Обжорка

      Как не расклеиться самому? Ведь мне, как заместителю командира взвода, нужно не только выполнять боевые задачи, но и быть примером для бойцов. Где взять силы и уберечься от серых мыслей? Это - шок от первых дней на СВО, от первых потерь. Решил занять голову и руки полезным, новым делом. А бойцы наши - молодцы. Держались. Нюни не распускали. Придумывали сами себе занятия в свободное время: кто-то стирался, кто-то строил (то кухню, то душ, и их было много, каждую передислокацию – новые), кто пел, штопал форму, травил байки, готовил для взвода необычное блюдо и т.д. В общем, как могли, поднимали себе боевой дух и поддерживали друг друга.
      Под Волновахой в лесополосах, где мы занимали боевые и маскировочные позиции, было много раскуроченных деревьев - последствия взрывов, наездов тяжёлой техники. Прекрасный материал для деревянных поделок. И я стал строгать деревянные ложки. Не для себя. Для нашей маленькой кухни, для бойцов. Да и голова отдыхает. А самое главное - сон проходит. Спать хотелось всегда, ни взрывы, ни холод не могли побороть сон. Урывками, хоть часочек. А проспать на войне нельзя. Подведёшь однополчан и соседние подразделения. Ну а если проспишь координаты целей, то всё – разжалование и позор на всю оставшуюся жизнь. Ведь в тот момент мы поддерживали наступление Дальневосточных морпехов, а также сдерживали «немцев» на других участках фронта.
     На развалинах какого - то хутора нашёл малый, ржавый топор без топорища. Очистил от ржавчины, наточил. Сварганил топорище и получился тамагавк, лёгкий, удобный, острый. С таким инструментом легко делать первоначальную обработку поленец, до получения очертания ложки. Топор был всегда со мной. Много раз помогал не только в ремесле, но и по хозяйству (скамейки, настилы и т.д.), да и так, вдруг патроны закончатся.
     Еще в Луге (в учебке), в военторге приобрёл охотничий нож от знаменитых Кизлярских мастеров. Штатный штык-нож быстро тупился, да и длинный, не очень удобен. А Кизлярский леопард - удобен, а точил за полгода я его пару раз. В общем, вырезал ложки топориком и 2-мя ножами.
     Первые ложки были опытные, грубые, неотёсанные. Начинал с чайных. Часть - выкинул, часть – подарил. Как сделать лучше, удобнее, как сделать ровное овальное углубление?
     В октябре 2022 года удалось съездить в увольнительную в Волноваху. Там вместе с выполнением наказов наших бойцов, я приобрёл на местной барахолке напильники, округлые стамески по дереву и наждачную бумагу.
     Дело пошло. Теперь резка ложек стала ювелирной.
     Как-то ночью во время дежурства на узле связи начал новую модель ложки. Я назвал её «Обжорка». Большая столовая ложка с изогнутой вверх и в сторону (к себе) ручкой. Как для маленьких детей.
     Мои бойцы спали, кроме тех, кто в карауле. Уморились за день. Каждый выкопал по 2-3 куба земли для новых землянок, потом бойцы чинили связь, пилили лес, кололи дрова, выполняли другие боевые задачи.
    Костёр быстро прогорал, клён, да ольха. Приходилось часто подкладывать дрова, колоть или пилить длинные жерди. Костёр для солдата – это согрев, очаг. А чтобы костёр был не виден с верху, был устроен навес размером 3 квадратных метра из плотного, не прозрачного брезента. Квадрокоптеры, бес их за пропеллер, летают, заразы.
     Бойцы нашего артдивизиона «Невский» - публика разношёрстная. Худые и с лишним весом, молчаливые и буйные, интеллигентные и не очень. Но что касается выполнения боевой задачи - красавцы. Руки в кровь, стиснув зубы, но выполнят. Нет крана, нет экскаватора, но есть Российский солдат, который с помощью прибаутки или крепкого русского слова заменит стосильную технику. Такого солдата не победить. Жилы сорвёт, но сделает. Сам пострадает, но товарища выручит.
     Чуть за полночь, к костру подошёл замполит нашего дивизиона. Я доложился по форме. Предложил чай. Дежурный чай был всегда у костра в тёплом состоянии.
     Разговорились. Он удивился моему занятию:
- Почему ложки и для чего?
- Подарки бойцам. Одну вырезал «Деду», так он так обрадовался, точно ребёнок шоколадке.
     «Дед» - это один из наших сторожил. Как и мне, ему 55 лет. Старый и мудрый. Лямку тянет, как молодой. А шутяга! Как сморозит что-нибудь, хоть стой, хоть падай. Слёзы текут, животы надрываются от смеха.
     Проснулся и вышел к костру командир взвода. Закурил.
- Здравия желаю.
- Товарищ старший лейтенант, что вы бойцов довели, у них нет посуды и они вырезают себе деревянные ложки?
- Да есть ложки….
- Разрешите, - сказал я, обратившись к замполиту – ложки в хозяйстве есть, а деревянные – для души и от души. И вам вырежу. Вам понравится.
- Ладно. От души, так от души. Вот привёз письма бойцам от детей Ленинградской области. Раздайте, товарищ младший сержант. Им будет приятно.
- Есть, раздать письма.
     В ту ночь я выстрогал топором и Кизляром контур ложки и начал делать штык-ножом углубление в той части, которое называется черпало. Это самый тонкий процесс. Одно неловкое движение и - трещина. Постепенно, точно сверлом, делал углубление и потом круговыми движениями расширял его в диаметре. Потом, второе углубление и опять расширял. Далее, из двух углублений делал одно, овальное.
     Моё время боевого дежурства закончилось. Никто не связывался с дивизионом. Я разбудил сменщика, передал пароли, журналы, рации, зарядки и телефоны, а сам пошёл отдыхать.
     В следующую ночь не удалось завершить начатое. А руки просят. Запах дерева для меня, что любимый одеколон. Вообще - то я всегда любил мастерить. У меня дома на лоджии маленькая мастерская.
     Через пару ночей получилось доделать «Обжорку». Достругивал штык – ножом и леопардом и полукруглыми стамесками. Потом обрабатывал напильниками и шлифовал наждачкой. «Обжорка» готова.
     Днём выдалась свободная минута и я опробовал ложку в деле. Оказалось, не очень удобна для рта. Надо было сделать более плоское и тонкое черпало. Сделал. Заодно подшлифовал ручку. Стало приятно держать в руке и удобно есть.  Работа завершена. Вот бы её покрасить. Но где на войне найдёшь краску и лак по дереву?
     Эта ложка досталась командиру взвода обеспечения. Он был назначен на эту должность, как и я, после пересечения ленты, когда наши предшественники стали трёхсотыми. Мы сдружились. Характеры у нас похожие, да и возраста одного.  Помогали друг – другу.
- «Колесо», дружище – это тебе на память, и чтобы вкусно елось.
     Я подарил моему боевому товарищу «Обжорку». Тот - разулыбался и обнял меня в знак благодарности.
     При первой возможности я подыскивал материал для будущих деревянных ложек. Когда отправлялся чинить кабель связи (часто рвался, то от взрывов неприятеля, то наша техника случайно наедет), то по дороге прихватывал пару - тройку поленец. Экспериментировал с разными породами дерева по цвету текстуры, по твёрдости и лёгкости в обработке. Светлые: берёза, ель, дуб, клён, липа. Красные и коричневые: вишня, орех. Легче всего обрабатывались клён и ель. Но самые красивые были из коричневого ореха и красно - розовой вишни.
     Пару недель было жарко. Днём боевые и хозяйственные задачи. Их было много, ведь мы передислоцировались под Сватово. А ночью по 5 - 10 целей. Наши Малки работали исправно, а после стрельб сворачивались и уходили в места маскировки.  Часто прилетали ответки, в том числе и по нашему расположению. Один раз были лепестки. Но приданный нашему подразделению расчёт ПВО справлялось на отлично. Шелест листьев или взрывы в воздухе были каждый день - это разбитые в пух и прах ответки. Наш начальник штаба подорвался на лепестке и получил тяжёлое ранение.
     Переехал и радиотранслятор артдивизиона. Начальник связи бригады для его установки выбрал самую высокую точку в радиусе десять километров – труба заброшенной котельной.
      Меня с «Дедом» назначили обеспечивать связь и охранять транслятор.  Появилось некоторое свободное время, чтобы заняться ремеслом. Было сделано с десяток или больше заготовок для ложек. Было опробовано несколько новых моделей с интересными изгибами и вариантами завершения ручек ложек: булава, копьё и др. Мне ведь надо сделать всем, кто попросил, как с нашего взвода, так и с батарей нашего дивизиона.
     Но неделя относительной ноябрьской тишины пролетела быстро. Скучать было некогда. Мы с «Дедом» придумали ролик, закрепили его на верх трубы, чтобы не лазить на трубу каждые 3-4 часа, а тянуть кабель снизу. Транслятор должен быть постоянно заряжен. Но от порывов ветра кабель запутывался и транслятор невозможно было спустить.
- «Учитель», я – «Первый», плохая связь, заменить батарею.
     Приходилось несколько раз лезть на верх трубы, а это по ржавой лестнице, где часть ступеней отсутствовало. А труба высотой с 7-ми – 8-ми - этажный дом. Часть ступеней обрушилось уже подо мной.
- Первый, я - «Учитель», как меня слышно.
- «Учитель», я – «Первый», слышу тебя хорошо.
     Мои бойцы назвали меня «Учителем». Я, ведь, на гражданке - простой учитель из Ленинградской области, а внешностью похож на восточного сэнсэя. Вот и прицепился позывной.
     31 декабря прибыли в деревню под Донецком.
     Посты выставлены. Техника замаскирована. Проверены улицы, дома, мастерские. Рядом - пехота ДНР. Свои. Теперь можно и отметить наступающий 2023-й год. Взвод управления, в котором в строю осталось 8 из 27 бойцов, выстоял. Все боевые задачи выполнены.
     Мы породнились за пол - года службы, такие разные, как по возрасту, так и по характеру. А с какой теплотой мы дарили в новый год друг другу подарки: шевроны, шоколадки... К новому году подоспели посылки от родных и волонтёров Ленобласти. Вовремя. Тёплое бельё, шерстяные носки, еда и сладости. Всем досталось поровну. А я подарил парням полированные, пахнущие лесом, деревянные ложки. Пару «Обжорок», пару «Свинтусов», пару «Нехочух» и другие.  Каждому по ложке, ещё и экипажам орудий досталось. Пусть моим дорогим сослуживцам будет вкусно и сытно.
     Пусть матери и жёны с детьми дождутся своих воинов живыми и здоровыми.

2023 год. Бойко Сергей. Позывной - «Учитель».
 


Рецензии