Валерию Срибному посвящается

Как давно нет с нами Валерия Срибного, но читая его стихи кажется, что он их написал вчера.
Валерий писал иронические стихи, любовную лирику, гражданскую. Писал.... .
Поэзию любил с детства, но муза  посетила его в более старшем возрасте.

Я часто приглашала его на вечера салона  «Мелодия жизни». Он ни когда  не отказывался выступить.
Писал стихи профессионально, также и дикламировал -  душой. Его приятно было слушать.
     Уважаемые читатели книги Валерия Срибного и сегодня можно взять для ознакомления в Литовской национальной библиотеке имени Мартинаса Мажвидаса.

В одном из последних стихотворений Валерий писал:

Но я живу - живой среди живущих!
И вздох мой радует рассвет.
И каждый день врываясь в жизни гущу
Свой хлеб ращу ржаной, земной,                насущный,
И верую, что смерти вовсе нет.

И я согласна с ним.  Валерий Срибный продолжает жить среди нас в своих стихах и оставленных нам книгах.  А мы не прощаемся с ним и его творчеством. Перечитывая его, авторские стихи и знакомим с ними подростающее поколение.
      
Ты ведь поэт - тебе б писать о звёздах...
               
                Нэбо глыбокэ засияно зорямы…
"Ты ведь поэт – тебе б писать о звёздах,
Что ночью так отчётливо видны..."
Но строки рвутся жаркие и хлёстко
Об ужасах безумия войны.

...Соседи мы, подворья наши рядом,   
Мы вместе собирали урожай.         
Обменивались часто шуткой, взглядом,
Встречаясь в огороде невзначай.

Потом садясь в саду за стол устало
Стакана два дерябнув молока,
Играли как соседям двум пристало,
С азартом в подкидного дурака.

Да, было так… А то – на стол бутылку
Холодную с подвала доставал,
И тыкали в салат хмельною вилкой,
Пока рассвет над речкой не вставал…

Мне кажется, застыло даже время,
Мне кажется – помчались стрелки вспять,
Я с нашими, а он сегодня с теми,
Которых не хотел бы я обнять.

Что сталось с нашей милою землёю,
Что сталось с нами, с нэнькой дорогой,
Не саван ли наш край вот-вот укроет,
И пенье птиц заменит грустный вой?

Молчит сосед… Лежат в сторонке карты.
Обходит стороной мою межу,
А где-то созревают бонапарты,
И я один в раздумьи ночь хожу.

Их гонят на восток куда-то строем,
Обратно возвращая жалкий прах,
Взрастив из душ печальных мним-героев,
Вернув домой в неструганных гробах.

Придуман кем-то способ в злобе верный
И он живёт, крепчая каждый год,
Как с выгодой цинично-планомерно
Поставить на колени мой народ.


 Когда бы мне стрелки у века...

Когда бы мне стрелки у века
Дано было вспять повернуть
И снова стать тем человеком,
Что только отправился в путь,

Как прежде у речки б мы жили,
Я был бы моложе, стройней,
Деревья бы стали большими,
А солнце – намного теплей.

С утра я б на речку купаться
Помчался с шумливой гурьбой.
А мама не стала б ругаться,
И папа мой был бы живой.

Мы б часто за тёплой беседой
Часы проводили в саду.
А все наши прежние беды –
Как всплески на сонном пруду.

Я б снова в девчонку влюбился,
Чьё имя во сне повторял
И рядом подолгу крутился,
Но глупо потом потерял.

И мама здоровой, цветущей,
Не зная о хвори пока,
Смеясь, наливала б мне в кружку
Из крынки большой молока.

Усевшись на лавку под вечер
Дурачиться б стали, шутить,
И тяжесть, что давит на плечи,         
Вилась бы в шелковую нить.            

А пуля, что где-то летела,
Прицелившись в сердце отца,
Его бы коснуться не смела,
Свой путь не пройдя до конца.

Квадрат гипотенузы...

Квадрат гипотенузы,
С трибуны выступая,
Изрёк: « Я – отпрыск музы,
Писать стихи как – знаю».
Он думал: «Я – в квадрате!
А там, поди, не каждый.
Моё сужденье – нате,
А ваше мне – неважно».
Спешит упиться славой,
Притянутой за уши,
Обманчивой, лукавой.
И спесью разум глушит.
Ну что с того, что пишет
Он кое-как при этом –
Ему служили пищей
Стихи других поэтов.
Квадрат гипотенузы
Хотел одёрнуть катет –
Мол, ты словестным грузом
Стихи не в тему «катишь».
А тот, дитя науки,
Не будучи педантом,
Изведав страсти муки,
(читал, наверно, Данте),
О чём-то сожалея,
Смеётся и хохочет,
Дивясь, как он не смеет
Понять, что катет хочет.
Наивный, негорластый –
Он знал, поймут когда-то –
В поэзии не властны
Надменные квадраты.
И ежится от света,
Смущается не к месту
От шуток и наветов,
Как будто он невеста.
Но режут слух квадраты
В чужих подстрочьях «смелых»
Заумно-глуповатых,
Пустых и неумелых.
А катету хотелось
Стиха, как взрыв и боле,
Чтобы строфою пелось,
А слёзы – ну так с болью.
А катету ведь надо
Не сумма строчек сразу,
В другом его отрада –
Прикрыв мечту от сглазу
Собой чуть угловатым,
Подняв стих на скрижали *
Хотел, чтоб и квадраты,
Как нерв, в стихах дрожали.

* СКРИЖАЛИ — СКРИЖАЛИ, ей, ед. скрижаль, и, жен. (стар.). По библейскому сказанию: каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями. События запечатлены на скрижалях истории (перен.; высок.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.…

Бокал созревшего вина...

Есть вещи... (что тут не скажи)
... дороже сна, милей покоя -
далёкий мир над головою
и мир души. Твоей души.
В ней пламя страсти, жар огня,
в ней звёзд загадочная стёжка,
лукавства, таинства немножко,
что так пленить смогли меня.
Бокал созревшего вина
с настоем чар, истомы, страсти
ещё  невыпитый до дна,
но мой лишив рассудок власти.
Всё это ты!..
             Всё это ты -
творенье грёз, судьбы и чуда,
и я ловить в смиреньи буду
лица волшебные черты.
Хочу... (какая ж в том вина?)
... дышать твоим изгибом каждым,
испить хочу тебя до дна.
Но утолить смогу ли жажду?
 
(из книги "А что за горизонтом?"
Вильнюс. Литва. )

"КОШКА"

Мурлычишь,
играешь,
ласкаешь,
устанешь - плечом поведёшь,
картинно вздыхаешь,
но знаешь -
к утру по-кошачьи уйдёшь.
Примеряешь перстень капризно,
шкатулочку сбросив на пол,
и смотришь в глаза с укоризной -
рубин всё же маленький, мол.
Смиренье моё - не оценишь,
принцесса! -
и щёчку подав,
жеманное что-то мне цедишь -
душой хладнокровный удав.

(из книги "Мои колокола")



Ужель ты спишь, моя голубка...

Ужель ты спишь, моя голубка,
ужели дрёма сладким сном,
как поцелуй лаская губки,
блуждает под твоим окном?
А ты, ворочаясь в постели,
губами еле шевеля,
вздохнула всласть и, хмыкнув еле
на нудный зуд в окне шмеля,
раскинув руки, улыбнулась,
откинув тихо мягкий плед,
ушла из сна, и плоть проснулась,
и шмель исчез, и дрёмы нет.
И нет объятий жаркой ночи,
что так ласкала плоть во сне
до иступленья, что есть мочи...
А шмель - то я в твоём окне.

И ВСЕ ТАКИ ЛЮБЛЮ ТЕБЯ

И все таки люблю тебя...
Тобой живу, тобой страдаю,
Тобой горю, тобой сгораю
И в мир иной уйду любя,
О прошлом вовсе не скорбя,
Одну тебя, - я твердо знаю.
Но ты, величие храня,
Сожгла до тла надежды взглядом
Без дров, без спичек, без огня,
Дохнув прохладой на меня
И все вокруг увяло рядом.
И все таки тебя люблю...
Безумец я или невежда,
Но так печально, страстно, нежно
И в том судьбу благодарю,
А в ней тебя боготворю
За хрупкий мир мечты, надежды.
Исчез тумана зыбкий след,
А с ним и рос покров растаял,
Тех жарких встреч давно уж нет,
Я стал другим и ты другая
И все таки люблю тебя,
Как сладкий сон, как вздох желанный, -
Кричу сквозь всполох ночи рваной,
С ума давно себя сведя
Любовью трепетной и странной,
Все унижения терпя
И все таки люблю тебя,
Одну тебя судьбой избранной.
Одну тебя... Одну тебя...

Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.
Автор Михаил Юрьевич Лермонтов.


Рецензии