Августин де Бетанкур-и-Молина

Августин де Бетанкур-и-Молина родился в семье испанского полковника на острове Тенерифе в 1758 году. Основателем рода Бетанкуров на Канарских островах был нормандский барон Жан де Бетанкур, который в 1402 году захватил архипелаг и провозгласил себя канарским королем. Позже острова стали владением испанского короля, а род Бетанкуров стал одной из аристократических семей на островах.

Августин был самым младшим ребенком в семье, но его отец уделял ему много внимания в образовании, надеясь, что он сможет сделать карьеру в Мадриде. Отец лично обучал его и нанимал преподавателей по точным наукам и искусству. Кроме испанского, Августин успешно овладел французским и английским языками. В 19 лет он начал служить в местной милиции и вскоре достиг звания лейтенанта.

В 1779 году Августин был отправлен в Мадрид на обучение по совету его друзей. В столице он посещал различные учебные заведения, включая известную Академию изящных искусств. Его успехи в изучении точных наук, инженерии и архитектуре привлекли внимание испанских чиновников. В 1784 году он стал почетным академиком, а затем был отправлен во Францию и Англию, чтобы совершенствовать свои навыки и познакомиться с передовыми достижениями науки и техники.

В течение многих лет Августин путешествовал по Европе, общаясь с известными учеными и изобретателями, и собирал коллекцию инженерных достижений. В 1791 году он вернулся в Мадрид с полной коллекцией. К тому времени он уже стал директором музея техники - Королевского кабинета машин. Используя британские разработки, Бетанкур создал прототип паровой машины.
В начале XIX века Августин руководил созданием оптического телеграфа, который установил связь между столицей Испании и портовым городом Кадисом. Кроме этого, у него были планы реорганизации системы связи в Испании. Однако Наполеоновские войны вынудили его покинуть родину в 1807 году. Причины его эмиграции неизвестны, но в личных письмах Бетанкура было отмечено, что он решил служить русскому императору, так как тот относился к нему с большим уважением. Он стал русским подданным официально 30 ноября 1808 года и первый раз посетил Санкт-Петербург годом ранее по рекомендации российского посла в Испании Ивана Муравьёва-Апостола.

Бетанкур был очень рад вниманию, которое ему уделяли в России. Он лично встретился с императором Александром I. Решение о его переезде в Россию было окончательно принято в Эрфурте в 1808 году после очередной встречи с русским царём. Он был принят на службу в России в ранге генерал-майора и немедленно отправился в страну на постоянное место жительства. Ему было 50 лет.

Русские чиновники не все одобряли привлечение иностранных специалистов в страну, они полагали, что они сами способны справиться с модернизацией инфраструктуры. Но это оказалось ошибочным, и привлечение европейского опыта оказалось необходимым. Бетанкур был приглашен в Россию по инициативе Николая Петровича Румянцева, министра иностранных дел и руководителя департамента водных коммуникаций. Главной задачей было совершенствование инфраструктуры и создание учебного заведения, которое готовило бы инженеров для этого. Бетанкур принял активное участие в создании Института Корпуса инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, современного ПГУПС, составил программу обучения и открыл музей при учебном заведении. Он руководил институтом до конца своей жизни.

За 12 лет своей службы в России Бетанкур принял участие и руководил множеством проектов. В Санкт-Петербурге он связан с постройкой Исаакиевского собора, при создании которого он работал с молодым архитектором Огюстом Монферраном. Он также имел вклад в создание Адмиралтейской набережной и Александровской колонны на Дворцовой площади.
Августин Бетанкур принял участие в создании архитектурного ансамбля нижегородской ярмарки в 1817 году, который был задуман как один из крупнейших торговых комплексов в Европе. В процессе строительства он также участвовал в создании системы коммуникаций в Нижнем Новгороде, что заставило его полюбить этот город, представив его вторым домом. Знаменитым проектом Бетанкура стало здание Экзерциргауз в Москве, которое впоследствии было переименовано в Манеж и стало одной из основных достопримечательностей города.

Кроме архитектурных и инженерных достижений, Бетанкур также сыграл значительную роль в создании Гознака в России. После Отечественной войны 1812 года в стране возникла финансовая нестабильность, вызванная наличием большого количества фальшивых ассигнаций. Августин Бетанкур принял участие в реформе системы изготовления денежной массы, которая была сложной и включала несколько этапов, управляемых различными ведомствами. Эта реформа была проведена по инициативе министра финансов Дмитрия Гурьева в 1813 году, а Бетанкур сыграл в ней важную роль.
Чтобы оптимизировать процесс выпуска ассигнаций, инженер пришел к выводу о необходимости объединения всех этапов в рамках создания отдельного органа. Для этого было построено здание Экспедиции заготовления государственных бумаг на набережной реки Фонтанки в Санкт-Петербурге, архитектором которого был Бетанкур. Он также разработал оборудование и новую технологию для производства ассигнаций. За свои достижения Бетанкур был награжден орденом святого Владимира второй степени. Сотрудники Гознака до сих пор помнят своего создателя, и на территории фабрики установлен его бюст. Кроме того, подобный памятник находится у другого создания Бетанкура - Университета Путей Сообщения.

В конце жизни полный перечень проектов и достижений Бетанкура в России является впечатляющим. Его вклад в развитие отечественного инженерного дела невозможно переоценить. Однако за 12 лет своего пребывания в России Бетанкур сумел оставить огромный след. Несмотря на это, у него было много завистников, и в 1822 году он потерял доверие императора и был отстранен от ответственных проектов из-за действий Алексея Аракчеева, завидовавшего ему. Смерть дочери в 1823 году подорвала моральное состояние инженера, и его здоровье быстро ухудшилось. Бетанкур подал в отставку со всех постов и скончался в Санкт-Петербурге в июле 1824 года. Его похоронили на Смоленском лютеранском кладбище, и его могилу украсил памятник, созданный Огюстом Монферраном, который обязан своим положением инженеру.


Рецензии