Аккинцы, научные труды и предания. История

Чеченский историк З. А. Тесаев, в своей статье описывает рассказ аккинца Х. М. Эльмурзаева, который записывал Ю. Ш. Товбулатов, аккинец Х. М. Эльмурзаев объясняет - Я вовсе не утверждаю, что всё, что я говорю, может быть абсолютной правдой. У каждого человека и у каждого рода своя правда. По нашим преданиям в давние времена предок племени Аьккхий пришёл из Китая и Индии, другие рассказывали, что предки племени аккинцев первоначально обитали в "Шеме". По этим рассказам от старших нам известно, что брат Воккхалана-Пулада был правителем в некой стране. Шла долгая война и он был убит, потеряв много людей и родственников в этой войне; оставшиеся в живых 13 семей из лучших родов на своих конях, с оружием, драгоценностями и едой с большой скрытностью покинули эти места. Двигались они в ночное время. Враги их искали днём и ночью. Прячась днём, а ночью [отправляясь в путь], с помощью друзей они по дороге, которую сейчас называют Шёлковым путём, пришли на Кавказ. На Кавказе пришлось тоже не сладко, пришлось сражаться со многими племенами и соседями. Предки аккинского племени постепенно осели в Осетии, горной Чечне, Дарьяле, Ставрополе и Нохчий-Аухе до самого острова Чечан-Нохчо. (Здесь вероятно речь может идти о том, что часть аккинцев всегда была на Кавказе, а часть уходила на долго в дальние края, затем возвращалась. Поэтому есть и такие предания. Возможно эта часть, которая ушла и вернулась, связанна с братом Воккхалана-Пулада и его дружиной.) Х. М. Эльмурзаев: «…Я слышал от старших, [что] нас назвали - Аьккхий, потому что предки нашего племени очень любили коней, на них они мчались по всему белому свету; когда в войнах мы пережили трагедию, близкую к полному исчезновению, наши предки, не желая сдаваться и идти на поклон врагу и соседям, перешедшим на их сторону, уходили с тех мест и это было не раз. Говорят, поэтому нас назвали - Аьккхий, т. е. охотники, беженцы, горцы, номады, как нас только не называли, но это имеет под собой основу». (ИСТОЧНИК - Статья - З. А. Тесаев. Области Акка и Терлой в материалах Ю. Ш. Товбулатова. Конец XIV ; начало XVI века.) Чеченские историки А. И. Исмаилова и А. А. Адилсултанов, в своей статье на чеченском научном сайте пишут - В вайнахской земле две Аьккхи: одна – Аьккха (называемая просто Аьккха), находится в Терско-Сулакском междуречье и составляет самую восточную часть вайнахской земли, другая – Аьккха, называемая Лам-Аьккха, находится в вайнахских высотах гор. По всем приметам Лам-Аьккха основали выходцы из Аьккха, то есть Терско-Сулакского междуречья. И это, по всей вероятности, произошло во время вторжения сарматов на Северо-Восточный Кавказ – на рубеже новой и старой эры. Теснимые сарматами, часть Аьккхий ушла в то время в горы и основала Лам-Аьккха. Но некоторое количество их потомков вернулось в Аьккха и составило впоследствии общество ГIачалкъой. Это современные ГIачалкъой, составляющие одно из ауховских обществ. Это произошло, по всем приметам, во второй половине VII века. Затем из Лам-Аьккха последовал следующий поток переселенцев, вероятно, в XVI веке; они основались в местности Эрштхой. Ауховцы имели чётко выраженных два политических образования: ГIачалкъа-Аьккха и Пхьарчхошка-Аьккха. Очень много искажений в отношении Лам-Аьккха и Лам-Аккинцев. И это всё приводит к заблуждению и путанице в умах современной молодёжи. (ИСТОЧНИК - Статья - Прошлое Ауха. А. И. Исмаилова. А. А. Адилсултанов. Сайт - Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Чеченский историк А. И. Исмаилова, в своей статье на чеченском научном сайте пишет - Согласно данным «Абу-Муслима Таварха», ауховцы с самого начала появления неприятеля в Терско-Сулакском междуречье создали боевую дружину. Видимо, в первое время монголы-татары обосновались за Тереком, а затем, стремясь захватить и предгорную часть, переходили реку и устраивали нападения на жителей, которые после прохождения первой волны захватчиков начали селиться на плоскости. Такими вылазками они не давали возможность мирно жить. С ними и боролись ауховские дружины. В какой-то период в этой войне ауховцев возглавлял Таймасха. В одном из крупных сражений на (Тереке) он погиб. Как и все народы Северо-Восточного Кавказа, не покорились монголо-татарам и ауховцы. Ведь известно же высказывание по этому поводу европейского посла, отметившего, что местные люди Северо-Восточного Кавказа «равным образом не подчинены татарам». Частые вылазки золото-ордынцев на ауховские земли вынуждали его обитателей быть всегда наготове к отражению набегов. В одном из таких набегов золото-ордынские полчища напали на ауховское село, которое стояло на месте нынешнего Бооний-Юрта и расположенное в предгорной полосе. Легенда, сохранившаяся в памяти народа, гласит, что это было, когда жители укрылись у себя дома перед ужином. Золото-ордынцы никого не щадили. Им нужно было имущество и скот, но в первую очередь они истребляли население. «Кто-то спасся и укрылся в Кешан-Г1але», — сообщается в легенде. Очень скоро Золотая Орда оккупировала Аух. Золото-ордынцы заняли стратегические важные пункты, основали там свои гарнизоны. В тот период, когда золото-ордынцы оккупировали Аух, его жителям пришлось потесниться в глубь своих гор. Однако набеги неприятеля доходили до самых глубин ауховских гор. Со второй половины XIII века ауховцы создали довольно сильную дружину, которая нередко ввязывалась в крупные сражения с золото-ордынцами. Ауховские хронисты называют пять крупных сражений ауховцев с золото-ордынцами. Вскоре из Ауха ушли гарнизоны золото-ордынских войск. Однако уход Золотой Орды из Ауха нельзя связать только с освободительной борьбой ауховского народа. Скорее всего это произошло от того, что по приморскому Дагестану на север продвигался Тимур, который так же воевал с Золотой Ордой и прибыл на Кавказ с целью вытеснить её войска из Кавказа. Но нельзя отрицать и то, что ауховцы решительно выступали против пребывания золото-ордынцев на своей территории. Постоянная борьба ауховцев и появление на Кавказе более сильного противника – Тимура, возможно, вынудили золото-ордынцев эвакуировать свои гарнизоны из Ауха и укрепиться за рекой Терек. Преследуя золото-ордынцев, Тимур дошёл до Терека и разбил их на реке Терек. Это произошло в 1395 году. Чуть позже Тимур совершил большой поход на Северный Кавказ и разбил войска Золотой Орды. В обратном пути полчища Тимура остановились «на предгорье горы — Аухар». Войска Тимура совершили налёты на соседние районы. А по поводу ауховцев, воевавших ранее с золото-ордынцами, Тимур распорядился, «чтобы войско совершенно не трогало их и не причиняло им ни малого, ни большего ущерба». Сколько времени Тимур был в Аухе (или — Аухаре, как написано в восточных источниках,) нет сведений. Но в предгорной полосе Ауха есть местность, именуемая ауховцами — «Астах Темар Ор» — Ров Хромого Тимура. Всё это свидетельствует о доброжелательном отношении свирепого Тимура к ауховскому населению. В то время, когда Тимур истреблял ни в чём не повинных людей в южном Дагестане, в регионе вновь создалась тревожная обстановка. Надо было как-то усмирить оголтевших чужеземцев. Против Тимура подняли свои войска и казикумухские вельможи. Нужно полагать, что они обратились за помощью к ауховским предводителям. Был создан смешанный отряд в количестве 3 тысяч воинов из ауховцев и казикумухцев. Видимо, ауховские предводители выделили для этого отряда определённое количество воинов, а сами (полностью) в этом походе против Тимура участие не принимали. Когда Тимур осаждал (дагестанское село Акуша), под начальством казикумухского Шовхала – эти войска были направлены против Тимура. Но во время отдыха неожиданно на них напали отборные войска Тимура. Часть из них была перебита, часть была взята плен. А Шовхала – обезглавили. Тимур был возмущён и удивлён, почему ауховцы и казикумухцы, ранее воевавшие с золото-ордынцами, осмелились выступить против него. Оставшихся в живых из смешанного отряда ауховцев и казикумухцев Тимур отпустил по домам с тем, чтобы к нему пришли главари этих народов. К Тимуру пришли ауховские и казикумухские вельможи. Мирозавоеватель обласкал их разными милостями, — одеждами, золотыми поясами для мечей, арабскими конями. По-видимому, прежде чем покинуть эти края, Тимур решил распределить захваченную им территорию между ауховцами и казикумухцами. Вскоре после этого Тимур ушёл из Дагестана, а потом вообще покинул пределы Кавказа. Освободившись от ужасов опустошительных набегов золото-ордынцев и геноцида Тимура, кавказские народы, наконец, на некоторое время обрели мирную передышку. Это было лучшее время, приобретённое народом после долгих истязаний, которые длились почти 300 лет. После наступления мирного времени с гор на предгорье начало переселяться ауховское население, оставшееся в живых от ужасов прошлого. (ИСТОЧНИК - Статья - Нашествие монголо-татар на Северный Кавказ (на примере Ауха) и его последствия. А. И. Исмаилова. Сайт - Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Чеченский историк А. Сулейманов в своей книге пишет - АЬККХИЙН (ОВХОЙН) МОХК - Так называется территория исторического обитания чеченского племени - коренного населения междуречья - аккинцев-ауховцев. Если в прошлом аккинцы-овхой жили на всём пространстве между реками - Сулак, Терек и Каспийским морем, то позже, в результате борьбы с золотоордынским ханством, нашествием полчищ Тимура, длительной Кавказской войны, карта исторического обитания аккинцев-ауховцев десятки раз перекраивалась, этническая ситуация на Северном Кавказе не раз менялась и не всегда в пользу коренного населения. Напрасны труды тех, кто пытается внушить самим аккинцам-ауховцам и их соседним племенам, что аккинцы-ауховцы не являются коренными жителями междуречья - Сулак - Терек. Давайте спросим у давних врагов аккинских. Они расскажут правду и не ради нас, живущих сегодня, а ради тех коварных целей, которые они вынашивали против чеченцев, (в одной научной работе написано обращение генерал майора Пулло, там написано следующее) - «К управлению начальника Левого фланга Кавказской линии отнесено пространство, ограниченное главным хребтом гор, реками - Андийским Койсу, Сулаком, Каспийским морем и реками - Тереком, Ассой, Даут-Мартаном. Главное народонаселение этого пространства составляет чеченское племя, самое сильное, самое буйное и воинственное из всех кавказских народов». (Работа - «Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50 гг. 19 века». Махачкала 1959 год. Дагестанский филиал АН СССР, страница 280, документ № 154. Докладная записка генерал майора Пулло, о положении на левом фланге Кавказской линии с 1834 по 1840 гг. и мерах, необходимых к упрочению власти царского правительства над горцами. 1840 г.) Точнее не скажет даже самый заклятый враг или близкий друг! (ИСТОЧНИК - Книга - А. Сулейманов. Топонимия Чечни. НАЛЬЧИК. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЭЛЬ-ФА. 1997 год. ГЛАВА - АЬККХИЙН (ОВХОЙН) МОХК.) Чеченский историк З. А. Тесаев, в своей статье пишет - «Акинцы утверждают, что лет четыреста или более тому назад, пришли вооружённые люди, европейцы, поселились близ Галанчожского озера. Несколько лет европейцы находились в самых миролюбивых и дружеских отношениях с туземцами. Но потом мало-помалу, они стали теснить этих последних, отнимать у них женщин, имущество и все фамилии горские, даже и те, которые между собой враждовали, - заключивши союз, восстали на пришельцев. После кратковременной, но упорной и кровавой войны, европейцы были побеждены и удалились. Акинцы и терлоевцы до сих пор ещё показывают то место, где был у них с этими чужеземцами последний кровавый бой, после которого они вынуждены были отступить.» (ИСТОЧНИК - Статья - З. А. Тесаев. Католическая миссия в Галанчоже в начале 15 века. Сайт - Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Чеченский историк Ш. Б. Ахмадов в своей книге пишет - Аьккхинцы делятся на лам-аьккхий (горные), арана-аьккхий (равнинные), или карабулаки, от кумыкского слова - «кхара-булакх». Карабулаков на востоке Чечни и в Дагестане знают как ауховцев. Аьккхинцев, как и орстхойцев, в древности называли - «балой». Орстхойцы считают аккинцев своими предками. Духовным и политическим центром общества Аьккха (Аккха) являлось село - Аьккха, расположенное на юго-восточном склоне горы - Мордлам, на левом берегу реки - Осухи. (ИСТОЧНИК - Книга - Ахмадов Ш. Б. Чечня и Ингушетия в XVIII начале XIX века. 2002 год. Сайт - Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Чеченский историк Лёма Центороев в своей статье пишет - Углубляясь в горах Чечни, мы очутились в горах глубинной Акки, шли мы долго, пока не очутились в местах, где когда то располагался древнейший и буйный чеченский аул - Валерик, по рассказам людей, жители этого аула отличались своим беспокойным характером. По тем же рассказам выходцев из бывшего Галанчожского округа, из этого аула вышел отряд чеченцев во главе с братьями Дюрда и Губаник, (оба брата прямые потомки Воккала). Этот аул по преданиям заложил Воккал. Воккал был аборигенным аккинцем, потому что являлся потомком Вокка Пулы, (аккинцы делятся между собой на выходцев из Шемы и так называемых аборигенных аккинцев, потомков Вокка Пулы). Свято помнят нахчинцы место рождения Турпала Нахчо в ауле Нашхой. Количество преданий богато рассказами о рождении Турпала Нахчо, так же сообщается не только аул, в котором он родился, но и время - (ночь) и даже события - (необычно выли волки). Аул Нашхой лежал в горах Чечни в урочище Горной Акки. Лам Акка была обширной горной страной пранахчинцев, а сердцем её была - Нашиха, иногда чеченцы под Нашихой подразумевали весь бывший Галанчожский район Чечни, подчёркивая что там жили предки вайнахов. (ИСТОЧНИК - Статья - Лёма Центороев. Гилатхой (гулетцы). Кто они? Сайт - ЧЕЧЕН-ИНФО.) Чеченский историк Ошаев Х. Д, в своей книге пишет - Чеченцы есть потомки некоего "Нахчо", жившего в ныне ещё существующем селении „Нашхой", Галанчожского округа. У указываемого „Нахчо", было якобы 14 сыновей, кои рассеялись на нынешней территории горной Чечни и положили начало образованию 14-ти самых крупных родов названных чеченцами чистыми тайпами. (ИСТОЧНИК - Книга - Ошаев Х. Д. В сердце Чечни.) Даргинский историк Уздият Башировна Далгат, в своей книге пишет - Чеченские предания гласят, что от трёх братьев - Га, Ако и Шото, - образовались три общества: - Галгай, Ако и Шото; первое — в верховьях Ассы, второе - в верховьях Гехи, третье — в верховьях Чанти-Аргуна и Шаро-Аргуна, притоков Сунжи. От этих трёх обществ путем естественного роста и присоединения новых пришельцев образовались все остальные общества чеченцев, расселившихся на восток, север и запад. (ИСТОЧНИК - Книга - У. Б. Далгат. Героический эпос чеченцев и ингушей. Сайт - Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Даргинский историк Башир Керимович Далгат, в своей книге пишет - Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики чеченцы, есть горы, из которых вытекают реки – Асса, Фортанга, Геха. Это – горы – Акки-лам, там живут, или, по крайней мере, жили при наших предках – «лам-кристы», (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов», вышли из своего гнезда по причине малоземелья и протянулись на восход солнца. (ИСТОЧНИК - Книга - Б. К. Далгат. Первобытная религия чеченцев и ингушей. Сайт - Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Чеченский историк А. А. Адилсултанов и русский историк Ю. Г. Кольчук в своей статье пишут - Первоначально контакты аккинцев (ауховцев) с русскими развивались мирно, о чём свидетельствует союзный договор 1588 года. Однако достаточно скоро характер отношений стал меняться. На наш взгляд, это было обусловлено двумя факторами: — аккинцы (ауховцы) продолжали жить, сохраняя формы общинной социальной организации. Их общественный строй казался набирающей мощь государственной машине России "примитивным", не заслуживающим внимания в процессе принятия каких-то серьёзных решений. (Но) - наталкиваясь на неожиданное сопротивление, российские власти проводили карательные акции. В 1785-1791гг. пастух Мансур-Ушурма, став имамом, объединил горцев и возглавил их борьбу против царских войск. К нему присоединились аккинцы (ауховцы), которые выдвинули так же и своих собственных лидеров. Подавление этого движения привело к массовому истреблению аккинского (ауховского) населения и насаждению колониальной администрации в равнинных районах. Однако это было лишь прелюдией большой Кавказской войны, развернувшейся в 20-х-50-х годах, 19-ого века. Поскольку российское правительство не хотело соглашаться на существование здесь каких-либо форм государственности отдельных народов, борьба сразу приняла бескомпромиссный характер. Для всех частей чеченского этноса кавказская война по своей сути являлась национально-освободительной. Ожесточённые военные действия поставили аккинское (ауховское) население на грань физического уничтожения, люди не только гибли, но и тысячами бежали из родных мест в Турцию, Сирию, Иорданию. (ИСТОЧНИК - Статья - Чеченцы-аккинцы (ауховцы) и их гражданские формирования. Ю. Г. Кольчук. А. А. Адилсултанов. Сайт ЧЕЧЕН-ИНФО.) Чеченский историк Леча Ильясов в своей книге пишет - Акки — горная часть Чечни, граничащая на юге с Кей, на востоке – с Нашхом, на западе – с Ялхарой, на севере – с районами чеченского общества Орстхой. Когда то область была густо заселена. Руины башенных селений — Зенгали, Бици, Керети, Воуги, Ами, Итир-кале до сих пор напоминают о суровом прошлом этих гор. Основным занятием жителей Акки являлось скотоводство и земледелие. Кроме того, они славились как прекрасные охотники и воины. Аккинцы приняли активное участие в Кавказской войне в отрядах имама Шамиля. Многие укреплённые селения осаждались царскими войсками, многие башенные строения были разрушены во время штурма и обстрела из артиллерийских орудий. М. А. Иванов, посетивший Акки в начале прошлого столетия, писал об этом: «На возвышенных площадках разбросаны каменные сакли нескольких отсёлков старшинства. Они группируются в большинстве случаев вокруг старинных башен, которыми вообще богата эта местность, служившая в отдалённом прошлом ареной бесконечных распрей и междоусобиц, а в ближайшую эпоху — борьбы Шамиля с русскими войсками. Об этих последних событиях среди населения сохранились ещё свежие воспоминания: рассказывают о том, как брались русскими крепкие башни, как гремели пушечные выстрелы и артиллерийские снаряды разбивали твердыни горцев». Ещё в позднем средневековье аккинцы занимали территории к западу не только от истоков Гехи, но и Фортанги и Ассы. Аккинцы тейпа Ваппи жили и в Джейрахском и в Дарьяльском ущелье, в селениях Ларс, Гвилети. В русских источниках того времени упоминается владетель Ларсова кабака Салтан-мурза, который был родным братом Ших-мурзы Окоцкого. Согласно полевым материалам, чеченский тейп Багачарой, выселился из района, который находится у истоков Сунжи, у горного хребта Багучар. В те времена этот тейп относился к тукхуму Акки, но багачаройцы даже после переселения на правый берег Шаро-Аргуна продолжали считать себя частью аккинского тукхума. Часть багачаройцев ещё в XVI веке основала село Багачарой у выхода из Аргунского ущелья, неподалёку от селения Гойты. В 1825 году оно было сожжено русскими войсками в результате трёхдневного сражения. Это сражение было описано князем Волконским в одном из писем к своему другу. После окончания Кавказской войны в XIX веке многие жители Акки переселились в Турцию. Тейп Ваппи, как и некоторые орстхоевские фамилии, покинул Чечню почти полностью. Несмотря на множество древних селений, до нашего времени в более или менее сохранном виде дошло очень мало памятников архитектуры. В селении - Зенгали, расположенном к югу от озера Галанчож, на левом берегу реки Гехи, сохранилось около двадцати жилых башен различной сохранности, построенных из хорошо обработанного камня. Отдельные жилые и полубоевые башни сохранились в селениях - Бици, Керети, Мизиркала. Во время последних двух войн они были подвергнуты бомбардировке российскими самолетами. Дожившие до наших дней архитектурные строения свидетельствуют о высоком мастерстве их строителей. Акки, как и - Терлой и Майста, славилась своими мастерами. (ИСТОЧНИК - Книга - Леча Ильясов. Тени Вечности. Данный отрывок из книги Ильясова — «Тени Вечности», можно так же найти в источнике - ЖУРНАЛ ЧЕЧЕНСКОЕ ОБЩЕСТВО СЕГОДНЯ. 2008 год. ВЫПУСК 17. Глава - «Леча Ильясов. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ ЧЕЧНИ. АККИ.») Даргинский историк Уздият Башировна Далгат, в своей книге пишет - По другому чеченскому преданию, «некий акинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Чёрными Ключами [по-кумыкски – Карабулак]. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя… Арштхой.» Существовали раздоры не только между фамилиями, но и между родами. Акинцы (от которых, по преданиям, произошли арштхойцы – карабулаки), считались самым воинственным, непокорным народом. Вражда обществ и фамилий, запечатлялась и в эпосе чеченцев и ингушей, где набеги и межродовые раздоры занимают определённое место. По некоторым историческим сведениям, орстохои-карабулаки в период межродовых и межфамильных раздоров были наиболее воинственным и непокорным обществом, которое устрашало и подавляло слабые фамилии и роды, выселявшиеся с гор на плоскость. В те далёкие времена орстхои-карабулаки активно участвовали в поимке пленников и продаже их в Дагестане, в селении - Эндери, бывшем на Северном Кавказе центром работорговли. Учитывая довольно сложные и противоречивые внутриплеменные и межплеменные отношения, имевшие место на Северном Кавказе в отдалённые времена, вполне вероятно предположить, что исторические орстхои-карабулаки могли запечатлеться в памяти народа как люди суровые и мужественные. Возможно, что синхронные рассказы о набегах и грабежах сильного воинственного племени орстхоев-карабулаков в ретроспективном восприятии народа смешались с древними эпическими образами. Тогда-то в процессе эпизации орстхойцы могли внедриться в эпические сказания, превратившись в героическое богатырское племя. (ИСТОЧНИК - Книга - У. Б. Далгат. Героический эпос чеченцев и ингушей. Сайт - Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Чеченский историк А. Сулейманов, в своей книге пишет - Мозарга — развалины общества Нашха. Аул входил в общество Аьккха. Из Мозарга вышли все равнинные аьккхи — ара-аьккхи, имеют несколько вариантов названий: карабулаки, ауховцы, орстхой, балой. (ИСТОЧНИК - Книга - А. Сулейманов. Топонимия Чечни. НАЛЬЧИК. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЭЛЬ-ФА. 1997 год. ГЛАВА - МИКРОТОПОНИМИЯ ТЕСТАРХОЙ.) Военный историк Иоганн Бларамберг в своей книге пишет - Ахи занимают долины, которые орошаются двумя притоками Верхней Гехи. Горы, их окружающие, покрыты частично кустарником. Их поселения разбросаны в ущельях и на возвышенностях с крутыми склонами, что защищает их от внезапных нападений. Тем не менее, их территория не так гориста, как та, что занимают окружающие их племена; у них масса хороших пастбищ. Летом у них довольно жарко, хотя они занимают высокогорные долины Кавказа, так что их соседи отсылают им скот для выпаса на протяжении этого сезона. Главное их богатство — овцы, которых у них огромные стада, а также в большом количестве имеется рогатый скот и лошади. Их земля даёт немного пшеницы, ржи, проса, в размерах, достаточных, чтобы прокормить жителей. Они торгуют с галашевцами — их восточными соседями, от которых они получают соль в обмен на зерно. Они совершенно независимы, ими управляют выборные старейшины. Они враждуют с чеченцами и хевсурами. Говорят они на мычкизском диалекте, таком же, каким пользуются галгаевцы. Они воинственны и склонны к разбою по отношению к своим соседям, т. к. земли наши находятся далеко от них, чтобы нападать. (ИСТОЧНИК - Книга - Иоганн Бларамберг. Топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Глава - Мычкизы. Страница 308.) Чеченский историк А. А. Адилсултанов пишет в своей книге, что шаройцы имеют отношение к аккинцам, - Одна из групп аккинцев из общества Пхьарчхой, известная под названием «Шарой», освоила в течение XVI—XVII вв. плоскостные земли в низовьях Терека — по линии современных дагестанских селений Хамаматюрт — Бабаюрт — Татаюрт — Шава и вплоть до реки Терек. В настоящее время от этой группы аккинцев почти никого не осталось. По свидетельствам старожилов, они были поголовно уничтожены царскими войсками, а остатки шаройцев ассимилировались среди других аккинских тайпов и кумыкских фамилий. Равнинные земли пхьарчхоевцев, освоенные отдельными аккинскими группами носили соответствующие названия: «Шарой-Мохк» (Земля (группы) Шарой), «Шебарлой-Мохк» и «ЧIонтой-Мохк». В настоящее время в памяти аккинцев (преимущественно пхьарчхоевцев) эти названия сохраняются. Вплоть до конца XVIII века среди местного населения представители аккинских групп Шарой и Шебарлой являлись профессиональными рисоводами. К сожалению, нам неизвестно количество выращиваемого ими риса, однако примечательно высказывание местных старожилов о том, что шароевцы и шебарлойцы снабжали и вполне обеспечивали потребности всех аккинцев в названном продукте. (ИСТОЧНИК - Книга - А. А. Адилсултанов. Акки и аккинцы в 16-18 веках. Сайт - Чеченское государство (Путь Ахмат-Хаджи). ЧЕЧЕНСКАЯ БИБЛИОТЕКА ПАШКОВА РОМАНА.) Чеченский историк А. Сулейманов, в своей книге пишет - «Земли аккинцев-христиан (язычников)» - территория, лежащая от слияния реки Сунжи с Тереком до самого Каспийского моря. Название возникло в XV веке, когда по правому берегу Терека расселялись аккинцы-беженцы. По правому берегу Терека жили представители аккинского этнографического общества шарой. (ИСТОЧНИК - Книга - А. Сулейманов. Топонимия Чечни. НАЛЬЧИК. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ЭЛЬ-ФА. 1997 год.) Чеченские историки М. С. Баширов и З. А. Тесаев, в своей научной интернет статье пишут - Свидетельства исходят от посла короля Франции Людовика IX, Вильгельма Рубрука: – «На кануне Троицына дня пришли к нам какие-то Аланы, которых называют – Akias, или Akas, они христиане греческой веры.» В формах – Akia[s] – Aka[s] – конечная – s – формант множественного числа. Таким образом, речь идёт о некоем аланском племени – Акиа/Ака, исповедовавшем христианство. Вильгем Рубрук пишет: – «громадные горы, где живут Kergis (по-видимому, – керги, или – черки – черкесы) и Alains или Akas, они христиане и ежедневно сражаются с татарами.» Как следует из текста, упоминаемые «керги» (черкесы) и аланы отмечаются источником в пределах Кавказских гор. Таким образом, нет сомнения в том, что упомянутое аланское племя – Акиа/Ака, следует искать на Центральном и Северо-Восточном Кавказе. В связи со сказанным напрашивается очевидное фонетическое тождество указанного Вильгельмом Рубруком племени Акиа/Ака с чеченским племенем Акки и областью Акка. Данное общество так же состояло в кровном родстве с общиной Эрштхой, или Карабулаками, первоначальный генотип которых имел прямое отношение к военной касте Орстхой. В многочисленных источниках указывается на то, что племя Эрштхой (Карабулаков) происходит из общины Акки. (ИСТОЧНИК - Статья - М. С. Баширов. З. А. Тесаев. Аланское (чеченское) племя Акки (по материалам письменных источников). 2020 год.) Статья эта в целом, как можно понять, говорит про «особо» близкие связи аккинцев и орстхойцев, а в том числе уверенно доказывает принадлежность аккинцев и орстхойцев к аланам. Научно-исторический чеченский аккинский сайт сообщает - ВАЛЕРИК. Мужчина Воккал из горного общества Акки спустился с гор на равнину и поселился жить вблизи галгаевцев, уже проживавших там. Воккал раскорчевал лес и сделал себе «ирзу» - поляну для жилья и ведения хозяйства. Жил он на этом «ирзу» некоторое время, но его затем вытеснили галгайцы. Воккал был одинок и не стал сопротивляться. «Если вырастут у меня сыновья, то я отомщу галгайцам», - решил он и подался обратно в горы. Но у Воккала вырос только один сын. И далее в пяти поколениях сыновья у него не множились. От пятого потомка его Гамболта выросли два сына: Хажа и Дурда. Затем у Хажи выросло пять сыновей, а у Дурды – девять. Отцы и их сыновья, все шестнадцать, потребовали у галгайцев вернуть «ирзу». Но галгайцы отнеслись к их требованию столь пренебрежительно, что в ответ начали танцевать. Тогда они с боем пошли на галгайцев и изгнали их. При это погибло два сына Хажи: Элаха и Али. Хажи и его оставшиеся сыновья, боясь галгаевцев, не стали жить на отвоёванной земле, а поселились в местечке Механ Барз, которое находится на границе сёл Валерик и Шалажи. Неоднократно двое братьев с сыновьями и галгаевцы воевали друг с другом. Братьям помогали другие акинцы, чтобы добыть себе скот. Говорят, что один из галгаевцев сказал: - «Ирзу» Воккала очень хорошее и мы должны его отстоять. Но тамада галгайцев ответил: - Это «ирзу» скорее гибельное, нежели хорошее (валар ирзо). Галгаевцы часто выходили за своё село и слали проклятия в сторону Хажи и его сыновей. В дальнейшей борьбе за это «ирзу» у Хажи погибло трое сыновей, а у Дурды – четверо или пятеро. Хажа и Дурда решили, что им не под силу тягаться с галгаевцами и расселились в разных местах, поменяв свои имена, чтобы избежать мести галгаевцев. Галгаевцы «ирзу» Воккала назвали «Валаран ирзо» (поляна гибели, или смерти), а Хажиевых и Дурдиевых, считая, что всё равно они их уничтожат, назвали «Валаргхой» (которые погибнут, или гибнущие). Лет тридцать скитались потомки Хажиевых и Дурдиевых от преследований галгаевцев и наконец осели жить на границе сёл Валерик и Шалажи. Они думали, что галгаевцы их не знают, но те знали и продолжали мстить, убивая из них то одного, то другого. Галгаевцы назвали их поселение Валаргхойн-Юрт (село тех, кто погибнет), они дали такое название потому, что имели намерение рано или поздно расправиться с ними. И сейчас в тех местах стоят надмогильные камни на могилах Хажи и Дурды. Боясь галгаевцев, потомки Хажи и Дурды стали подселять к себе единоплеменных кинцев и образовали село. Людей стало настолько много, что вскоре они изгнали галгайцев. Немного менее ста лет до прихода генерала Слепцова всех галгаевцев изгнали с тех мест до границы, где теперь лежит село Шаами-Юрт. Все люди знают, что галгаевцы назвали дом Хажи домом Валаргхой. Но они же скрывают это прозвище и утверждают, что Валерик отвоёван ими, а кто были прежние жители, «валаргхой», - они не знают. Речку, которая протекает близ села Валерик и через поляну Валар-ирзу, кинцы назвали Валар-хий (речка гибели, смерти). В 1977 г. рассказал Магомед Эльмурзаев (90 лет, житель села Валерик). Записал З. Мумадов. Из сборника - «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей». Грозный. 1986 год. АКМЕРОВ МЕД. Акмер и его сын Мед, жившие на плоскости, там, где жил и Шовхал Тарковский, ушли в горы и обосновались в местечке, где теперь находится село Акка. Акмер имел товарищей, с которыми он ходил в набеги за княжескими табунами. Однажды, когда они собрались в очередной набег, тринадцатилетний Мед попросил отца взять его с собою. Отец ответил, что Мед ещё мал и ему рано ходить в походы. Акмер и его товарищи тронулись в путь, следом за ними пошёл и Мед. Таясь и прячась, он шёл за ними. Когда они стали приближаться к месту, где находится село Гозан, отец, оглянувшись, случайно увидел сына. За ослушание и неисполнение его воли, Акмер направил на сына ружьё, с намерением убить его. Но товарищи остановили Акмера и сказали ему, что его сын уже далеко отошёл от дома и пусть он идёт вместе с ними, пусть догоняет их. Отец разрешил. Доехали они до места, где находится аул Дот-бух, недалеко от аула Цеча-Ахка. Там из леса выбежал олень, за ним бежал волк. Пока ехавшие сообразили, в чём дело, Мед быстро снял с плеча рядом ехавшего всадника винтовку, приложил к плечу и выстрелил: олень упал; вторым выстрелом Мед уложил волка. С тех пор про Меда начали говорить: «Акмеров Мед, за раз убивающий оленя и волка». Мед вырос. Сначала он жил в Акках. Как-то его корова в период течки ушла со двора. Он нашёл её в местечке Зингал. Опустилась ночь и Мед устроился там на ночлег. Воткнув в землю свой посох, он лёг. Утром Мед увидел, что на его посохе голубь свил гнездо. Понял Мед, что это место очень благодатное, построил там башню и стал в ней жить. В Акках жил некий муж по имени Воккал. Жители аула Шедал угнали весь его скот вместе с пастухами. В то же время друзья Меда, не давая Меду знать об этом, сватали за него дочь Воккала. Но отец отказал им. Он сказал: «Они люди без доли и без пашен, живут там, куда приткнутся. Не выдам я свою дочь за Меда». О проводимом друзьями сватовстве и о словах Воккала Мед ничего не знал, но ему было известно, что у него угнана скотина. Мед начал скликать людей и вместе с ними пошёл по следу шедалойцев. Между местечками Гулоевское Омче и Мелхинское Омче имеется большой холм. На нём шедалойцы остановились на ночлег. Недалеко от них с людьми остановился и Мед. Он послал к шедалойцам посыльного сказать: «К вам явилась волчица с двенадцатью волчатами, она просит у вас ужина». Один из шедалойцев был более понятливым, чем другие и поэтому он предложил своим товарищам: «Пошлите ужин и верните скот хозяевам, иначе нам не сдобровать». Но товарищи ответили, что они никого не боятся и ничего не вернут. Тогда этот шедалоец сказал им: «Если вы поступаете так, то я не участвую в доле этой добычи. Я и мой сын уходим». Они ушли. Лишь начал брезжить рассвет, Мед со своими людьми словно туча налетел на шедалойцев. Разгорелся бой и все шедалойцы были перебиты. Весь отбитый скот и бывших при нём пастухов Мед отвел в Акку и пустил во двор Воккала. Воккал узнал, что это дело рук Меда. Он позвал сватов, ходивших к нему ранее. Воккал сказал им, чтобы они забрали невесту. Так женился Мед. Шедалойцы очень переживали, что их постигла такая беда и такой позор. Один из них выделялся своей силой и храбростью. Он сказал: «Надо пленить Меда. Позор нам. Я сам схвачу его, расскажите, какой он из себя». Один из шедалойцев рассказал всё, что ему было известно о Меде: «Конь у него серый с чёрными коленами. Сам он роста большого, любит напевать песни. За добычею он ездит мимо аула Гозан, а далее – по земле галгайцев. Возвращаясь с добычей, едет мимо Гозан вверх, затем въезжает на местечко Муйт-кера, едет по средней горе и спускается в аул Зингал. По этой дороге ты и сможешь найти Меда». Шедалоец сел в засаду у местечка Муйт-кера. Он увидел Меда, который ехал и напевал песенку. Мед должен был проехать между двумя огромными камнями. Как только он оказался между ними, шедалоец выскочил из-за камня, вскочил на коня Меда и уселся сзади него. Затем он из-за спины Меда потянул повод уздечки в ту сторону, где жили мелхинцы; шедалоец считал, что Мед его пленник и он позволит отвезти себя в Шедал. Но Мед не обратил на него никакого внимания, словно это села муха и потянул повод в сторону Зингал. Шедалоец во второй раз потянул повод в свою сторону. Мед потянул в Зингал. Когда шедалоец в третий раз потянул повод, Меду надоела эта игра. Он правой рукою схватил за шею шедалойца, сидевшего сзади, притянул к низу и зажал его голову под своё правое колено. Говорят, что позже шедалоец сам рассказывал: когда Мед нажимал колено, он не мог вздохнуть, если Мед отпускал колено, то кое-как ещё мог дышать. Мед привёз шедалойца в Зингал и посадил его на верхний этаж своей башни. Оттуда пленник не мог спуститься. Мать шедалойца узнала, что её сын пленён. Она прибыла в Зингал с подарками для Меда и его матери. Для матери она привезла шёлковое платье, а для Меда шёлковый бешмет. Плечи матери не пролезли через подаренное платье, в рукав бешмета не вместилась даже кисть руки Меда. Мать Меда попросила сесть гостью на свой стул; когда гостья села, её ноги и на половину не доставали до пола. Такие были рослые люди в семье Меда. Мать пленника приняли как почётную гостью; в её честь Мед зарезал барана, спустил вниз пленника. С тех пор Мед и шедалоец стали побратимами и это родство соблюдалось их потомками вплоть до недавнего времени. Шедалоец и его мать собрались ехать домой. Расставаясь, шедалоец сказал: «В память о себе хочу вашим людям оставить одну примету. Сидя наверху башни, я приметил за эти семнадцать дней: когда ляжет туман на вершину Кайба-Корта – быть непогоде, когда же туман ляжет на вершину, где убит Алда – установится хорошая погода». В ущелье Акка справа стоит белый солнечный могильник. Он имеет два этажа. Пришло время, Мед умер и его положили в этот могильник. Люди и сейчас называют этот могильник «Медкаша». В 1973 г. рассказал Исмаил Медович Мурадов (1929 года рождения, житель села Бамут). Записал И. Дахкильгов. По приведённой информатором генеалогии Мед является его девятым предком. Из сборника - «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей». Грозный, 1986 год. «Акинцы утверждают, что лет четыреста или более тому назад, из галгаевских обществ пришли вооружённые люди, европейцы, поселились близ Галанчожского озера. На горе, лежащей на южном берегу его, они выстроили церковь, обнесли её каменною оградою, с четырьмя воротами, - для тушин, галгаевцев и местных племён. Каждые ворота обращены были к горам, занятым упомянутыми племенами. Постройка церкви сопровождалась большими затруднениями и препятствиями со стороны горцев, в то время ещё язычников, но несмотря на то, церковь была воздвигнута и тогда, из Чечни, Грузии, Галгая и окрестных обществ стали стекаться люди молиться в церкви Богу христиан и каждый народ входил отдельно в ворота, для него в ограде сделанные. Несколько лет продолжался этот порядок вещей и европейцы находились в самых миролюбивых и дружеских отношениях с туземцами. Но потом мало-помалу они стали теснить этих последних, отнимать у них женщин, имущество и все фамилии горские, даже и те, которые между собой враждовали, заключивши союз, восстали на пришельцев. После кратковременной, но упорной и кровавой войны, европейцы были побеждены и удалились опять тою же дорогою через Галгай. Аккинцы и терлоевцы до сих пор ещё показывают то место, где был у них с этими чужеземцами последний кровавый бой, после которого они вынуждены были отступить». (ИСТОЧНИК - Сайт - АККА - Чеченцы Аккинцы. Фольклорные легенды и родовые (этногенетические) предания Аккинцев.) Чеченский научный сайт сообщает: Есть мнение, что все равнинные аьккхий — арара-аьккхий — вышли из горного аккинского аула МозаргIа, который находился между обществами Нашаха и Аьккха и что аккинцы имеют несколько названий: ауховцы, эргIастой, орстхой, балой. Особенно интересен этноним эргIастой, который можно сопоставить с малочисленной чеченской этнической группой эри. // С. А. Натаев. К истории горного общества Аьккха и тайпового союза аьккхий (аккинцы). (ИСТОЧНИК - Grommus > Чеченская Республика > Чеченцы > Тейпы > Аьккхий. Глава 1: «Аккинцы — племя народа нохчийн».) Чеченский научный сайт сообщает: Позднее уже состарившийся Воккхал-Пула, лишившись в сражениях и междоусобицах всех братьев и сыновей, за исключением одного Пулада, покинул Вовгу, уступив её своему зятю Акхмеру. Пулад Воккхалов продолжил борьбу отца и освободил территорию нынешнего Валерика, вытеснив отсюда касогов и их союзников, осевших здесь хуторами. // З. А. Тесаев. Воккхал, Янд, Пулад. (XIV—XV вв.) Исторические личности Чечни. (XI—XXI вв.) 2020 год. (ИСТОЧНИК - Grommus > Чеченская Республика > Чеченцы > Тейпы > Аьккхий. Глава 3: «ДНК горных аккинцев [Нохчийнчоь]».) Чеченский научный сайт сообщает: Тайп ВЯППИЙ, вабуа, уабой, уобос — является одним из аккинских этногенетических тайпов и одним из подразделений самых что ни на есть коренных аккинцев. Аккинцы всегда жили "географически разбросанно, разорванно," в силу специфического характера и культуры, свойственной коренным аккинцам, многие зомбированные и малоопытные историки этого просто не понимают в силу ограниченности и недостатка знаний, но часто искажают историю по заказу, а при этом лицемерно выдавая себя за добрых дядек. Аккинцы являются нохчий, все до единого. Коренными аккинскими родами являются представители генетических субкладов ветвей G2a1, J1, L3, J2 и другие. (ИСТОЧНИК - Grommus > Чеченская Республика > Чеченцы > Тейпы > Аьккхий. Тайп ВЯППИЙ.) Чеченский научный сайт сообщает: Помимо всех остальных фактов, найдено кровное генетическое родство Иронского племени (потомки исторических алан, Северная Осетия,) с горными аккинцами (чеченское западное общество) ; что ещё раз подтверждает расселение чеченцев в прошлом на более обширных территориях. (ИСТОЧНИК - Grommus > Чеченская Республика > Чеченцы > Тейпы > Аьккхий. Найдено генетическое родство иронцев (потомки исторических алан) с горными аккинцами.) Чеченский научный сайт сообщает: (CHECHEN-NOAHCHO DNA PROJECT) Хусейн Чокаев (чеченский учёный генетик): Пояснение. Пришли данные коренного аккинца прямого потомка Воккхала-Пулы — исторического персонажа и одного из основателей Аккинского общества в горной Чечне (Галанчожский район), фамилия Бекмурзаев, тайп (род) Лам-Аьккхий, национальность Чеченец, житель села Валерик Ачхой-Мартановского района Чеченской Республики. — G2a1. И данные Дударова из Северной Осетии, потомка исторического Дудара (выходца из Чечни, общества Акки,): — G2a1. (ИСТОЧНИК - Grommus > Чеченская Республика > Чеченцы > Тейпы > Аьккхий. «Дарьяльское ущелье — принадлежало чеченцам Дударовым».) Чеченский научный сайт сообщает: «В данном случае, рациональное заключается в том, что — Уобос — это персонифицированное имя одного из наиболее влиятельных в древности нахского племени. Многим специалистам-кавказоведам известен нахский этноним — ваьппий/фаьппий. Примечательно, что общность нахов, именуемых таким образом, вайнахи связывают и с одним из наиболее могущественным в древности нахским племенем аьккхий и с не менее могущественным в прошлом племенем — орстхой, отделившимся от прежних соплеменников — аккинцев (аьккхий) и с ингушами. Все эти племена и роды, восходящие к ним, с древнейших времён до недавнего прошлого населяли территории, прилегающие к Дарьялу.» // Р. С. Плиев. «Наука о слове: Язык — история народа». Общенациональная газета Республики Ингушетия: «Сердало». № 75; суббота, 14 июля 2005 года. Назрань. (ИСТОЧНИК - Grommus > Чеченская Республика > История > Чечня > Замалчиваемые темы чеченской истории. Глава 6.) Интересно здесь кстати то, что древний грузинский историк Леонти Мровели писал, что Уобос сын хазарского царя и предок осетинского народа. (ИСТОЧНИК - Л. МРОВЕЛИ. «КАРТЛИС ЦХОВРЕБА».) Если следовать версии, что Уобос это Вяппий (аккинский тайп, аккинцы входящие в тукхум Аьккхий, известные и под вторым именем как - аккинцы-ауховцы), то фраза - «сын хазарского царя», вполне может говорить про совместный военный союз хазар и аккинцев. А не в прямом смысле о сыне. Касаемо осетин, то как уже было приведено в этом труде, коренной горный аккинец и потомок Воккхала-Пулы, (одного из предков аккинцев и основателя общества горных аккинцев), оказался носитель G2, в осетинском днк проекте (OSSETIAN DNA PROJECT) данная гаплогруппа составляет чуть ли не 80% народа. Фамилии - Басаев, Марзоев, Галоев, Бязров, Абаев, Камболов, Биазров, Дударов, Бекузаров, Рамонов и другие. Есть у осетин и J2, но поменьше. В чеченском же днк проекте (CHECHEN-NOAHCHO-DNA-PROJECT) есть и чеченские J2 и чеченские G2. Там же есть и аккинцы и L3 и J2 и G2. В общем, вкратце, если как пишут чеченские историки Тесаев и Баширов, что аккинцы это аланы, а в том числе если следовать, что Уобос это Вяппий, то мы можем допустить, что осетины безусловно потомки алан, «как гласят их предания», только вот не иранских алан, а скорее они потомки аккинских кавказских алан, были потомки аккинского племени, но перешли на иранский язык. Данную версию правда вряд ли воспримут многие осетины, ведь им многие годы вбивали в голову что они иранские аланы осевшие на Кавказе. В тоже время крупнейший учёный генетик Олег Балановский объяснял, что осетинский генофонд абсолютно северо-кавказский, ничего иранского там нет. (ИСТОЧНИК - Сайт - Генофонд.рф. Статья - Олег Балановский: Не надо «аланское одеяло» перетягивать на себя.) Рассказ от аккинца - Наш тайп, лам-аьккхий, по преданиям основал Воккхалан-Пулад, он предок в основном горных аккинцев, они расселились по всей Чечне, основали аул Валарг и другие. У аккинцев в целом и горных и ауховских несколько предков, Воккхалан-Пулад, Акмер, Дудар, Мед, они известны давно. Как я слышал, нашхоевцы происходят от горных аккинцев, Нашха было место, куда многие чеченские рода ушли укрывшись от войск Тамерлана, затем они стали возвращаться, от того и пошли предания, что Нашха прародина чеченцев. Туда ушли и нашхойцы. От нашхоевцев не произошли все чеченцы, как принято считать, какие-то вполне, но не все, по нашим данным сами нашхойцы являлись горными аккинцами, они вышли от нас и являются очень близким нам обществом. Аккинцам всем в целом близки нашхоевцы, малхистинцы, орстхоевцы, чеберлоевцы и многие другие. Ну в целом мы близки со всеми чеченцами, мы одно целое. Ингушами себя мы никогда не называли, даже наоборот, с галгай у нас были столкновения, причём жестокие, правда аккинцы и с чеченцами тоже иногда враждовали, в целом это были обычные старые столкновения селений, всё как у всех, не вижу в этом трагедии как некоторые. С ума сходить из за этого ни к чему на мой взгляд. То что горные аккинцы в древности заселяли небольшую территорию абсолютное враньё, наше общество было большим, военизированных людей хватало. Аккинцы горные жили почти во всех в горах Чечни, занимая огромные территории. Повторюсь, галгай мы себя никогда не называли, что сегодня пытаются перевернуть и преподнести как истину, аккинцы чеченцы, как горные так и ауховские, до единого. Кстати, раньше многие чеченцы говорили, что их прародина не Нашха, а Лам-Аьккха, наверное не с проста это. Конечно, в горах Ингушетии аккинцы тоже жили, поэтому связи есть, но то, что сегодня утверждают некоторые, что всё аккинское общество это якобы ингуши, галгай, это уже к психиатру надо. Горные аккинцы жили в горах Ингушетии, безусловно есть их потомки в Ингушетии, но аккинцы, горные и ауховские, это чеченцы. Кстати, в аккинском языке, как и в целом чеченском, фонема ф вообще отсутствует, которая в ингушском языке сильно присутствует, причём они утверждают, что эта фонема их коренная природная и она не является заимствованием из осетинского, они говорят наоборот, осетины от них переняли данную фонему. Впрочем, фонемы - В, Ф, не важно, могут меняться, трансформироваться с течением времени, как и сам язык. Есть данные, что Фяппий в Ингушетии, это потомки Вяппий, есть аккинский чеченский тайп Вяппий, он же Вабой, у него несколько названий, Вяппий, Вабой, не важно, по нашим данным, Вяппий, основали в Ингушетии - Фяппий. Ингуши же говорят, что это от Фяппий произошли Вяппий, в общем у них своя точка зрения, у нас своя. Не хочу спорить, у нас другие про это предания, у них свои. Кстати об осетинах, по некоторым данным горные аккинцы ранее занимали и практически всю горную Осетию, я больше чем уверен, у многих осетин есть аккинские корни, это скоро будут подтверждать днк исследования, дело лишь времени, когда произошёл переход их на иранский язык это уже вопрос другой. Тот же древний грузинский историк Леонти Мровели, в своём произведении Жизнь Картлийских Царей, пишет, что царь хазар дал Уобосу, (Уобос это аккинцы Вабой по некоторым данным), часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети, что была частью удела Кавкаса. Если Уобос это действительно Вабой, ну тут как бы очевидно, что есть потомки аккинцев в Осетии. То, что про него в том числе пишется, что он сын хазарского царя, слушайте, так можно сказать и про союзную армию и про чего угодно. Или вы правда думаете, что Уобос, это в прямом смысле некий сын царя хазар и предок всех осетин, как вы это представляете вообще? Выходит один некий Уобос засел в Осетии и стал там правителем, один, а потом он бац! И породил целый многотысячный народ. Это как вообще? Вы сами то верите в такое? Или говорят некоторые сегодня, Уобос предок осетин и армия осетин пришла в составе хазар, хорошо, но это как? Вы сможете один стать отцом и взрастить целую армию? Один? На мой взгляд термин Уобос связан с каким-то племенем, вполне возможно, что Уобос это Вабой. Аккинцы как горные так и ауховцы наряду с другими чеченцами приняли участие в долгой большой и кровавой кавказской войне против царских войск, они составили сопротивление имамата Шамиля. Имамат Шамиля был известной военной силой противостоящей царским войскам. Там были чеченцы, аварцы, осетины, даже русские и поляки, вставшие на сторону горцев. (Кстати, про такой состав имамата Шамиля на Кавказе до сих пор знают многие.) Аккинец продолжает - Наши предки, по некоторым данным, действительно и жили в горах Осетии и осели многие собственно там же, в Осетии. К тому же, да, очень авторитетный чеченский генетик Хусейн Чокаев, как вы сказали, опубликовывал информацию, что чеченец, коренной горный аккинец, житель села Валерик, прямой потомок Воккхала-Пулы, исторического персонажа и одного из основателей горно-аккинского общества, оказался носитель гаплогруппы и субклада - G2a1. Тоже самое было обнаружено у Дударова в Осетии, потомка исторического аккинца Дудара и выходца из Чечни, - G2a1. (СМОТРИТЕ ИСТОЧНИК - Grommus > Чеченская Республика > Чеченцы > Тейпы > Аьккхий - «Дарьяльское ущелье — принадлежало чеченцам Дударовым».) Аккинец продолжает - В осетинском днк проекте, если посмотреть, данная гаплогруппа и субклад доминирует очень сильно, почти 80% народа, я думаю, что эти G2a1, как раз и могут быть связанны с аккинцами. А так конечно, быть может и не только они, у аккинцев не один по преданиям предок, поэтому и гаплогруппа и субклад могут быть не одни. Ну собственно в чеченском днк проекте это и видно, аккинцы есть и G2 и J2 и L3, ну и так далее. (СМОТРИТЕ ИСТОЧНИК - CHECHEN-NOAHCHO-DNA-PROJECT). Аккинец продолжает - В осетинском днк проекте эти G2a1, на мой взгляд, повторюсь, сугубо на мой взгляд, могут быть как раз связанны с теми аккинцами осевшими в Осетии, я думаю скоро днк ветви будут это подтверждать, в Осетии безусловно должны быть аккинские корни, аккинский след. J2 в осетинском днк проекте вероятно тоже аккинский след. (В днк проекте Осетии G2a1 это - Басаев, Моргоев, Хадарцев, Макоев, Бязров, Абаев, Камболов, Биазров, Дударов, Бекузаров, Габараев, Рамонов, Малкаров, Дидаров и другие. СМОТРИТЕ ИСТОЧНИК - OSSETIAN-DNA-PROJECT). Аккинец продолжает - Я считаю осетинским историкам надо не стремиться в Иран, а обратить особое внимание на изучение аккинцев. Кстати, касаемо народа двалов, известных в научных источниках, разные есть версии, грузинский историк Вахтанг Гамрекели писал, что эти двалы, были родственны вайнахским племенам, ну проще говоря чеченцам. (ЭТО ИСТОЧНИК - Вахтанг Гамрекели. Двалы и Двалетия в I-XV вв. н. э.) Аккинец продолжает - Ну так вот, мы и здесь обнаружить можем аккинский след! Горные аккинцы знают, что были такие горные аккинцы рода таалы, они вроде жили недалеко от ялхоройского аула, на мой взгляд аккинцы рода таалы, очень похожи на тоже название - двалы. Таалы - двалы. Как бы, часть их могла мигрировать и этих аккинцев рода таалы, грузины могли называть - двалы. Если я ничего не путаю конечно. Вы меня тоже поймите, всё абсолютно я знать не могу, к тому же, знаете сами, во время разных войн было уничтожено и утеряно гигантское множество документов по нашей истории, больше чем уверен, если бы не эти события, знали бы мы гораздо больше сегодня. Слышал и то, что после нашествия войск Тамерлана, чеченцы аккинцы и другие чеченцы, вместе с кавказскими народами сильно сократились в численности, особенно сократилось в численности аккинское общество, а также наши близкие братья орстхоевцы, в какой то период вражда галгай и аккинцев разгорелась настолько, что аккинцы так рассвирепели, что галгаевцам пришлось строить башни не только от разных захватчиков, но и в том числе и для обороны от аккинцев. Противостояние аккинского и галгаевского обществ длилось долго. Конфликт включал разное, ну во первых, галгай сами нападали, к тому же шла борьба между аккинцами и галгай и за Дарьял, ну и так далее. Аккинцы вообще были и без того не робкие ребята, а вражда с галгай и прочие события делали аккинцев ещё более свирепыми. Это и вынуждало, по некоторым данным, в итоге, галгаевцам строить башни и от аккинцев. Не было спокойно и внутри аккинского общества, без междоусобиц и там не обходилось. Знает земля аккинцев в общем много противостояний, уж поверьте. По своему характеру и нраву в целом аккинцы схожи с другими чеченцами. В давние времена, аккинцы были свирепое племя. Есть легенда, что в аккинском селе Зенгали произошла однажды кровавая резня между аккинцами. Одни аккинцы там сильно возгордившись, стали брать плату за проезд через их территорию, другими окрестными аккинцами данное положение было воспринято враждебно. Однажды недовольные всем этим и разозлённые аккинцы ворвались в Зенгали и там произошла резня между аккинцами. Это была межродовая война, междоусобица в едином племени аккинцев. После этой схватки и резни в Зенгали по некоторым данным, выжил всего один аккинец, он попросил помощи у орстхоевцев. Его приняли орстхоевцы и спустя много времени этот аккинец зенгалоевец с целой дружиной напал на тех аккинцев, которые в давней резне уничтожили его село. На этот раз в резне победил аккинец зенгалоевец и его дружина, но те аккинцы, которые были подвержены нападению, тоже частью выжили. Вроде у них в живых также остался всего один аккинец. Спустя время совет старейшин примирил этих аккинцев, они померились и каждый из них продолжили свой род, вернее, они стали восстанавливать их заново. От них стали рождаться сыновья, пошло восстановление родов этих двух аккинцев. В давние времена аккинцы часто тренировались, обучение военному делу было важным. На боевых площадках происходили разные тренировки и турниры. Времена были неспокойные, набеги кочевников, междоусобицы и так далее. Тут хочешь не хочешь, нужно было расти бойцом. По поводу тайпа ваштарой хотелось бы тоже сказать, есть про большие связи аккинцев и вашандароевцев предания, вплоть до того, что аккинцы чуть ли не были основателями тайпа вашандарой, но эти данные требуют уточнений. (ИЗ РАССКАЗА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ТАЙПА ЛАМ-АЬККХИЙ) Стоит добавить, - Чеченский историк А. Адилсултанов, в газете - Грозненский рабочий, выпуска 19-ого апреля, 1990 года, написал научно-историческую статью, посвящённую ауховцам, он писал - В научной литературе аккинцы (ауховцы) известны со времён установления русско - чечено - ингушских связей (XVI—XVIII вв.), а также по отрывочным сведениям об Аухе и его жителях XVIII—XIX вв. В то же время нет ни одного исследования по истории этой этнической группы до XVI века и создавалось впечатление, будто до указанного периода её не существовало. Но это далеко не так. Аккинцы (ауховцы) являются, одним из крупных подразделений чеченского народа, сложившимся в результате, долгого исторического развития. В настоящее время они проживают на территории современного Дагестана — в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Баба-Юртовском районах. Сами же аккинцы (ауховцы) сохраняют своё этническое самосознание, выделяясь в отдельную этнотерриториальную группу. В настоящее время их насчитывается более 70 тысяч человек. Вообще наиболее ранние сведения об аккинцах-ауховцах относятся к началу нашей эры. Большим подспорьем могут служить, по нашему мнению, результаты археологических исследований, проведённых во второй половине 60-х годов экспедицией Ленинградского госуниверситета под руководством А. В. Гадло на территории Ауха. Памятником для раскопок были выбраны остатки крепости, называемой аккинцами (ауховцами) — «Г1азар-Г1ала», что соответствует тюркскому — «Къазар-Къала», (т. е. — Хазарская крепость). Характеризуя этот памятник, А. В. Гадло пишет, что он «представляет собой типичный рядовой комплекс, включающий остатки городища, насыщенный керамикой, аналогичной для большой группы бытовых памятников Восточного Предкавказья». Городище, по мнению учёного, просуществовало до конца IX века, что совпадает со временем максимальной хазарской экспансии на Северном Кавказе. Выделяя время активного существования памятника с 1-ого века до нашей эры по VIII — IX века, А. В. Гадло отмечает, что именно — «...в этот период могло возникнуть у бытовавших в верховьях реки Ярыксу вайнахов название урочища — Г1азар-Г1ала, определившее место хазарского укрепления, которое контролировало дорогу из степи в горы». (То есть учёный археолог Гадло отмечает, что крепость относится к началу нашей эры, а в тоже время крепость существовала и в период хазарской экспансии на Кавказ, как раз именно в это время по мнению учёного археолога Гадло, жившие там вайнахи дали название этой крепости - «Г1азар-Г1ала», название как - определившее место хазарского укрепления. Тоже самое подмечает чеченский историк Адилсултанов, аккинцы-ауховцы называют данную крепость - «Г1азар-Г1ала», что соответствует тюркскому — «Къазар-Къала», (т. е. — Хазарская крепость). То есть, обитание чеченцев аккинцев-ауховцев по данным археологии в начале нашей эры и во время хазарской экспансии на Кавказ, в историческом ауховском районе не вызывает сомнений. Аккинцы-ауховцы во время начала нашей эры там проживали и проживали даже во время нашествия хазар и дали название хазарской крепости.) Далее Адилсултанов пишет - Заселённость этой территории к началу нашей эры не вызывает сомнений. Это подтверждается и наличием здесь культурного слоя местных аборигенов. Немногочисленные археологические исследования, проведённые на территории Ауха, свидетельствуют о беспрерывности оседлых традиций населения данного региона. В источниках V—VI веков мы также находим свидетельства об аккинцах (ауховцах). Так, сирийский источник — «Хроника Захария Ритора», в числе 13-ти народов Северного Кавказа называет и племя — «аугар», под которым можно видеть — аккинцев-ауховцев: — «ауг», — «аух», «ар» — суффиксы множественного числа. В середине VI века наследный принц персидского престола Хосров I Ануширван строит на Кавказе 360 крепостей и городов в качестве пограничной полосы против нескончаемых набегов кочевых племён из Поволжья и Северокавказской низменности. Среди этих крепостей и городов названы - «Гилян», «Кашан», сюда же переселено и племя - «маскат» или - «москат». Ни в Закавказье, ни на Северном Кавказе, нет местностей, хотя бы отдалённо напоминающих названия этих крепостей или же - племени. Единственным исключением из этого является - Аух, на территории которого встречаются все три названия сразу. Эти названия до сих пор существуют в названиях населённых пунктов: - Гилян, Кешен, Мескеты. Все три населённых пункта, расположены в предгорной полосе Ауха, в стратегически выгодных точках, как бы прикрывая проход в горы. (Таким образом мы видим что по письменному источнику «Хроника Захария Ритора» в начале нашей эры упоминается местность исторического ауховского района, естественно, исходя из чеченских преданий и в целом, существование там аккинцев-ауховцев в это время не вызывает сомнений. Даже судя по всему аккинцы-ауховцы в какой-то период вместе с персами отбивали набеги кочевых племён из Поволжья и Северокавказской низменности.) Далее Адилсултанов пишет - Новое свидетельство об аккинцах (ауховцах) приносит нам период арабских походов на Северный Кавказ, в частности, описание похода арабских войск под предводительством Мервана ибн Мухаммеда против войск Хазарского каганата (735 — 736 гг.). В описании похода есть такой отрывок: «После взятия «Кеше» и разрушения «Хасни—Хиснумма», Мерван двинулся в сторону Сермер, Сермез или Серм...». Пройдя Дарьял, Мерван мог пройти через плоскостную либо предгорную часть современной Чечено-Ингушетии. Затем он должен был пройти к области «Сермер» или «Сермез», под которыми исследователи видят Нагорный Дагестан. Добраться же до «Сермера», он мог только через Аух, что полностью согласуется с упоминанием «Кеше» и «Хасни—Хиснумма», как населённых пунктов Ауха. Период от окончания арабских походов до начала монголо-татарского нашествия вполне может соответствовать, по нашему мнению, времени наибольшего освоения Терско-Сулакского междуречья, которое акинцы называют Паана-Мохк. (Благодатная, необитаемая земля.) И так, начало нашей эры, согласно письменным и археологическим сведениям, застаёт аккинцев (ауховцев) в Терско-Сулакском междуречье. Но под натиском кочевых племён часть жителей Ауха поднимается в предгорья и горы Ауха и Ичкерии. Другая же часть уходит в горы Чечни и Ингушетии — (район Нашаха). Население Ауха, таким образом, оказывается разделённым, надвое. В грузинском источнике начала XI века в числе местностей Нашаха упоминается и местность Ламаки (Лом-акки — Горная Акка). В период между седьмым, — серединой восьмого веков и после арабских походов, (конец восьмого, - девятого веков,) часть аккинцев из Горной Акки могла вернуться в Аух. Именно здесь они получили от хазар имя — «г1ачалкъой» — «ушедшие когда-то, но вернувшиеся». К периоду IX — XII вв. мы и относим оформление на территории Ауха двух крупных обществ. Аккинцы, расселившиеся между Сулаком и Аксаем стали называться «пхьарчхой» (парчхоевцы), а их территория «Пхьарчхошка - Аьккха» или «Ширча-Аьккха» (Старая Акка). Расселившиеся между Аксаем и Сунжей - Тереком — «г1ачалкъой» (гачалкоевцы), а их территория — «Г1ачалкъа - Аьккха» или же просто «Акка». Таков, по нашему мнению, процесс расселения аккинцев (ауховцев) в Терско-Сулакском междуречье. О последующих же событиях XIII—XIV веков сохранились уже более обширные сообщения в ауховских хрониках и свидетельствах летописцев похода Тимура. Поэтому, подводя - итог всему сказанному мы не можем согласиться с довольно устоявшимся в современной исторической науке мнением, согласно которому Терско-Сулакское междуречье было заселено аккинцами (ауховцами) только в XIV—XVI веках. Это не соответствует, на наш взгляд, истине. (Более подробно смотрите труды - А. АДИЛСУЛТАНОВ. Газета - Грозненский рабочий. 19-ое апреля, 1990г. Статья - БЛАГОДАТНАЯ ЗЕМЛЯ ПААНА - МОХК. Так же эту газету вы можете найти на сайте - АККА Чеченцы-аккинцы. Статья - БЛАГОДАТНАЯ ЗЕМЛЯ ПАННА-МОХК.) В данной научной и довольно сложной статье, если говорить вкратце, а в том числе проще, речь идёт о том, что аккинцы-ауховцы на самом деле обитали в историческом ауховском районе ещё примерно в начале нашей эры, они уходили в «Горную Акку» затем снова возвращались и так далее. То есть, аккинцы-ауховцы на самом деле обитали в историческом ауховском районе ещё примерно в начале нашей эры, а не появились там только в районе 15-ого и 16-ого веков, как считают некоторые историки. Чеченский историк З. А. Тесаев, в своей статье описывает рассказ аккинца Х. М. Эльмурзаева, который записывал Ю. Ш. Товбулатов. Ю. Ш. Товбулатов: - А как стал ваш предок Воккхалан Пулад вождём общества, что рассказывали ваши старшие об этом? Х. М. Эльмурзаев: - Когда он вернулся в Чечню, он жил в неприступной башне в Акки. Во главе своей дружины он делал набеги. Воккхал потерял к старости многих близких и всех воинов, он решил жениться на дочери вождя аула Вауги. Тот ему отказал, сказав, что ему не нужен человек, который потерял свои земли и занимается набегами. Вождь Вауги был недоволен. Воккхал совершил однажды набег на Вауги, но, потеряв много людей, ушёл. Затем в одном из набегов он украл дочь вождя Вауги с целью женитьбы. Вождь Вауги объявил ему кровную месть. Несколько лет Пулад делал набеги на Вауги и окрестные селения, а те делали набеги в отместку. Эта вражда надоела людям, тогда старшие обратились к Терлоевцам, Нашхоевцам и Чантийцам, чтобы они, как третья сторона, примирили враждующие роды в Акки. Но вождь Вауги категорически не хотел идти на уступки. Вауга было главным поселением Акки. Сыновья вождя Вауги погибли. Однажды в Вауге проходил турнир, в этом турнире победил Воккхал, метнув дальше всех стрелу; приглашённые старейшины Чантий, Нашхой и Терлой примирили враждующие стороны и вождь Вауги вынужден был прислушаться к мнению старейшин, но условием вождя было, чтобы Воккхал Пулад пришёл к нему и тот изобьёт его. Пулад принял эти условия и для примирения дал себя избить палкой. С тех пор Воккхалан-Пула стал возглавлять набеги со всей Акки. Земли Акки стали пустеть, люди умирали от ран и голода. Воккхалан Пула решил объединить силы с родом Акхберга-Шовхала; сваты попросили дочь Воккхала для Миэдхана. Акхберг со своими людьми и дружиной заселили Кей, до этого он жил в Геличу. Воккхалан Пулад пытался закрепиться в Дарьяле, но местное население и грузины вытесняли его. Он потерял много людей и единственного брата. Затем много раз Воккхалан Пула пытался вернуть земли, где сейчас стоят сёла Гехи, Валерик, Ачхой-Мартан. Набеги делали Аккинцы Дудар и Лорс. Ю. Ш. Товбулатов: - О каком Дударе идёт речь? Это исторический алдар Дудар? Х. М. Эльмурзаев: - Да, тот самый. Его род и дружина переселились из Акки в Дарьял, когда-то наши предки контролировали часть Дарьяла, Кассирское ущелье, Ирон и Санибу (по всей видимости, речь идёт о сфере влияния Дударовых). Насколько это правда, я не могу точно сказать, но люди рассказывали, когда я был ещё мальчиком. Дудар был очень богатым человеком и воины его были хорошо обучены, вооружены и преданы ему. Он нападал на жестоких князей, распускал их людей, забирал богатства, оставляя им часть, тем самым, показывая уважение к врагам. В каждом обществе, которое враждовало с Чеченцами, он делал набеги и возводил башни, чтобы укрыться в случае внезапного нападения. Его путь из Акки в Дарьял был нелёгким. Родовая башня Дударовых находилась в ауле Ткиста (Ткъийста). Это были очень мужественные люди. Воккхалан Пулад, Дудар и Акхберг спасли людей Акки от взаимного истребления и сумели укрепить своё общество, наладить дружеские отношения с соседними обществами, выдержали голод и оттеснили пришлых князей. Они боролись за свой народ, как и все Нохчий. Чтобы не прослыть, что Аккинцы страдали от голодной смерти, наши предки делали по нескольку набегов на врагов, занявших наши земли; одни нападали на воинов, другие отбивали скот и лошадей. У людей были деньги и золото, но не хватало еды, не хватало прокорма лошадям. Представьте себе, что Чеченец, чтобы выжить, должен был зарезать свою лошадь. Лошадь для Чеченца была всем. (ИСТОЧНИК - Статья - ТЕСАЕВ З. А. ОБЛАСТИ АККА И ТЕРЛОЙ В МАТЕРИАЛАХ Ю. Ш. ТОВБУЛАТОВА. КОНЕЦ 14-ого, НАЧАЛО 16-ого ВЕКА.) Как можно видеть, древние чеченцы аккинцы формировались в постоянной борьбе, не была их история простой и без проблем. История настоящая, вообще часто не бывает идеальной и пафосной, она полна множества проблем, ошибок и прочего. Древние чеченцы аккинцы враждовали и между собой и с теми кто нападал на них, пережили голод, внутренние кровопролитные междоусобицы и такие же схватки с врагами. Так они формировались, так жили в глубокой древности чеченцы аккинцы, не проста была их история. В менее древние времена наряду с другими чеченцами и народами аккинцы выступили и на войне против царских войск.


Рецензии