Народный календарь 19 - 25 февраля

19 ФЕВРАЛЯ. ВУКОЛА-ТЕЛЯТНИК.
«На день святого Вуколы — телятся жуколы». Жуколами называли коров, разрешавшихся от бремени в феврале. Знать, не зря начинает мелькать по деревням в это время «коровья смерть». Есть и жатва для неё и причины остерегаться этой бабы: коровы ослаблены и восприимчивы к болезням, хвори. О телёнке и говорить нечего. Все заботы хозяйки — о них. «Животину водить — не разиня рот ходить» «Домашний телёнок — лучше заморской коровы». Корова — это и молоко, и масло, и сыр, и мясо, в конце концов. Это — здоровье и достаток семьи. Без коровы и лошади — нет крестьянина. Потому и забирали телёнка в избу от холода и несчастий, и ухаживали, как за младенцем: кормили «маминым» молоком, но без «мамы», сами: под ликования и восторг ребятишек телёнок сосал своим беззубым ртом их пальцы и ладошки, утоляя сосательный инстинкт.
Хозяин окуривал отелившуюся корову чабрецом (богородской травкой), чтобы молоко не было поганым, а телёнок рос здоровым. А хозяйка после двенадцати доек (трёх, четырёх дней), когда пройдёт молозиво и молоко сделается годным к употреблению, варила некрутую молочную кашу. Затем горшок с кашей обкладывала сеном и ставила в чашку с овсом. Трижды поднимала чашку над голо¬вой и трижды произносила: «На сто бычков! На тысячу телушек!». Снимала плёнку с каши и отдавала телёнку. Этот обряд «моления молока» совершался перед обедом. Затем кашу съедали.
С молочком вас, со сметанкой!

20 ФЕВРАЛЯ - ДЕНЬ ЛУКИ ЕЛЛАДСКОГО.
В русском народном календаре ему уделено немного внимания: пекли пирожки с луком. Может быть, потому немного, что этот день Луки — первый в году и будет еще четыре дня Луки, которые более важны для земледельца и по делам и по приметам.
Не все, разумеется, могли себе позволить пирожки. Только тот, у кого была мука. И притом в достаточном количестве. А если было немного, хранили на Пасху, на куличи.

21 ФЕВРАЛЯ. ЗАХАРИЙ-СЕРПОВИДЕЦ.
Церковные святцы называют пророка Захария «серповидцем» потому, что он в одном из пророческих откровений видел свиток, летающий по воздуху и изогнутый в форме серпа. Российский крестьянин понимал этот день по-своему: доставал серпы осматривал их. Готовить их вроде бы рано, но здесь тот самый случай, когда «готовь телегу зимой». На месте ли серпы? Сколько? Покупать или заказывать кузнецу? Может быть, ручку новую выстрогать да насадить надо.


22 ФЕВРАЛЯ. НИКИФОРЫ-ПАНКРАТЫ.
«Не всяк Панкрат хлебом богат». Год на год не приходится.Для кого-то уже и пост наступил. Но руки не должны гулять без заботы: лапти плели. Обучали ребятишек этому ремеслу. Лапти — и себе, и на продажу.

23 ФЕВРАЛЯ. ПРОХОР.
«Пришел Прохор да Влас: «Никак скоро весна у нас!» Скоро, скоро! Желанная и долгожданная; и солнце уже греет по-весеннему и снежный наст твёрдый, леденистый, и сосульки появились!


24 ФЕВРАЛЯ. ВЛАСИЙ - СКОТИЙ БОГ.
День святого мученика Власия, покровителя домашних животных. Этот титул к нему перешёл от языческого славянского Велеса — «скотьего бога», бога богатства. В языческие времена количество домашнего скота являлось мерилом состоятельности, зажиточности, богатства. Даже казна какое-то время называлась... «скотницей».
День Власия на Руси был известен «власьевскими морозами», ярмарками и базарами по торговле домашним скотом и большим праздником в честь покровителя домашних животных: варили пиво, приглашали родню — праздновали широко и разгульно, как и бывает на Руси.
Но делу — время, потехе — час. В деревнях помнили о «коровьей смерти», шастающей вокруг. И в период от Агафьи-коровницы (18 февраля) до Власия обязательно проводили обряд опахивания. Предполагалось и верилось, что если опахать деревню три раза, опоясать тремя бороздами, то «коровья смерть» или не появится, или прекратит свое чёрное дело.
Люди села всем миром решали: проводить опахивание или не проводить. Если договаривались опахивать, то мужчины милостиво предоставляли возможность делать это женщинам. Одна из них, старая, имеющая опыт в этом деле - оповещалка — с утра собирала себе команду. Каждая женщина, давшая согласие на участие в обряде, ополаскивала руки и вытирала их полотенцем оповещалки. Тем самым закреплялось согласие, женщина причащалась общему делу.
Мужчин села, от мала до велика, просили не выходить из изб «ради беды великия». Мужики закрывали скот, привязывали собак, закрывались сами, закрывали двери, ворота, ставни. Уходили в глубокую оборону.
Итак: февральская зима, власьевские морозы, полночь. Оповещалка в одной рубашке выходила за околицу села и с дикими воплями била в сковороду. На этот сигнал собирались женщины с ухватами, серпами, кастрюлями, сковородами. Приносили с собой чёрную кошку и петуха.
Оповещалка, сбросив с себя рубаху, проклинает «коровью смерть». Женщины, распустив волосы и оставаясь в одних рубахах, запрягают оповещалку в соху и садятся верхом на помелья. Издавая неимоверный шум, проклятия и угрозы в адрес «коровьей смерти», с зажжёнными лучинами неистовые женщины трижды шествуют вокруг деревни.
Под конец опахивания зарывали петуха и кошку (или собаку). И не дай Бог, если им на пути попадётся что-нибудь живое - убьют, полагая, что в его образе скрывается «коровья смерть».

25 ФЕВРАЛЯ. МЕЛЕНТИЙ И АЛЕКСИЙ.
С этого дня на три утренние зори выносили зерно, предназначенное для посева, полагая, что тронутые морозом семена дают лучший урожай. Выносили также пряжу и лён, уверенные в благотворном воздействии утренней февральской зари на свою рукотворную продукцию.

С днем ангела вас, именинники недели!
19 февраля: Мария, Христина, Юлиан.
20 февраля: Лука. Надежды и терпения вам!
21 февраля: Захар, Савва, Федор.
22 февраля: Геннадий, Иннокентий, Никифор, Панкрат.
23 февраля: Анна, Валентина, Порфирий, Прохор.
24 февраля: Власий, Всеволод, Гавриил, Дмитрий.
25 февраля: Алексей, Антон, Евгений, Мария.
Надежды и терпения вам!


Рецензии