Моя мама

                МОЯ МАМА

      Моя мама — идеальный телезритель, а раньше, когда глазки были лучше, она была еще и идеальным читателем. Сейчас ей под девяносто, но она по-прежнему активно воспринимает все проявления жизни, будь то печаль или радость. Она внимательно следит за здоровьем своих уже не молодых детей, советует какие лекарства можно применить в том или ином случае. Не остаются без внимания и наши дети, ее взрослые внуки, она переживает, как у них складывается учеба, работа, отношения с другими людьми. Пошли правнуки — и это тоже её волнует, все ли мы хорошо делаем. Вообще, она до сих пор переживает: правильно ли я перехожу дорогу, достаточно ли тепло одеваюсь, как у меня дела на работе. События в стране, особенно трагические, она воспринимает непосредственно, кажется, она сама испытывает боль, как и пострадавшие люди. При всем этом мама сохранила ясность ума, здравую рассудительность и не потеряла энергию к жизни. Особенно интересно это наблюдать когда она смотрит очередной телесериал. Она  полностью погружается в действие, так сказать,  живет жизнью героев. Все их чувства и переживания она воспринимает близко к сердцу, с негодованием на коварных и злобных, сочувствуя слабым и обиженным. Вот почему она идеальный зритель; её доверие автору безгранично, а все картинки на экране ей представляются как реальные события из жизни. Кто снимает эти фильмы, может быть доволен – он доставил огромное  удовольствие моей маме, впрочем, и многим другим таким же идеальным зрителям. Лишь в самом конце, постепенно приходя в себя от увиденного, она как бы отмечает, что в жизни такого не бывает, но все повторяется с новым фильмом.
      Нет, мы не такие. Мы даже не смотрим фильм, а как бы рассматриваем его под микроскопом. Какие актеры снимались, кто режиссер и какие новинки он применил. Зачем введена та или иная сцена, как простая связка двух других, или в ней заложен тайный смысл для понимания дальнейшего? Как и под каким ракурсом, оператор снял данный эпизод и так далее. Нет, мы не смотрим фильм, а постоянно анализируем, все проверяем  своим < верю - не верю >. Мы сразу ставим оценку просмотренной сценке, практически не испытав  той гаммы чувств, которую авторы хотели в нее вложить. Такая отстраненность, быть может,  признак развитого ума, но как жаль, что наши эмоции становятся такими бедными; и вот мы уже почти разучились плакать, да и смеяться тоже. Спектр наших эмоций все больше суживается, исчезает восхищение и сочувствие, радость и гнев, а остается какая-то неудовлетворенность и обыденность. Возможно, это свойство нашего поколения, выросшего во второй половине двадцатого века, знающего о тяготах жизни в основном из книг и фильмов. Поколение моей мамы испытало все < прелести > двадцатого века: голод  и разруху, лихолетье войны, послевоенные трудности и радость въезда в свою первую отдельную квартиру. Остается только восхищаться этими  людьми, вместившими в свои судьбы столько событий. Закрываю глаза и вижу, как моя будущая мама почти двенадцатилетней девочкой идет в школу в соседнее село в первый класс и ведет с собой ватагу малышей, как самая старшая. Дорога – несколько километров по снежной целине, но желание учиться во вновь построенной школе так велико, что не стыдно ни возраста своего, ни плохонькой одежонки. Потом был техникум, где учиться было трудно, а за плохие оценки лишали  продуктовых карточек, что было равносильно отчислению. Хорошие учителя помогли старательной девушке, и к окончанию учебы она бойко отвечала по всем предметам, Потом была работа, поиск своего места в жизни. История моей мамы отражает всю историю нашей страны, как море отражается в капле воды. Произошел качественный скачок, выросло множество людей, наделенных знаниями, могущих уже не только руками добывать хлеб насущный. Новые люди становились врачами, учеными, руководителями, учителями, бухгалтерами. Моя мама стала одной из них. Судьба принесла новое испытание и стране и моей маме – началась  война. Об этом сложном времени можно говорить очень много, но можно просто вспомнить рассказы своих родителей, которые сохранились в памяти у многих. Прошли и эти страшные годы и появились на свет мы, дети нашей мамы. Это была уже другая история, полная забот и тревог о своих птенцах. Круговорот жизни не имеет остановки; поколения людей родятся, живут и уходят, оставив свой след на земле, навечно вписав свою страничку в книгу Мира. Моя мама частичка своего времени, бурного, переменчивого, наполненного событиями, достойно прошла по двадцатому веку и вошла в новый век. Я трогаю её натруженные руки с шишечками на пальцах, так много видевшие работы. Вспоминаю её основную идею о том, что в жизни главное -  труд. Это идея человека, привыкшего к тому, что все в нашей жизни создается трудом, а не какими-то хитросплетениями. Простота этого постулата отражает всю её жизнь и одновременно возносит до вершин вечных истин. Я завидую ей, однажды понявшей существо жизни и идущей по ней прямым путем без отступлений и оговорок. Завидую цельности её характера. Мы же, отягощенные множеством теорий и умонастроений всех эпох и цивилизаций, ослабленные леностью, бредем по жизни как в тумане, то спотыкаясь, то падая.
       Мама смотрит телевизор, внимательно и сосредоточенно, как идеальный зритель, но если вдуматься – как идеальный человек. Чтобы много чувствовать, надо много испытать. Испытав – не сломаться, тогда и к другим людям будешь относиться со вниманием, острее ощущать их проблемы. Так круг взаимосвязей замыкается, окончание одного становится началом другого. Наши чувства и ощущения, по сути, следствие наших шагов по жизни. Найти силы и сделать сильный шаг, может тогда весь мир вокруг изменится, а сама жизнь превратится из докучливой необходимости в цветущий сад. Мама, сын, сестра, семья – слова, имеющие огромную глубину. Каждый человек, соприкасаясь с этими понятиями, вносит свою грань, свой оттенок. Прочитав мои слова о моей маме, кто-то вспомнит что-то свое и напишет или произнесет свои слова, быть может, еще  лучшие.

               
                2002


Рецензии