Судьбы незримой глас...

                Людей неинтересных в мире нет.
                Их судьбы — как истории планет.
                У каждой все особое, свое,
                И нет планет, похожих на нее.

                Евгений Евтушенко

- В жизни у каждого сказка своя … - невольно произнесла я, когда она закончила свой рассказ-исповедь.
Моя собеседница относилась к поколению людей, рожденных накануне революции, переживших войну, и казалось, мало хорошего в жизни повидавших. Вся жизнь большинства из них была нацелена на выживание. Но непостижимым образом они сохраняли в себе оптимизм, веру в свою мечту, и, невзирая на трудности, добивались цели. Откуда в них эта сила духа?
 
Люди такой закалки не любили, да и не умели говорить о себе. Но моя собеседница, Эва, накануне сложной операции, лежа в кровати, мерно, монотонно рассказывала то ли себе, то ли мне судьбу свою.
 
Она вспоминала преодоление трудностей со светлым лицом, как будто именно в этом видела своё счастье.
- Я счастливый человек, - как будто прочитав мои мысли, добавила она.- Я могла не родиться – родилась, могла бы умереть в раннем возрасте, но выжила, могла не найти свою любовь – нашла, создала семью. Благодарение Всевышнему, муж вернулся с фронта, и я родила ему прекрасных детей. Слава Богу, всех их поставили на ноги, они создали свои семьи. Теперь мне не страшно умирать.

***
Ей было 60 лет, когда у неё обнаружили рак шейки матки. Лечение прошло успешно и казалось, что болезнь отступила навсегда, но буквально месяц назад обнаружили метастазы в кишечнике. Операция могла продлить жизнь, но гарантии на успех не было. Тем не менее, моя собеседница согласилась на неё, поскольку осталась одна неосуществленная мечта – младшая дочь была беременна и ей хотелось дожить до рождения еще одного внука.

Она согласилась на операцию и верила в удачу.
- Восемь лет назад я преодолела болезнь, и сейчас справлюсь, - сказала она скорее себе, чем мне.
В её рассказе многое мне казалось печальным, порой трагичным, но она акцентировала внимание в основном на том, о чем мечтала и как шла к цели. Многое сбылось, как в сказке.
***
Эва родилась в Бердадзоре в неспокойное время, Отца убили бандиты накануне революции, мать - неграмотная кроткая женщина, оказавшись одна, с двумя маленькими детьми, долго не могла оправиться от постигшего её горя. Родственники окружили их семью заботой и вниманием, так что дети не чувствовали себя безотцовщиной. Но боль от потери отца, отсутствия его рядом Эва пронесла через всю жизнь. Со временем в какой-то степени отца заменил её старший брат. Но, поженившись, он отдалился от неё, а вскоре неожиданно умер, оставив сиротами малолетних дочь и сына. Брат умер примерно в том же возрасте, что и отец, и это наводило на тревожные мысли: «Неужели, это судьба?»

Она мечтала о большой семье. Поэтому, думая о своем будущем, хотела, чтобы у мужа обязательно были и мать, и отец, и братья и сестры, чтобы его семья была дружной, красивой, работящей, уважаемой. В селе было немало больших и дружных семей, и со всеми у неё были хорошие отношения, но одна семья особенно была ей по душе. Сыновья в этой семье были все как на подбор –работящие, обходительные и к тому же образованные и, как она считала, просто красавцы.
Отец их был одним из старейшин, к слову которого прислушивались сельчане, мать славилась трудолюбием и умением вести хозяйство. Вот о такой семье Эва и мечтала. Ей нравился один из четырёх братьев. Он был лет на пять старше неё и ещё учился в институте. К этому моменту она успела окончить техникум и преподавала в своей же сельской школе. Огорчало её то, что хоть они  знали друг друга как односельчане, при редких встречах обменивались лишь ничего не значащими приветствиями.
 
Эва невольно искала встречи с родителями своего избранника и через них интересовалась о сыновьях, и как будто ненароком, о своем избраннике. Собственно, она была внимательна ко многим. Работая в школе, она часто общалась с родственниками детей. И по натуре она была общительна, внимательна и уважительна, особенно, к старшим.

Один из её ухажеров, которого она отвергла, заподозрил, из-за кого его оттолкнули. Он решил отомстить Эве и написал клеветническое письмо её избраннику. Молодой человек, студент старших курсов, ни о чём не подозревая, получает странное письмо, из которого узнает, что есть девушка, которая «страдает» по нему, и что она недостойна его.  В этой девушке он узнает весьма уважаемую в селе молодую учительницу Эвелину. Но… клеветник представил её в таком неприглядном свете..,  Другой бы взял слова негодника на заметку и промолчал. Но избранника нашей героини до глубины души задевает оскорбительный тон чужака в адрес его односельчанки, которую он знал как достойную, ничем не запятнавшую себя девушку. Он в ответном письме, не колеблясь, встаёт на защиту Эвы. Эта история становится известна односельчанам. Так заочно, нежданно-негаданно завязываются их отношения - моей собеседницы и её избранника, которые перерастают в любовь.

В сказке всё просто. Отвергнутый ухажёр хотел опорочить девушку, сам же был опозорен; справедливость восторжествовала - любящие сердца нашли друг друга. В жизни всё было гораздо тревожнее – моя героиня, Эва, знала о письме, но не могла знать реакции избранника на клевету и, не будучи в состоянии на что-то повлиять, покорно, и не без страха, ждала свою участь. И то, что все пошло по сказочному сюжету, было большим везением, а может, и судьбой.
Незадолго до начала войны они поженились и перебрались в Степанакерт.
 
Эву заботила судьба племянника - сына умершего брата. Она принимала участие в нём, по мере возможности помогала его матери. Для неё - племянник олицетворял родную кровь; он был единственным продолжателем их рода. Рос он на её глазах, получил образование, женился. У него родился сын. И вдруг… Приходит известие, что он погиб, вернее, его убили. Осталась жена с маленьким ребенком на руках.
Третья преждевременная смерть в трех поколениях – отца, брата, а теперь и племянника....  «Почему? Неужели, это судьба? Кто проклял наш род?»: - сколько раз она задавала себе эти вопросы… Были у неё и личные потери, мысль о которых она отгоняла от себя. Казалось, проклятие преследует мужскую линию. Беспокойство нарастало, теперь уже за внучатого племянника. Кроме того, ей было тревожно за своих детей, особенно, за сына. Она не могла допустить, чтобы подобное произошло и с ними. А как защитить их, она не знала…

- Я ведь ничего об отце и брате не рассказывала своим детям, - заговорила она снова. – Любые вопросы о них пресекала. Я скрыла от них даже то, что два их родных брата умерли во младенческом возрасте. Но скрыть убийство племянника не могла. Было большое резонансное дело, да и дети были в сознательном возрасте… - и нехотя  выдавила из себя: - Я не сомневалась, что это - проклятие, и даже к гадалке ходила.

Она замолчала, и мне показалось, что она пожалела, что сказала об этом вслух. Я не задавала вопросов, чтобы не прерывать ход её мыслей.
- Я не представляла себя без детей. И так благодарна мужу, его семье! Они не упрекали меня ни в чем, поддерживали, когда мне было особенно трудно. Муж говорил, что судьба не зря свела два наших знаменитых рода. «У нас обязательно родятся дети, которые будут достойны нашего имени и имени наших предков», - не раз говорил он. Его уверенность передалась и мне. Действительно, вскоре родился мальчик, потом родились девочки. Но каждый раз приходилось перебарывать в себе страх потерять их.

Наступила тишина.
- Мы с мужем преодолели все трудности. Мы были счастливы от этого. Не на всё необходимое хватало денег, приходилось ограничивать себя. И с получением квартиры помучились, и на работе возникали сложности… Время от времени и у детей появлялись те или иные проблемы. Порой было очень тяжело, но всегда находился выход… А как мы радовались удаче, даже мизерной, успеху, даже крошечному!.. И сейчас, когда наши дети повзрослели, создали свои семьи, сами обеспечивают себя, нам остается помогать им и радоваться их успехам. Не решаемых проблем нет! Только вопрос жизни и смерти человеку неподвластен.
 
Подумав, она добавила:
- Не может быть того, чтобы Бог отвёрг мою последнюю просьбу, не выполнил моё последнее желание. Я верю в исход, иначе бы я не согласилась на операцию.

Она считала, что судьба была весьма благосклонна к ней, дала возможность осуществить заветные мечты и сейчас ждала  следующего чуда.

7.04.2023
Москва


Рецензии
🪀К оптимистам судьба благосклонна. В наше время есть много шансов победить болезнь.

Райя Снегирева   14.04.2024 03:25     Заявить о нарушении
Спасибо, Райя!

Лаура Симонян   14.04.2024 09:28   Заявить о нарушении