крупнейшее произведение Монферрана в Петербурге - изначально должна была быть сделана из мрамора, но мрамор, как предполагается, был использован для украшения дома самого архитектора, и поэтому колонну пришлось сделать из гранита.

Монферран был архитектором четвертого Исаакиевского собора. Проект строительства этого грандиозного сооружения утверждался очень долго из-за его сложности и важности, а также из-за критики, которую высказывали некоторые другие архитекторы. Некоторые упрекали его за огромный купол будущего собора.

Всего в строительстве собора участвовало 400 000 человек, включая крепостных и казенных крестьян. От 60 до 120 из них погибли в процессе золочения купола и деталей интерьера, так как метод огневого золочения отравлял воздух ядовитыми парами ртути.

Строительство Исаакиевского собора длилось 40 лет. Среди современников ходили слухи, что Монферран задерживал завершение работы по пророчеству, которое утверждало, что он умрет скоро после того, как собор будет завершен. И действительно, всего месяц спустя после освещения собора его создатель погиб.

Смерть Монферрана часто становилась предметом сплетен, также часто, как и его творения.

По одной легенде, в торжественный день освящения величественного храма новый император Александр II, в присутствии двора и многочисленных вельмож, якобы сделал замечание архитектору за его усы, которые были привилегией только для военных. Уязвленный неприязненным отношением императора, Монферран плохо почувствовал себя, ушел домой и спустя месяц скончался. Предположительно, от этого же

В соответствии с другой, так же увлекательной легендой, смерть зодчего произошла по другой причине. На скульптурном декоре Исаакиевского собора есть группа христианских святых, которые в робком жесте приветствуют Исаакия Далматского, основателя собора. Среди них есть скульптурное изображение Монферрана, держащего модель собора в руках - своеобразную подпись зодчего, что является широко известным приемом в архитектурной практике. Во время освящения собора один из близких друзей заметил, что все святые склонили головы перед Исаакием Далматским, а только архитектор, преисполненный гордыни, не сделал этого. Император не ответил ничего, но, проходя мимо зодчего, не протянул руки и не произнес ни слова благодарности. Монферран был глубоко огорчен, и до конца церемонии он ушел домой, заболел... и через месяц скончался.

В завещании он просил похоронить себя под сводами своего главного произведения - Исаакиевского собора. По легенде, ему, католику по вероисповеданию, было отказано в погребении в православном храме. В Исаакиевском соборе была только панихида. Затем его тело было окружено собором. Отпевание произошло в католическом храме Святой Екатерины на Невском проспекте. Некоторое время спустя вдова Монферрана увезла его тело во Францию. Впоследствии могила зодчего была утеряна. И место его погребения до сих пор остается неизвестным.

Однако в Петербурге остался призрак великого архитектора. По народным сказаниям, он никогда не является внутри православного Исаакиевского собора, а только снаружи. "Темными ночами на ступенях огромного храма появляется тень человека в темном пальто." Монферран медленно проходит, то появляясь, то ненадолго скрываясь за гранитными колоннами. Его не смущают редкие ночные прохожие, и только если уставиться на него, он исчезает. Однако, по преданию, он тут же появляется в другом месте, недалеко от Исаакиевского собора, у Александровской колонны, которая была установлена на Дворцовой площади по проекту Монферрана.

После себя архитектор оставил недостроенный монумент Николаю I, который был завершен Дмитрием Ефимовым.


Рецензии