Школа нового времени
В основном потому, что:
А. в школе неинтересно
Б. Жизнь идёт вперёд, развивается, школа – не меняется.
С. Школа не даёт актуальных, пригодных и необходимых для жизни знаний, навыков и умений.
В детском саду от года и до пяти лет ребёнок должен расти и развиваться, прыгать, бегать, играть. Режим дня, игры-занятия по выбору (предлагать несколько) и комплексные (несколько «предметов» в одном занятии), максимально практические, направленные на развитие мышления, исследовательской деятельности и творческих способностей (до 7 лет – сензитивный период для развития творчества и языков). Главное – свобода выбора; чем ребёнку интересно заниматься, тем и занимаемся.
Можно использовать и интересный опыт Японии, где детей в течение недели учат одному навыку, необходимому для жизни (к примеру, завязывать шнурки, складывать вещи, собирать портфель), и к моменту перехода из детского сада в школу ребёнок обладает многими необходимыми навыками, он самостоятелен в самообслуживании.
7-11 (первые 4 года) – начальная школа. Учим читать, писать, считать.
12-15 (ещё четыре года) – средняя школа, выявление склонностей, способностей, интересов.
16-19 (последние четыре года) – гимназия, специализация/училище.
Чему учить?
Тому, что реально пригодится в жизни: умение считать, писать, чертить, строить, вести хозяйство, планировать бюджет, общаться, понимать себя и другого, создавать и поддерживать отношения, воспитывать детей, беречь окружающую среду……
Как учить?
Очень важный вопрос. Дети не должны так много сидеть на месте. Дайте им возможность двигаться и познавать окружающий мир.
Младшая школа – продолжение садика. Дети в школе до 16 часов, пока родители не придут с работы. По-прежнему много игр, дневной отдых (тихие, спокойные занятия), занятия по интересам. Много экскурсий и практической деятельности.
Среднее звено – по-прежнему упор на практику. Много экскурсий, проектов, нет постоянных классов, дети объединяются в коллективы по интересам (много разных проектов, скажем, один на неделю-две), куда интегрированы сразу несколько задач.
Например: идём на экскурсию или в поход. Предварительная работа: рассчитать время, бюджет, что взять с собой. Составить список. По дороге – каждой группе своё задание: за чем наблюдать, каким образом фиксировать наблюдения. После самой экскурсии: написать отчёт или эссе, или сочинение, или вместе выпустить школьную газету по итогам проекта, а может быть, даже издать небольшую книгу с фото, рисунками, чертежами (по заданиям, у каждого своё).
В добавок к этому раз в месяц проводить какие-то мероприятия, где у детей есть возможность выступать (умение выступать на публике – один из практических навыков, необходимых в жизни), которое тоже интегрировать в учебный процесс (шить костюмы, писать сценарии, рассчитать время выступления, освещение, заучивать стихи, выступать на разных языках) – и оценки идут по предметам (математика, литература, труды). Хотя, возможно оценивать не знания, а умения человека.
Система оценивания тоже может быть изменена.
В старшей школе (гимназии) проектная деятельность сохраняется, но уже больше самостоятельности, самоорганизации, специализации. Преподаватель – как консультант, наставник, а ученик учится сам, готовится к тому, как будет учиться в высшем учебном заведении.
Воспитательная функция школы – обязательно. Цели ставим исходя из того, что хотим получить на выходе: активных, эрудированных, воспитанных, ответственных, самостоятельных, неравнодушных граждан/жителей города/страны.
В такую школу дети будут бегом бежать и их оттуда домой не выгонишь )
Для проблемных учеников: сотрудничество с полицией и городским хозяйством, привлекать к труду. Прогулял, проспал, подрался, что-то сломал – пожалуйте поработать на благо родного города: озеленение, уборка снега, уборка коридоров и прочее. Трудотерапия, одним словом.
Хороший пример - финские школы, где нет парт. Вместо этого - несколько больших столов, вокруг которых кипит работа. Дети не сидят. Они могут свободно перемещаться по классу.
С Германии можно взять пример практики в различных учреждениях, которая начинается с пятого класса. Таким образом к окончанию школы молодой человек уже попробовал многие профессии, ему легче определиться с тем, что ему интересно.
P.S. вчера на ковизии было бурное обсуждение по теме. Добавили, что классы должны быть маленькими, чтобы у учителя была реальная возможность уделять внимание каждому.
Хотя от себя добавлю, что сама по себе количество учеников проблемы не решает. Должен быть ещё учитель по призванию, мотивированный на создание дружественной атмосферы в классе, любящий детей и свою профессию, готовый учить и учиться, расти и развиваться
Второе: нужно создание социальной сети взаимодействия и сотрудничества, где были бы представители всех работающих с детьми организаций (город/страна/мир)
Третье: кадры. Очень острый вопрос. Надо учитывать мнение и детей, и родителей, и если большинству учитель не нравится, его не должно быть в школе.
Свидетельство о публикации №224022501808
Классический пример. В озере плавало пять лодок. Две причалили к берегу. Сколько лодок осталось в озере?
5 - 2 = 3 - это не решение задачи. Не надо бить лбами цифры друг о друга. Надо учить видеть, какие проблемы возникают или происходят в задаче.
Две причалили к берегу. Они что - на лужайку ушли и там в прятки играют. Они же остались в воде. А вода под ними - это разве не озеро?
Надо приучать смотреть и видеть события задачи.
Голой арифметики быть не должно. Сразу должна быть математика. Как же потом трудно затаскивать тех детей в математику, которых учили не думать, а запоминать счёт.
Мне кажется, на это надо обратить внимание. С уважением. Феликс довжик.
Феликс Довжик 05.04.2024 17:32 Заявить о нарушении
Благодарю за Ваше мнение и интерес к теме! 🙏☀️👍
Надя Бирру 05.04.2024 18:20 Заявить о нарушении