Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллингсгаузен

Знаменитый немецкий географ A. Петерман высказал мнение о Ф. Ф. Беллинсгаузене, утверждая, что после его исследований никто так широко и глубоко не занимался изучением значительных территорий планеты, как это сделал Беллинсгаузен. Вице-адмирал Ф. Ф. Беллинсгаузен (1779-1852), изначально Фабиан Готтлиб Таддеус фон Беллинсгаузен, родился на острове Эзель (ныне Сааремаа, Эстония) и происходил из древнего остзейского рода. Важно отметить, что в детстве он владел лишь незначительными навыками русского языка и, позднее, почти забыл свой родной немецкий язык. В возрасте десяти лет его направили в Морской кадетский корпус, который он завершил в 1797 году, получив звание мичмана и назначение на Ревельскую эскадру в Балтийском море.

С 1803 по 1806 годы Беллинсгаузен принимал участие в первом русском кругосветном плавании на шлюпе "Надежда" под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна. Впоследствии, до 1811 года, он служил на Балтийском море, а затем семь лет провел на Черном море, занимаясь, в том числе, гидрографическими работами.

В 1819 году Ф. Ф. Беллинсгаузен возглавил морскую кругосветную экспедицию, в результате которой была обнаружена Антарктида. Основной целью экспедиции было преодоление всех меридианов в южной приполярной зоне на максимальных широтах, выяснение наличия там земель и, по возможности, доход до Южного полюса. Ф. Ф. Беллинсгаузен командовал шлюпом "Восток", а М. П. Лазарев – шлюпом "Мирный". 4 июля 1819 года корабли покинули Кронштадт и направились к Южному полюсу.
15 декабря 1820 года экспедиционные корабли «Восток» и «Мирный» достигли антарктических вод и провели детальное исследование юго-западных берегов острова Южная Георгия, открыв много новых мест, которые были названы именами участников экспедиции. 16 января 1820 года они приблизились к побережью Антарктиды. В результате успешного плавания в 1819-1821 годах капитаны Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев были повышены в звания до капитан-командоров и награждены орденами, а также получили земли в аренду и пенсии.

В последующие годы Беллинсгаузен участвовал в войне и занимал высокие командные должности во флоте, а в 1831 году было опубликовано его путешествие 1819–1821 годов под названием «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света». Это произведение было возможно благодаря финансовой помощи императора Николая I.
В 1839 году Беллинсгаузен возглавил Кронштадтский порт, где проявил всю свою энергию и инициативу в укреплении и улучшении базы для флота. Он занимался оборудованием порта, строительством фортов, укреплением фарватеров на севере и юге, а также благоустройством города. Его работа улучшила инфраструктуру и безопасность Кронштадта, который тогда являлся крупнейшей военно-морской базой.

Памятник Беллинсгаузену, созданный скульптором И. Н. Шредером в 1870 году, стал одним из самых известных монументов в Кронштадте. Хотя могила выдающегося мореплавателя на Кронштадтском лютеранском кладбище не была сохранена, на ее месте установлен кенотаф, который увековечил его память на карте мира.

Множество географических объектов было названо в честь Беллинсгаузена, включая антарктическое море, мыс, гору, залив на Сахалине, острова в различных морях, котловину в Тихом океане, берег на острове Петра I, а также российскую антарктическую станцию.


Рецензии