Два года войны

Сегодня так же пасмурно, как два года назад, когда вдруг круглосуточно стали гудеть в небе невидимые за сплошными тучами военные самолёты.

Думала об этих двух прошедших годах и ничего не придумала лучше старых строчек Юрия Левитанского.

Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне —
она участвует во мне.

И никак не спрятаться, некуда.

Это моя любимая цитата из диалога двух любимых академиков, лекции обоих слушала в Питере живьём, Льва Гумилёва и Александра Панченко:

 - Хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался.

В свою очередь эта цитата из Скорбных элегий/ Писем с Понта Овидия: Bene qui latuit, bene vixit.

Латхэ виос - живи незаметно!

Верь мне: благо тому, кто живёт в благодатном укрытье,
Определённых судьбой не преступая границ.

Благодатное укрытие, как красиво.

Привычнее "благодатный Покров".

Но укрытие тоже хорошо.

В библиотеке на буккроссинге сегодня снова не могла пройти мимо, и вместо того, чтобы потихоньку дома чистить закрома, ещё одну книгу притащила домой, из-за названия.

"Животные-герои", Сетон-Томпсон.

Если бы я была писателем, то написала бы книжку про деревья. Потому что это они настоящие герои, когда просто стоят и растут, не сходя со своих мест.

Я так не умею, и мне кажется, что в последние годы не расту, а усыхаю и уменьшаюсь: ничего не хочу, ни о чём не загадываю, живу одним днём, прошёл - и слава Богу.

Не получается год за годом расти, не сходя со своего места, как у деревьев.

Процитирую частное письмо:

"Свобода дорого стоит, человек не робот, в нем нет кнопки "выкл", и если человек избирает зло - Бог не может его остановить.

Извне не может, только изнутри, через совесть, врождённую, изначально встроенную в человека способность различать добро и зло.

То есть невинных злодеев нет, человек знает, когда творит зло, и делает это, заглушая в себе голос Божий - совесть.

Может заглушить совсем, и тогда это уже не человек, ничего человеческого в нём не осталось. Это цена свободы: можно выбрать жизнь, можно погибель.

Не буду врать, что я понимаю, почему так всё устроил Творец, я бы на его месте предусмотрела кнопку "выкл" для запредельного зла.

Но поскольку есть и смерть отдельно взятого человека и конец человечества - апокалипсис и Страшный суд, то у Бога всё-таки есть эта кнопка, а если бы она была у нас, то давно бы все друг друга "выкл".

Не знаю, убедила ли своего корреспондента, если даже себя не очень, но других утешительных слов не нашла.

А кто их знает - завидую.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.