Албанец

  Из серии Ядранский ветер.
    Таксёры или Албанец
Это как раз после уроков кайта.
 И так, напившись морской воды, и вполне удовлетворенный своим первым успехом в кайтсёрфе, я направился в сторону дома. А так как я был без машины - еще предстояла довольно непростая задача - сначала добраться до Ульциня. От Ульциня  до Бара осенью хоть и не часто, но автобусы всё-же ездят, но до автобуса добрых километров десять. Остается ловить машину. Конечно летом с этим проблем не бывает, особенно если вы молодая девушка. Но на девушку я как-то совсем не похож. Кстати сентябрь в Черногории совершенно сказочный месяц. В начале сентября могут пролиться пару дождей, но они не успевают охладить море, оно будет теплое почти до ноября. Однако, машин в это время на дорогах уже почти нет, да и на десяти-километровом песчаном пляже - полный простор. От пляжа до дороги – совсем недалеко, минут десять ходьбы. На дороге меня ждет не очень приятное открытие – порывшись в рюкзаке я быстро понял, что забыл дома кошелёк. Судорожно смотрю по карманам и нахожу 5 евро одной купюрой. До дома явно не добраться. Туристов, которые вас часто могут прихватить по пути бесплатно - уже нет,  а с таксистами я уже хорошо знаком.
  Пока нет попутки - открою несколько маленьких секретов. Если вы останавливаете такси, водитель иногда спрашивает:
   - Uklju;im broja;, ili tako smo dogovorimo? 
( Что  такое брояч я уже знал – это счетчик,  а остальной текст я умышленно не перевожу,  потому как с одной стороны корни наших языков очень схожи (мне очень нравится сербское слово – сличны), а с другой стороны, чтоб вы острее смогли оценить ситуацию. А языка я   к этому времени знал не более тех, кто успел сюда перебраться на волне ажиотажных продаж недвижимости в Черногории.)
  Тут не теряйтесь и сразу называйте свою цену, от Бара до Ульциня можно  добраться  как раз за 5-6 евро. Если скажете – Три! – водителя это может обидеть и он скажет:
   – Десять!
  Если скажете:
   – Четыре! – он добавит еще один евро и  тут-же соглашайтесь. Но если скажете:
   – Пять! - он все равно добавит один евро, и вам придется согласиться. Ну а если скажете – Шесть!, то поедете за семь, и так далее. А если согласитесь на «брояч» – то окончательную сумму рассчитать сложно. Счетчики в наших краях какие-то странные,  и от Бара до Ульциня по счетчику вы прокатитесь где-то в районе от двадцати до тридцати евро и не факт, что цена туда и обратно окажется одинаковой. . Но вот зато если вы едете из Подгорицы в Бар - всегда выйдет одна и та же сумма 70 евро. Но и водители  (я про Подгорицу(  -там все как на подбор – высокие, стройные, интересные черногорцы, при костюме и галстуке, в белых накрахмаленных рубашках, и машины у них всегда чистенькие – без единой пылинки! И ехать с ними очень приятно.
  Летом же в наших прибрежных краях вас скорее всего подхватит отдыхающий турист, а зимой – строитель, который непременно вам предложит купить участок или дом, или что-нибудь построить. Но здесь  торопиться не следует! Однажды посмотрев один такой участок, который мне весьма понравился, я уже на следующий день узнал от соседей, что настоящий владелец уже десять лет как в Австралии и за это время в своем доме еще ни разу не появлялся! 
 
   Между тем попуток так и нет, и я пока продолжу начатую тему, поделиться уже гораздо позже нажитым опытом.
   Либо еще вариант. По Черногории, по крайней мере в наших краях,  часто можно встретить на дороге очень старенькие мерсы со значком такси, но не снаружи, как положено, а внутри на торпеде.
  Однажды я на таком проехался. Водителем оказался дородный албанец с очень узким лбом и в громадных черных очках, скрывавших добрую половину, как мне показалось совсем не доброго лица.  От Бара до Утехи сговорились за три евро. Но когда вошел внутрь машины – было не пожалел. Интерьер этого мерседеса мне почему-то напомнил один из бункеров компьютерной игры Fallaut. Добрая половина торпеды вообще без кожуха. Зато сразу видать что творится в моторном отсеке! Когда-то кожаные сидения от времени благополучно протерлись до войлока, а кое где и до пружин. Обшивка боковых дверей, пола и спинок сидений, похоже  уже давно отвалились по ветхости. Крепко прокопченный потолок,  весь измазанный масляными пальцами, наверняка  не первый год служил водителю дополнительной ветошью.
  Мы тронулись с места и кардан старика-Мерса уверенно застучал по заднему мосту и одновременно по кузову. На мой испуганный взгляд водитель ответил добродушной улыбкой:
  - Sve u redu!  -(всё в порядке!)
  Я согласно кивнул:
 - И сам вижу, что всё в порядке. Ведь едем!
   На третьей скорости грохот заменился надрывным, но равномерным воем, которой уже не вызывал во мне никакого чувства, связанного с опасностью. В машине было еще два пассажира - под стать водителю. Если в машине уже есть пассажиры, то ваша поездка окажется гораздо дешевле, почему и удалось легко договориться на трёшку. . (но смотря какие попадутся попутчики – промелькнуло в голове). Как я услышал из разговора - один из пассажиров был тоже албанец, а второй - боснийский серб. О чем был разговор на албанском, я естественно совершенно не понял (пока знаю только здрасте-досвидания, но уже пора бы и подучить), а на на сербском обсуждалась сделка покупки машины без регистрации, (но об этом как-нибудь потом) . Когда по пути следования появлялся дежурный патруль, водитель проворно убирал таксерский фонарик под торпеду. Еду, слушаю, а сам немножко всё же волнуюсь. И водитель странный, да и попутчики не простые... НО едем прямо, не сворачиваем.  Скоро  к моему великому облегчению оба  странных пассажира  вышли. К этому времени я уже немножко разговаривал, не скажу по-черногорски, но по-сербски. Чтоб яснее себе представить намерения водителя на мой счет, пытаюсь его разговорить:
  - Za;to sakriva; ovu taksersku oznasku?  Ne ma; dozvolu?
(зачем прячешь таксерский знак? Нет разрешения?)
  На лице водителя появляется все та же добродушная улыбка:
  - Ima-ima! Ja sam imam ;etiredeset godina voza;kog iskustva, sad sam penzioner, novog kola nema – ovai mersedes je mnogo stari. (Есть- есть! У меня сорок лет водительского опыта, сейчас пенсионер. Новой машины нет, а этот Мерседес – ну очень старый)
  - Koliko godina tvomu kolove?  ( Сколько ему лет?)
  - Nikog nema ko bio to zna! Ja sam vozim sa ovim kolom trideset pet godina. Kada cam ga kupio – sigurno ne znao! Ale dobro vozi, jo; ni;ta ne pokvario. Motor i danas dan je dobar. ;ta bilo ne potrebno – sam otbacao! - водитель махнул рукой в сторону раздетых дверей.
(Никого нет, кто бы то знал! Я на этой машине ездим уже тридцать пять лет.  А и когда покупал – точно не знал!  НО хорошо едет. Еще ничего не сломалось. Мотор и сегодня хорош. А что оказалось не нужно – я сам выкинул!)
  - A samo brave jo; u redu!  (А только сами двери – в порядке)
 Бравэ – это двери. Они действительно на месте. Приглядевшись повнимательнее я вдруг заметил, что вместе с обшивкой были отбацаны и стекла почти на всех дверях, вместе со всем стекло-подъемным механизмом.
  Когда мы уже подъезжали к дому  водитель попросил у меня телефон, - позвонить. Но я вежливо отказал, сославшись но то что телефон забыл дома. Тогда он попросился ко мне домой – опять таки позвонить. Пришлось и тут слукавить, - что еду, мол к друзьям, и будет неудобно. Водитель немного посмурнел, но когда я заплатил ему обещанные 3 евро, на его лицо вернулась всё та же добродушная улыбка. Но вышел я на всякий случай, не возле дома а у магазина. Так как-то поспокойнее.
Я не сильно хлопнул дверцей. К моему великому удивлению замок, закрывая дверь мягко щелкнул, как новенький!
  -Да, подумал я – Мерседес!!!
Водитель махнул мне рукой размером с медвежью лапу, ласково улыбнулся, Мерс рыкнул, выпустил облако черного дыма,  застучав карданом по заднему мосту и кузову "умчал в сторону Ульциня"….

  Но цену, по любому, обговаривайте заранее, чтоб не попасть в неприятную ситуацию. Однажды, на вопрос про «брояч, или тако смо договоримо» ответил:  -«Тако смо договоримо» - расчитывая на теже пять евро от Бара до Утехи. Но водитель попросил пятнадцать! Спорить было уже поздно. А по счетчику можно было и за десять!


Рецензии