Я услышала призыв люби!

Она невероятно естественна во всём. Она мягкая, добрая, очень женственная. При этом есть в ней стерженёк. Помню по совместной деятельности. Возьмусь – обязательно сделаю. Но если не уверена, что смогу, не возьмусь ни за что. Каждое погружение в её творчество – приглашение увидеть жизнь с лучшей стороны.
Такой уже много лет я знаю свою сегодняшнюю собеседницу Любовь Малофееву. Между тем - так часто бывает, когда знаком с человеком не очень хорошо, невольно сочиняешь его судьбу. Такие как Люба, думала я, заласканы с детства. Они с юных лет купаются в любви и заботе родителей и друзей. Им не приходится прыгать выше головы, чтобы чего-то добиться или, как минимум, привлечь к себе внимание.
Права ли я была в своих представлениях, спросим саму нашу героиню.

- Люба, давайте представим, что на Землю прибыли гости из космоса. Они по-быстрому знакомятся с нами. Каждый житель Земли называет три свои основных статуса. Вы бы какие назвали?

- Три моих основных статуса связаны с семьей –  жена, мама, бабушка. Но гостям из космоса представилась бы так: я влюбленная в свою планету землянка.

- Человек Вы творческий. Это с детства пришло? Если да, то как это проявлялось? Можно ли привить творческие способности ребенку, или они либо есть, либо их нет?

- Творческие наклонности в разной степени одаренности и проявления, думаю, априори заложены в каждого из нас с момента рождения. Важно их заметить в ребенке и развивать, в первую очередь этим должны заниматься родители. Мне в этом отношении похвастаться нечем. Я, как могла, заполняла свое время и пространство сама. В школе очень любила рисовать. Помню, в классе 3-м нарисовала серию рисунков по сказке «Серая шейка» Мамина-Сибиряка. В старших классах у меня было несколько альбомов с пейзажами, портретами.

Позже я увлеклась рукоделием – вязанием на спицах и крючком, вышивкой в различной технике. Раньше не было такого обилия журналов с подсказками, идеями, не было интернета, поэтому мои рукодельные изделия можно считать итогом творческого процесса, полета фантазии. Получались инклюзивные модели одежды, оригинальные аксессуары. Однажды решилась сшить лоскутное одеяло в технике пэчворк, на его изготовление ушло полгода. Пользуюсь им до сих пор, удивляюсь – как это у меня хватило терпения, очень кропотливая работа!

Еще мне нравилось «доверять бумаге и перу» свои размышления, то есть писать короткие заметки, сочинения на свободную тему…

- Слабые зрение и слух с детства давали о себе знать? Были поводом для комплексов?

- Родилась я в деревне. Родители рассказывали, что в раннем детстве часто падала -  не увидела край лавки, не заметила кочку на дороге, споткнулась об порог… Они, возможно, догадывались о моем плохом зрении, но ничего не предпринимали. Думаю, просто некогда было заниматься детьми – днем на работе, вечером ждали хлопоты в своём немалом хозяйстве. Когда пошла в школу, сразу обнаружилось, что не вижу написанное на доске даже с первой парты. Тогда у меня появились первые очки, кругленькие, смешные. Они позволили, наконец, увидеть мир в более четких очертаниях, но в то же время стали предметом для травли со стороны некоторых одноклассников. Помню такой случай: особо надоедливого мальчишку, разозлившись, а может, просто защищаясь, уже и не помню теперь, я ударила по голове металлическими счетами. Из ранки выступила струйка крови, он заплакал. Все ожидали, что учительница меня накажет за это. Но она, вернувшись в класс, поняла ситуацию и меня, испуганную и расстроенную, успокоила и отпустила домой, а моего обидчика отругала. После этого девочку в смешных очках никто больше не смел обижать. А тот мальчик, будучи уже взрослым, не раз вспоминал этот инцидент.

В обычной деревенской школе я училась 2 года, а с 3-го класса в интернате для слепых и слабовидящих детей, который находился в другом селе. Нашлись сплетники, прямо скажем, сами не далекие умом, которые говорили, что меня отправили в школу для умственно отсталых детей. Думали так по аналогии с историей одного мальчика, которого действительно по показания отправили в подобное заведение. А я всегда училась хорошо. На каникулы меня забирали домой. Я рано осознала свою особенность, стеснялась этого, поэтому перестала общаться со сверстниками в родной деревне, у меня не было друзей, я вела замкнутый образ жизни.
А проблемы со слухом возникли в возрасте около 30 лет.

- С удовольствием читала Ваши рассказы про Макарку.  В этих рассказах полностью Ваш внучок или собственное детство тоже присутствует?

- В рассказах про Макарку лишь в одном месте проскальзывает упоминание о моем детстве – сожаление о том, что я была очень одиноким ребенком и у меня не было любящей бабушки.

- Мы когда-то с Вами вместе ушли из рассылки активистов. Я не пожалела. Появилось много времени для реализации в творчестве, литературе. Поняла, что каждый должен заниматься тем, что ему близко. Чем Вы сейчас занимаетесь?

- Около пяти лет назад в моей жизни произошли кардинальные перемены – я поменяла место работы и устранилась от деятельности, связанной со слепоглухими – ушла из рассылки активистов, перестала работать в качестве координатора досугового центра. Я исчерпала свои возможности, духовные и физические ресурсы, поэтому, продолжая заниматься тем же, уже никакой пользы не принесла бы ни себе ни другим.  Интуиция мне робко подсказывала об этом, а внешние обстоятельства лишь помогли принять верное решение об уходе из этой истории. Сейчас у меня новый этап жизни, где больше общения с семьей, особенно с внуком и много творчества, в основном литературного.  Смена жизненных декораций, уверена, пошла мне на пользу. Тем не менее, я продолжаю поддерживать связь со слепоглухими, но уже в другом качестве и не в том объёме, как раньше.

- Люба, Вы много участвуете в литературных конкурсах. Слышала, что у вас были и грандиозные победы. Я часто спрашиваю себя, оправдывает ли восторг большой победы предыдущие разочарования? А как Вы считаете? Проигрывать умеете?

- Да, есть в моей копилке успехов приятные награды, но говорить, что они грандиозные, я бы не стала. Мне нравится участвовать в конкурсах фонда «Со-единение», собственно, с них всё и началось. Кстати, я не всегда оказывалась в списке лауреатов, но, как минимум, порог шорт-листа преодолевала всегда. Благодарю фонд за то, что дает нам шанс быть услышанными, стимулирует творчество, поддерживает стремление развиваться. Один мой знакомый периодически ворчит, мол, фонд слишком часто организует литературные конкурсы, мол, ни к чему это. А я считаю, пишущий человек должен постоянно «оттачивать своё перо». Конечно, при условии, что это занятие приносит ему радость.

В какой-то момент я поняла, что конкурсов фонда с периодичностью один раз в год мне уже мало. Это побудило искать другие платформы для литературных приключений. Оказалось, в социальных сетях очень много различных групп, где писатели, начинающие и уже опытные, могут реализовывать свою потребность в творчестве. Мне нравится группа в контакте «Пиши за гроши», я не раз принимала участие в литературных марафонах, организованных этим сообществом. Один рассказ, написанный в рамках марафона, позже стал победителем двух различных конкурсов.

В апреле прошлого года я «поселилась» на портале «Проза.ру», действующего под эгидой Российского союза писателей. Это следующий этап моего творческого роста. Здесь у меня уже две победы. Особенно приятно было узнать, что я заняла первое место в интернет-конкурсе «Память  бессмертным полком пронесем по планете». Этот очерк опубликован в журнале «Жизнь Международного фонда ВСМ».

Кроме того, я считаю своим успехом публикацию моего рассказа «Театр» в книге «Мы и наши маленькие волшебники». Этот сборник выпущен по итогам конкурса короткого семейного рассказа, организаторами которого являются Литературное агентство Софии Агачер, Фонд «Живая книга» и детское издание «Классный журнал».

Самая последняя моя удача – участие в проекте Первого творческого объединения «Свет». Одним из направлений деятельности этого сообщества является поддержка творческих людей с ограниченными возможностями. Итогом моего сотрудничества с ним стала публикация моей сказки «Про Егорку и Деда Мороза» в сборнике «Однажды в Новый год», презентация которого состоялась в конце января этого года.

Восторг победы, конечно же, сглаживает разочарования предыдущих неудач. Но я не зацикливаюсь на поражениях, отношусь к ним философски. Они для меня – стимул развиваться. Это, во-первых. Во-вторых, адекватно оцениваю свои возможности и способности. В конкурсе, в любом, желание победить обязательно должно присутствовать, без него теряется смысл участия в нем. Но в то же время необходимо понимать, что человек не может быть везде и всегда лучшим, первым. Это касается не только творчества. Всегда найдется кто-то другой, к примеру, моложе тебя, красивее, удачливее, талантливее. А по-настоящему ценно то, что каждый из нас неповторим, каждый уникален со своей судьбой, достоинствами и недостатками, физическими данными и так далее…

- Ваше имя как-то влияет на Вашу судьбу?

- Я долгое время не любила своё имя. Мне оно казалось немодным, устаревшим, так сейчас девочек не называют. С возрастом пришло понимание, что по своему значению это лучшее из имен, и мне стало комфортно жить с ним. Люба, Любовь, Любочка, Любаша, Любушка - не каждый может похвастаться таким количеством вариантов имени. А еще в детстве меня иногда называли Люби, ударение на втором слоге. Это уменьшительно-ласкательный вариант имени на удмуртском языке, на русском он звучит как призыв любить. Я однажды услышала этот зов и люблю… Люблю жизнь во всех его проявлениях и хочу, чтоб это было взаимно.

8. Была в Омске весной. Там невозможно побывать и не купить или получить в подарок открытку или магнитик с изображением девушки Любочки. Именно так, ласково, Любочка. Одним из атрибутов, гордостью в романтичном контексте в Омске считается жена одного из губернаторов. У меня создалось впечатление, что в этом городе девочек называют Любочками особенно часто. По крайней мере, первую девушку, с которой мы познакомились, зовут именно Люба. Но, собственно, предыдущий вопрос к тому, чтобы перейти к женской теме. Даже и мне кое-кто признавался в любви к Любови Малофеевой. О Вас говорят как о красивой и стильной женщине. Вы пользуетесь косметикой? За модой следите?

- Очень интересно! Кто ж мог говорить о любви ко мне с Наташей Демьяненко?
 
- Это огромный секрет!

- Попробую тоже плавно перейти от вопроса про имя к женской теме. Думаю, красивой и стильной, как Вы говорите, я стала тогда, когда полюбила свое имя и, как следствие, себя. Речь не о самовлюбленности и нарциссизме. Речь о том, что надо любить жизнь, свою судьбу, какой бы она ни была, то есть принимать всё это. Тогда и мир полюбит тебя. Когда есть такая взаимность – есть ощущение счастья, есть источник вдохновения для творческого полета.

Я ничего особенного со своей внешностью не делаю, по большому счету довольствуюсь тем, что дала мне природа. Косметикой практически не пользуюсь. В моем арсенале женских штучек есть только губная помада.  Остальное игнорирую. Отчасти от того, что к косметическим средствам есть аллергия.

За модой, можно сказать, не слежу, хотя наряжаться, как любая женщина, люблю. В одежде предпочитаю классику. Ношу то, что удобно, практично и, на мой взгляд, идет мне по комплекции и возрасту.

- Чем, как Вы считаете, для женщины должна быть косметика, способом скрыть изъян или, наоборот, подчеркнуть преимущество? Может ли полностью незрячая женщина, на Ваш взгляд, сделать себе красивый макияж или лучше не рисковать?

- Косметика должна делать женщину более привлекательной, скрыть изъяны и подчеркнуть достоинства. Полностью незрячая женщина вряд ли сможет сделать красивый макияж, потому что это, на мой взгляд, почти искусство. Я, например, не умею. В юности, как многие девушки, любила яркий макияж. Красоту наводила сама, не всегда, возможно, аккуратно. Сейчас уже разучилась.

- Я мечтаю создать или в соцсети, или в журнале раздел, где женщины с остатком зрения или зрячие давали бы советы незрячим девушкам, как одеваться – подобрать нужное сочетание цветов одежды, стиля. Вы бы согласились участвовать в таких публикациях?

- Это хорошая идея! Такая помощь нужна не только незрячим девушкам, но и многим зрячим. Но я бы не взялась давать советы, потому что, во-первых, не люблю давать советы в принципе, и во-вторых, не считаю свой вкус идеальным и не хотела бы навязывать его кому-либо. Мне кажется в качестве помощников надо приглашать дизайнеров, психологов, одним словом, специалистов.

- Вы любите готовить?

- В Великобритании провели исследование с целью выяснить сколько времени среднестатистическая женщина проводит на кухне. Оказалось, примерно 18 лет. Хорошо, если женщина получает от этого удовольствие. Скажу честно – я не люблю готовить, но отношусь к этому занятию как к чему-то неизбежному, необходимому. Мне жалко этих 18 лет, отнятых у меня от более интересных дел.
Умею готовить практически всё, предпочитаю простую еду, в смысле приготовления и ингредиентов. Не всегда это удается, потому что семья требует порой кулинарных изысков. Иногда пытаюсь превратить процесс готовки в какое-то приключение, особенно если в этом участвует мой внук.

- И последнее. Вот выдался выходной, можно делать что хотите. Какое
занятие вы выберите для души?

- Я пойду гулять в лес или в парк, или к водоему какому-нибудь. Природа помогает перезагрузиться физически и духовно. Это лучший
отдых для меня. Кстати, недавно прочитала в журнале «Наука и жизнь», что в Канаде с 2020 года арсенал медицинских средств пополнился прогулками по лесу. Врачи утверждают, что пребывание в лесу хотя бы 2-3 часа в неделю
значительно уменьшает уровень гормона стресса кортизола в крови.
Снижается давление, частота пульса, улучшается настроение, а у детей
повышается способность концентрировать внимание. Все эти показатели
нормализуются уже после 20 минут прогулки.

***
Друзья, если у вас возникло желание поближе познакомиться с творчеством Любови Малофеевой, ниже размещаю ссылку на страницу Любы На портале «Проза.Ру»

http://proza.ru/avtor/abylmalofeeva


Рецензии