Фильм 20 22. Первые впечатления

23-24  февраля Первый канал показал первый художественный фильм о событиях начала СВО.

Прошло 2 года с начала этой гибридной войны, а в нашем сознании все еще масса  вопросов и сомнений.

Еще до 2014 года многие из нас с интересом смотрели телепередачи программы  «Открытая студия» с Никой Стрижак. На одной из дискуссий Ника задала вопрос, может ли реально начаться война с Украиной. Встала одна из юных глупышек, на мой взгляд,  и с улыбкой заявила, что на Украине живет ее двоюродный брат  и говорит, что войны они не желают, но если придется, он возьмет в руки оружие.  Тогда я посчитала глупыми и вопрос, и ответ.

Я ошиблась. В 2014 году украинские добровольцы выстроились перед Славянском. Но и тогда еще не верилось, что противостояние способно вылиться в полнометражные военные действия.

 - Мы вышли с палками, - убеждал меня знакомый, член «Батьковщины».
 - С палками?  Почему на телеэкране были танки?
 - Мы защищались.
 - Если вы только защищались, как получилось, что через три месяца вы взяли Славянск и отправились вглубь? С палками.

Мы не убедили друг друга. Но продолжали  общаться.

Принять Украину как вражеское государство не получается.  Особенно, если учитывать, что моя сноха из Канева.  Я сама была в конце 80-х в Киеве на семинаре, и мне очень понравились и город, и народ.

Фильм «20/22»  снят в прошлом году в Артемовске, действительно разбитом, в естественных декорациях. В центре внимания двое молодых влюбленных, Данил и Алиса, волею судеб оказавшихся в центре событий в первые недели СВО в 2022 году.

Но вначале я бы хотела обратиться к образу Артема.  Его сыграл нижегородский актер Владимир Карпук. Небольшого роста, крепыш, Артем вполне вписался в ту жизнь, которая сложилась в Украине в 2014-2022 годах. У него небольшой бизнес, жена, дочь-школьница, квартира. Он - «мирный», продает планшеты.

Но расторможенные воины ВСУ отбирают планшеты, танк проезжает по  передней части машины, в которой сидит Артем. Все; в одночасье бизнес лопнул.

Бросился к жене, а та уже тяжело ранена. На целую серию хватило бы действия, как он довозил — доносил ее до госпиталя, спас от верной гибели. И еще на одну серию хватило бы материала, как он спасал дочь, которая попала в заложники ВСУ.

«Самое сложное, - говорит Карпук, - было не творчество, а ощущение своей уязвимости, осознание того,  что от тебя  ничего не зависит». Карпук здесь скорей не актер, а типаж, так подбирали исполнителей ролей в Немом кино. Он не сыграл конкретного человека, сыграл некий обобщённый образ мужчины, главы маленького семейства в заданных обстоятельствах. И я бы назвала эти обстоятельства  хоррором (от англ. horror — ужас, шок).

Главные роли сыграли  Дарья Кукарских (Алиса) и Аристарх Венес (Данил). Это разумный подход: доверить главные партии молодежи. Сегодня они воспитаны так, что их мнение заглавное, а все остальные несущественны. Но мир живет не только представлениями молодых. Он сложней и многообразней.

Когда-то в советское время мы  читали одни и те же книги, смотрели одни и те же фильмы, поддерживали одну и ту же ментальность. Сегодня единого мнения нет. Поэтому влюбленные в фильме придерживаются разных политических взглядов. Алиса против СВО и отправляется на протестный митинг.

Данил, московский студент, журналист, родом из Севастополя, его  старший брат воюет на Донбассе. У него другой опыт, который он не навязывает любимой, но и не дистанцируется от него. Данил едет на фронт.

Алиса за ним, и там, побывав в разных ситуациях, столкнувшись с азовцами лицом к лицу, многое переосмысливает.

Образы воинов ВСУ не так объемны,  но и они разные. Есть откровенные отморозки, но есть и те, кто считает разумным вести действия по принятым военным правилам. Хотя бы потому, что  пленным может оказаться любой.

В написании сценария режиссеру Андрею Симонову помогала безымянная жительница, проживающая в Артемовске с 2014 года, и военкор,  ополченец Ринат Есеналиев. Тем не менее фильм довольно схематичен,  не избежал общепринятых штампов. Но ведь он снимался в условиях,  приближенных к фронтовым, а тут свои законы и причины.

Если жизнь в Белгородской области сегодня не безопасна, то что говорить о вчерашних местах военного действия. Артисты  снимались в бронежилетах (а это 25 кг), звук пришлось переписывать, потому что слышны были разрывы снарядов.

Группа осваивалась, привыкала к чувству страха, к «аду на земле». И это, как сказали, очевидцы и участники боев после просмотра фильма, только «одна десятая того, что было».

Выяснить значение самого названия фильма «20/22» мне пока не удалось. Но, возможно, суть заложена в нумерологии? Ангельской нумерологии. Пара - «20» - символизирует гармоничное развитие, некую точку, когда все изменится. Вторая пара - «22» - указывает на какое-то компромиссное решение сложившейся ситуации.  Такая вот оптимистическая точка понимания.

«Война — это последний способ объясниться, когда тебя не слышат»- сказал Владимир Карпук. Не знаю, его ли это слова, или повторенные за кем-то в диалоге, но это истина, и истина страшная. Мы все понимаем это сегодня.
 
ПОСТСКРИПТУМ. 17.03.25 ведущий новой телепрограммы Первого канала "Время героев" Артем Шейнин встретился с Ринатом Есеналиевым, ополченцем, военкором, соавтором сценария фильма "20/22" , сыгравшем в нем эпизодическую роль. Обсуждая фильм, участники встречи поговорили и о названии фильма.  Ринат предположил, что разделительная черта (20/22)означает разведение людей по разные стороны. Это  случилось еще в 2014-м году, обострилось в 2022-м, существует и сейчас, изменяясь, смещаясь, утверждаясь в противостоянии с противником.


Рецензии
Фильм хороший.
И смелый, в том смысле, что не всё чёрно-белое. По своему опыту знаю, что минкульт такое не финансирует. Мой сценарий на тему СВО взят не последним человеком из киноиндустрии и то, ему уже второй раз заворачивают - "не время".
А Сергей Жигунов сообщал, что порядка 50 российских режиссеров отказались работать над его новым многосерийным фильмом про Донбасс. У кого-то особнячок в Испании, у другого - дети учатся в Англии (и на мой сценарий был подобный отказ от режа), третьи мечтают когда-нибудь попасть на международные фестивали.
Стыдно перед погибшими за "русский мир".
Критиковать какие-то решения по тактике боевых действий можно и нужно, но нельзя предавать и "стрелять в спину" своим.
Поэтому не хочу и не буду под сильной лупой искать в этом фильме шероховатости и штампы. Без штампов кино было, наверно, только у братьев Люмьер.

С уважением.

Игорь Пахтеев   07.03.2025 20:15     Заявить о нарушении
Большое спасибо, Игорь! Редко получаешь столь интересную информацию. Казалось бы, за три года при современных технических возможностях должны быть уже циклы художественных фильмов о проблемах СВО. Но чередой по-прежнему идут только сериалы о хороших и не очень следователях. Не думала, что сценарии существуют, а режиссерских разработок нет по таким причинам. Нужны именно художественные произведения, потому что через эмоциональное состояние события воспринимаются проникновенней, действенней.
Вы правы: перед погибшими стыдно. Перед инвалидами стыдно. И стыдно перед теми, кто приехал по короткую передышку, у них другие глаза, они другие.

Нина Ватрушкина 2   08.03.2025 13:32   Заявить о нарушении
Рад, Нина что наши мысли в основном совпадают.
Но это к слову. А главное:
С праздником, Нина! 😊
Пусть весна и солнце всегда будут в Вашей душе, независимо от погоды за окном и даты на календаре.😊

Игорь Пахтеев   08.03.2025 19:10   Заявить о нарушении
Игорь, огромное спасибо!

Нина Ватрушкина 2   08.03.2025 20:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.