Князь Василий III. Жёны. Наследник. Законы

   Мотивы села Коломенское.1994 г.
   Полотно русского художника
   И.С.Глазунова

 На фоне облаков слева - Храм Вознесения.
 Свидетель жизни Василия III и его эпохи.   

  Иоанны III творят, Иоанны IV прославляют и нередко губят;
Василии сохраняют, утверждают державы, и даются тем
народам, коих долговременное бытие и целость угодны провидению.
   Н. М. Карамзин. «История государства Российского»

   ЧАСТЬ 2               
                КНЯЗЬ ВАСИЛИЙ III. ЖЁНЫ, НАСЛЕДНИК, ЗАКОНЫ
               
   В первой части повествования о царе и государе всея Руси Василии Иоанновиче III (1479-1533) я уже рассказала о том, как он присоединил к Московскому княжеству Псковскую республику.  Также о том – почему объединение славянских земель было важно для зарождающегося нового государства на Земном шаре – Руси (Руссии).
    Они служили такой же защитной стеной от врагов, как монолитная стена с бойницами вокруг Московского кремля, и подобных городов-крепостей в других уделах.   
   Потом государь с многочисленной ратью освободил Смоленск от ига Литвы. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин о том великом событии написал так:
   «Сто десять лет находился Смоленск под властию Литвы. Уже обычаи изменялись; но имя русское ещё трогало сердце жителей, и любовь к древнему отечеству, вместе с братским духом единоверия, облегчили для Великого князя сие важное завоевание…».

                РЯЗАНЬ ХАНУ НЕ ДОСТАЛАСЬ

   Кто читает книги по истории, тот знает, что в Древней Руси князья имели, если можно так выразиться, длинный шлейф названий в титуле – перечислялись все уделы, которыми они владели. Василий III был не только Великим князем Московским.
   В его титуле, кроме прочих, в том числе и доставшихся по наследству от отца Ивана III, было и «Рязанский князь», но Рязань «ещё была особенным княжением», потому что существовали совладельцы. Такие остатки удельной системы не нравились государю. И были причины.

   Рязанское княжество в то время не имело правителя. Был малолетний наследник Иоанн, а «господствовала» в Рязани его мать – вдова, княгиня Агриппина. Она во всём повиновалась Василию III, «как верховному государю». Тихо и спокойно жили до тех пор, пока Иоанн не достиг совершеннолетия.
  Он решил сбросить с себя опекунство матери и Московского князя и «властвовать независимо, как его предки, старейшие в роде Ярослава I (Ярослав I Мудрый, сын Владимира Святославовича, Крестителя Руси – здесь и дальше в скобках мои уточнения – В. Ф.). Мало того, он выбрал себе в союзники Крымского хана и хотел жениться на дочери Магмет-Гиреевой.
   Понятна обеспокоенность Василия III, узнавшего о намерениях рязанского юноши. Древняя Русь ещё не успела прийти в себя после изгнания ордынцев и полного освобождения от татаро-монгольского ига (1480 г. «Стояние на Угре». Герой того великого события – его отец Иван III).

   Н. М. Карамзин рассказывает о бунте в Рязани и его последствиях весьма эмоционально:
   «Государь велел ему быть к себе в Москву: князь Иоанн долго не ехал; наконец, обманутый советом знатнейшего боярина своего, Симеона Крубина, явился пред Василием, который, уличив его в неблагодарности, в измене, в дружбе с злодеями России, отдал под стражу, взял всю Рязань, а вдовствующую княгиню Агриппину сослал в монастырь.
  Сие случилось в 1517 году.

   Когда Магмет-Гирей шёл к Москве, князь Иоанн, пользуясь общим смятением, бежал оттуда в Литву, где и кончил жизнь в неизвестности.
   Таким образом, около четырёх столетий быв отдельным, независимым княжением, Рязань вслед за Муромом и за Черниговым, присоединилась к северным владениям Мономахова потомства, которые составили Российское единодержавие.
   Она считалась тогда лучшею и богатейшею из всех областей Государства Московского, будучи путём нашей важной торговли с Азовом и Кафою (то, что ныне Феодосия), изобилуя мёдом, птицами, зверями, рыбою и вообще столь плодоносная, что нивы её, по выражению писателей ХVI века, казались густым лесом.
   Жители славились воинским духом; их упрекали высокоумием и суровостию. Чтобы мирно господствовать над ними, Великий князь многих перевёл в другие области».
   В то время Василий III уже был женат. Дальше: когда и как стал мужем.

                ПЕРВАЯ ЖЕНА: СОЛОМОНИЯ САБУРОВА

   Ещё жив Государь всея Руси Иван III. Он уже не молод и не здоров. Конечно, правитель не мог не думать о продолжении рода и о наследниках престола.  Его старшему сыну (от второго брака) Василию уже 25 лет, а он ещё не женат. Отец решил подобрать сыну невесту из каких-нибудь иностранных принцесс.
   Не новость, что Рюриковичи брали в жёны девушек из других стран; на таковых же женили своих сыновей и за иностранцев выдавали замуж дочерей. Чаще – ради укрепления союзнических уз между Россией и другими странами.
   Но у Ивана III, подбирающего для Василия невесту из иных держав, были в тот момент другие соображения. На своём примере он знал, что происходит, когда правитель или наследник престола женится на девушке из своих.  Вся родня той девушки сразу же начинает задирать нос.

   Н. М. Карамзин об этом рассуждает так:
   «Политика осуждает брачные союзы государей с подданными, особенно в правлениях самодержавных: свойственники требуют отличия без достоинств, милостей без заслуг; и сии, так сказать, родовые вельможи, пользуясь исключительными правами, редко не употребляют оных во зло, думая, что государь обязан в них уважать себя, то есть честь своего дома.
   Нарушается справедливость, истощается казна, или семейственные докуки вредят драгоценному спокойствию монарха».

   Ивана III, наследника, первый раз женил отец, Василий II Тёмный, именно на своей подданной. Сначала семилетнего Ивана обручили с тверской княжной Марией; а в 12-ть лет их обвенчали. Мария родила сына, которого назвали также Иваном, но, чтобы не было путаницы, нарекли его Молодым. С тверской роднёй получилось всё так, как описано у Н. М. Карамзина.
   Став в 27 лет вдовцом, через какое-то время Иван III решил жениться вновь. И потому, что был молодым мужчиной. И потому, что негоже было государю не иметь жены.

   Ещё причина такая. Иван Молодой женился; стал отцом сына Димитрия. Но рано умер. И пока у Ивана III не было ещё сына, то Димитрий, внук государя, был наследником престола.
   Дед всё-таки «венчал» шапкой Мономаха внука на престол. Это произошло 4 февраля 1498 года в Успенском соборе (освящён 29 августа 1479 г.) Московского кремля. Интересно, что шапка Мономаха именно в тот день впервые была применена для коронации. Получается, что первым русским царём был именно Димитрий Иванович.

   Но потом дед, Иван III, передумал назначить своим преемником на троне внука. Потому что родился Василий – будущий правитель Василий III. Есть такая версия: настояла на этом матушка Василия, вторая супруга Ивана III Софья Палеолог.
  Наверное, и тогда уже имела силу русская пословица: ночная кукушка дневную всегда перекукует (смысл: влияние жены на мужчину сильнее материнского влияния).
   В правилах наследования престола в то время были разные нюансы, которые я здесь не привожу, чтобы не запутать читателей. При желании обо всём можно прочитать в литературе.

   А потому, уже будучи государем, чтобы обойтись без «родовых вельмож», Иван III взял в жёны иностранку: византийскую принцессу Софью Палеолог. Кстати, сироту и бесприданницу. Зато, по многим свидетельствам, красивую, рыжеволосую и умную.
   По такому же принципу он подобрал для сына Василия – дочь короля Дании, чтобы тем союзом «утвердить их взаимную дружбу». Не получилось! Король Дании «уклонился от чести быть тестем наследника великокняжеского». В литературе названы причины. Одна из них: шведы не советовали, ибо не любили Россию.

   А время идёт; уже 1503 год. Иван III начинает болеть. И тогда он решил женить сына на подданной. Есть то ли легенда, то ли быль о том, как сам Василий выбрал девушку в жёны. Вроде бы, ко двору в Москву привезли из разных мест государства 1500 «благородных девиц» (называется в других источниках цифра - 500).
   Выбор его пал на Соломонию, дочь незнатного сановника Юрия Константиновича Сабурова, «одного из потомков выходца ординского, Мурзы Чета». Девушка отличалась редкой красотой, цветущим здоровьем и целомудрием. Свадьба состоялась в 1505 году. Потом зять сделает много хорошего для Ю. Сабурова.
   Есть информация, что таким же путём из большого количества «благородных девиц» выбирал себе жену и сын Василия III – Иван IV (Грозный).

   Увы, красота первой супруги и взаимная любовь не помогли сохранить их брак. Соломония и Василий III прожили в супружестве что-то около 21 года. А детей не было! Катастрофа для престола! Нужен был наследник.
   Царь решил развестись с Соломонией. Разводы были редкостью в те века. Против них выступала православная церковь. Священники яро протестовали, предрекали беды. Но нашёлся один, который, как бы сейчас сказали, взял на себя всю ответственность; развод оформили по всем правилам.
 
   Несчастную Соломонию, не смотря на её сопротивление и проклятия, отправили в Покровский женский монастырь (в Москве). Там она стала монахиней Софией. После смерти Соломония-София была причислена к лику святых – как София Суздальская.
   Другая тема: что в монастырь она попала, будучи беременной; что родила мальчика, который потом стал разбойником Кудеяром. Мифы или реальность? Ответить могут только историки. Н. М. Карамзин считал то предание «не достоверно».

                ВТОРАЯ ЖЕНА: ЕЛЕНА ГЛИНСКАЯ

   К тому времени из Литвы уже переехали жить в Москву три брата Глинские (Михаил, Василий и Иван; о них читайте в части 1). У Василия Глинского была дочь Елена. Есть картина (1837 г.) художника Александра Алексеева с её портретом: юная, красивая, изящная; в яркой одежде с большим количеством аксессуаров.
   Мать Елены Глинской – Анна, была дочерью сербского воеводы Стефана Якшича.
   В одной из статей я прочитала, что Василий III, якобы, её приметил ещё до развода с Соломонией. Возможно, так и было, ибо свадьба их состоялась через два месяца после развода. Или он просто очень торопился жениться, ведь требовалось время, чтобы зачать, выносить и родить ребёнка.

   Н. М. Карамзин высказывает свою версию, почему именно Елену выбрал государь:
   «Может быть, не одна красота невесты решила выбор; может быть, Елена, воспитанная в знатном владетельном доме и в обычаях немецких, коими славился её дядя, Михаил, имела более приятности в уме, нежели и тогдашние юные россиянки, научаемые единственно целомудрию и кротким, смиренным добродетелям их пола».   
  Василию III уже 47 лет: «Любя юную супругу, Василий желал ей нравиться не только ласковым обхождением с нею, но и видом молодости, которая от него удалялась: обрил себе бороду и пёкся о своей приятной наружности».
   Усы остались.

    Другие подробности о его втором браке есть в статье «Так чьим Иван Грозный был сыном на самом деле?» (Дзен. Сайт Белорус и Я; 9 декабря 2021 г.).
    На полотне (не цветное) художника Клавдия Лебедева запечатлена та свадьба. Текст к ней: «1526 г. Василий III, великий князь Московский, вводит во дворец невесту свою Елену Глинскую».   
   На голове князя шапка Мономаха. Новобрачные в длинных одеждах. Среди присутствующих при этой церемонии – разный народ: пышные дамы; кто-то кланяется; кто-то смеётся…

   А дальше ожидание наследника. Три года брака; детей нет – «вопреки желанию супруга и народа». Василий и Елена начали вымаливать у Бога ребёнка. Ездили в разные монастыри – Переславля, Ростова, Ярославля, Вологды, на Белоозеро.
  Елена «ходила пешком в святые обители и пустыни, раздавала богатую милостыню, со слезами молила о чадородии».
  Это повторение такого же события, случившегося ранее.
  Как появился на свет Василий? Тоже был вымолен. Софья Палеолог приехала в Москву из Рима 12 ноября 1472 года. Венчание Ивана III с Софьей произошло вскоре.

   Государь, конечно, ждёт сына. Но одна за другой у них рождаются три (по другой информации – две) дочери. Н. М. Карамзин в сочинении «История государства Российского» рассказывает, как вымолила Софья старшего сына:
   «Для сего ходила она пешком молиться в обитель Троицкую. Там, вроде бы, явился ей святой Сергий, держа на руках своих благовидного младенца, приблизился к Великой княгине и ввернул его в её недра. София затрепетала от видения столь удивительного: с усердием облобызала мощи святого и через девять месяцев родила сына – Василия – Гавриила». Это и был будущий царь и государь всея Руси Василий III.
  Границ у человеческой фантазии нет!
 
  А вот Елене Глинской повезло не сразу. Появились разговоры о том, что виноват Василий III – из-за него не получается ребёнок. Не новость, что, если у супругов не было детей, то обвиняли в бесплодии женщину. Но здесь факты были налицо: если две молодые и здоровые женщины не могут родить от одного и того же мужчины, то тень падает на него.
   Не только в древности, но и долгие годы в СССР не признавали бесплодия (как и климакса) у мужчин. Развеяла миф наука.
   Давно уже известно, что сохранившийся и до сих пор, в заповеднике «Коломенское» в Москве на берегу Москвы-реки, величественный белокаменный храм Вознесения был заложен Василием III, как место вознесения молитв Богу о рождении наследника. О его истории я расскажу позже.

                ДОЛГОЖДАННЫЙ НАСЛЕДНИК
 
   Интересные подробности о том событии в «Истории государства Российского»:
   «Наконец, Елена оказалась беременною. Какой-то юродивый муж, именем Домитиан, объявил ей, что она будет матерью Тита, широкого ума, - и в 1530 году, августа 25, в 7 часу ночи – действительно родился сын, Иоанн, столь славный добром и злом в нашей истории!
   Пишут, что в самую ту минуту земля и небо потряслися от неслыханных громовых ударов, которые следовали один за другим с ужасною непрерывную молниею.
   Вероятно, что гадатели двора великокняжеского умели растолковать сей случай в пользу новорожденного: не только отец, но и вся Москва, вся Россия, по словам летописца, были в восторге».
   Удивлялись грому и молнии в августе месяце! А когда же им быть, как не летом? Чудным было бы, если бы, допустим, в момент рождения Ивана IV пошёл снег.

   «Чрез десять дней Великий князь отвёз младенца в Троицкую Лавру, - продолжил рассказ Н. М. Карамзин, - где игумен Иоасаф Скрыпицын вместе с благочестивейшими иноками, столетним Кассианом Босым, Иосифова Волоко-Ламского монастыря, и св. Даниилом Переславским окрестили его.
   Обливаясь слезами умиления, родитель взял из их рук своего дражайшего первенца и положил на раку св. Сергия, моля угодника, да будет ему наставником и защитником в опасностях жизни».
   На радостях Василий III «сыпал золото в казны церковные и на бедных»; освободил из темниц  тех, кто был «у него под гневом»; снял опалу со многих знатных людей. К царскому дворцу непрерывным потоком шли жители с поздравлениями – не только москвичи, но и из «самых отдалённых городов». Всех угощали щедро; одаривали.

   Ещё о том из сочинения Н. М. Карамзина:
   «В знак признательности к угодникам божиим, защитникам Москвы, святым митрополитам Петру и Алексию, Великий князь заказал сделать для их мощей богатые раки: для первого золотую, для второго серебряную.
   Одним словом, никто живее Василия не чувствовал радости быть отцом, тем более что он – вероятно, тревожимый совестию за развод с несчастною, первою супругою – мог видеть в сём благословенном плоде второго брака как бы знак небесного умилостивления».
   
   И до сих пор спорят (в том числе и некоторые историки): был ли Василий III отцом Ивана?
   Ивана IV с детства считали бастардом (незаконнорождённым). Это его обижало, унижало и, как предполагают, сделало его потом таким жестоким, с необузданным нравом. Как страшно, став государем, он отомстил своим обидчикам, есть в «История государства Российского» Н. М. Карамзина и в другой литературе.
   В 1532 году вторая супруга Василия III родила ещё сына, которого нарекли Георгием (Юрием). Он, вроде бы, был немым. Я думала, что о нём больше нет никаких сведений. Оказывается, есть. Мне попалась любопытная информация: Юрий вырос и, несмотря на болезнь (или – болезни), успел жениться и стать отцом мальчика (мне его имя не известно).

   С какой стороны это интересно? Историки считают, что династия Рюриковичей прервалась, как правящая династия Руси-России, на бездетном сыне Ивана Грозного – царе Фёдоре. После его смерти началось в государстве явление, обозначенное в истории, как «Смутное время».
   Без царя в государстве! И без «царя» в головах!

   А ведь был наследник по прямой мужской линии – сын Юрия, то есть племянник Ивана Грозного. Наследник был, но, явно, не было у заинтересованных лиц в государстве желания – чтобы на царском троне продолжал оставаться потомок Рюрика-старшего.
   Рюрики были очень плодовитыми. И до сих пор в России и во многих странах есть представители талантливой династии Рюриковичей. Возможно, есть и тот, кому по праву того времени принадлежал бы трон.

   Почему были (и есть) подозрения, что Василий III - не отец наследника Ивана? У Елены Глинской был конюший* – молодой красавец-воевода Иван Овчина – Телепнев - Оболенский. Наверное, не без оснований пошли слухи, что Елену и Ивана связывают не только «служебные» отношения.
   Можно допустить, что Елена Глинская рано поняла, что её супруг бесплоден, и что-то надо делать; иначе Василий III, не дождавшись наследника, и с ней разведётся. Это не входило в её планы.
   А потому и прибегла она к помощи молодого конюшего. Но это лишь предположения. Только генетики могут ответить на вопрос: «Так чей же сын Иван IV?». Сплетни – явление вечное.
  Я прочитала в одной книге о том, что в молодости Иван IV обличьем был очень похож на свою бабушку – гречанку Софью Палеолог.
(*Конюший – придворная должность в Русском государстве ХV - ХVII вв.; по традиции – высший думский чин. Со второй половины ХVI века возглавлял Конюшенный приказ).
 
                РАБОТАЛ ДО ОБЕДА, А ПОСЛЕ – НЕТ; ПСОВАЯ ОХОТА

   Спасибо надо сказать Николаю Михайловичу Карамзину за то, что он оставил нам описание внешности князей Древней Руси, в том числе и Василия III. На гравюрах в некоторых книгах там они – завитые «куклы», с буклями на голове; у них крошечные рты…
   Возможно, именно описание внешности историков и в летописях потом позволили художникам последующих веков нарисовать их на картинах с разными сюжетами.

  Из «Истории государства Российского»:
   «Василий имел наружность благородную, стан величественный, лицо миловидное, взор проницательный, но не строгий; казался и был действительно более мягкосердечен, нежели суров, по тогдашнему времени.
   Читая письма его к Елене, видим нежность супруга и отца, который, будучи в разлуке с женою и детьми, непрестанно обращается к ним в мыслях, изъясняемых простыми словами, но внушаемыми только чувствительным сердцем.
   Рождённый в век ещё грубый и в самодержавии новом, для коего строгость необходима, Василий по своему характеру искал средины между жестокостию ужасною и слабостию вредное: наказывал вельмож, и самых ближних, но часто и миловал, забывал вины».
   Некоторые историки, сравнивая характеры отца Ивана III и наследника-сына Василия III, подчёркивают значительно суровее, даже по отношению к близким людям, поведение отца. То ли шутка, то ли быль – рассказы о том, что женщины при дворе, завидев Ивана III, падали в обморок. От его сурового взгляда. Наверное, это легенда.

   В названном историческом трактате есть подробности о стиле жизни государя, его привычках: «Великий князь, как говорили тогда, судил и рядил землю всякое утро до самого обеда, после коего уже не занимался делами».
   Василий III любил побыть в тишине где-нибудь вне города; летом с семьёй жил «в Острове, Воробьеве или в Москве на Воронцове поле до самой осени; часто ездил по другим городам».
   Надо добавить, что ему нравились красоты Коломенского; Москва-река, храм Вознесения, мелодия колоколов, пышные леса. Там, в царском дворце, государь также подолгу жил.
   А ещё ему нравилась охота. Для чего он выезжал в Можайск и Волок Ламский.
   Однако, где бы Василий III не был, он «и там не забывал государства: трудился с думскими боярами и дьяками; иногда принимал послов иноземных».

   Вероятно, мало кто знает, что псовую охоту завёл (если не первым, то одним из первых) Василий Иоаннович. Однажды свидетелем охоты оказался Зигмунд фон Герберштейн (1486-1566), немецкий дипломат. Бывал в России в 1517, 1526 годах. Написал книгу «Записки о московских делах».
   Н. М. Карамзин приводит его впечатление от великокняжеской охоты:
   «Мы увидели государя в поле: оставили лошадей своих и приблизились к нему. Он сидел на гордом коне, в богатом терлике, в высокой, осыпанной драгоценными каменьями, шапке, с златыми перьями, которые развевались ветром; на бедре висели кинжал и два ножа; за спиною, ниже пояса, кистень.
   Подле него ехали с правой стороны царь Казанский, Алей, вооружённый луком и стрелами, а с левой – два князя молодые, из коих один держал секиру, другой – булаву или шестопер; вокруг более трёхсот всадников».

   К вечеру собирались на лугу. Сходили с коней, расставляли шатры. Василий III переодевался в другую одежду, «садился в своём шатре на кресла, призывал бояр». А дальше шла весёлая беседа с разными подробностями об охоте; о том, что удалось, какие приключались казусы.
   Возможно, Василий забывал, что он царь, и вместе с приближёнными, как говорят, травил разные охотничьи байки.
   Н. М. Карамзин вносит такое уточнение: «Самые древние князья наши, Всеволод I, Мономах и другие любили звериную ловлю, но Василий едва ли не первый завёл псовую охоту: ибо россияне в старину считали псов животными нечистыми и гнушались ими».

   Конечно, в царском шатре на лугу были не только разговоры. Служители «подавали закуски, вино и мёд». Есть информация в других источниках, что пили в те века. А именно: при Рюрике собирали дикий мёд, варили медовуху, примешивая разные травы – хмель и другие. Напиток имел примерно 6-8 градусов.
   До нашествия татаро-монголов в Древней Руси главным питьём были напитки, основным компонентом которых был мёд. Очень много было диких пчёл. Но разведением пасек народ тогда не занимался.
   Любопытная версия (или вовсе не легенда): водка появилась при Московском князе Иване III. Возможно, потому и в наше время говорят, что замечательный русский учёный-химик Д. И. Менделеев – не автор 40-градусной водки; он, если можно так выразиться, «доработал» напиток, который уже существовал.      

                ЦЕЛОВАЛЬНИКИ. ПОЖАРНАЯ СТРАЖА

   Однако, если судить по рассказам историков о Василии III, видно, что государь больше трудился, чем отдыхал. И трудно найти какое-то дело в государстве, где бы не видно было бы его око; его советы, приказания и участие.
    Если всё суммировать, то можно написать большую книгу о Великом князе Василии Иоанновиче, который за годы своего правления (1505-1533) «не унизил России, даже возвеличил оную, и после Иоанна ещё казался достойным самодержавия».
   Пока этому государю-труженику: ни книги, ни памятника, ни документального и художественного фильмов! Не слышала я и о его портретах в коллекциях художников.

   В «Истории государства Российского» есть примеры того (далеко не всё названо), что он построил:
   «При сём Великом князе построены четыре важные крепости с каменными стенами: в Нижнем Новегороде, Туле, Коломне и Зарайске: первую строил Пётр Фрязин: она ещё цела. Каширу и Чернигов укрепили только валом и деревянными башнями.
    В Москве Фрязин Алевиз обложил кремлёвские рвы кирпичом и выкопал несколько прудов в предместиях. В Новегороде, опустошённом пожарами, чиновники великокняжеские размерили улицы, площади, ряды на образец московских.

   Из храмов, созданным Василием, доныне существуют в Москве кремлёвская церковь св. Николая Гостунского (на том месте, где была деревянная) и Девичий монастырь, основанный в знак благодарности ко Всевышнему за взятие Смоленска.
   Государь из собственной казны своей отложил на то 3000 рублей (около шестидесяти тысяч нынешних - Н. К.), кроме дворцовых сёл и деревень, данных сему монастырю.
   Главным строителем церковным был тогда Фрязин Алевиз Новый (итальянский зодчий).

   Довершив храм Михаила Архангела, Василий (в 1507 году) перенёс туда гробы своих предков и сам назначил себе могилу подле родителя. Собор Успенский был (в 1515 году) украшен живописью, чудною и столь искусною, говорят летописцы, что Великий князь, святители и бояре, вступив в церковь, сказали: «мы видим небеса!».
   Между иконописцами славился россиянин, Фёдор Едикеев, который расписывал церковь Благовещения, соединённую с новым, великолепным дворцом, куда Василий перешёл в мае 1508 года».
  Больше о Новодевичьем монастыре в Москве есть в 1-й части моего рассказа о царе Василии III. И, конечно, в разной литературе.

   К сожалению, я не нашла ещё информации о том, как и чему учили своих детей князья Древней Руси. В частности, кто обучал грамоте Василия III; учили ли иностранным языкам? Приглашали ли в преподаватели иноземцев?  Конечно, обучение, скорее всего, было домашним; гимназий, лицеев и прочих учебных заведений не было. Или были, но иного типа.
   Мне это интересно, потому что по делам Великого князя видно, что он был очень «подкованным» человеком.

   Василий III заботился о том, чтобы в государстве действовали законы, и чтобы никто их не нарушал. Он издал много разных законов «для внутреннего благоустройства государственного». Судебники, то есть свод законов, появились в Древней Руси рано. Потом они изменялись и дополнялись.
   Специалисты хвалят Судебник Ивана III (появился в 1497 году). Его, отца, «уложения» и законы Василия «вошли в судебник царя Иоанна Васильевича. Имеется в виду Иван IV Грозный. Поклонники этого царя, расхваливая его правление, называют  его Судебник – как юридический шедевр.
   И забывают (возможно, по незнанию или намеренно), что фундамент того свода законов был заложен дедом – мудрейшим из мудрых Иоанном III Великим. Свою лепту в законодательство Руси-России внёс и отец Ивана Грозного.

   Есть разные подробности в законах, принятых Василием: «кто не может продавать отчин своих жителям других областей», если судимого кто-то берёт на поруки, то его надо немедленно освобождать; были определены разные пошлины; был запрет боярам «кабалить вольных людей и держать корчмы»…
   Оказывается, коррупция процветала и в то время (ХVI век). Н. М. Карамзин нашёл вот такое тому явлению подтверждение:
   «Важное и любопытное судное постановление сделано было Василием в Новегороде: узнав, что наместники и тиуны* кривят душою в решении тяжб, он велел избрать там 48 целовальников** или присяжных с тем, чтобы сии люди, достойные общего уважения, по очереди судили все дела с тиунами».
   Получается, что Василий III был первым государем, который утвердил присяжных в судах.
   (*тиун – в России это слово использовалось до ХVII века; название некоторых должностных лиц.
   ** целовальник – должностное лицо, занимающееся сбором податей и некоторыми судебно-полицейскими делами; слово в этом смысле существовало в России в ХV-ХVIII вв. Ещё одно значение: целовальник - продавец в питейном заведении, в кабаке).

   Интересно, что те 48 целовальников – присяжных тогда были лишь в Новгороде. Почему? Потому что в других княжеских уделах Руси народ, притесняемый тиунами, молчал. А новгородцы, «вспоминая старину, жаловались и требовали».
   «Вспоминая старину» - то есть время, когда Новгород был республикой, главным «судьей» там было Вече; жители имели право призывать в правители князей со стороны. Так был приглашён на княжение в Новгород славянин - князь Рюрик (862 год). Рюрик или Игорь? Это тема для дискуссии профессиональных историков.   
   А Смоленску Василий III пожаловал грамоту, в которой было такое распоряжение: “наместникам отдавать всякое поличное истцам, искоренять ябедников».

   Н. М. Карамзин, рассказав об этих его мирских делах, делает интересный вывод: «Самодержавие не мешало государю дать лучшим гражданам участие в судном праве».
   И дальше: «Летописцы хвалят ещё Василия за утверждение тишины и безопасности в Новегороде: он учредил там пожарную и ночную стражу; велел, как и в Москве, замыкать ввечеру улицы рогатками и совершенно прекратил воровство.
   Лишённые способа жить кражею и злодействами, негодники ушли или обратились к трудолюбию, выучились ремеслам и сделались людьми полезными».

                МАЛЬВАЗЕЯ В КУБКАХ

   Известно выражение, что именно Российский император Пётр I «прорубил окно в Европу». Н. М. Карамзин в повествовании о Иване III подчёркивает, что первым прорубил то окно в Европу именно он - Великий князь Московский. Можно найти подобное утверждение и у других историков.
   Василий III, вслед за отцом, продолжал развивать связи с другими странами.

   Из «Истории государства Российского»:
   «Описав деяния и случаи сего времени, напомним читателям, что оно, будучи достопамятно для России благоразумием её правления, славно в летописях Европы, во-первых, редким собранием венценосцев, знаменитых делами и характером; во-вторых, важным церковным преобразованием.
   Немногие веки хвалятся такими государями современными, каковы были Максимилиан, Карл V, Людовик ХII, Франциск I, Селим, Солиман, Генрих VIII, Густав Ваза; можем прибавить к ним и папу Леона Х, и врага нашего Сигизмунда.
   Все они, за исключением английского и французских королей, находились в сношениях с Василием, их достойным современником; все имели ум и дарования отличные».

   Есть подробности, как Василий III принимал иностранных гостей: он «любил пышность… особенно в приёме иноземных послов». Государь хотел показать иностранцам «множество и богатство народа, славу и могущество Великого князя». В те дни, когда они прибывали в Москву, в городе закрывались все лавки, останавливались все работы и дела.
   Москвичи надевали свои лучшие наряды и приходили к Кремлю. Из окрестных городов прибывали дворяне и их дети – также в добротных одеждах. На территории Кремля «войско стояло в ружьё». Надо думать, то был почётный караул.

   Послов встречали с разными церемониями чиновники. Их провожали, скорее всего, в Грановитую палату. Василий III сидел на троне; «близ него на стене висел образ; перед ним с правой стороны лежал колпак*, с левой – посох. Бояре сидели на скамьях; их одежда была украшена жемчугом. На их головах были высокие «горлатные» шапки.
  (*О головном уборе мужчин - колпаке - см. дальше. «Горлатные» - скорее, меховые шапки, например, из горностая).
   
   Что пили, ели и кто присутствовал на обедах, даваемых в честь иностранных послов?
   В большой комнате накрывались столы в несколько рядов. Возле государя сидели его братья или митрополит. Среди «своих» были вельможи, чиновники. Василий III велел приглашать на те обеды и «простых воинов, отличных заслугами».
   В центре стола было много сияющих золотых сосудов, чаш, кубков и прочих предметов.
   Жареные лебеди – всегда первое блюдо. Всем подавали кубки с мальвазиею и с другими греческими винами.

   В рассказах об обедах и разных пиршествах мне не встречалась информация – чокались ли в Древней Руси кубками. Василий III, вероятно, не поднимался с трона, не подходил к иностранным послам и не чокался с ними; и со своими гражданами.
   Но, в знак «милости» на таком обеде, он «сам к некоторым посылал кушанье». Отмеченные таким царским знаком, гости вставали, кланялись.
   Ничего не сказано о какой-то музыке. Как-то не верится, что государь не хотел показать иностранцам и музыкальность своего народа. Наравне с золотыми сосудами на столе, с жемчугом на одежде бояр, с богатым разнообразием еды.
   Те великокняжеские обеды продолжались иногда до глубокой ночи.

                ЕГО ЗОЛОТАЯ ПАЛАТА      

   Государем Руси Василий Иоаннович был 28 лет (1505-1533). Рассказано о нём в нашей исторической литературе немного. Или пока она мне не попадалась. Однако из того, что мне удалось прочитать о нём, видно, что этот Московский князь больше работал на благо государства и его народа, чем сидел за столом и пил из кубка медовуху или мальвазею; выезжал на охоту.

   Любопытно и, я бы сказала, оригинально рассказал об Иване III русский писатель Всеволод Никанорович Иванов (1888-1971) в сборнике «Императрица Фике». Здесь три исторические повести: «Иван Третий», «Ночь царя Петра» и «Императрица Фике».
   Я упоминаю этого автора, потому что и он замолвил своё словечко за Василия III.

   «Иван Третий» - литературное произведение, основанное на исторических документах, и отражающее взгляды автора на личность этого собирателя славянских земель в единое государство – Русь, и на то древнее время.
  Повесть интересна разными подробностями о жизни в Москве: строительстве домов, мостов, храмов; торговле; праздниках; приезде разных заморских гостей. И о том, как женился Иван III на Софье Палеолог. Любопытен язык, на котором разговаривают герои повести.
   Конечно, язык русский был в те века другим, если сравнивать его с современным. Предполагаю, что и не таким, как в повести. Но то жизнь, давно канувшая в Лету!
 
   Однако, большая часть повести – это подробный рассказ о событиях, связанных с татаро-монгольским игом, терзавшем несколько веков княжеские уделы Древней Руси.  Всячески боролись ранее с пришельцами и другие русские князья; в беспрерывных сражениях ослабляли военную силу ордынцев; отказывались платить дань…
   Но именно при Иоанне Третьем власть татар была полностью уничтожена. Та победа русских над ханом Ахметом в истории названа «Стояние на Угре» (1480 год). Есть Обелиск.

   Заканчивает Вс. Н. Иванов эту повесть так: 
  «На самое Рождество втягивались на Москву рати великого князя Ивана после столь неслыханным порядком, без крови одержанной умной победы. Великий князь въехал в Москву во главе своих воевод, князей, бояр, ближних людей; торжествующий, как всегда, молчаливый и сосредоточенный.
   Народ толокся на тесных улицах Замоскворечья, на Красной площади; над Москвой гремели победу колокола. Великий князь въезжал из-за Москвы-реки и смотрел, как Кремль высился, весь озарённый солнцем, осыпанный серебряным снегом; белокаменный, с золотыми куполами…».

   И такой аккорд:
   «Начал расти Кремль с княжением Ивана Васильевича. Так и стоит он до наших дней, созданный в те далёкие и страстные годы. Встали вокруг него белокаменные стены с фигурными башнями. В нём самом встали три собора – Успенский, Благовещенский да Архангельский.
   Встали две палаты – Набережная да Грановитая, а при наследнике Ивана Васильевича и Софьи – при Василии Ивановиче – отце Грозного, Ивана Четвёртого, - встала и третья палата – Золотая, золотом расписанная, как была когда-то в Константинополе…
   Три лестницы спустились от этих палат прямо к соборам – Красное крыльцо, Золотое крыльцо да то крыльцо, что теперь стало папертью Благовещенского собора. Для великокняжеских, большого чина пиров стала Столовая изба. И на месте теперешнего Теремного дворца стала «Постельная изба», княгинина половина».
---------------------      ---------------------    -------------------

                О КОЛПАКАХ

   * Выше был рассказ, как князь Василий III встречал иностранных послов. Всё обставлялось очень пышно. Послов встречали с разными церемониями чиновники. Их провожали, скорее всего, в Грановитую палату (жива, здорова и в наши дни).
   Василий III сидел на троне; «близ него на стене висел образ; перед ним с правой стороны лежал колпак*, с левой – посох».
   Московский кремль; в яркой, пышной одежде русский князь; в дорогих одеждах бояре, военачальники… И вдруг «колпак».

   Я нашла интересную информацию об этом головном уборе в статье «На Траяновой колонне изображены славяне, - а значит наши предки воевали с Римом ещё в 1-м веке нашей эры» (Дзен. Сайт СНЕГИРЬ. 26 февраля 2024 г.).
   Возьму из названной статьи лишь то, что имеет отношение к колпаку. Кого интересует древняя история, отношение народов, скульптуры, посвящённые разным событиям, в том числе и победам в войнах, – советую прочитать её всю.

   В Риме стоит Траянова колонна. Установлена в 113 году нашей эры по повелению римского императора Траяна (годы его правления – 98-117 н.э.). Так он отметил свою победу над даками.
   Самое интересное в колонне не вес и высота, а то, что она украшена лентой барельефов, которая обвивает колонну 190-метровой спиралью.
   На той ленте 2500 человеческих фигур; 155 разных сценических действий. Там воины, женщины, дети, лошади и прочее.

   Возможно, с тех пор и до сего времени историки спорят на тему: «Кто такие даки, с кем воевал Траян за Дунаем?». Варианты предположений о том народе разные: геты, сарматы, мидяне…
   А русский историк В. Прохоров решил изучить одежду, причёски, обувь, вооружения тех фигур, которыми скульптор Аполлодор Дамасский украсил Траянову колонну. Его труд – это 4 тома исследований, названные «Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной». Были изданы в 1881 году.
   На сайте СНЕГИРЬ есть фото этого грандиозного литературного труда и автора.

   Вывод историка такой: на барельефах изображены «преимущественно типы русские, в одеждах, которые повторяются и на наших поздних памятниках».
   Он увидел, что на ногах изображённых человеческих фигур на колонне – кожаные ПОСТОЛЫ, популярная обувь среди славян. На головах ШЛЕМЫ, похожие на скифские. МЕЧИ у воинов схожи с теми, что находят в скифских курганах.

   У кого-то на голове ШЛЕМ, а у кого-то – КОЛПАК.
   Автор сайта СНЕГИРЬ даёт такое объяснение: «Колпак – валяные шапки. Подобные колпаки мы видим на многих миниатюрах наших древних рукописей и других изображениях. На фресках Старо-Ладожской крепости и лестницы Киево-Софийского собора, где представлены, между прочим, и народные сцены, там тоже изображены русские в подобных колпаках».
   Здесь есть фото разных типов колпаков. В основном, они круглой формы; или – с чуть вытянутым верхом; уши не закрывают. В общем, это шапочка.
 
   В исторической литературе можно найти мужчин-славян разного социального сословия – от царя до пастуха, головы которых прикрыты колпаками. Наверное, неприлично было ходить с не покрытой головой. Или климат требовал такого утепления зимой, а летом – защищал от солнечных лучей. Или мода была такая.
   Носил колпак и Великий князь Василий III. Нет информации, был ли его колпак украшен драгоценностями или какой-то вышивкой. Скорее, что-то было. Князь любил всё красивое и был романтиком.
---------------------------------------------------   

  Фото опубликованной здесь картины взято из альбома "Илья Сергеевич Глазунов. Работы 1977-1994 годов". Москва. "Изобразительное искусство". Страховое Акционерное Общество ИНГОССТРАХ.1994 г.

   Литература:
Н. М. КАРАМЗИН. Марфа-посадница или Покорение Новагорода. Повести. Главы из «Истории государства Российского». Ленинград. «Художественная литература». 1989 г.
 Главу «Государь великий князь Василий Иоаннович» из сочинения Н. М. Карамзина «История государства Российского» я разбила на подзаголовки. Чтобы легче было читать. В тексте историка есть также слова и фразы, набранные курсивом. Пишу это для тех, кому важна такая точность.
Вс. Н. ИВАНОВ. Императрица Фике. Москва. Издательство «Правда». 1988 г.

24 февраля 2024 года

                Далее: герб Руси-России, шлем, странная болезнь и смерть


Рецензии
Basilius - Верховный правитель, с середины 17 века - это царь. Назовите имя и титул третьего Правителя на Москве, а также кто были его отец и супруга. Вы изучали архивы или только небылицы Карамзина ?! Глинская - фальсификат, Резан(ь) был частью Володимерской земли, и не являлся самостоятельной единицей до середины 17 века точно. На Москве не было ни одного правителя с именами "Василий" и "Дмитрий", а также их наследников. Единственный Иван на троне - Иоанн III, младенец Иван Антонович Брауншвейгский. Всего их было три и все второй династии. Кто был Иоанн II и кто был Иоанн Великий ?! "Василий" и "Иван" стали именами только с 18 века. Годы правления третьего Правителя на Москве - с 1566 по 1584. В России итальянскую Рому стали именовать "Рим" с 19 века. Основание Ромы - 16 век. Москва старше Ромы, Кыева, Новгорода большого, а также названий Константинополь, Афина и Греция. Успенская соборная церковь в Москве и Владимире - постройки середины 17 века, Архангельский собор - вторая половина 17 века. Термин "Русь" - фальсификат 19 века, такой территории не существовало в природе. При третьем Правителе в "1569" был возведён храм Иерусалим, который был кардинально перестроен при Алексее Михайловиче после пожара в столице "1671". Всем он известен под названием собор "Василия Блаженного". Супругой третьего Правителя была дочь Великого Могола (Индостан). Смерть наследника в Угличе скорее всего имело место быть, но только с этим Правителем. До 1612 (13) был дохристианский период Москвы. Первый царь Московский, первый император Русии и первый Великий князь - Алексей Михайлович. На Москве никогда не было династий "Рюриковичей" и "Романовых". Когда я разобрался с прошлым, выкинул на помойку многотомник Карамзина. Были бы Соловьёв, Шахматов, Ключевский, Лихачёв, Гумилёв и другие - пошли бы следом за Карамзиным. Для научившихся читать написали специально "историю государства Российского".

Игорь Смелков   03.11.2024 21:16     Заявить о нарушении