Казачья жизнь в пословицах и поговорках вольного Д

Казачья жизнь в пословицах и поговорках вольного Дона.
Казачьая жизнь на Дону отражена в пословицах и поговорках, которые являются выражением жизненного опыта, отношения к миру и философии бытия народа. В этом сборнике приведены несколько таких выражений, которые описывают различные аспекты казачьей жизни.

- "Родился казак, без крику ни как" - это выражение использовалось при рождении сильного и энергичного младенца. Оно символизирует веру в то, что с появлением сына в семье, все беды и горести должны покинуть казачью обитель.
- "Родился казак - горе под ноги" и "Сын не ворог, а счастье на порог" - эти пословицы отражают значимость появления нового воина и добытчика в семье, который приносит с собой новый земельный пай. В донской культуре земельные паи полагались только сыновьям.
- Традиционное донское именование детей не всегда зависело от имени святца. Часто вместо собственных имен использовались прозвища, которые могли быть записаны даже в официальных документах. Например, прозвище "Смага" (Смага Чершенский) означало пламя, огонь, жар, который испепеляет врагов. Имя "Ермак" символизировало малые ручные жернова, что означало способность зерновой мельницы перемалывать врагов в прах. Такие прозвища давали представление о характере и роли человека в обществе.
- В донской культуре ценилось большое потомство, и казачьи семьи, как правило, были многочисленными. В связи с этим, существовали поговорки, которые отражали это явление, например: "Деток полна печь, негде и клопу прилечь".
- Однако, если в семье появлялись только девочки, это могло вызывать нужду из-за малоземелья, что отразилось в пословице: "Казак с казачкой извелись, одни девки повелись". Также была пословица, которая гласила: "Коли у казака дочь, так и с глаз, и с сердца прочь". Она указывала на то, что дочери выходят замуж и меняют фамилию.
- Воспитание будущего казака-воина начиналось уже с пеленок и было суровым и даже жестоким для нынешних времен. Например, пословица "Пори за дело, а не когда голова заболела" указывает на необходимость быть предельно ответственным и дисциплинированным, а не отлынивать от своих обязанностей и строить оправдания.
- Уважение к старости и старикам также играло важную роль в донской культуре. Пословицы "Почитай старого, да возлюби малого" и "Помоги казаку-увечному, не смей скалеченного" отражают эту ценность. Также существовала поговорка "Первый кусок старику, второй - убогому, многому люду", которая говорит о необходимости быть щедрым и заботиться о слабых и нуждающихся.
- Необходимость следовать заповедям Бога также находила отражение в пословицах. Например, "Живи по людски, да по божьи, божески" и "Не живи как хочется, а живи как Бог велит" призывают к соблюдению нравственных принципов и Божьих указаний. В то же время, говорится: "Никого не бойся, казак, только Бога побойся".
Мальчикам в возрасте трех лет начинали учить казачьим обычаям и подготавливать их к воинской службе. Первым шагом был обряд пострига, который проводился на Дону и был известен еще со времен Киевской Руси. После стрижки мальчика подставляли на отцовского коня и вручали ему поводья и шашку. С этого момента начиналась сложная воинская учеба, которая не всем давалась легко: "Казак жилы порвёт, да всё поймёт (да до всего дойдёт)".

Не смотря на воинственный характер наших предков, убийство даже врага или зверя на охоте считалось грехом, который нужно было определенным образом искупить для спасения души: "В грехах донцы каются, чтоб потом не маятся". Перед сражением или выстрелом казаки произносили молитву или ее первые слова: "Отцу и сыну и святому Духу".

Детям внушались неписанные донские обычаи, которые запрещали любые воровства и грабежи в станицах и хуторах Войска Донского, но признавали их допустимыми во время набегов или походов: "Казак не ворон, грабит не каждый"; "Казак, как волк, что поймает, то и съест"; "Были бы зубы, а где хлеб взять казаки знают".

Со временем мальчики росли, и отцы начинали готовить для них боевых коней. На Дону коней всегда особо уважали и любили, так как они означали для казака жизнь и свободу: "Конь для казака отец родной, а сабля острая – мать". Очень много пословиц и поговорок было посвящено этому боевому другу станичников: "Купить коня – начать новую жизнь"; "Казаку на коне лучше, чем на скамье"; "Казак будет голодать, но коня накормит". Конь был символом жизни и свободы для казака: "Казак голоден, но его конь сыт"; "Конь для казака дороже себя"; "Без коня казак – сирота". Казаки говорили: "Подо мной добрый конь, надо мной – Господь Бог".

Не меньшую ценность имело оружие, которое казаки добывали в сражениях и сражениях и за которое платили своей кровью. Донцы не производили свое оружие, оно отбиралось у врагов, таких как татары, турки, персы и ляхи: "Хорошее ружье не натирает спины"; "Седельные кобуры - казачьи подружки"; "Казак с 'дончихой' не знает страха"; "Сильный лук - сердечный друг казака"; "Наши сабли не сломаются, они свиваются кольцами". Однако использование оружия без веской причины не было допустимо для донцов: "Слово не воробей, но и шашка - не нож".

Дети также воспитывались на выносливость и неприхотливость в пище и быту: "У наших казаков принято спать там, где можно уместиться"; "Казаки как дети: они много поедают и могут насытиться и малыми порциями"; "Казак может напиться из ладоней и пообедать в пригоршне"; "Казак не просит еды, но если дадут, он не выбросит"; "Казак согревается дымом, бреется шилом, укрывается чистым небом и размышляет о доме". Казаки говорили: "Казак спит на земле, укрываясь чистым небом".

Кроме выносливости и неприхотливости, у казаков высоко ценились ловкость и способность быть незаметными для противника: "Казак в траве равен траве"; "В лесу казак, как заяц русак, прячется за кустом, как в воду канет".
Как видно из текста, казаки очень ценили ум и смекалку, придавая им большое значение. Они отдавали предпочтение умным и сообразительным людям, которые могли выжить и преуспеть в любых условиях - как на степи, так и в морском походе.

Они также не ценили пьянство, считая его неприемлемым для казаков. Казакам запрещалось пить алкогольные напитки во время походов, а также воздерживаться от них до окончания похода. Они знали, что состояние опьянения может привести к беде и несчастному случаю.

Другая значимая тема, упомянутая в тексте, - семейные отношения и женитьба. Казаки относились к жертвенности и серьезности обряда женитьбы, считая его священным и непременным. Они отправляли сватов к невесте, чтобы сделать предложение, и если все проходило благополучно, происходил обручение и свадьба. Разводы в семье были допустимы, но к середине 18 века церковь начала оказывать влияние на это и усилила запрет на развод.

Также в тексте упоминаются воспитание и образование детей в казачьих семьях. Мальчики уже с трехлетнего возраста начинали обучаться отцами и дедами различным навыкам, таким как езда на коне, стрельба из оружия и рубка саблей.

В целом текст передает некоторые традиции и обычаи казачества, а также отражает их отношение к уму, алкоголю, семейным отношениям и воспитанию детей.
Некогда наши древние предки не занимались земледелием и не выращивали рожь и пшеницу на донских чернозёмах. Войско Донское строго следовало этому принципу вплоть до 18 века. Казаки занимались скотоводством, рыбной ловлей и охотой, выживая на добыче, которую получали в боях. В степях обитали множество сайгаков, дроф и стрепетов. В реках Дона и западных притоках было изобилие осетров, стерляди, лещей, сулы, сельди и чехони. Казаки часто говорили: "Мы не земледельцы, но всегда сыты" и "Мужик землю пашет, а казак – саблей машет", они защищали Родину и добывали свою пищу. Рыба была важным продуктом для казаков, которые солили, коптили и вялили ее в больших количествах. Множество казачьих артели ловили рыбу в реках Дона, Северном Донце, Хопре, Чире и Маныче. Отсюда происходят пословицы и поговорки: "Донцы - осетринники, балычники, станичники" и "У донцов осётр почитаем как святой Пётр". Однако главным источником пропитания донских казаков были их набеги за добычей, в том числе на турок, татар, нагаев и на северные черноморские рыбные места. Во время этих набегов казаки получали свою долю добычи, и такие действия хвалились: "Станичники делили добычу и хвалили атамана". Главным лицом в походе был атаман, ответственный за успех или неудачу похода. Слово атамана было законом, куда он указывал, туда казаки шли, и пренебрегать его указаниями было опасно. Казаки рисковали своей жизнью во имя свободы и защиты своей земли, их доля была сражаться с врагами Отечества. Сотни донцов нередко сражались с врагами, возвышаясь над землей и небом на своих конях и вызывая ужас у своих врагов. Время слов в Кругу прошло, казаки доказывают свою силу через поступки. Казаки всегда выполняли свой долг по защите Отечества с честью и достоинством.
Но случались неожиданные нападения татар и нагаев, и казаки направлялись к крымцам и османам, чтобы показать свою смелость, получить дуваны и зипуны, освободить православных невольников, захватить ясырь. Их действия были осторожными, они скользили по волнам, проникали ночью, чтобы поддержать поневоле вражеской численности, ведь «солнце за лесом - радость казака». Они были хитрыми и молниеносными, принося смерть и разрушение своим вековым врагам - татарам и туркам за их кровавые набеги на Русь и Дон.
Несмотря на численное преимущество противников, казаки предпочитали подступать ночью к ним, поскольку «казак - глазастая собака». Они привлекали донских молодцев привлекательной добычей и заманчивой степью. В битве против казаков врагов не щадили, ведь «казак был быстрым мести судьей».
Когда станичники возвращались на Дон с добычей, они были отягощены зипунами, их девиз был «Поехали молодцы с Дона, вернулись с зипунами до дому». Они собирались вместе, чтобы разделить свою добычу и не забывали о вдовах и сиротах казаков. Атаман делил свою долю в дуване равномерно с рядовыми казаками.
Казаки отправлялись и на Волгу и оттуда на Хвалынское море, чтобы получить бархатные зипуны и атласы от персов. Они скатывались по реке, преодолевая татар и турок. Ведь «казак в море, что чайка на воле»; «ищи ветра в поле, а казака - в море».
Однако приключения и набеги казаков не всегда заканчивались успехом. Некоторые группы погибали в степи, в море или по несчастному случаю. Их говорными поговорками были: «Нельзя уйти от беды в поле, не отмахиваясь от горя»; «от беды на коне ускакать нельзя, в горе незаметить нельзя»; «ходили есть полынь на Хвалынь».
Однако казаки не плакали в беде, они думали о поле. Они часто попадали в плен к туркам и татарам, где их ждала смерть и рабский рынок. Но они не соглашались отречься от своей православной веры и всегда отказывались. Они считали, что лучше смерть и галера, чем чужая вера. Изменники были приговорены к кулаку и воде.
Казаки погибали на колях и плахах, за галерными веслами и в рудниках, но выжившие и удачливые смогли бежать из вражеского плена. Они говорили: «ищи ветра в поле, а казака - на воле»; «раз сердце казака бьется, значит, он вернется домой».
Казаки не только ходили за дуванами и зипунами. Они также помогали своим братьям из Запорожья, обламывая рога панам.
Казаки завоевывали границы для России, и не зря говорили: «Царство Российское расширяется в казачьем седле». Нет для казаков непреодолимых преград: «Мы пройдем Сибирь с края в край, и там станет хорошо». Они готовы взобраться на кавказские горы.
Русские цари платили казакам за их службу государственное жалованье, а также предоставляли им хлеб, зелье-порошок, селитру, свинец, сукно и крепкое вино в обмен на их защиту и службу во имя Москвы. Однако казаки, известные своей непокорностью, не принимали указы царя, если они не соответствовали божьему закону. В результате, цари начали наказывать и лишать казаков своей милости и жалованья, доверив им охрану своего обоза. Время службы казаков удлинялось и стало равно 25-30 годам, но со временем сократилось до 4 лет. После этого казаки числились в резервных полках в течение еще 8 лет и в любой момент могли быть призваны на службу. Окончив службу, казаки получали земельные паи и освобождались от налогов. Жизнь казаков не была легкой, но они всегда честно выполняли свои обязанности и служили своему народу с гордостью и честью. По окончании службы казаки возвращались в свои станицы и хутора, где возобновляли свое хозяйство и заводили семьи. В 19 веке атаман Платов строит новую казачью столицу - Новочеркасск. Когда Великая армия Наполеона вторглась в Россию, казаки с Дона не давали им прощения и помогли русской армии победить французов. Они брали в плен десятки тысяч французских солдат и гордились своими достижениями.
И вновь путь приводит казаков обратно к своим родным куреням и домам, к семье и детям. Годы проходили, дети вырастали и внуки появлялись, и наступала неизбежная пора: "Живи, казак, пока можешь, умри, когда захочется". Ведь никто не сможет убежать от смерти, она ждет всех нас. Казак страдал и возился, пока не оказался на могилах; старые предки смотрели на это по-другому: "Казак умирает в поле, а не на земле"; "Если хочешь попасть в рай, не умирай на кровати"; "Лучше умереть в поле, чем в гробу". Все мы должны принять тот факт, что когда-то нам придется забраться в ящик, где тебе уже не станешь и не сядешь. Умерших и погибших казаков хоронили на кладбищах, поминая их добрым словом и распивая вино: "Вспомним кума (свата, брата), пусть его жизнь будет богата"; "Кому выпить вина, а кому не выпить воды". Вот как заканчивается цикл казачьей жизни, от рождения до самой смерти.


Рецензии