Романтика по направлению. Часть 6. Цветные тени

      Мои глаза постепенно стали привыкать к другому пространству, яркому свету, иным цветовым отношениям, но душа еще не прилетела, она затерялась где-то по дороге. Бродишь по городу и его окрестностям, которые на краю пустыни, и «рисуешь глазами», как бы выискиваешь те композиции, которые можно было бы изобразить, но всё не нравится, возможно, потому что, где-то в глубине тебя происходит отторжение и постоянное сравнение с привычным картинами из прошлой жизни.
    
      Вспоминается мой первый рисунок под названием «Вид на гору Копет-Даг», который я нарисовала во дворе художественной школы. Работа получилась «так себе», гора, как гора, даже идущая вдалеке, туркменка в национальной одежде, не привнесла своеобразие мотиву и настроение, Конечно, трудно, вот так сразу, научиться передать жару, новые ощущения этого непривычного для меня мира.

      Последующие работы моего художественного освоения окружающего пространства мне также не нравились – это рисунки города со стороны пустыни, школьные здания, спортивная площадка, наброски детей. Работы не получались, хотелось сразу серьёзного творчества, а получалось как продолжение студенческих заданий к очередному просмотру.
 
      Как-то постепенно начинаешь понимать, что проблемы заключаются не столько в новом месте, или в новых пейзажах, в новой натуре, а в отсутствии привычной среды, в отсутствии коллег, педагогов, ведь уже никто не подскажет, не выскажет мнение, не с кем посоветоваться, не у кого спросить, что и как? Ох, как сложно самостоятельно принимать решения творческого плана. Я осознала, что нужно учиться быть самой себе судьёй, уметь спорить со своим вторым я, критически относится к своим работам, и самое главное, уметь анализировать своё творчество, не жалеть себя, и постоянно думать о следующих, будущих работах. Наверное, такой период адаптации проходит у всех выпускников после окончания художественных училищ и институтов. А у некоторых начинающих художников процесс перехода к самостоятельности затягивается на долгие годы, или «студенчество» остаётся на всю жизнь.

       Однажды, неожиданно для себя, я получила подсказку для своего творчества, когда сама природа и солнечная погода направили мой взгляд в нужную сторону. Из окна школьного класса, где я проводила занятия с учащимися, был виден двор обычной школы. А в нашей художке не было звонков и часы отсутствовали, поэтому ориентиром времени служили своеобразные «солнечные часы» в виде тени, падающей от столба с баскетбольной сеткой. Я даже знала как угол наклона этой тени изменяется, смещаясь примерно за неделю и от месяца к месяцу.
 
       И вдруг меня осенило, что солнце, солнечную погоду, жару можно и нужно передавать тенями, ведь солнце «разъедает» форму предметов, домов, деревья, фигуры людей, "высветляет" их, обесцвечивает, наподобие выгоревшей фотографии. Только за счет собственной тени а особенно падающей тени, создается максимальный контраст и таким образом чувствуется сама форма предметного мира и передается солнечное состояние. А освещённую сторону самого предмета можно и не изображать, она может оставаться «пустой», как бы невидимой, но зрительно будет восприниматься. Тени расскажут о размерах, масштабности изображения и тому подобное.

      Вот «Оно!», и пошло, и поехало! Появились совершенно другие рисунки школьного двора, только теперь это не изображения реальных школьных зданий, построенных по законам перспективы, а уже мои, обдуманные, придуманные работы. Меня даже заинтересовали бетонные балки, оставленные строителями в школьном дворе. Вспомнились занятия по начертательной геометрии, когда-то на первом курсе в научном кружке у «Евгеши» (Евгении Петровны Гордеевой) делала доклад о построении падающих теней на наклонные плоскости на примере трубы на крыше.
 
      Итак, я увлеклась поисками теней, стало так интересно, ведь можно вводить и полутона, и такая своеобразная игра пятен получается, поиск равновесия, статики, динамики в картинной плоскости. Одна моя работа мне самой понравилась, опять же, на тему школьного двора. В нижней части листа была изображена падающая тень от ажурного бетонного забора (таких заборов много в городе), а справа, выше –  была та часть самого забора, в котором нарисованы только тени в углублениях, а слева мальчик с баскетбольным мячом, вернее  его теневые стороны и падающая тень, которая совпала с тенью забора. Такая контрастная композиция получилась, так только в яркую солнечную погоду можно увидеть.

      Потом захотелось попробовать в цвете, но писать маслом в жару на природе невозможно, краски плавятся, растекаются по палитре и «слезами» стекают с картона. Конечно, масляными красками можно работать, но не в жаркие месяца, или в тени в утренние часы.

       Моей радости не было предела, когда, выпросив у директора немецкий акварельный альбом, попробовала писать на такой фактурной бумаге. Осуществилось моя мечта – поработать на хорошей, профессиональной бумаге! Честно скажу, что акварельная техника мне не очень нравилась, слишком она специфическая, поэтому предпочитала сочетать акварель с "гуашевыми белилами" или просто цветной гуашью, темперой. Кстати, на такой бумаге можно работать и не плохо получается любыми графическими материалами.

      А самое главное открытие для себя я сделала, что тени это не серые, а они разные на разных предметах и падающие тени тоже могут быть цветными. Раньше не задумывалось, что тени – это не мало важная часть построения формы, что на тенях можно держать весь рисунок. В солнечные дни тени бывают цветными, например, в дневное время на природе они приобретают сиреневые, лиловые оттенки. а к вечеру становятся синими и даже фиолетовыми. Вот так постепенно в своих работах я всё больше отходила от натуры, и пошло творческое фантазирование с цветными тенями.

      (Продолжение следует)


Рецензии