Давняя дружба

НИКОЛАЙ АБРАМОВИЧ ВОЛОДАРСКИЙ. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ. Родился 21 сентября 1914 года в Елисаветграде, Украина (ныне Кропивницкий). С 1924 года жил в Запорожье, окончил фабрично-заводсткое ученичество, после чего работал слесарем на заводе "Коммунар". С 1933 года проживал в Москве, работал в редакции различных газет, а в 1934 году поступил в литературный институт им. Горького. В 1935 году вернулся в Запорожье, был журналистом местных газет. Арестован в 1940 году. 25 декабря 1940 года по ст. 54-10 УК УССР был приговорен Запорожским областным судом к 10 годам ИТЛ и 5 годам поражения в правах. Срок заключения отбывал в Печорлаге, Севдвинлаге (на январь 1942 года),с октября 1942 года - в Ухтижемлаге. Был освобожден 28 мая 1950 года, после чего направлен на поселение в с. Усть-Ухта Ухтинского района Коми АССР. Работал нормировщиком в тресте "Войвожнефтегазразведка". После снятия со спецпоселения остался в Коми АССР. Во второй половине 1950-х годов работал ответственным секретарем редакции районной газеты "Новая Печора" (г. Троицко-Печорск), корреспондентом Коми радио по Ухтинскому и Троицко-Печорскому районам. В 1960-е годы был старшим редактором Ухтинской городской студии телевидения. Член Союза писателей СССР (1964), автор десяти поэтических сборников. Руководил литературным объединением в г.Ухте. В 1988 году стал одним из основателей Ухто-Печорского общества "Мемориал". Заслуженный работник культуры Коми АССР (1990). Умер в Ухте 7 февраля 1992 года.
ВЕСЛЯНА

Есть такая станция - Весляна.
Первый раз я там сошел весной.
Есть на свете девушка Светлана,
Но не ласкова она со мной.

Под откос летит мое усердье.
Никого я,кстати,не виню...
В боковом кармане,возле сердца
Фотографию ее храню.

Снится мне веселая Светлана,
А любовь сильней к ней и сильней.
Есть такая станция - Весляна,
Но не все наслышаны о ней.

Я ж бывал там и зимой,и летом.
Хороша лесная сторона!
Очень нравится мне имя Света
И слова "Весляна" и "весна"...

* * *
Какая солнечная ночь!*
Весна запропастилась где-то,
И сразу к нам ворвалось лето,
Условности отбросив прочь.

Прошла пора снегов и вьюг,
Не скоро зашумят метели…
И птицы словно ошалели –
Всю ночь восторженно поют.
*В Ухте белые ночи

МОРОЗ

Полюбились ему
И леса, и озёра
Раньше всех
К нам на Север, пришёл.
И рисует на окнах моих
Узоры
Светло-синим
Хрустальным карандашом.

РАДУГА НАД ПЕЧОРОЙ

Только что отбарабанил ливень,
Просветлели улицы села.
Над Печорой, над рекой былинной
Озорная радуга взошла.

Мы давно желали этой встречи,
Подождут серьёзные дела,
Подхватила радуга Заречье
И районный центр приподняла.

Кто бы думал, кто бы смел помыслить?
А ведь правда! Шумною гурьбой
Мы повисли, как на коромысле,
Восхищаясь небом и землёй.
1960 г.


Я предложил читателям короткие стихи поэта. Но о его драматичной судьбе написаны и более глубокие и яркие стихи. В интернете, к сожалению, нет его опубликованных подборок. Стихи Николая Володарского надо оцифровывать и ставить в социальных сетях. Я, по сути дела, первым занялся этим.
Я бывал в гостях у Николая Абрамовича в начале семидесятых годов, когда работал на Севере и часто оказывался в Ухте. И в 1989 году тоже посетил поэта в его доме, когда приезжал к Михаилу Ильину, который жил в этом же городе. В этот раз Николай Абрамович подарил мне свой сборник стихов "Свет памяти". Он отечески относился ко мне, поддерживая моё творчество. Однажды он позвал меня на занятия своего литобъединения при газете «Ухта», где я читал свои стихи. А в 1989 году в городской газете написал о моем приезде и опубликовал подборку моих стихов.
Вспоминаю о нём с глубоким уважением. Сергей Каратов


Рецензии