Хосе де Рибас, он же Иосиф Михайлович Дерибас

В 1774 году, в возрасте 23 лет, Хосе Де Рибас, сын каталонского дворянина, был официально принят на русскую военную службу в ранге капитана. После получения русского имени Иосиф Михайлович Дерибас он отправился на боевые действия во время русско-турецкой войны, которая завершилась в 1776 году. В этом же году Иосиф Михайлович вступил в брак с камер-фрейлиной императрицы Анастасией Соколовой, и на их свадьбе присутствовала сама Екатерина II и Григорий Потемкин.

Екатерина II проявляла близкий интерес к Дерибасу еще со времени, когда он был воспитателем Сухопутного кадетского корпуса и занимался воспитанием ее внебрачного сына Алексея Бобринского, который также учился в этом учебном заведении. Иосиф Михайлович успешно выполнял свои обязанности и заслужил благоволение Екатерины II. Эта его задача завершилась в 1782 году, когда Алексей Бобринский успешно окончил обучение. После этого Дерибас получил повышение в должности и отправился на еще одну русско-турецкую войну.

В 1788 году, уже в ранге бригадира, Дерибас был награжден орденом Святого Владимира за победу над турецкими кораблями в Днепровском лимане. Он также отличился при взятии турецкой крепости Очаков и штурме крепости Измаил, которая была гордостью Османской империи. В 1789 году, уже в ранге генерал-майора, он возглавил штурм крепости Хаджибей. Александр Суворов очень высоко оценил военные достижения Дерибаса, называя его "дунайским героем". За свои заслуги Иосиф Михайлович был награжден большим имением в Могилевской области и золотой шпагой с бриллиантами, и тем самым стал русским помещиком. В 1792 году, за активное участие в переговорах и успешное заключение мира с Турцией, Дерибас был награжден орденом Александра Невского, одной из высших наград России.
После окончания войны, Россия столкнулась с необходимостью освоения новых территорий на северном Причерноморье. Одной из главных задач было построение крупного морского порта, который бы обеспечивал выход российских торговых судов в Черное море и принимал иностранные суда. Требовалось лишь определить подходящее место для его строительства.

После проведения множества боев и детального изучения местности, Дерибас считал, что наиболее подходящим местом для порта является гавань у крепости Хаджибей, которая не замерзала практически всю зиму. Построив мол, можно было обеспечить защиту кораблей от штормов и сильных ветров. После проведения необходимых инженерных расчетов, Дерибас направил соответствующее предложение генерал-губернатору Новороссии, Платону Зубову, который был фаворитом Екатерины II.

Екатерина II одобрила предложения Дерибаса и назначила его начальником будущего порта. Для начала строительства он получил 26 тысяч рублей. На одном из придворных балов один из придворных предложил императрице переименовать Хаджибей в Одиссос, в память об античной греческой колонии, которая существовала в этих местах. Екатерина II согласилась, но внесла свои поправки - порт получил русское название Одесса.
Первый инженер Южной армии А.В. Суворова, голландец Франц Деволлан, выполнил план города-порта Одессы. План был основан на классическом римском градостроительстве и имел вид шахматной доски. Для осуществления строительных работ была создана "канцелярия строения города и порта Хаджибей", позднее переименованная в Одессу. Иосиф Дерибас был ответственным за общее руководство всеми работами. Территория, где была запланирована застройка, была разбита на 117 кварталов и разделена на земельные участки, которые были распределены среди желающих. Один из этих участков был использован Дерибасом для постройки своего дома, ставшего первым жилым зданием в Одессе.

На месте этого дома находился дом Иосифа Дерибаса, а улицу назвали Дерибасовская. Интересно, что несмотря на все изменения, произошедшие в стране и городе за два века, название улицы никогда не менялось. Дерибас предложил большие льготы застройщикам, промышленникам и торговцам, чтобы привлечь людей в новый город. Первые жители Одессы были военными, чиновниками и купцами. В город поступало много денег, и здесь жизнь кипела. К концу 1795 года в Одессе проживало около 2,5 тысяч жителей разных национальностей и занятий.
У Дерибаса, как и у других успешных людей, было много недоброжелателей, которые писали жалобы и доносы в Петербург. Ситуацию усугубила смерть императрицы Екатерины II в 1796 году. Когда Павел I занял престол, он прислушался к наветам и сплетням своих фаворитов и сократил финансирование строительства порта и города Одессы. Новый император был склонен к экономии и четкому расчету.

Дерибас был вызван с отчетом о строительстве порта в Петербург. Несмотря на козни и сплетни, ему удалось обосновать все расходы и доказать свою ценность как специалиста по морскому строительству. Он стал членом Адмиралтейства, затем его президентом и получил звание адмирала.

Несмотря на сокращение финансирования, работы по строительству Одессы не были заброшены благодаря предоставленной ссуде из Государственной казны. Дерибас советовал одесситам прислать императору подарок и они выкупили груз из 3000 апельсинов, который был отправлен с пожеланиями здоровья императору. Павел I согласился выделить 250 тысяч рублей на строительство порта, и жизнь в городе снова начала бурлить. Так Дерибас снова служил своему детищу, а апельсины сыграли важную роль в судьбе города.


Рецензии